Генрих Корнелиус Агриппа

редактировать
Немецкий эрудит, врач, юрист, солдат, богослов и оккультный писатель (1486-1535)
Генрих Корнелиус Агриппа
Генрих Корнелиус Агриппа00.jpg
Родился14 сентября 1486 г.. Кельн, Кельнский электорат, Священная Римская империя
Умер18 февраля 1535 г. 1535-02-18) (48 лет). Гренобль, Королевство Франции
Alma materКельнский университет
Род занятийОккультизм писатель, теолог, врач, эксперт по правовым вопросам и солдат

Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм (; немецкий: ; 14 сентября 1486 - 18 февраля 1535) был немцем эрудитом, врачом, юристом., солдат, теолог и оккультный писатель. Он считается одним из самых влиятельных оккультистов раннего Нового времени. Его книга по оккультизму Три книги оккультной философии была опубликована в 1533 году, но была осуждена как еретическая инквизитором Кельна. Его работа в значительной степени опиралась на влияние каббалы, герметизма и неоплатонизма.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Произведения
    • 2.1 Современные издания работ Агриппы
  • 3 В массовой культуре
  • 4 См. также
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Агриппа родился в Неттесхайме, около Кельна 14 сентября 1486 г. семье среднего дворянства. Многие члены его семьи состояли на службе Дома Габсбургов. Агриппа учился в Кельнском университете с 1499 по 1502 год (возраст 13–16 лет), когда получил степень magister artium. Кельнский университет был одним из центров томизма, а факультет искусств был разделен между доминирующими томистами и альбертистами. Вполне вероятно, что интерес Агриппы к оккультизму возник из-за этого альбертистского влияния. Сам Агриппа назвал Альберта Speculum одним из своих первых текстов для изучения оккультизма. Позже он учился в Париже, где, по-видимому, участвовал в тайном обществе, занимающемся оккультизмом.

В 1508 году Агриппа отправился в Испанию, чтобы работать наемником. Он продолжил свои путешествия по Валенсии, Балеарским островам, Сардинии, Неаполю, Авиньону и Лион. Он служил капитаном в армии Максимилиана I, императора Священной Римской империи, который дал ему титул Риттера или рыцаря.

Академическая карьера Агриппы началась в 1509 году., получив покровительство Маргарита Австрийская, губернатор Франш-Конте, и Антуан де Верги, архиепископ Безансон и канцлер Университета Доле. Ему была предоставлена ​​возможность читать курс лекций в университете иврита Иоганна Рейхлина De verbo mirifico. В Доле Агриппа написал De nobilitate et praecellentia foeminae sexus (О благородстве и превосходстве женского пола), работу, цель которой - доказать превосходство женщин, используя каббалистические идеи. Книга, вероятно, должна была произвести впечатление на Маргарет. Лекции Агриппы привлекли внимание, и за них он получил степень доктора богословия. Однако францисканец настоятель Жан Катилине объявил его «иудействующим еретиком», и он был вынужден покинуть Доле в 1510 году.

Зимой 1509-1510 гг. Агриппа вернулся в Германию и учился у гуманиста Иоганна Тритемиуса в Вюрцбурге. 8 апреля 1510 года он посвятил Тритемию неопубликованный тогда первый черновик De occulta Философии (Об оккультной философии), который рекомендовал Агриппе хранить в тайне свои оккультные исследования. Переехав в Нидерланды, он снова поступил на службу к Максимилиану. В 1510 году король послал Агриппу с дипломатической миссией в Англию, где он был гостем гуманиста и платоника Джона Колета, декана Собора Святого Павла, и где он ответил на обвинения, выдвинутые против него Catilinet (Expostulatio super Expositione sua in librum De verbo mirifico). В ответ он утверждал, что его христианская вера вполне совместима с его признательностью к еврейской мысли, написав: «Я христианин, но я не испытываю неприязни к еврейским раввинам». Затем Агриппа вернулся в Кельн и провел диспуты на богословском факультете университета.

Агриппа последовал за Максимилианом в Италию в 1511 году и в качестве теолога присутствовал на схизматическом Пизанском соборе (1512 г.), который был созван некоторыми кардиналами в оппозиции к собору, созванному папой Юлием II. Он оставался в Италии в течение семи лет, частично на службе у Вильгельма IX, маркиза Монферратского, а частично у Карла III, герцога Савойского, вероятно, занимаясь преподаванием теологии и практикующая медицина. Во время своего пребывания в северной Италии Агриппа познакомился и, возможно, Паоло Риччи, и изучил работы философов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, а также каббала. В 1515 году он читал лекции в Университете Павии по Пимандру из Гермеса Трисмегиста, но эти лекции были внезапно прекращены из-за побед Франциска I., Король Франции.

В 1518 году усилиями одного из его покровителей Агриппа получил должность городского адвоката и оратора, или синдика, в Меце. Здесь, как и в Доле, его мнение вскоре привело его к столкновению с монахами, а защита женщины, обвиненной в колдовстве, вовлекла его в спор с инквизитором Николаем Савиным. Следствием этого было то, что в 1520 году он оставил свой пост и вернулся в Кельн, где пробыл около двух лет. Затем он короткое время практиковал в качестве врача в Женеве и Фрайбурге, но в 1524 году он отправился в Лион после назначения врачом Луизе Савойской, матери Франциск I. В 1528 году он оставил эту должность и примерно в это же время был приглашен принять участие в споре о законности развода Екатерины Арагонской с Генрихом VIII ; но он предпочел предложение, сделанное Маргарет, герцогиней Савойской и регентом Нидерландов, и стал архивистом и историографом императора Карла V.

Смерть Маргарет в 1530 году ослабила его положение, и публикация некоторых его сочинений примерно в то же время вновь возбудил ненависть своих врагов; но после непродолжительного заключения за долги в Брюсселе он жил в Кельне и Бонне под защитой Германа Видского, архиепископа Кельна. Публикуя свои работы, он вступил в антагонизм с инквизицией, которая стремилась остановить печать De occulta Философия. Затем он отправился во Францию, где был арестован по приказу Франциска I за пренебрежительные слова в адрес королевы-матери; но вскоре он был освобожден, и 18 февраля 1535 г. умер в Гренобле. Он был трижды женат и имел большую семью.

Во время скитаний по Германии, Франции и Италии Агриппа работал теологом, врачом, юристом и солдатом. Некоторое время Агриппа был на службе у Максимилиана I, вероятно, в качестве солдата в Италии, но посвящал свое время в основном изучению оккультных наук и проблемным теологическим правовым вопросам, которые подвергали его различным преследованиям. через всю жизнь, обычно в режиме, описанном выше: в частном порядке его осуждали за ту или иную ересь. Он ответил бы ядом значительно позже (Науэрт эффективно демонстрирует эту закономерность).

Не существует доказательств того, что Агриппа был серьезно обвинен, а тем более преследован за его интерес к магическим или оккультным искусствам или их практику при жизни, хотя было известно, что он выступал против преследования ведьм. Конечно, невозможно цитировать отрицательно, но Науэрт, лучшее биобиблиографическое исследование на сегодняшний день, не показывает никаких указаний на такие преследования, а тщательное изучение Ван дер Поэлем различных нападений предполагает, что они были основаны на совершенно иных теологических основаниях..

Согласно некоторым исследователям: «Еще в 1525 году, а затем еще в 1533 году (за два года до своей смерти) Агриппа ясно и недвусмысленно отверг магию во всей ее полноте, от ее источников в воображаемой древности до современной практики». Некоторые аспекты остаются неясными, но некоторые считают, что это отречение было искренним (не из-за страха, как пародия или иначе). Недавние ученые (см. Дальнейшее чтение ниже, у Lehrich, Nauert и Van der Poel) в целом согласны с тем, что это отрицание или отрицание магии - это не то, чем кажется: Агриппа никогда не отвергал магию в ее совокупности, но он все же отказался от своей ранней рукописи Оккультная философия - должна быть заменена более поздней формой.

В третьей книге оккультной философии Агриппа заключает:

Но о магии я написал, когда был очень молод, три большие книги, которые я назвал «Оккультная философия», в которых то, что было тогда из любопытства о том, что моя юность ошибочна, теперь меня больше советуют, и я готов отказаться от этого отречения; Раньше я тратил много времени и средств на эти суеты. Наконец я стал настолько мудр, что смог отговорить других от этого разрушения. Ибо всякий, кто поступает не в истине и не в силе Божьей, но в обмане дьяволов, в соответствии с действием злых духов, самонадеянно боготворит и пророчествует, и действует посредством магического тщеславия, экзорцизма, заклинания и других демонических дел и обмана. идолопоклонства, хвастовства иллюзиями и фантазиями, которые в настоящее время прекращаются, хвастаются тем, что они могут творить чудеса, я говорю, что все это будет предназначено с Яннесом, Ямбресом и Симоном Магом мучения вечного огня.

Согласно его ученику Иоганну Вейеру, в книге 1563 года De praestigiis daemonum Агриппа умер в Гренобле в 1535 году. Августин Кальме писал, что у Агриппы была собака, которая прыгнула в Рону, когда его хозяин был на грани смерти, заставив многих поверить в то, что это был демон.

Работы

Гравюра на дереве печатный портрет Агриппы

Агриппа, пожалуй, наиболее известен своими книгами. Неполный список:

  • De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva (Декларация, направленная против неопределенности и тщеславия наук и искусств, 1526; напечатано в Кельне в 1527 году), скептическая сатира на печальное состояние науки. Эта книга, ставшая важным продуктом возрождения пирронического скептицизма в его фидеистическом стиле, должна была оказать значительное влияние на таких мыслителей и писателей, как Монтень, Декарт и Гете.
  • Declamatio de nobilitate et praecellentia foeminei sexus (Декларация о благородстве и превосходстве женского пола, 1529 г.), книга, провозглашающая теологическое и моральное превосходство женщин. Издание с переводом на английский язык, Лондон, 1670 г.
  • De occulta Философия libri tres (Три книги, касающиеся оккультной философии, книга 1, напечатанная в Париже в 1531 году; книги 2-3 в Кельне в 1533 году). Эта сумма оккультной и магической мысли, наиболее важная работа Агриппы во многих отношениях, была направлена ​​на решение скептицизма, предложенного в Де ванатате. Короче говоря, Агриппа выступал за синтетическое видение магии, согласно которому природный мир объединяется с небесным и божественным посредством неоплатонического участия, так что обычно законная естественная магия фактически подтверждается своего рода демоническая магия, полученная в конечном итоге от Бога. Таким образом, Агриппа предложил магию, которая могла бы разрешить все эпистемологические проблемы, поднятые скептицизмом, при полном подтверждении христианской веры.
Одним из примеров текста, не особо показывающим его более широкое содержание, является анализ Агриппы. лечебных трав от малярии в числовом выражении:

Рабанус также, знаменитый доктор, составил превосходную книгу о числах: Но теперь, насколько велики числа имеют в природе числа, ясно видно на слух. который называется Лапчатка, т.е. пятилистная трава; ибо это противостоит пойсонам по величине числа пять; также отгоняет пикировки, способствует искуплению; и один лист его, взятый дважды в день с вином, лечит лихорадку одного дня; три - третичную лихорадку: четыре четвертины. Подобным образом четыре зерна семени Turnisole, будучи выпитыми, излечивают квартан, а три - терциан. Подобным же образом Вервин, как говорят, вылечил Фиверса, будучи опьяненным вином, если в третиане это было вырезано из третьего джонта, квартанами из четвертого.

Книга оказала большое влияние на такое позднее. магические мыслители, такие как Джордано Бруно и Джон Ди, но были плохо поняты после упадка Оккультного Возрождения одновременно с научной революцией. Книга (ранний черновик которой, сильно отличающийся от окончательной формы, был распространен в рукописи задолго до того, как она была опубликована) часто цитируется в обсуждениях знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера Меленколия I ( 1514). (Обратите внимание, что Философия естественной магии: Полный труд по естественной магии, белой и черной магии, 1569, ISBN 1-56459-160-3, это просто первая книга De occulta Философия. libri tres.)

Ему также приписывают ложную Четвертую книгу оккультной философии, иногда называемую «О магических церемониях»; эта книга впервые появилась в Марбурге в 1559 году и, как полагают, не была написана Агриппой.

(Полуполное собрание его сочинений было также напечатано в Лионе в 1550 году; возможно, последовали более полные издания, но ни одного

  • Недавно Сильвен Маттон с осторожностью приписал Агриппе анонимный De Arte Chimica, впервые напечатанный в 1572 году Пьетро Перна в Auriferæ artis, quam chemiam vant, antiquissimi authores.

Современные издания книги. Сочинения Агриппы

  • De occulta Философия libri tres. Эд. Vittoria Perrone Compagni. Лейден и Бостон: Брилл, 1992: ISBN 90-04-09421-0.
  • Философия естественной магии, перевод Джеймса Фрика, под редакцией Л. В. де Лоуренс (1913). (Только книга один)
  • Философия естественной магии, перевод Джеймса Фрика, отредактированный Лесли Шеперд (1974). Книги университета. (ISBN 0-82160-218-7, только книга первая; перепечатка издания Лоуренса)
  • Три книги оккультной философии, перевод Джеймса Фрик, аннотированный Дональдом Тайсоном (2005). Llewelyn Worldwide. (ISBN 0-87542-832-0 )
  • Три книги оккультной философии, книга первая: современный перевод, перевод Эрика Пердью (2012). Renaissance Astrology Press. (ISBN 1-10589-879-2 )
  • Декларация о благородстве и превосходстве женского пола. Перевод Альберта Рабила-младшего Чикаго: University of Chicago Press, 1996: ISBN 0-226-01059-7
  • Женское превосходство: дискурс Ingenius. Перевод HC, отредактированный Тарлом Уорвиком (2016). (ISBN 1-53532-532-1 )
  • Of Vanitie and Vncertaintie of Artes and Sciences. Под редакцией Кэтрин М. Данн. Нортридж, Калифорния: Фонд государственного университета Калифорнии, 1974. ASIN: B0006CM0SW
  • De Arte Chimica (приписывается) Генри Корнелиусу Агриппе; критическое издание латинского текста с английским переводом семнадцатого века Сильвена Маттона, Париж: SÉHA; Милан: Archè, 2014
  • De Occvlta Philosophia - Четыре книги. Перевод и редакция Пола Саммерса Янга, 2020. Black Letter Press, Германия

В массовой культуре

Агриппа (Святой Николай в оригинале) окунает непослушных мальчиков в чернильницу.

В пьесе Кристофера Марлоу конца 16 века Трагическая история доктора Фауста, где Фауст решает изучать некромантию и объявляет, что он станет «таким же хитрым, как Агриппа» (Акт 1, Сцена 1, Строка 119).

В романе Мэри Шелли 1818 года Франкенштейн; или, Современный Прометей, его сочинения, наряду с произведениями Альберта Великого и Парацельса, перечислены как влияющие на молодого Виктора Франкенштейна.

Появляется как персонаж в рассказе Мэри Шелли 1833 года Смертный бессмертный.

Появляется в книге Сёрена Кьеркегора 1845 года Этапы жизненного пути.

В большинство английских переводов Struwwelpeter (1847), «Великий Агриппа» заменяет Святого Николая как мудреца в «Истории чернильных мальчиков», наказывая трех белых детей за то, что они мучили чернокожего юношу. из-за цвета его кожи. Когда они игнорируют его совет, Агриппа окунает всех троих в свою гигантскую чернильницу, пока они не становятся чернее мальчика, которого они дразнили.

Агриппа - персонаж романа Валерия Брюсова 1908 года Огненный ангел и оперы Сергея Прокофьева по роману.

В Zork Nemesis, игре 1996 года, главной темой которой является алхимия, один из основных примеров называется «Храм Агриппы».

В романе 1997 года Гарри Поттер и философский камень упоминается коллекционная карта Агриппы.

Вместе со своим учеником Иоганном Вейером, Агриппа появляется в качестве персонажа в видеоигре 2010 года Amnesia: The Dark Descent.

Обе видеоигры Гарри Поттер и Философский камень и Гарри Поттер и Тайная комната содержат коллекционную карту Корнелиуса Агриппы с его реальными годами рождения и смерти (во второй игре его карта бронзовая).

Появляется как персонаж-волшебник, который наставляет главного героя Макса Августа в фильме Стива Энглхарта «Пойнтмен» 1981 года со ссылкой на его собаку, погибшую в реке Рона.

В Иерусалиме Алана Мура Алма Уоррен озабочена оккультизмом. Она изучает Агриппу, а также других оккультных тяжеловесов. [Книга 3 Глава 2 «Холодное и морозное утро»].

Генрих Корнелиус Агриппа - персонаж средней школы DxD, один из реальных исторических персонажей, перевоплотившихся в дьяволов, служащих благородной семье дьяволов Гремори.

Гордан Агриппа из Дома Агриппы из Черного Клевера. Его Семья известна своей магией проклятий. Его семья носит ту же фамилию.

Агриппа упоминается в текстах песни Born to Night, Primordial из альбома Where Greater Men Have Fallen.

Генрих Корнелиус Агриппа - персонаж романа «Магия в этом ином мире слишком далеко позади!» - хозяин и основатель общества.

См. Также

Примечания и ссылки

Дополнительная литература

  • Лерих, Кристофер I • Язык демонов и ангелов. Лейден и Бостон: Brill, 2003: ISBN 90-04-13574-X. Единственное углубленное научное исследование оккультной мысли Агриппы.
  • Морли, Генри. «Корнелиус Агриппа: Жизнь Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесхайма» Том. I, London: Chapman Hall, 1856.
  • Науэрт, Чарльз Г. Агриппа и кризис мысли эпохи Возрождения. Урбана: University of Illinois Press, 1965: ASIN B000BANHI6. Первое серьезное биобиблиографическое исследование.
  • van der Poel, Marc. Корнелий Агриппа, богослов-гуманист и его заявления. Лейден и Бостон: Brill, 1997: ISBN 90-04-10756-8. Подробное исследование малых речей Агриппы и De vanitate филологом-неолатином.
  • Йейтс, Фрэнсис А. Джордано Бруно и герметическая традиция. University of Chicago Press, 1964: ISBN 0-226-95007-7. Дает научное изложение оккультных мыслей Агриппы в контексте герметизма.
  • Макдональд, Грантли. «Школа любви Корнелиуса Агриппы: преподавание симпозиума Платона в эпоху Возрождения», Практика гендера в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени, под ред. Питер Шерлок и Меган Кэссиди-Уэлч (Turnhout: Brepols, 2008), стр. 151–75. Изучение одной из университетских речей Агриппы на тему любви с неоплатонической и каббалистической точек зрения. [1]

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Генрих Корнелиус Агриппа.
Викиисточник имеет оригинальные работы, написанные или о:. Генрих Корнелиус Агриппа
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Агриппа фон Неттесхайм, Генри Корнелиус.
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:16:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте