He 162 | |
---|---|
He 162 120230 во время послевоенных испытаний, США. | |
Роль | Реактивный истребитель |
Производитель | Хейнкель |
Конструктор | Хейнкель |
Первый полет | 6 декабря 1944 года |
Введение | январь 1945 г. |
в отставке | май 1945 г. |
статус | в отставке |
основной пользователь | люфтваффе |
количество построенных | ок. 320 |
Heinkel He 162 Volksjäger (нем., «Народный боец»), название проекта конкурса дизайнеров Emergency Fighter Program, был Немецкий одномоторный реактивный самолет истребитель, использовавшийся люфтваффе во время Второй мировой войны. Он был спроектирован и построен быстро и изготовлен в основном из дерева, так как металлов было очень мало, и они использовались в качестве приоритетных для других самолетов. Volksjäger было официальным названием Рейхсминистерства авиации для конкурса правительственной программы дизайна, выигранного проектом He 162. Другие названия, данные самолету, включают Salamander, которое было кодовым названием его программы строительства, и Spatz («Воробей»), которое было именем, данным самолету Хейнкелем.
В течение 1943 года 8-я воздушная армия США и немецкие Люфтваффе вошли в состав период быстрой эволюции, когда обе силы пытались получить преимущество. Потеряв слишком много истребителей из-за оборонительных орудий бомбардировщиков, немцы вложили средства в серию тяжелых вооружений, которые позволяли им атаковать из-за пределов эффективной дальности действия американских орудий. Добавление тяжелых пушек, таких как 30-мм калибр MK 108, и еще более тяжелых самозарядных орудий Bordkanone калибра 37 мм и 50 мм на их Zerstörer тяжелые истребители и принятие весной 1943 г. неуправляемых ракет Верфер-Гранат 21 дало немецким одно- и двухмоторным оборонительным истребителям такую огневую мощь, которую ранее не видели летчики союзников. Между тем, одномоторные самолеты, такие как специально оборудованный Fw 190As, добавляли броню для защиты своих пилотов от оборонительного огня бомбардировщиков союзников, позволяя им приближаться к расстояниям, где их тяжелое вооружение могло быть использовано с некоторой вероятностью попадания в цель. бомбардировщики. Все это значительно увеличило вес как одномоторных, так и двухмоторных истребителей, что серьезно сказалось на их характеристиках.
Когда 8-я воздушная армия возобновила бомбардировки в начале 1944 года с наступлением Большой недели, бомбардировщики вернулись в небо с дальнобойным P-51 Mustang. в сопровождении. Не обремененные тяжелым вооружением, необходимым для сбивания бомбардировщика, «Мустанги» (и версии других самолетов с большей дальностью полета) относительно легко отбивались от Люфтваффе. Люфтваффе отреагировало изменением тактики, построившись перед бомбардировщиками и сделав единственный проход сквозь порядки, давая обороне мало времени для реакции. 8-я воздушная армия отреагировала сменой собственных сил после того, как генерал-майор Джимми Дулиттл приказал изменить тактику истребителей ранее в 1944 году, что привело к господству в воздухе вход в воздушное пространство Германии далеко впереди группировок боевой коробки бомбардировщиков - когда в конце апреля Дулиттл добавил дополнительные директивы, позволяющие истребителям после полета бомбардировщиков домой в Англию свободно перемещаться над Германии и поражать оборонительные истребители Люфтваффе везде, где их можно было найти.
Это изменение тактики привело к внезапному увеличению количества невосполнимых потерь для дневных истребительных сил Люфтваффе, поскольку их тяжеловесные самолеты «отскакивали» задолго до того, как достигли бомбардировщиков. В течение нескольких недель многие из их асов погибли вместе с сотнями других пилотов, и программа обучения не могла достаточно быстро восполнить их потери. Летом 1944 года люфтваффе почти не боролись, что позволило высадке союзников во Франции почти не встретить сопротивления с воздуха. Из-за того, что в бой подошло немного самолетов, истребители союзников были выпущены на немецкие авиабазы, железные дороги и грузовые автомобили. Вскоре логистика стала серьезной проблемой для Люфтваффе, поскольку поддерживать самолеты в боевом состоянии стало практически невозможно. Получить достаточно топлива было еще труднее из-за разрушительной кампании против целей немецкой нефтяной промышленности.
это представляло серьезную проблему для люфтваффе. Два лагеря быстро развивались, и оба требовали немедленного ввода большого количества реактивных истребителей. Одна группа, возглавляемая генералом Адольфом Галландом, инспектором истребителей, рассуждала, что превосходящим числом нужно противостоять с помощью передовых технологий, и потребовала приложить все возможные усилия для увеличения производства Messerschmitt Me 262 в его версии истребителя A-1a, даже если это означало сокращение производства других самолетов за это время.
Вторая группа указала, что это вряд ли поможет решить проблему; у Me 262 были заведомо ненадежные силовые установки и шасси, и существующие проблемы с логистикой означали, что их просто будет больше на земле, ожидая частей, которые никогда не прибудут, или топливо, которого не было в наличии. Вместо этого они предложили построить новую конструкцию - такую недорогую, что в случае повреждения или износа машины ее можно было просто выбросить и заменить новым самолетом прямо с конвейера. Так родилась концепция «одноразового истребителя».
Галланд и другие старшие офицеры Люфтваффе выразили резкое несогласие с идеей лёгких истребителей, в то время как рейхсмаршал Герман Геринг и министр вооружений Альберт Шпеер полностью поддержали идея. Геринг и Шпеер добились своего, и был объявлен тендер на поставку одномоторного реактивного истребителя, который подходил для дешевого и быстрого массового производства, под названием Volksjäger («Народный истребитель»).
В официальных параметрах конкурса RLM Volksjäger был указан одноместный истребитель, оснащенный одним BMW 003, двигателем с немного меньшей тягой, не востребованным для либо Me 262, либо Ar 234 уже в эксплуатации. Основная конструкция планера конкурирующих с Volksjäger конструкций будет использовать дешевые и простые детали из дерева и других не стратегических материалов и, что более важно, может быть собрана полуквалифицированным и неквалифицированным персоналом, в том числе рабский труд. Технические характеристики включали вес не более 2000 кг (4400 фунтов), максимальную скорость, указанную как 750 км / ч (470 миль в час) на уровне моря, эксплуатационную выносливость не менее получаса и разбег не более 500 м ( 1,640 футов). Вооружение было указано либо в виде двух 20-мм (0,79 дюйма) MG 151/20 по 100 патронов в каждой, либо двух 30-мм (1,2 дюйма) MK 108 с 50 патронами в каждой. Volksjäger должен был легко летать. Некоторые предположили, что даже пилоты-планеры или студенты-студенты должны уметь эффективно управлять реактивным двигателем в бою, и действительно, если бы Volksjäger был запущен в серийное производство, это именно то, что произошло бы. После войны Эрнст Хейнкель сказал бы: «Нереалистичное представление о том, что этот самолет должен быть« народным истребителем », в котором Гитлерюгенд, после короткого тренировочного режима на двухместном автомобиле с обрезанным крылом планеры, подобные DFS Stummel-Habicht, могли летать на защиту Германии, демонстрировали неуравновешенный фанатизм тех дней ». Модели DFS Habicht с обрезанным размахом крыла имели размах крыльев от 8 м (26 футов 3 дюйма) до 6 м (19 футов 8 дюймов) и использовались для подготовки более опытных пилотов Люфтваффе к опасному Me 163B Ракетный истребитель Комет - такой же подход к обучению будет использоваться и для авиаторов Hitler Youth, выбранных для пилотирования победившего в конкурсе дизайна самолета Volksjäger на реактивных двигателях конструкции планера.
Требование было выпущено 10 сентября 1944 г., при этом основные проекты должны были быть возвращены в течение 10 дней, а серийное производство началось к 1 января 1945 г. Поскольку победитель конкурса на разработку нового легкого истребителя будет строить огромное количество Из самолетов почти все немецкие производители самолетов проявили интерес к проекту, например Blohm Voss и Focke-Wulf, Focke-Wulf Volksjäger 1 Претендент на дизайн, также предназначенный для турбореактивного двигателя BMW 003, имел сходство с их несколько более поздней конструкцией реактивного истребителя Ta 183 Huckebein. Однако за последний год Хейнкель уже работал над серией «бумажных проектов» легких одномоторных истребителей под обозначением P.1073, при этом большая часть проектных работ была завершена профессором Бенцом, и зашел так далеко, что построил и протестировал несколько моделей и провел некоторые испытания в аэродинамической трубе.
Хотя некоторые из конкурирующих конструкций были технически лучше (в частности, Blohm Voss P 211 подчинение), с форой Хейнкеля результат был в значительной степени предрешен. Результаты конкурса были объявлены в октябре 1944 года, всего через три недели после объявления, и, ни для кого не удивительно, модель Heinkel была выбрана для производства. Чтобы ввести в заблуждение разведку союзников, RLM решило повторно использовать обозначение планера 8-162 (бывшее обозначение быстрого бомбардировщика Messerschmitt ), а не другое рассмотренное обозначение He 500 .
Хейнкель спроектировал относительно небольшой «спортивный» самолет с обтекаемым фюзеляжем. В целом внешний вид самолета был крайне модернистским для своего времени, даже для сегодняшнего глаза он казался весьма современным с точки зрения компоновки и углового расположения. Осевой турбореактивный двигатель BMW 003 был установлен в гондоле подвеса, уникально расположенном наверху фюзеляжа, сразу в корме кабины и по центру непосредственно над центропланом крыла. Сдвоенные примерно прямоугольные вертикальные хвостовые оперения были перпендикулярно установлены на концах сильно двугранных горизонтальных хвостовых оперений - имеющих угол наклона около 14º каждый - для очистки выхлопной трубы, высоко расположенное прямое крыло (прилагается к фюзеляжу всего четырьмя болтами) с передней стреловидностью задней кромки и заметно выраженной степенью двугранного угла, с катапультным сиденьем, предусмотренным для пилота, которое фирма Heinkel впервые применила в боях на передовой самолет, с более ранним He 219 ночным истребителем в 1942 году. Конструкция планера He 162 отличалась несложным трехопорным шасси, первой такой системой шасси присутствует с самого начала в любой оперативной конструкции однодвигательного истребителя Axis Powers, который убирается в фюзеляж, выполняется просто с пружинами растяжения, механическими замками, тросами и противовесами, а также с минимумом какой-либо гидравлики, используемой в его конструкции. конструкция - окно в нижней передней части кабины, между Педали руля направления позволяли визуально контролировать работу носового шасси. Частично из-за того, что он был спроектирован в конце войны, некоторые из компонентов шасси He 162 были "переработаны" существующие компоненты шасси от современного немецкого военного самолета, чтобы сэкономить время на разработку: олео стойки основного шасси и колесо / тормоз единицы были взяты из Messerschmitt Bf 109K, а также гидроцилиндры двустороннего действия, по одному с каждой стороны, используемые для подъема и опускания каждой стойки шасси. Предыдущий опыт фирмы Heinkel в разработке летных, убирающихся планеров с трехопорным шасси был расширен еще в конце 1939 года, когда был выпущен прототип реактивного истребителя Heinkel He 280, и был дополнительно усилен неожиданно успешным Heinkel He 219 Ночной истребитель, который также использовал трехколесное шасси.
Первый прототип He 162 V1 совершил полет за поразительно короткий период времени: проект был выбран 25 сентября 1944 года, а первый полет - 6 декабря, менее чем через 90 дней. И это несмотря на то, что завод в Вуппертале, производящий клей для пленки Tego фанеры, использовался в значительном количестве немецких авиационных конструкций в конце войны, чьи планеры и / или или основные компоненты планера должны были быть изготовлены в основном из дерева - они подверглись бомбардировке Королевскими военно-воздушными силами, и замену пришлось быстро заменить, не осознавая, что заменяющий клей был очень кислым и разрушил бы деревянную детали, которые он предназначал для крепления.
Первый полет He 162 V1 Флугкапитана Готтхольда Петера - первого немецкого реактивного истребителя, оснащенного реактивным двигателем после первого полета - был довольно успешным, но во время полета на высокой скорости 840 км / ч (520 миль / ч), высококислотный клей для замены двери стойки передней стойки шасси вышел из строя, и пилот был вынужден приземлиться. Были отмечены и другие проблемы, в частности нестабильность тангажа и проблемы с боковым скольжением из-за конструкции руля направления . Ни один из них не считался достаточно важным, чтобы задержать производственный график даже на день. Во втором полете 10 декабря, снова с Питером за штурвалом, на глазах у различных нацистских чиновников, клей снова привел к разрушению конструкции. Это позволило элерону отделиться от крыла, в результате чего самолет перевернулся и разбился, убив Питера.
Расследование неисправности показало, что конструкция крыла должна быть усилена, а некоторые была необходима переделка конструкции, так как склеивание деревянных деталей во многих случаях было дефектным. Однако график был настолько плотным, что испытания были вынуждены продолжить с текущим дизайном. Скорость была ограничена до 500 км / ч (310 миль / ч), когда 22 декабря взлетел второй прототип . На этот раз проблемы со стабильностью оказались более серьезными, и было обнаружено, что они связаны с голландским роликом, который может быть решен путем уменьшения двугранного угла. Однако, поскольку самолет должен был поступить в производство в течение нескольких недель, времени на изменение конструкции не было. Вместо этого был внесен ряд небольших изменений, в том числе добавление свинцового балласта в носовую часть для смещения центра тяжести ближе к передней части самолета и небольшое увеличение размеров поверхностей хвостового оперения.
Третий и четвертый прототипы, которые теперь использовали букву «M» для номера «Muster» (модель) вместо «V» для номера «Versuchs» (экспериментальный), как He 162 M3 и M4, после с усиленными крыльями, совершил полет в середине января 1945 года. Эти версии также включали - как, возможно, новаторский пример их использования на производственной линии - военные реактивные самолеты - маленькие, ангедированные алюминиевые "свисающие" законцовки крыла, предположительно разработанные Александром Липпишем и известные на немецком языке как Lippisch-Ohren ("Lippisch Ears"), в попытке решить проблемы со стабильностью путем эффективного "уменьшения" основного крыла. панели отмечены двугранным углом в три градуса. Оба прототипа были оснащены двумя 30-мм (1,18 дюйма) пушками MK 108 в варианте противотанкового бомбардировщика He 162 A-1; при испытаниях оказалось, что отдача этих орудий слишком велика для легкого фюзеляжа, и планы по производству перешли на истребитель А-2 с двумя 20-мм пушками MG 151/20 вместо этого, в то время как А-3. Переход на 20-мм орудия также был предпринят потому, что оружие меньшего калибра позволяло перевозить гораздо большее количество боеприпасов.
He 162 был первоначально построен с намерением использовать его для управления Гитлерюгенд, поскольку у Люфтваффе быстро заканчивались пилоты. Однако сложность самолета требовала более опытных пилотов. Как стандартная длина фюзеляжа, невооруженная двухместная версия BMW 003E с приводом от двигателя (с задним сиденьем пилота, который планировалось иметь подфюзеляжный люк для доступа в кабину), так и двухместная версия без двигателя планер, обозначенная He 162S (Schulen) были разработаны для учебных целей. Было построено лишь небольшое их количество, и еще меньше было доставлено в единственное учебное подразделение He 162 Hitler Youth, которое должно было быть задействовано (в марте 1945 г.) на авиабазе Саган. Когда война закончилась, отряд находился в процессе формирования и не начинал никаких тренировок; сомнительно, что в воздух поднималось больше одного или двух планеров He 162S.
Подземная производственная линия Hinterbrühl для He 162A была захвачена в апреле 1945 года.Различные изменения увеличили вес по сравнению с первоначальным пределом в 2000 кг (4410 фунтов), но даже до 2800 кг (6 170 фунтов). фунтов), самолет по-прежнему оставался одним из самых быстрых самолетов в воздухе с максимальной скоростью 790 км / ч (427 узлов; 491 миль / ч) на уровне моря и 839 км / ч (453 уз; 521 миль / ч) на высоте 6000 м (20 000 км / ч). футов), но мог достигать 890 км / ч (481 кН; 553 миль / ч) на уровне моря и 905 км / ч (489 кН; 562 миль / ч) на высоте 6000 м (20 000 футов) с использованием дополнительной тяги короткими очередями. Короткая продолжительность полета, составляющая всего 30 минут, была обусловлена наличием единственного топливного бака с гибким баллоном объемом 695 литров (183 галлона США) в фюзеляже непосредственно под воздухозаборником двигателя. В исходном документе Baubeschreibung для He 162 от середины октября 1944 года была показана пара топливных баков для исходной версии планера Spatz в том виде, в каком он был спроектирован: единственный основной фюзеляжный бак меньшего объема на 640 литров (169 галлонов США) примерно В том же месте, где был размещен более поздний бак на 695 литров, с дополнительным баком центроплана крыла чуть выше и позади него, никогда не производившимся для серийного производства, около 325 литров (86 галлонов США), подаваемых самотеком в основной бак фюзеляжа. Версия A-2, в некоторых примерах (например, тот, который пилотировал RN капитан Эрик Браун послевоенный) имела установку пары 180-литровых «пропитанных» (47,5 галлонов США) баки крыла, по одному встроенному в каждую внутреннюю панель крыла, в первых четырех нервюрах крыла от корня и между лонжеронами, которые подаются в основной бак фюзеляжа объемом 695 литров аналогично тому, как это использовалось ранее 325 литровую центроплану предлагалось сделать; но сами они не отслеживались, их исчерпание топлива было отмечено только тогда, когда во время полета основной указатель уровня топлива начал падать. Серийный He 162A-2 был вооружен парой 20-мм пушек MG 151/20.
Строительные объекты He 162 находились в Зальцбурге, Hinterbrühl и Миттельверк. Ожидается, что к апрелю 1945 года будет производиться 1000 единиц продукции в месяц, что вдвое больше, чем на момент начала поставок завода Mittlewerk.
В январе 1945 года Люфтваффе сформировало Erprobungskommando 162 («Испытательный блок 162») оценочная группа, которой были доставлены первые 46 самолетов. Группа базировалась в главном испытательном центре Люфтваффе, или Erprobungsstelle в Рехлине.
В феврале были доставлены He 162 его первому оперативному подразделению I./JG 1 (1-я группа из Jagdgeschwader 1 Oesau - «1-й истребительный авиаполк»), который ранее летал на Focke-Wulf Fw 190 A. I./JG 1 был переведен в Пархим, который в то время также был базой для оснащенного Me 262 Jagdgeschwader 7, примерно в 80 км к юго-юго-западу от Хейнкеля. прибрежный аэродром завода в Мариенехе (сегодня известный как Росток -Шмарль, к северо-западу от центра Ростока), где пилоты могли взять свои новые самолеты и начать интенсивную подготовку, начиная с марта 1945 года. происходящие одновременно с безжалостными воздушными атаками союзников на транспортную сеть, предприятия по производству самолетов и нефтепродукты, нефть и смазочные (POL) установки Третьего Райх - теперь они начали атаковать также базы реактивных и ракетных истребителей Люфтваффе. 7 апреля USAAF бомбили поле в Пархиме из 134 B-17 Flying Fortress, нанеся серьезные потери и разрушив инфраструктуру. Двумя днями позже I./JG 1 перебрался на аэродром в Людвигслюст и менее чем через неделю снова переместился на аэродром в Лек, недалеко от датской границы. 8 апреля II./JG 1 перебрался на упомянутый выше заводской аэродром Хейнкеля на северо-западе побережья в Ростоке и начал переоборудование с Fw 190As на He 162. III./JG 1 также планировалось преобразовать в He 162, но группа распалась 24 апреля, и ее персонал использовался для заполнения вакансий в других подразделениях.
He 162 впервые участвовал в бою в середине апреля 1945 года. 19 апреля фельдфебель Гюнтер Кирхнер сбил истребитель Королевских ВВС, и хотя победа была зачислена на счет зенитного подразделения, Британский пилот подтвердил во время допроса, что он был сбит He 162. Heinkel и его пилот также были потеряны, сбитые RAF Hawker Tempest при подходе к земле, точка, в которой Союзники летчики нацелились на немецкие самолеты. Хотя I./JG 1 все еще тренировался, в середине апреля они начали убивать, но также потеряли 13 He 162 и 10 пилотов. Десять самолетов понесли эксплуатационные потери, вызванные возгоранием и спорадическими отказами конструкции. Фактически были сбиты только два из 13 самолетов. 30-минутный запас топлива He 162 также вызвал проблемы, так как по крайней мере два пилота JG 1 были убиты при попытке аварийной посадки с мертвой хваткой после того, как закончилось топливо.
За время своей чрезвычайно короткой службы на службе у 162-го типа эжекторное сиденье картриджного типа использовалось в боевых условиях пилотами JG 1 не менее трех раз. Первое зарегистрированное использование было сделано лейтенантом Рудольфом Шмидтом 20 апреля вместе с Fw. Эрвин Стиб катапультируется из своего 162 на следующий день. Наконец, Hptm. 24 апреля Пауль-Генрих Дан предпринял попытку катапультирования, но был убит, когда фонарь кабины самолета не оторвался.
Захваченный He 162 Захваченный He 162 120230 во Франции, доставленный в США в ходе операции LustyВ последние дни апреля при приближении советских войск II./JG 1 эвакуируется из Мариенехи 2 мая присоединился к I./JG 1 в Леке. 3 мая все уцелевшие He 162 JG 1 были реорганизованы в две группы: I. Einsatz («Бой») и II. Саммель («Сборник»). Все самолеты JG 1 были остановлены 5 мая, когда генерал-адмирал Ханс-Георг фон Фридебург подписал капитуляцию всех немецких вооруженных сил в Нидерландах, Северо-Западной Германии и Дании. 6 мая, когда британцы достигли своих аэродромов, JG 1 передал свои He 162 союзникам, и образцы были отправлены в США, Великобританию, Францию и Советский Союз для дальнейшей оценки. 162 истребителя Erprobungskommando, которые были переданы JV 44, элитному реактивному подразделению Адольфа Галланда несколькими неделями ранее, были уничтожены их экипажами, чтобы не допустить их попадания на территорию союзников. Руки. К моменту безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года было поставлено 120 He 162; еще 200 были завершены и ожидали сбора или летных испытаний; и еще около 600 находились на разных стадиях производства.
Трудности, с которыми столкнулся He 162, были вызваны в основном спешкой в производстве, а не какими-либо внутренними недостатками конструкции. Один опытный пилот Люфтваффе назвал его «боевым самолетом первого класса». Эрик «Винкль» Браун из авиагруза, который управлял рекордными 486 различными типами самолетов, сказал, что He 162 имел «самые легкие и наиболее эффективные аэродинамически сбалансированные органы управления», которые у него были. опытный. Брауна предупредили, что он должен относиться к рулю с подозрением из-за ряда поломок в полете. Это предупреждение было передано Брауном пилоту ВВС Великобритании лейтенанту Марксу, но, очевидно, не было учтено. 9 ноября 1945 года во время демонстрационного полета из RAE Фарнборо один из киля и руля направления сломался в начале крена на малой высоте, в результате чего самолет врезался в казармы Ауденарде, Олдершот., убивая Маркс и солдата на земле.
Серия Mistel из комбинированных истребителей / бомбовых бомб штурмовиков предшествовал He 162 более чем на два года, и в исследовании проекта Mistel 5 в начале 1945 года предлагалось сочетание He 162A-2 с летающей бомбой Arado E.377A. Истребитель будет располагаться на бомбе, которая сама будет оснащена двумя турбореактивными двигателями BMW 003, установленными под крылом. Эта неуклюжая комбинация могла взлететь на подрессоренной тележке, оснащенной сдвоенными колесами с каждой стороны для эквивалента «главной передачи», заимствованного из того, что использовалось на первых восьми прототипах Arado Ar 234, со всеми тремя работающими двигателями. Сразу после взлета тележка будет выброшена за борт, а «Мистель» полетит в пределах дальности поражения указанной цели. По достижении этой точки бомба будет нацелена прямо на цель, а затем выпущена, и реактивный самолет будет возвращаться домой. Mistel 5 оставался «бумажным проектом», поскольку бомба Арадо так и не вышла за пределы стадии чертежа.
СМИ, связанные с самолетом-музеем Heinkel He 162 на Викискладе
Нед. № 120227, Музей Королевских ВВС, Лондон
нед. № 120235, Имперский военный музей, Лондон (теперь переехал в Даксфорд)
нед. № 120086, Канадский музей авиации и космонавтики, Оттава
Данные гитлеровского люфтваффе
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Armament.
Aircraft of comparable role, configuration, and era
Related lists
Wikime dia Commons has media related to Heinkel He 162. |