Генрих Игнац Франц Бибер

редактировать
Австрийско-чешский композитор и скрипач XVII века Портрет композитора, выгравированный Паулюсом Зеелем для скрипичных сонат Бибера solo (1681)

Генрих Игнац Франц Бибер (12 августа 1644 г. (крещен ) - 3 мая 1704 г.) был богемцем - австрийцем композитор и скрипач. Бибер родился в небольшом чешском городке Вартенберг (ныне Страж-под-Ральскем), до того, как незаконно уйти от своего работодателя в Кремсие, работал в Граце и Кремсьере (ныне Кромержиж)., Принц-епископ Карл Лихтенштейн-Кастелькорн и поселился в Зальцбурге. Он оставался там до конца своей жизни, издавая большую часть своей музыки, но, по-видимому, редко, если вообще давал концертные туры.

Бибер был одним из самых важных композиторов для скрипки в истории инструмента. Его техника позволила ему легко достичь 6-й и 7-й позиций, использовать несколько остановок в сложных полифонических пассажах и изучить различные возможности настройки scordatura. Он также написал одно из самых ранних известных произведений для скрипки соло, монументальную пассакалью из мистических сонат. При жизни Бибера его музыку знали и копировали во всей Европе. В конце 18 века историк музыки Чарльз Берни назвал его лучшим скрипичным композитором 17 века. В конце 20 века музыка Бибера, особенно Мистические сонаты, переживала ренессанс. Сегодня она широко исполняется и записывается.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Произведения
    • 2.1 Инструментальная музыка
    • 2.2 Духовная музыка
  • 3 Список произведений
    • 3.1 Утраченные вокальные произведения
  • 4 См. Также
  • 5 Избранные записи
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Панорама Зальцбурга около 1712 года, автор JB Homann

Бибер родился в Вартенберг, Богемия (ныне Страж-под-Ральскем, Чехия ). Мало что известно о его раннем образовании, кроме того, что он, возможно, учился в иезуитской гимназии в Троппа в Богемии, и что он, возможно, получил музыкальное образование у местного органиста. До 1668 года Бибер работал при дворе принца Иоганна Сейфрида фон Эггенберга в Граце, а затем работал у епископа Ольмюца, Карла II фон Лихтенштейн-Кастелкорн, в Кремсьер. Сподвижник Бибера с начала 1660-х годов Павел Йозеф Вейвановский работал там директором Капеллы. Бибер, очевидно, пользовался хорошей репутацией, а его навыки игры на скрипке были очень высоко оценены.

Памятник Биберу в его родном городе, Вартенберг.

Летом 1670 года Карл II отправил Бибера в Абсам, около Инсбрука, чтобы вести переговоры со знаменитым производителем инструментов Джейкобом Стейнером о покупке новых инструментов для капеллы. Однако Бибер так и не добрался до Штайнера и вместо этого поступил на работу к архиепископу Зальцбургскому Максимилиану Гандольфу фон Куэнбургу. Поскольку Карл и Максимилиан были друзьями, бывший работодатель Бибера воздерживался от каких-либо действий; Однако решение композитора сильно задело его, и он ждал до 1676 года, чтобы официально выпустить документы об освобождении. Неслучайно большинство автографов, присланных Бибером Кремсьеру, относятся к началу 1670-х годов. Бибер оставался в Зальцбурге на всю оставшуюся жизнь.

Его музыкальная и социальная карьера процветала: он начал издавать свою музыку в 1676 году, исполненную перед императором Леопольдом I (и был вознагражден им.) в 1677 году стал заместителем капельмейстера в Зальцбурге в 1679 году и капельмейстером в 1684 году. В 1690 году Император возвысил Бибера до дворянства и получил титул Бибер фон Биберн. Наконец, новый архиепископ Зальцбурга, Иоганн Эрнст, граф Тун, назначил Бибера лордом верховным управляющим, высшим социальным званием, которого мог бы достичь Бибер.

Памятная доска на могиле Бибера в Петерсфридгофе.

