Хельсинкские соглашения

редактировать
Необязательное политическое соглашение между Европой и Северной Америкой 1975 года Канцлер Федеративной Республики Германии (Западная Германия) Гельмут Шмидт, председатель Государственного совета Германской Демократической Республики (Восточная Германия) Эрих Хонеккер, президент США Джеральд Форд и канцлер Австрии Бруно Крайски От слева - Киссинджер, Брежнев, Форд и Громыко за пределами американского посольства, Хельсинки, Финляндия, 1975 г.)

Заключительный акт Хельсинки, также известный как Хельсинки Соглашения или Хельсинкская декларация - документ, подписанный на заключительном заседании третьего этапа Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся в Хельсинки, Финляндия, 30 июля - 1 августа 1975 г., после двух лет переговоров, известных как Хельсинкский процесс . Все существовавшие на тот момент европейские страны (кроме прокитайских Албании и полусуверенной Андорры ), а также США и Канада, всего 35 государств-участников, подписали Заключительный акт в попытке улучшить разрядку между советским блоком и Западом. Однако Хельсинкские соглашения не имели обязательной силы, поскольку не имели статуса договора, который должен был быть ратифицирован парламентами. Иногда термин «Хельсинкский пакт (ы)» также использовался неофициально.

Содержание

  • 1 Статьи
    • 1.1 Свобода информации
  • 2 Администрация Ford
  • 3 Восприятие и влияние
  • 4 Подписавшие государства
  • 5 Главы государства или правительства
    • 5.1 Международные организации
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Статьи

В По терминологии СБСЕ, было четыре группы или корзины. В первой корзине «Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками» (также известная как «Декалог») перечислены следующие 10 пунктов:

  1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
  2. Воздержание от угрозы силой или ее применения
  3. Неприкосновенность границ
  4. Территориальная целостность государств
  5. Мирное урегулирование споров
  6. Невмешательство во внутренние дела
  7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии или убеждений
  8. Равноправие и самоопределение народов
  9. Сотрудничество между государствами
  10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Вторая корзина обещала экономическое научно-техническое сотрудничество, облегчая деловые контакты и производственное сотрудничество, связывая вместе транспортные сети и увеличивая поток информации п. Третья корзина включает обязательства по улучшению человеческого контекста воссоединения семей, браков и путешествий. Он также стремился улучшить условия жизни журналистов и расширить культурный обмен. Четвертая корзина касалась процедур мониторинга выполнения и планирования будущих встреч.

Свобода информации

Соединенные Штаты искали положение, запрещающее радиопомех, но он не смог найти консенсуса из-за советской оппозиции. Несмотря на это, Запад считал глушение незаконным в соответствии с согласованной формулировкой «расширения распространения информации, передаваемой по радио». Советский Союз считал, что глушение было юридически оправданной реакцией на передачи, которые, как они утверждали, были нарушением широкой цели Хельсинкских соглашений - «удовлетворить интересы взаимопонимания между людьми и цели, сформулированные Конференцией».

Администрация Форда

Когда президент Джеральд Форд вступил в должность в августе 1974 года, переговоры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) продолжались почти два года. Хотя СССР стремился к скорейшему урегулированию, ни одна из сторон не пошла на уступки, особенно в вопросах прав человека. На протяжении большей части переговоров лидеры США не проявляли особого интереса к процессу. В августе 1974 года советник по национальной безопасности и государственный секретарь Генри Киссинджер сказал Форду: «Мы никогда не хотели этого, но мы пошли вместе с европейцами. [...] Это бессмысленно - это просто пьеса на трибуне. левых. Мы идем вместе с ними ».

За несколько месяцев до завершения переговоров и подписания Хельсинкского Заключительного акта американская общественность, в частности американцы восточноевропейского происхождения, выразили озабоченность тем, что соглашение означало бы признание советского господства над Восточной Европой и включение стран Балтии в состав СССР. Президент Форд тоже был обеспокоен этим и попросил разъяснений по этому поводу у Совета национальной безопасности США. Сенат США также беспокоила судьба стран Балтии и СБСЕ в целом. Несколько сенаторов написали президенту Форду с просьбой отложить заключительный этап саммита до тех пор, пока все вопросы не будут урегулированы, и таким образом, который будет благоприятным для Запада.

Незадолго до отъезда президента Форд в Хельсинки он провел встречу с группа американцев восточноевропейского происхождения и окончательно заявила, что политика США в отношении стран Балтии не изменится, но будет усилена, поскольку соглашение отрицает аннексию территории в нарушение международного права и допускает мирное изменение границ.

Форд в июле 1975 года сказал делегации американцев из Восточной Европы, что:

Хельсинкские документы включают политические и моральные обязательства, направленные на снижение напряженности и дальнейшее открытие линий связи между народами Востока и Запада.... Мы не берем на себя никаких обязательств, помимо того, что мы уже приняли в соответствии с нашими собственными моральными и правовыми стандартами и более официальными договорными соглашениями, такими как Устав Организации Объединенных Наций и Декларация прав человека.... Если все это не удастся, Европе будет не хуже, чем сейчас. Если хотя бы часть этого удастся, то участь людей в Восточной Европе станет намного лучше, и дело свободы продвинется хотя бы так далеко ».

