Генрих Попиц (14 мая 1925 г. - 1 апреля 2002 г.) был немецким социологом, который работал над общей социологической теорией. Наряду с такими мыслителями, как Гельмут Щелский, Ганс Пауль Бардт, Дитер Клаессенс и другими, он был одним из тех социологов послевоенной Германии, которые основывали свои социологические размышления на выводах из философских исследований. Антропология, тем самым создавая альтернативу господствовавшим в то время парадигмам Франкфуртской школы и Кельнской школы (около Рене Кёнига ). Его работа вращается вокруг четырех центральных концепций власть, нормы, технология и творчество.
Генрих Попиц родился в Берлине, Германия, 14 мая 1925 года. Он вырос в буржуазной семье, его отец был ведущим разработчиком налоговой политики. Йоханнес Попиц, который был частью движения сопротивления, стоящего за Граф Штауффенберг и был казнен национал-социалистами в начале 1945 года. После Второй мировой войны Генрих Попиц изучал философию, историю и Экономика в Гейдельберге и Геттинген и получил докторскую степень по философии, защитив диссертацию по Марксу, консультировал Карл Ясперс. В 1951 году он начал работать социальным исследователем в угледобывающей зоне Германии (Рурпотт ), а позже получил грант от Фонда Рокфеллера на проведение крупномасштабного исследовательского проекта по промышленному производству. представления рабочих об обществе. В результате этого исследования возникли две публикации, которые сегодня считаются классическими работами качественных социальных исследований в Германии. После окончания социологической абилитации под руководством Арнольда Бергштрассера Попиц стал профессором социологии сначала в Базеле, Швейцарии, а затем в Фрайбурге, где он оставался до выхода на пенсию в 1992 году с перерывом в 1971/72 году, когда он занимал Теодор Хойс кафедру в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Йорк Сити. Генрих Попиц умер в Фрайбурге-им-Брайсгау 1 апреля 2002 г.; его научное наследие является частью Архива социальных наук Констанца.
Под влиянием философской антропологии, а также культурной антропологии интерес Генриха Попица как социолога был не таким большим. много в описании современного общества, а скорее в формах социации (Георг Зиммель ) как таковых. В рамках общей социологической теории четыре концепции имели выдающееся значение для его мышления: сила, нормы, технология и творчество.
(a) Власть: Как и большинство теоретиков власти, Попиц считал власть вездесущим элементом общества. В своей основополагающей книге «Феномены власти» он исследует его антропологические корни и различает четыре элементарные формы: сила действия (насилие ), инструментальная сила (угрозы и обещания), авторитетная власть (авторитет) и власть. составления данных.
(b) Нормы: Для Попица проблема непредвиденных обстоятельств (Никлас Луманн ) решается путем создания социальных нормы, которые делают будущие действия другого предсказуемыми для эго. Таким образом, эго может рассчитывать на эти действия, как если бы они уже были выполнены, и не должно ждать их фактического выполнения; таким образом ускоряется социальное взаимодействие. Важными факторами стандартизации поведения являются санкции и социальные роли.
(c) Технологии: Социальное взаимодействие для Popitz в значительной степени зависит от посредничества технических артефакты. Стремясь к «антропологии технологий», он исследовал значение технических инноваций для развития человеческого общества, а также взаимосвязь между человеческим организмом и техническими действиями.
(d) Творчество: Попитц был очарован способностью человека создавать что-то новое, спонтанно изменять мир, в котором мы живем, и таким образом становиться источником собственного существования. По его мнению, изучение общества должно учитывать силу фантазии, то есть достоинства субъективации, объективации и трансценденции.