Композитор женился 30 Май 1672 года в летней резиденции епископа, дворец Хельбрунн, недалеко от Зальцбурга. Его жена Мария Вайс была дочерью зальцбургского купца, гражданина и торговца Петера Вайса. Вместе у них было 11 детей, четверо из которых дожили до совершеннолетия. Все были музыкально одарены. Антон Генрих (1679–1742) и Карл Генрих (1681–1749) оба служили скрипачами при дворе Зальцбурга, а последний был произведен в капельмейстеры в 1743 году. Дочери Мария Кесилия (род. 1674) и Анна Магдалена (1677–1742) стали монахинями в Санта-Кларе, Мерано и Аббатстве Ноннберг соответственно. Анна Магдалена была певицей и скрипачкой, а в 1727 году стала директором хора и капеллы аббатства.

3 ноября 1692 года Бибер был назначен наместником своим архиепископом Иоганном Эрнстом. Затем он получил свой герб.

Бибер умер в Зальцбурге в 1704 году, и его могила находится в Петерсфридгофе.

Работы

символической реконфигурации скрипки Бибером для сонаты Воскресения Mystery Sonatas

На скрипичную музыку Бибера, возможно, повлияли, с одной стороны, итальянские традиции Марко Уччеллини и Карло Фарина, а с другой - зарождающийся в то время немец. полифоническая традиция, примером которой является Иоганн Генрих Шмельцер, который, возможно, был учителем Бибера. Достижения Бибера включают дальнейшее развитие скрипичной техники - он смог достичь 6-го и 7-го позиций, а его техника левой руки и смычка была намного более продвинутой, чем у современных итальянских композиторов. Он также преуспел в контрапункте, часто писал полностью полифонические текстуры с большим использованием нескольких остановок. Еще одна область, в которую Бибер внес существенный вклад, - это искусство scordatura, то есть музыка для альтернативных строчек инструмента. Наконец, большая часть музыки Бибера использует различные формы числовой символики, effkten, программных устройств и т. Д., Как видно из символической перенастройки скрипки для сонаты Воскресения из Таинственных сонат..

Во второй половине 17 века Бибер вместе с композиторами дрезденской школы (Иоганн Якоб Вальтер и Иоганн Пауль фон Вестхофф ) считался один из лучших и влиятельных скрипачей Европы. Однако вскоре после его смерти немецкие скрипачи стали следовать стилю Арканджело Корелли и его подражателей.

Инструментальная музыка

Лучшее сочинение скордатуры Бибера представлено в двух сборниках. Первые датируются c. 1676 и известен под разными названиями: Таинственные сонаты, Розарии, сонаты (Mysterien Sonaten, Die Rosenkranz-Sonaten), Сонаты для гравировки на медной пластине и т. Д., Оставшиеся неопубликованными при жизни композитора. Он состоит из шестнадцати пьес: пятнадцати сонат для скрипки и континуо, изображающих пятнадцать мистерий Розария, и длинной пассакалии для скрипки соло. В сохранившемся экземпляре коллекции каждое произведение сопровождается небольшой гравюрой, изображающей тайну, которую оно изображает, а изображение (рисунок тушью), предшествующее пассакалии, изображает ангела-хранителя с ребенком. Только первая и последняя пьесы имеют нормальную настройку; все остальные используют ту или иную форму scordatura :

Настройки для 16 пьес Mystery Sonatas

. Сонаты были посвящены Максимилиану Гандольфу фон Хуэнбургу, к которому Бибер обращается в предисловии: «Я посвятил все в честь XV Священных мистерий, которые вы так сильно продвигаете.. " Хотя эти произведения не публиковались при жизни композитора, сегодня они являются его самыми популярными произведениями и одной из причин возрождения интереса к его музыке. Весь набор был записан многими скрипачами, такими как Джон Холлоуэй, Эндрю Манзе и многими другими. Соната 15 известна одной из своих тем, которая почти точно соответствует теме Паганини Каприс № 24 ; возможно, что Паганини был вдохновлен Бибером, так же как Ференц Лист, Иоганнес Брамс и Сергей Рахманинов позже были вдохновлены Капризом Паганини

<115. Второе произведение, в котором Бибер исследовал методы scordatura, - это Harmonia artificioso-ariosa (1696), его последний известный опубликованный сборник инструментальной музыки. Он содержит семь партит для двух инструментов и бассо континуо: пять для двух скрипок, одна для двух альтов д'амур и одна для скрипки и альта. Шесть партит требуют настройки скордатуры, в том числе для альта и двух альтов д'амур; Бибер использует весь потенциал техники, включая все возможности сложной полифонии: некоторые пьесы состоят из пяти частей, причем оба мелодических инструмента несут по два. Никакие другие камерные произведения Бибера не используют такие приемы, и единственные другие пьесы, в которых используется скордатура, - это две сонаты, включенные в Сонаты для скрипки соло 1681 года. Этот сборник включает восемь сонат для скрипки и бассо континуо, все из которых уже отмечены Чарльзом. Берни в конце 18 века за блестящие виртуозные пассажи и сложные конструкции. В отличие от мистических сонат и гармонии, эти произведения состоят в основном из произведений в произвольной форме (прелюдия, ария) или вариаций, а не из танцев.

Другие опубликованные сборники инструментальной музыки Бибера - это Sonatae tam aris quam aulis servientes (1676), Mensa sonora (1680) и Fidicinium sacro profanum (1682/3). Sonatae tam aris состоит из пяти, шести или восьми частей сонаты; некоторые из них используют только струнные инструменты, некоторые включают одну или две трубы. Mensa sonora - это набор из шести партит для одной или двух скрипок, альта, виолончели и бассо континуо, а Fidicinium sacro profanum состоит из двенадцати сонат для одной или двух скрипок, двух альтов и континуо. Наконец, рукописные источники включают множество других произведений: фантазии, балетты, сонаты и т. Д. Среди них Battalia, программная «батальная» пьеса, которая предвосхищает такие новейшие техники, как политональность и col legno. игра и Соната репрезентативная, еще одно типичное произведение XVII века, похожее на произведения Вальтера и Фарины, имитирующее различных птиц и животных. Примером универсальности Бибера в инструментальной музыке является Sonata S Polycarpi, играющая на восьми трубах и литаврах.

Духовная музыка

В отличие от большинства скрипичных композиторов, Бибер не ограничивался музыкой для инструмента. Он также был плодовитым сочинителем священных вокальных произведений: мессы, реквиемов, мотетов и т. Д. Многие из них были полихоральными и использовали большие инструментальные силы, вдохновленные возможности просторного интерьера Зальцбургского собора. Среди полихоральных сочинений наиболее известна «Missa Salisburgensis» (1682). Обширный сеттинг мессы для шестнадцати голосов и 37 инструменталистов (т.е. всего 53 части) ранее приписывался Орацио Беневоли, но сегодня авторство Бибера несомненно. Инструментарий включает не только струнные ансамбли, но и гобоев, корнетов, труб и литавр. Среди его многочисленных полихоральных работ - Plaudite tympana à 53 (1682), Vesperae à 32 (1693), Missa Bruxellensis (1696) и Missa Sancti Henrici (1697), написанная по случаю снятия чадры его второй дочерью. Анна Магдалена, аббатство Ноннберг в Зальцбурге. В честь императора Генриха II, второго святого-основателя монастыря, она взяла имя Мария Роза Хенрика, когда ее послушница началась в 1696 году. Месса Святого Генриха оценивается для пятиголосного хора с двумя линиями сопрано и оркестра из двух скрипок, трех альтов, двух труб, литавр и континуо, с дополнительными дополнительными трубами и sackbuts, чтобы удвоить голосовые партии.

Хотя Бибер больше всего известен своими обширными полихоральными произведениями, он также был способен писать для меньших сил. Missa quadragesimalis - это простая установка a cappella (с предоставлением только части континуо) для четырех голосов, как и Stabat Mater.

Список работ

Список произведений
  • С. 1 - Missa Alleluja à 26
  • C. 2 - Missa catholica
  • C. 3 - Missa Christi resurgentis
  • C. 4 - Missa ex B
  • C. 5 - Missa quadragemisalis
  • C. 6 - Missa Sancti Henrici
  • C. 7 - Реквием 15 из Концерта
  • C. 8 - Requiem ex F con terza minore
  • C. 9 - Сумма Летата
  • C. 10 - Nisi Dominus ædificaverit domum
  • Vesperae à 32
    • C. 11 - Диксит Доминус
    • К. 12 - Magnificat
  • Vesperae longiores ac breviores una cum litaniis Lauretanis (1693)
    • C. 13 - Диксит Доминус
    • К. 14 - Конфитебор
    • С. 15 - Beatus vir
    • C. 16 - Laudate pueri, Dominum
    • C. 17 - Laudate Dominum
    • C. 18 - Magnificat
    • C. 19 - Диксит Доминус
    • К. 20 - Laudate pueri, Dominum
    • C. 21 - Laetatus sum
    • C. 22 - Nisi Dominus
    • C. 23 - Лауда Иерусалим
    • C. 24 - Magnificat
    • C. 25 - Диксит Доминус
    • К. 26 - Конфитебор
    • С. 27 - Beatus vir
    • C. 28 - Laudate pueri, Dominum
    • C. 29 - Laudate Dominum
    • C. 30 - Laudate pueri, Dominum
    • C. 31 - Laetatus sum
    • C. 32 - Nisi Dominus
    • C. 33 - Лауда Иерусалим
    • C. 34 - Magnificat
    • C. 35 - Кредиди
    • К. 36 - В конвертендо
    • C. 37 - Domine probasti me
    • C. 38 - De profundis
    • C. 39 - Memento
    • C. 40 - Beati omnes
    • C. 41 - In exitu Israel
    • C. 42 - Litaniae Lauretanae
  • C. 43 - В Festo Trium Regium, Muttetum Natale
  • C. 44 - Литаниш де Санкто Хосефо
  • К. 45 - Lux perpetua
  • C. 46 - Huc poenitentes
  • C. 47 - Ne cedite
  • C. 48 - Quo abiit dilectus tuus (Offertorium in Festo 7 dolorum)
  • C. 49 - Salve regina
  • C. 50 - Stabat mater
  • C. 51 - Arminio, chi la dura la vince. Dramma musicale в трех действиях
  • C. 52 - Ариен à 4
  • К. 53 - Arien à 4, для скрипки, 2 альтов и континуо ля мажор
  • C. 54 - Ballettæ à 4
  • C. 55 - Ballettæ à 4 Violettae
  • C. 56 - Balletti à 4, для скрипки, 2 альтов и континуо соль мажор
  • C. 57 - Balletti à 6
  • C. 58 - Балетти
  • К. 59 - Balletti lamentabili à 4
  • C. 60 - Балет
  • C. 61 - Battalia à 10, для 3 скрипок, 4 альтов, 2 виолончелей и континуо, (1673)
  • Harmonia artificioso-ariosa: diversi mode accordata (7 партит для 1 или 2 скрипок, 2 альтов, 2 альтов д'амур и континуо в различных сочетаниях) (1696)
    • C. 62 - Партита, № 1 ре минор
    • C. 63 - Партита, № 2 си минор
    • C. 64 - Партита, № 3 ля мажор
    • C. 65 - Партита, № 4 ми-бемоль мажор
    • C. 66 - Партита, № 5 соль минор
    • C. 67 - Партита, № 6 ре мажор
    • C. 68 - Партита, № 7 до минор
  • «Mensa Sonora seu Musica Instrumentalis» (6 сюит для скрипки, двух альтов и континуо) (1680)
    • C. 69 - Парс, No. 1 ре мажор
    • C. 70 - Парс, № 2 фа мажор
    • C. 71 - Парс, No. 3 ля минор
    • C. 72 - Парс № 4 си-бемоль мажор
    • C. 73 - Парс, № 5 ми мажор
    • C. 74 - Парс, № 6 соль минор
  • C. 75 - Serenada à 5 'Der Nachtwächter'
  • C. 76 - Trombet undt Musicalischer Taffeldienst à 4
  • C. 77 - Фантазия, для скрипки и континуо ре мажор
  • Fidicinium sacro-profanum (12 сонат для 1 или 2 скрипок, 2 альтов и континуо) (1683)
    • C. 78 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 1 си минор
    • C. 79 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 2 фа мажор
    • C. 80 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 3 ре минор
    • C. 81 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 4 соль минор
    • C. 82 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 5 до мажор
    • C. 83 - Соната, для 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 6 ля минор
    • C. 84 - Соната, для скрипки, двух альтов и континуо № 7 ре мажор
    • C. 85 - Соната, для скрипки, 2-х альтов и континуо № 8 си-бемоль мажор
    • C. 86 - Соната, для скрипки, 2-х альтов и континуо № 9 соль мажор
    • C. 87 - Соната, для скрипки, 2-х альтов и континуо № 10 ми мажор
    • C. 88 - Соната, для скрипки, двух альтов и континуо № 11 до минор
    • C. 89 - Соната, для скрипки, 2 альтов и континуо № 12 ля мажор
  • Розарии Сонаты (для скрипки в scordatura и континуо и пассакалия для скрипки соло) (также известные как Мистические сонаты и Сонаты для гравюры на меди) (1676)
    • C. 90 - Соната, для скрипки и континуо № 1 ре минор, (Благовещение)
    • C. 91 - Соната, для скрипки и континуо № 2 ля мажор, (Посещение)
    • C. 92 - Соната, для скрипки и континуо № 3 си минор, (Рождество)
    • C. 93 - Соната, для скрипки и континуо № 4 ре минор, (Представление)
    • C. 94 - Соната, для скрипки и континуо № 5 ля мажор, (Находка в храме)
    • C. 95 - Соната, для скрипки и континуо № 6 до минор, (Агония в саду)
    • C. 96 - Соната, для скрипки и континуо № 7 фа мажор, (Бичевание Иисуса)
    • C. 97 - Соната, для скрипки и континуо № 8 си-бемоль мажор, (Венчание Иисуса терновым венцом)
    • C. 98 - Соната, для скрипки и континуо № 9 ля минор, (Несение креста)
    • C. 99 - Соната, для скрипки и континуо № 10 соль минор, (Распятие)
    • C. 100 - Соната, для скрипки и континуо № 11 соль мажор, (Воскресение)
    • C. 101 - Соната, для скрипки и континуо № 12 до мажор, (Вознесение)
    • C. 102 - Соната, для скрипки и континуо № 13 ре минор, (Сошествие Святого Духа)
    • C. 103 - Соната, для скрипки и континуо № 14 ре мажор, (Успение Богоматери)
    • C. 104 - Соната, для скрипки и континуо № 15 до мажор, (Венчание Пресвятой Богородицы)
    • C. 105 - Пассакалия, для скрипки соло соль минор
  • C. 106 - Пасторелла, соната для скрипки и континуо ля мажор
  • C. 107 - Соната, для скрипки и континуо до минор
  • C. 108 - Соната, для скрипки и континуо ми мажор
  • C. 109 - Соната à 6
  • C. 110 - Соната à 6 "Die pauern kirchfartt genandt", для 3 скрипок, 2 альтов и континуо си-бемоль мажор
  • C. 111 - Соната 7, 6 тромбов, Трамбурин кон Органо Ао. 1668
  • С. 112 - Соната 'pro tabula' à 10 для 5 рекордеров, 2 скрипок, 3 альтов и континуо до мажор
  • C. 113 - Sonata Sancti Polycarpi à 9
  • Sonatae tam aris quam aulis servientes (12 сонат для 5–8 инструментов [трубы, струнные и континуо] в различных комбинациях) (1676)
    • C. 114 - Соната, для 2-х труб, 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 1 до мажор
    • C. 115 - Соната, для 2-х скрипок, 3-х альтов и континуо № 2 ре мажор
    • C. 116 - Соната, для 2-х скрипок, 3-х альтов и континуо № 3 соль минор
    • C. 117 - Соната, для трубы, скрипки, 2-х альтов и континуо № 4 до мажор
    • C. 118 - Соната, для 2-х скрипок, 3-х альтов и континуо № 5 ми минор
    • C. 119 - Соната, для 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 6 фа мажор
    • C. 120 - Соната, для 2-х труб, 2-х скрипок и континуо № 7 до мажор
    • C. 121 - Соната, для 2 скрипок, 2 альтов и континуо № 8 соль мажор
    • C. 122 - Соната, для 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 9 си-бемоль мажор
    • C. 123 - Соната, для трубы, скрипки, 2-х альтов и континуо № 10 соль минор
    • C. 124 - Соната, для 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 11 ля мажор
    • C. 125 - Соната, для 2-х труб, 2-х скрипок, 2-х альтов и континуо № 12 до мажор
    • C. 126 - Фанфары, для 2-х труб No. 1 до мажор
    • C. 127 - Фанфары, для 2-х труб No. 2 до мажор
    • C. 128 - Фанфары, для 2-х труб No. 3 до мажор
    • C. 129 - Фанфары, для 2-х труб No. 4 до мажор
    • C. 130 - Фанфары, для 2-х труб No. 5 до мажор
    • C. 131 - Фанфары, для 2-х труб No. 6 до мажор
    • C. 132 - Фанфары, для 2-х труб No. 7 до мажор
    • C. 133 - Фанфары, для 2-х труб No. 8 до мажор
    • C. 134 - Фанфары, для 2-х труб No. 9 до мажор
    • C. 135 - Фанфары, для 2-х труб No. 10 до мажор
    • C. 136 - Фанфары, для 2-х труб No. 11 соль минор
    • C. 137 - Фанфары, для 2-х труб No. 12 соль минор
  • Сонаты для скрипки соло (8 сонат для скрипки и континуо) (1681)
    • C. 138 - Соната, для скрипки и континуо № 1 ля мажор
    • C. 139 - Соната, для скрипки и континуо № 2 ре минор
    • C. 140 - Соната, для скрипки и континуо № 3 фа мажор
    • C. 141 - Соната, для скрипки и континуо № 4 ре мажор
    • C. 142 - Соната, для скрипки и континуо № 5 ми минор
    • C. 143 - Соната, для скрипки и континуо № 6 до минор
    • C. 144 - Соната, для скрипки и континуо № 7 соль минор
    • C. 145 - Соната, для скрипки и континуо № 8 соль мажор
  • C. 146 - Соната для скрипки соло-репрезентативная (Representatio Avium), для скрипки и континуо ля мажор, 1669? 147 - Соната, для скрипки соло ля мажор
  • C. Приложение. 100 - Missa Bruxellensis
  • C. Приложение. 101 - Missa Salisburgensis
  • C. Приложение. 106 - Гимн "Plaudite Tympana"
  • C. Приложение. 111 - Harmonia Romana
  • C. Приложение. 117 - Соната № 3 "AB"
  • C. Приложение. 118 - Соната à 3 ("AB")
  • C. Приложение. 119 - Соната à 4 ("H.B.")
  • C. Приложение. 121 - Соната Jucunda, для 2 скрипок, 3 альтов и континуо ре мажор

Утраченные вокальные произведения

  • Applausi festivi di Giove (кантата) (1687)
  • Li trofei della fede cattolica (кантата) ( 1687)
  • С. Приложение. 20 - Алессандро в Пьетре (опера) (1689)
  • C. Приложение. 31 - Trattenimento musicale del'ossequio di Salisburgo (cantata) (1699)
  • Соната à 3 (для 2 скрипок и тромбона) (сомнительная атрибуция ранней карьеры Бибера как начинающего композитора) Теория, которую Бибер написал это, предполагает Антонио Бертали как учитель. Бертали написал несколько похожих сонат с точно такой же партитурой. Эту сонату, возможно, можно отнести к Бертали, за исключением того, что скрипичные пассажи иногда более причудливы, чем любые другие в произведениях Бертали.

См. Также

Избранные записи

Ссылки

.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Генрих Игнац, Франц Бибер.
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:18:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте