Хендрик Гольциус | |
---|---|
Автопортрет (ок. 1593–94) | |
Родился | Хендрик Гольц. январь / февраль 1558. Брахт, Герцогство Юлих, Священная Римская Империя |
Умер | (1617-01-01) 1 января 1617 г. (в возрасте 58–59 лет). Харлем, Голландская Республика |
Род занятий | Гравюр, рисовальщик, художник |
Известен как | Использование резца для гравировки |
Стиль | Северный маньеризм |
Хендрик Гольциус, или Хендрик, (немецкий: ; голландский: ; январь или февраль 1558 г. - 1 января 1617 г.) был уроженцем Германии голландцем гравером, рисовальщиком и художником. Он был ведущим голландским гравером раннего барокко периода, или северного маньеризма, прославившимся своей сложной техникой, техническим мастерством и «изобилием» своих композиций. По мнению А. Hyatt Mayor, Гольциус «был последним профессиональным гравером, который рисовал с авторитетом хорошего художника, и последним, кто изобрел множество картин для копирования». В середине жизни он также начал писать картины.
Гольциус родился около Венло в Брахте или Миллебрехте, деревне тогда в Герцогстве Юлих, ныне в муниципалитете Брюгген в Северном Рейне-Вестфалии. Его семья переехала в Дуйсбург, когда ему было 3 года. Проучившись несколько лет живописи на стекле у своего отца, он научился гравюре у голландского эрудита Дирка Волкертсзоона Корнхерта, который тогда жил в Клеве. В 1577 году он вместе с Корнхертом переехал в Харлем в Голландской республике, где он оставался до конца своей жизни. В том же городе его нанял Филип Галле, чтобы выгравировать серию гравюр, посвященных истории Лукреции.
, у Гольциуса была деформированная правая рука из-за пожара, когда он был младенцем ( его рисунок ниже), который оказался особенно подходящим для удерживания резца ; «будучи вынужденным рисовать большими мускулами руки и плеча, он овладел властным движением линии».
В 1580-х годах Гольциус со своими друзьями ван Мандером и художником Корнелисом ван Харлемом основал Художественная академия в Харлеме, подражая академии во Франции и Болонье, где человеческую фигуру можно было изучать с натуры и предоставить художникам место встречи для обсуждения практики и эстетики.
В возрасте 21 года он женился на вдове на восемь или девять лет старше его, деньги которой позволили ему основать независимый бизнес в Харлеме; но его неприятные отношения с ней так повлияли на его здоровье, что он счел целесообразным в 1590 году совершить поездку через Германию в Италию, где он проникся сильным восхищением работами Микеланджело. Он вернулся в Харлем в августе 1591 года, значительно поправился и проработал там до самой смерти.
Его портреты, хотя и в основном миниатюры, являются шедеврами в своем роде, как из-за их изысканной отделки, так и из-за прекрасных проработок индивидуального характера. Самым ярким примером из его больших голов является автопортрет в натуральную величину.
Гольциус довел до беспрецедентного уровня использование «линии набухания», когда резцом манипулируют, чтобы сделать линии толще или тоньше, чтобы создать тональный эффект на расстоянии. Он также был пионером техники «точка и ромб», когда точки помещаются в середину пространств ромбовидной формы, создаваемых перекрестной штриховкой для дальнейшего улучшения тонального затенения.
Холлштейн приписывает ему 388 гравюр, а еще 574 - работы других мастеров по его эскизам.
Говорят, что в своем командовании резцом Гольциус соперничает с Дюрером. Он гравировал картины Бартоломеуса Шпрангера, тем самым увеличивая известность последнего - и своей собственной. Гольциус начал рисовать в возрасте сорока двух лет; некоторые из его картин можно найти в Вене. Он также выполнил несколько ксилографии со светотенью. Он был отчимом гравера Джейкоба Матама. Он умер в возрасте 58 лет в Харлеме.
В большинстве крупных типографий есть группа гравюр Гольциуса.
Гораций Коклес, из Римские герои, 1586
Икар (1588) из серии Четыре позора
Гравюра Фарнезский Геркулес, ок. 1598
Sine Cerere et Baccho friget Venus (Без Цереры и Вакха Венера замерзла бы), 1600–03
Портрет Собирателя раковин Ян Говертсен ван дер Аэр (1603)
Падение человека
Геракл, убивающий Какуса, ксилография светотени, 1588
Наперстянка в цвету, 1592 г., перо и коричневые чернила на мелованной бумаге, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Великий Геркулес, 1589
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хендриком Гольциусом. |