Его заверения не имели большого эффекта. Объем негативных писем продолжал расти. Американское общество все еще не убеждено в том, что американская политика по присоединению стран Балтии не будет изменена Хельсинкским Заключительным актом. Несмотря на протесты со всех сторон, Форд решил продвинуться вперед и подписать соглашение. По мере роста внутренней критики Форд застрахованный от поддержки Хельсинкских соглашений, которые в целом ослабили его внешнеполитический статус. Его промах в дебатах с Картером, когда он отрицал контроль Кремля над Польшей, оказался катастрофическим.

Finlandia Hall, место встречи для конференции Хельсинкских соглашений

Восприятие и влияние

Документ рассматривался как значительный шаг на пути к снижению напряженности холодной войны и как важный дипломатический импульс для Советского Союза в то время, из-за т o его положения о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые, как считалось, закрепили территориальные завоевания СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны. Учитывая возражения Канады, Испании, Ирландии и других государств, в Заключительном акте просто говорилось, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут измениться мирным внутренним означает. Президент США Джеральд Форд также подтвердил, что политика непризнания США стран Балтии '(Литва, Латвия и Эстония ) принудительное включение в Советский Союз не изменилось. Лидеры других стран-членов НАТО сделали аналогичные заявления.

Однако часть соглашения гражданские права легла в основу работы Helsinki Watch, западная разведка неправительственная организация, созданная для поддержки диссидентов в Восточной Европе, которые были допущены и поддержаны западными корпоративными СМИ и правительствами западных стран, под эгидой контроля за соблюдением Хельсинкских соглашений (которые превратился в несколько региональных комитетов, в конечном итоге образовав Международную Хельсинкскую Федерацию и Human Rights Watch ). Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание уделялось их применению к Советскому Союзу и его союзникам по Варшавскому договору, включая Болгарию, Чехословакию, Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), Венгрия, Польша и Румыния. Советская пропаганда представила Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева.

По словам исследователя холодной войны Джона Льюиса Гэддиса в своей книге «Холод» Война: новая история (2005), Леонид Брежнев с нетерпением ждал, Анатолий Добрынин, вспоминает, что «известность, которую он получит... когда советская общественность узнает о финале. урегулирование послевоенных границ, ради которых они так много пожертвовали, «...» [Вместо этого Хельсинкские соглашения] постепенно превратились в манифест диссидентского и либерального движения »... Это означало, что люди, жившие при этих системах - по крайней мере, более смелые - могли требовать официального разрешения говорить то, что думали ».

Тогдашняя - Народная Республика Албания отказалась участвовать в Соглашении, ее лидер Энвер Ходжа утверждает: «Все сателлиты Советов, за возможным исключением болгар, хотят разорвать оковы Варшавский договор, но не могут. Тогда их единственная надежда - это то, что позволяет им Хельсинкский документ, то есть укреплять их дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, чтобы позволит церкви занять прежнее место, углубить моральное вырождение, усилить антисоветизм, и Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой ».

Хельсинкские соглашения послужили фундаментом для позже Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в 1995 году в соответствии с Парижской хартией 1990 года.

Подписавшие государства

Главы государств или правительств

«Нижеподписавшиеся Высокие представители государств-участников», а также места на конференции были расположены в алфавитном порядке по кратким названиям стран на французском языке (таким образом, начиная с двух Allemagnes, за которыми следует Америка, и Tchécoslovaquie, отделенный от Union Sovietique Турки и т. Д..). Это также повлияло на заголовки закона последовательно на немецком, английском, испанском, французском, итальянском и русском языках, которые также были рабочими языками конференции и языками самого закона.

Международные организации

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Кори, Уильям. Обещания, которые мы выполняем: права человека, Хельсинкский процесс и американская внешняя политика (St. Martin's Press, 1993).
  • Морган, Майкл Коути. Заключительный акт: Хельсинкские соглашения и трансформация холодной войны. (Princeton UP, 2018).
  • Nuti, Leopoldo, ed. Кризис разрядки в Европе: от Хельсинки до Горбачева, 1975–1985 (Routledge, 2008).
  • Снайдер, Сара Б. «Зазеркалье: Заключительный акт Хельсинки и выборы президента 1976 года». Дипломатия и государственное управление 21.1 (2010): 87-106. он помог победить Джеральда Форда
  • Томас, Дэниел К. «Хельсинкские соглашения и политические перемены в Восточной Европе». Кембриджские исследования международных отношений 66 (1999): 205–233. |
  • Томас, Дэниел С. Эффект Хельсинки: международные нормы, права человека и крах коммунизма. Princeton UP, 2001. ISBN 9780691048598
  • Венгер, Андреас, Войтех Мастни и Кристиан Нюнлист, ред. Истоки европейской системы безопасности: новый взгляд на Хельсинкский процесс, 1965-75 гг. (Routledge, 2008).

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хельсинкскими соглашениями.
Викиисточник содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Хельсинкский Заключительный акт
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:04:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте