Елена (императрица)

редактировать
Мать римского императора Константина I

Елена
Августа
Елена Колизей Рим Италия.jpg Сидящая статуя Елены в Musei Capitolini, Рим
Родилсяок. 246/48 нашей эры. Дрепанум, Вифиния, Малая Азия
Умерок. 330 г. н.э.. Рим, Тоскания и Умбрия
ЗахоронениеМавзолей Елены
СупругКонстанций Хлор
ВыпускКонстантин I
Полное имя
Флавия Юлия Елена
Династия Константиниан
Святая Елена Константинопольская
Saint Helena.jpg Статуя Святой Елены в базилике Святого Петра, Рим, Италия
Императрица, Мать Святого Константина и равных апостолам
Почитаются в
канонизированной преконгрегации
Майор святыня Святыня Святой Елены в Св. Базилика Петра
Праздник

Флавия Юлия Хелена (; ок. 246/248 - ок. 330), или Святой Елены (греч. : Ἁγία Ἑλένη, Hagía Helénē), была матерью римского императора Константина Великого. Она родилась вне дворянских сословий, Греческий, возможно, в греческом городе Дрепана, Вифиния в Малой Азии.

. Елена занимает важное место в истории христианства и мира из-за ее влияния на своего сына. В последние годы своей жизни она совершила религиозное турне по Сирии, Палестине и Иерусалиму, во время которого древняя традиция утверждает, что она обнаружила Истинный Крест. Восточная Православная Церковь, Восточная Православная Церковь, Католическая Церковь и Англиканская община почитай ее как святую ; лютеранская церковь поминает ее.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Брак с императором Констанцием
  • 3 После восшествия Константина на престол
  • 4 Паломничество и открытие реликвий
    • 4.1 Истинный Крест и Храм Гроба Господня
    • 4.2 Кипр
    • 4.3 Рим
  • 5 Смерть и погребение
  • 6 Святость
  • 7 Реликвии
  • 8 Более поздние культурные традиции
    • 8.1 В британском фольклоре
    • 8.2 Филиппинские легенды и традиции
    • 8.3 Средневековые легенды и художественная литература
    • 8.4 Современная фантастика
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Место рождения Елены достоверно неизвестно. Историк 6-го века Прокопий является самым ранним авторитетом для утверждения, что Елена была уроженкой грека из Дрепана, в провинции Вифинии в Малой Азии. Ее сын Константин переименовал город в "Хеленополис " после ее смерти около 330 г. н.э., что подтверждает веру в то, что город действительно был ее местом рождения. Византинист Кирилл Манго, однако, утверждал, что Хеленополис был заново основан для усиления коммуникационной сети вокруг новой столицы Константина в Константинополе и был переименован просто в честь Елены, а не обязательно в качестве места ее рождения. Существовали также Еленополис в Палестине и Еленополис в Лидии. Эти города и провинция Еленопонт на Понте, вероятно, были названы в честь матери Константина.

Епископ и историк Евсевий Кесарийский утверждает, что Елена была около 80 лет по возвращении из Палестины. Поскольку это путешествие датируется 326–28 годами нашей эры, она, вероятно, родилась примерно в 246–248 годах нашей эры. Однако о ее молодости известно немногое. В источниках четвертого века, следующих после Евтропия 'Breviarium, говорится, что она происходила из скромной семьи. Епископ Амвросий Миланский, писавший в конце 4-го века, первым назвал ее stabularia, что переводится как «конюха» или «трактирщик». Он делает этот факт добродетелью, называя Хелену bona stabularia, «хорошей конюхой». Другие источники, особенно написанные после провозглашения Константина императором, замалчивают или игнорируют ее прошлое.

И Джеффри Монмутский, и Генрих Хантингдонский продвигали популярную, но неверно, традиция, что Хелена была британской принцессой и дочерью "старого короля Коула ". Это привело к тому, что позже ей было посвящено 135 церквей в Англии, многие из которых находятся в районе Йоркшира, и было предложено в 20-м веке в романах Эвелин Во.

Брак. Императору Констанцию ​​

Неизвестно, где она впервые встретила Констанция. Историк Тимоти Барнс предположил, что Констанций, находясь на службе при императоре Аврелиане, мог встретить ее, находясь в Малой Азии во время кампании против Зенобии.. Говорят, что при встрече на них были одинаковые серебряные браслеты; Констанций видел в ней свою половинку, посланную Богом. Барнс обращает внимание на эпитафию в Никомидии одного из защитников Аврелиана, которая может указывать на присутствие императора в Вифинии вскоре после 270 года нашей эры. Точная юридическая природа отношений между Еленой и Констанцием также неизвестна. Источники неоднозначны по этому поводу, иногда называя Елену Констанций «женой», а иногда, вслед за пренебрежительной пропагандой соперника Константина Максенция, называя ее своей «наложницей» <259.>Иероним, возможно, сбитый с толку расплывчатой ​​терминологией его собственных источников, умудряется делать и то, и другое.

Некоторые ученые, такие как историк Ян Драйверс, утверждают, что Констанций и Елена были объединены в гражданский брак, совместное проживание признается по факту, но не по закону. Другие, как Тимоти Барнс, утверждают, что Констанций и Елена были связаны официальным браком на том основании, что источники, утверждающие официальный брак, более надежны.

Елена родила будущего императора Константина I. 27 февраля неопределенного года вскоре после 270 года нашей эры (вероятно, около 272 года нашей эры). В то время она находилась в Найссе (Ниш, Сербия ). Чтобы получить жену, более созвучную своему возрастающему статусу, Констанций развелся с Еленой незадолго до 289 года нашей эры, когда женился на Феодоре, дочери Максимиана, подчинявшейся ему. (Источники повествования датируют брак 293 годом нашей эры, но латинское панегирик 289 года нашей эры относится к паре как к уже состоящей в браке). Елену и ее сына отправили ко двору Диоклетиана в Никомедию, где Константин вырос и стал членом внутреннего круга. Хелена больше не выходила замуж и какое-то время жила в безвестности, хотя была близка со своим единственным сыном, который испытывал к ней глубокое уважение и привязанность.

После восшествия на престол Константина

Константин был провозглашен Августом из Римской империи в 306 году от Р.Х. войсками Констанция после его смерти, и после его возвышения его мать вернулась к общественной жизни в 312 году нашей эры, вернувшись к императорскому двору. Она появляется в Камее Орла, изображающей семью Константина, вероятно, в ознаменование рождения сына Константина Константина II летом 316 года нашей эры. Она получила титул Августа в 325 году нашей эры. Согласно Евсевию, ее обращение в христианство последовало за тем, как ее сын стал императором.

Паломничество и находки реликвий

Находка Елены Истинного Креста, итальянский манускрипт, ок. 825 Св. Елены в Нюрнбергских хрониках, 1493

Константин назначил свою мать Елену Августой Императрикс и дал ей неограниченный доступ к императорской сокровищнице, чтобы найти реликвии христианской традиции. В 326–28 годах нашей эры Елена предприняла поездку в Палестину. Согласно Евсевию Кесарийскому (260/265 AD - 339/340 AD), который записывает подробности ее паломничества в Палестину и другие восточные провинции, она отвечала за строительство или украшение двух церквей, церкви Рождества, Вифлеема и церкви Элеоны на Масличной горе, мест рождения и вознесения Христа, соответственно. Местная легенда об основании связывает с приказом Елены строительство церкви в Египте, чтобы идентифицировать Неопалимая Купина Синая. Часовня в монастыре Святой Екатерины - часто называемая часовней Святой Елены - датируется 330 годом нашей эры.

Истинный Крест и Храм Гроба Господня

Елена Константинопольская, автор Чима да Конельяно, 1495 г. (Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) Святой Елены с крестом, Лукас Кранах Старший, 1525 (Художественный музей Цинциннати )

Иерусалим все еще восстанавливался после разрушения, вызванного Титом в 70 г. Император Адриан построил в 130-х годах нашей эры храм Венеры на предполагаемом месте гробницы Иисуса около Голгофы и переименовал город в Элия ​​Капитолина. Существуют разные мнения относительно того, был ли храм посвящен Венере или Юпитеру. Согласно Евсевию, «[t] здесь был храм Венеры на том месте. Это было у царицы (Елены) разрушен ». Согласно преданию, Елена приказала снести храм и, согласно легенде, возникшей в конце 4-го века, выбрала место для начала раскопок, которые привели к обнаружению трех разных крестов. Легенда пересказывается изд. в Амвросии, О смерти Феодосия (умер в 395 г. н.э.) и, наконец, в главах Руфин, добавленных к его переводу на латынь Церковной истории Евсевия, в основной части которого событие не упоминается. Затем, рассказывает Руфин, императрица отказалась поддаться ничему, кроме веских доказательств, и провела испытание. Возможно, через епископа Макария Иерусалимского из города привезли женщину, которая была при смерти. Когда женщина коснулась первого и второго крестов, ее состояние не изменилось, но когда она коснулась третьего и последнего креста, она внезапно выздоровела, и Елена объявила крест, которым коснулась женщина, Истинным Крестом.

На месте обнаружения Константин приказал построить Храм Гроба Господня. Церкви были построены и на других местах, обнаруженных Еленой.

«Письмо Константина Макарию Иерусалимскому», представленное в «Житии Константина» Евсевия, гласит:.

«Такова благодать нашего Спасителя, что никакая сила языка не кажется достаточной для описания чудесных обстоятельств. на что я собираюсь сослаться. Ибо памятник Его Святейших Страстей [Христа], так давно похороненный под землей, должен был оставаться неизвестным в течение столь долгого ряда лет, пока его вновь не явили его слугам. свободным через устранение того, кто был общим врагом для всех, - это факт, который поистине превосходит всякое восхищение. Меня не больше заботит то, как мне лучше всего украсить великолепным сооружением то священное место, которое я под Божественным руководством освобожденный от тяжести грязного идолопоклонства [римский храм]; место, которое с самого начала считалось святым на Божьем суде, но теперь кажется еще более священным, поскольку оно выявило ясную уверенность в нашем Страсть Спасителя. "

Созомен и Теодорет заявляют, что Хелена также нашла гвозди от распятия. Чтобы использовать их чудодейственную силу, чтобы помочь своему сыну, Хелена якобы поместила один в шлем Константина, а другой - в узду его лошади. Согласно одной традиции, Хелена приобрела Святую Тунику во время своего путешествия в Иерусалим и отправила ее в Трир.

Кипр

Несколько реликвий, якобы обнаруженных Еленой, сейчас находятся в Кипр, где она провела некоторое время. Среди них есть предметы, которые считаются частью хитона Иисуса Христа, части святого креста и кусочки веревки, которой Иисус был привязан на Кресте. Веревка, считающаяся единственной реликвией такого рода, хранилась в монастыре Ставровуни, который, как говорят, также был основан Еленой. Согласно традиции, Елена ответственна за большую популяцию кошек на Кипре. Местная традиция гласит, что в четвертом веке она импортировала сотни кошек из Египта или Палестины, чтобы избавить монастырь от змей. Монастырь сегодня известен как «Святой Николай Кошачий» (греч. Άγιος Νικόλαος των Γατών) и расположен недалеко от Лимассола.

Рима

Елена покинула Иерусалим и восточные провинции в 327 г. вернуться в Рим, взяв с собой большие части Истинного Креста и другие реликвии, которые тогда хранились в частной часовне ее дворца, где их можно увидеть и сегодня. Ее дворец позже был преобразован в базилику Святого Креста в Иерусалиме. Это поддерживалось цистерцианскими монахами в монастыре, который веками был прикреплен к церкви.

Смерть и погребение

Елена умерла около 330 г. н.э., с сыном рядом с ней. Похоронена в мавзолее Елены за пределами Рима на Виа Лабикана. Ее саркофаг выставлен в Ватиканском музее Пия-Климента, хотя связь с ним часто ставится под сомнение. Рядом с нею саркофаг внучки Константины (Святая Констанция).

Святость

Православие Болгарский значок Св. Константина и Святой Елены

Елена считается восточно-православной, восточной православной, восточной и римско-католической церквями, а также Англиканская община и лютеранская церкви, как святая, прославившаяся своим благочестием. Иногда ее называют Еленой Константинопольской, чтобы отличить ее от других людей с похожими именами, и ее зовут Илона на венгерском языке, и Лиена на Мальте.

Ее праздник как святой Восточная Православная Церковь празднует со своим сыном 21 мая, «Праздник Святых Великих Государей Константина и Елены, равноапостольных». Ее праздник в Римско-католической церкви приходится на 18 августа. Ее праздник в Коптской православной церкви приходится на 9 пасонов. Англиканские и некоторые лютеранские церкви отмечают дату 21 мая.

Ее открытие Креста вместе с Константином драматизируется в Сантакрузан, ритуальном театрализованном представлении на Филиппинах. Проходящее в мае (когда когда-то отмечалось Рудмас ), процессия также несет в себе элементы месячных молитв Мариан. Елена - святая покровительница новых открытий.

В эфиопских и эритрейских православных церквях Тевахедо праздник Мескель, посвященный открытию ею креста, отмечается 17 Мескерем по эфиопскому календарю (27 сентября по григорианскому календарю или 28 сентября в високосные годы). Праздник обычно отмечают зажиганием большого костра, или Демеры, исходя из веры в то, что ей приснилось откровение. Ей сказали, что она должна развести костер, и что дым покажет ей, где похоронен настоящий крест. Поэтому она приказала жителям Иерусалима принести дрова и сделать огромную груду. После добавления ладана костер зажгли, дым поднялся высоко в небо и вернулся на землю, точно в то место, где был захоронен Крест.

Статуя Санта-Лиены в стиле барокко на деревенском фестивале 2011 года процессия Биркиркара, Мальта

Реликвии

Ее предполагаемый череп выставлен в Трирском соборе в Германии. Части ее реликвий находятся в базилике Санта-Мария-ин-Ара-Цели в Риме, Église Saint-Leu-Saint-Gilles в Париже., и в аббатстве Сен-Пьер д'Овильер.

Церковь Сант-Элена в Венеции утверждает, что в ней хранилось полное тело святого. под главным алтарем. В 1517 году английский священник Ричард Торкингтон, увидев реликвии во время визита в Венецию, описал их следующим образом: «Она жила в религиозном месте среди белых монахов, вы можете увидеть ее лицо окончательно, ее тело покрыто кровью. ткань из сильки... Также на ее груди лежит лительский крест, сделанный из святого креста... "Экуменическим жестом эти реликвии посетили Греческую Православную Церковь и были выставлены в церковь Святой Варвары (Святой Варвары) в Афинах с 14 мая по 15 июня 2017 года.

Более поздние культурные традиции

в британском фольклоре

В Великобритании более поздняя легенда, упомянутая Генрихом Хантингтонским но ставший популярным благодаря Джеффри Монмутскому, утверждал, что Хелена была дочерью короля Британии, Коула из Колчестера, который был союзником с Констанцием избежать новых войн между бриттами и Римом. Джеффри далее заявляет, что она была воспитана как королева, поскольку у нее не было братьев, которые унаследовали бы трон Британии. Источником для этого, возможно, была Historia Ecclesiastica Созомена, которая, однако, не утверждает, что Елена была британкой, а только что ее сын Константин перенял там свое христианство. Константин был со своим отцом, когда он умер в Йорке, но ни один из них не провел много времени в Британии.

Утверждение английских летописцев средневековья, согласно которому Хелена должна была быть дочерью британского принца, полностью лишено исторической основы. Это может быть связано с одноименной валлийской принцессой Святой Еленой (предположительно была замужем за Магнусом Максимусом и родила сына по имени Константин) или неправильного толкования термина, использованного в четвертом глава панегирика о браке Константина с Фаустой. Описание Константина, почитающего Британское ориендо (букв. «с самого начала», «с самого начала»), возможно, было воспринято как намек на его рождение («с самого начала»), хотя на самом деле оно обсуждало начало его правления.

По крайней мере двадцать пять святых колодцев в настоящее время существуют в Соединенном Королевстве, посвященном Святой Елене. Она также святая покровительница домов Абингдона и Колчестера. Часовня Святой Елены в Колчестере, как полагали, была основана самой Еленой, и с 15 века на гербе города изображен Истинный Крест и три увенчанных гвоздями в ее честь. Ратуша Колчестера имеет викторианскую статую святого на вершине башни высотой 50 метров (160 футов). Герб Ноттингема почти идентичен из-за связи города с Коулом, ее предполагаемым отцом.

Филиппинская легенда и традиция

Флорес де Майо чтит ее и ее сына Константина за поиск Истинного Креста с парадом с цветочным и речным парадом, демонстрирующим ее, Константина и других людей, которые следовали за ее путешествием, чтобы найти Истинный Крест. Филиппинцы назвали парад сагала. [Ссылки не цитируются]

Средневековые легенды и вымыслы

В средневековых легендах и рыцарских романах Елена появляется как преследуемая героиня, в духе таких женщин, как Эмаре и Констанс ; разлученная с мужем, она живет тихой жизнью, поддерживая себя вышивкой, пока очарование и грация сына не завоюют внимание ее мужа и, таким образом, раскрытие их личности.

Современная фантастика

Хелена - главная героиня Эвелин Во в романе 1950 года Хелена. Она также является главной героиней Жрица Авалона (2000), фэнтези романа Марион Зиммер Брэдли и Дайаны Л. Паксон. Ей дали имя Эйлан, и она изображена как обученная жрица из Авалона.

. Хелена также является главным героем романа Луи де Воля «Живой лес», 1947, в котором она снова дочь короля Колчестера Коула.

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Битенхольц, Питер Г. (1994). Historia и fabula: мифы и легенды в исторической мысли от античности до современности. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10063-6.
  • Буркхардт, Джейкоб (1949). Эпоха Константина Великого. Моисей Хадас, пер. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
  • Майкл Грант (1994). Константин Великий: человек и его времена. Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 0-684-19520-8.
  • Польсандер, Ханс А. (1995). Елена: императрица и святая. Чикаго: Ares Publishers. ISBN 0-89005-562-9.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Еленой Константинопольской.
Викиисточник содержит текст статьи 1879 American Cyclopædia о Елене (императрице).
  • Портал Святых
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:33:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте