Золотой шлем Коцофенешти (произносится / коцофенешти /) - это гето - дакский шлем, датируемый первой половиной IV века до нашей эры.
В 1929 году ребенок по имени Траян Симион случайно обнаружил шлем на территории села Пояна Козофенешти (ныне Пояна Варбилэу ), Прахова уезда, Румыния, в месте под названием "Варфул Фундэтури".
Вслед за этим профессор предыстории Бухарестского университета провел тщательное расследование на месте. Группа археологов заметила, что шлем не был частью золотого клада или могилы, а был частью местного гето-дакского поселения Ла-Тен. Археологи пришли к выводу, что шлем был случайной находкой, так как было обнаружено всего несколько фрагментов поздней гальштатской керамики, некоторые из них колесные. Шлем хранится в Национальном историческом музее Румынии (инв. 11420).
Золотой шлем почти килограммовый, очень хорошо сохранился, отсутствует только часть его черепной шапки. Форма шлема и его украшения раскрывают автохтонный характер этого гетодакийского произведения искусства. Шлем украшен большими заклепками на верхней части черепа и двумя очень большими апотропными глазами, предназначенными для отражения сглаза и магических заклинаний. Было установлено, что он принадлежал неизвестному местному гето-дакскому царю или местному аристократическому дворянину примерно с 400 г. до н.э. Одна из теорий - без всякого шума, однако - гласит, что этот предмет был священным шлемом Залмоксиса, живого бога-пророка даков.
Вид с поврежденным верхом.Шлем на украшениях изображены различные мифические существа, а также изображение на каждой из них ритуального разыгрывания.
На щеке шлема Пояна-Кошофенешти изображен барана, которого приносит в жертву человек, преклонивший колени. его тело и собирается перерезать горло коротким ножом. Иконография на правой стороне шлема представляет большой интерес и была истолкована в свете сцены тавроктонии из Митраических мистерий. Окружающая среда и изобилие вполне могут объяснить переход к более крупным животным в предлагаемых видах и аналогичную интерпретацию эпизода убийства быка. Это жертвоприношение барана могло быть совершено «королем-жрецом-богом».
Пара прожорливых зверей на воротнике Козофенешти занимает нижний регистр вместе с аналогичным существом, лишенным ноги жертвы.. Этот мотив «Прожорливого зверя» встречается ранее в ассирийском искусстве и был популярен у этрусков. Финикия, вероятно, была посредником при его перемещении в Италию и вокруг Адриатики, но Прожорливый Зверь должен был также путешествовать через Малую Азию в встречаются в северофракийской идиоме не только на воротнике Кочофенешти, но и в горельефе на основании кубков из Аггиги (Агигиол - деревня недалеко от Дельта Дуная в восточной Румынии).
Серебряный стакан из Агигиола Серебряный стакан из АгигиолаВ верхнем регистре отображается ряд из трех сидящих или сидящих на корточках крылатых существ, похожих на обезьян с человеческие лица, длинные предплечья и длинные хвосты. Это, однако, несомненно, прямые, хотя и запущенные, потомки сфинксов на золотом стакане из Амлаша.
Глаза грека боевой щит может быть обозначен для отражения злых ударов, но однажды переведенный на шлем и над глазами северо-фракийского дворянина, который его носил, мог означать: «Я вижу дважды, я глаза, как у моего ястреба ". Фракийские мастера по золоту и серебру, которые производили эти предметы, знали о других стилях современного искусства - стилях Скифии, Греции, северо-восточной Италии и теперь современной Словении, которые были известны благодаря торговле, путешествиям и встречам, и они адаптировали условные обозначения. подходят для своих целей. Значение этих мотивов, несомненно, зависело от контекста.
Изображение мифологических сцен в полном объеме Графическая реконструкция поврежденного шлема, со сценой, напоминающей митраистскую тауроктониюТакие украшения, как розетки, полосы, треугольники, спираль и др. - специфические мотивы гетодакийского искусства. Сцена принесения в жертву барана - восточная иранская тема, которая вошла в греческое искусство, а оттуда в «варварское» искусство. Таким образом, похоже, что шлем был изготовлен в греческой мастерской. Но при этом неуклюжая техника исполнения, контрастирующая с совершенной техникой греческого мастера, указывает на автохтонность.
Реплика шлема появилась в историческом фильме 1967 года Dacii (Даки) Серджиу Николаеску, хотя для этого потребовалось место по крайней мере через 500 лет после периода, к которому был приурочен шлем. Носимый дакийским царем Децебалом, шлем из фильма имел плоский верх, неточность, которая вошла в жаргон поп-культуры. комикс «Din zori de istorie», опубликованный в конце 1970-х годов в журнале «Cutezătorii », написанный и нарисованный автором, также изображает шлем с плоским верхом. Его носил гетиан царь Одрикс во время конфликта с персидским царем Дарием I, который в 513 г. до н.э. вел поход против скифов. Действие происходит примерно в тот период, когда был произведен оригинальный шлем. В похожем комиксе, написанном Василе Манучану и нарисованном Санду Флоря, изображен король Буребиста в шлеме.
На Викискладе есть материалы, связанные с Шлем Кошофенешти. |
На Викискладе есть материалы, связанные с Дакией и даками. |