Гедонизм

редактировать
Школа мысли

Гедонизм - это школа мысли, которая утверждает, что ищет удовольствия и избегание страданий - единственные компоненты благополучия.

Этический гедонизм - это точка зрения, сочетающая гедонизм с этикой благосостояния, которая утверждает, что то, что мы должны делать, зависит исключительно от того, что влияет на благополучие людей. Этические гедонисты будут защищать либо увеличение удовольствия, либо уменьшение страдания для всех существ, способных их испытать; или просто уменьшая страдания, в случае негативного консеквенциализма и негативного утилитаризма. Считается, что этический гедонизм был основан Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Он придерживался идеи, что удовольствие - это высшее благо.

Гедонистический этический эгоизм - это идея о том, что каждый человек должен делать все, что в его силах, чтобы достичь как можно большего количества удовольствия. Также существует идея, что удовольствие каждого человека должно намного превосходить количество его боли.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Ранняя философия
      • 1.2.1 Шумерская цивилизация
      • 1.2. 2 Древний Египет
    • 1.3 Классическая греческая философия
      • 1.3.1 Киренаическая школа
      • 1.3.2 Эпикуреизм
    • 1.4 Азиатская философия
      • 1.4.1 Янгизм
      • 1.4.2 Индийская философия
    • 1.5 Философия Авраама
      • 1.5.1 Иудаизм
      • 1.5.2 Христианство
      • 1.5.3 Ислам
    • 1.6 Утилитаризм
      • 1.6.1 Бентам
      • 1.6.2 Милль
    • 1.7 Свобода
  • 2 Современные подходы
    • 2.1 Мишель Онфрей
    • 2.2 Аболиционизм (Дэвид Пирс)
    • 2.3 Гедодинамика (Виктор Аргонов)
  • 3 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитирования
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Этимология

Термин гедонизм происходит от греческого hēdonismos (ἡδονισμός, ' восторг '; от ἡδονή, hēdonē,' удовольствие '), который является родственным от прото-индоевропейских ean swéh₂dus через древнегреческий hēdús (ἡδύς, 'сладкий') + суффикс -ismos (-ισμός, 'ism ').

В противоположность гедонизму существует гедонофобия, которая представляет собой чрезвычайно сильное отвращение к гедонизму. По словам медицинского автора Уильяма С. Шила-младшего, гедонофобия - это «ненормальный, чрезмерный и постоянный страх перед удовольствием». Состояние невозможности получить удовольствие - это ангедония.

Ранняя философия

Шумерская цивилизация

В оригинальной древневавилонской версии эпоса Гильгамеша, который был написан вскоре после изобретения письма, Сидури дал следующий совет: «Наполни свой живот. Веселись день и ночь. Пусть дни будут полны радость. Танцуй и сочиняй музыку днем ​​и ночью... Только эти вещи являются заботой мужчин ». Это может быть первой записанной защитой гедонистической философии.

Древний Египет

Сцены арфиста, развлекающего гостей на пиру, были обычным явлением в Древнеегипетском гробниц и иногда содержали гедонистические элементы, призывающие гостей покориться удовольствиям, потому что они не могут быть уверены, что будут вознаграждены навсегда блаженной загробной жизнью. Ниже приводится песня, относящаяся к правлению одного из фараонов во времена 12-й династии, и текст использовался в 18-м и 19-м династий.

Пусть ваше желание процветает,. Чтобы сердце ваше забыло беатификации для тебя.. Следуй своему желанию, пока ты будешь жить.. Положите мирра на твоей голове и одежда из виссона на тебе,. будучи помазан подлинными чудесами собственности богов.. давай прибавку твоим добрым вещам;. да не трепещет сердце твое... Следуй своему желанию и своему добру.. Выполняй свои нужды на земле по велению сердца твоего,. пока не наступит для тебя тот день траура.

Классическая греческая философия

Демокрит кажется самым ранним из известных философов, категорически принявших гедонистическую философию; он называл высшую цель жизни «довольство» или «бодрость», утверждая, что «радость и печаль - отличительный признак того, что полезно и вредно.

Киренаическая школа

Аристипп из Кирены

Киренаики были ультрагедонистской греческой философской школой, основанной в 4 веке до нашей эры, предположительно Аристиппом из Кирены, хотя многие принципы этой школы, как полагают, были формализованы его внуком с таким же именем, Аристипп Младший. Школа была названа в честь Кирены, места рождения Аристиппа, и была одной из самых ранних сократических школ.

Киренаики учили, что единственное внутреннее благо - это удовольствие, которое означало не только отсутствие боли, но и положительно приятные мгновенные ощущения. Из них физические сильнее, чем ожидания или воспоминания. Однако они признавали ценность социального обязанность, и это удовольствие можно получить с помощью альтруизма.

Теодора Атеист, ученик младшего Аристиппа, был последним представителем гедонизма, в то же время получивший известность благодаря толкованию атеизма. Школа вымерла в течение столетия и была заменена эпикуреизмом.

Киренаики были известны своей скептической теорией познания, сводившей логику к базовой доктрине, касающейся критерия истины. Они думали, что мы можем с уверенностью узнать о наших непосредственных чувственных переживаниях (например, о сладком ощущении), но ничего не можем знать о природе объектов, вызывающих эти ощущения (например, что мед сладкий). Они также отрицали, что мы можем знать об опыте других людей. Все знания - это непосредственное ощущение. Эти ощущения представляют собой движения, которые являются чисто субъективными, болезненными, безразличными или приятными, в зависимости от того, насколько они сильны, спокойны или мягки. Кроме того, они полностью индивидуальны и никоим образом не могут быть описаны как составляющие абсолютное объективное знание. Поэтому чувство - единственный возможный критерий знания и поведения. Известны только наши способы воздействия, поэтому единственной целью для всех должно быть удовольствие.

Киренаицизм выводит единую универсальную цель для всех людей: удовольствие. Более того, все чувства мгновенны и однородны; Удовольствия прошлого и будущего для нас не существуют в действительности, и что среди удовольствий настоящего нет различий по виду. Сократ говорил о высших удовольствиях интеллекта; Киренаики отрицали обоснованность этого различия и говорили, что телесные удовольствия, будучи более простыми и более интенсивными, предпочтительнее. Мгновенное удовольствие, желательно физическое, - единственное благо для человека. Однако некоторые действия, доставляющие немедленное удовольствие, могут причинить больше, чем эквивалент боли. Мудрый человек должен контролировать удовольствия, а не быть порабощенным ими, иначе это приведет к боли, а это требует суждения, чтобы оценить различные радости жизни. Следует уважать закон и обычаи, потому что, хотя эти вещи сами по себе не имеют внутренней ценности, их нарушение приведет к неприятным наказаниям, наложенным другими. Точно так же дружба и справедливость полезны, потому что доставляют удовольствие. Таким образом, киренаики верили в гедонистическую ценность социальных обязательств и альтруистического поведения.

Эпикуреизм

Эпикуреизм - это система философии, основанная на учении Эпикура (ок. 341 - ок. 270 до н. Э.), Основанная вокруг 307 г. до н. Э. Эпикур был атомарным материалистом, следовавшим по стопам Демокрита и Левкиппа. Его материализм привел его к общей позиции против суеверий или идеи божественного вмешательства. Следуя Аристиппу, о котором известно очень мало, Эпикур считал, что величайшим благом является поиск скромного, устойчивого «удовольствия» в форме состояния спокойствия и свободы от страха (атараксия ) и отсутствие телесной боли (aponia ) благодаря познанию устройства мира и границ наших желаний. Предполагается, что сочетание этих двух состояний составляет счастье в его высшей форме. Хотя эпикуреизм является формой гедонизма, поскольку он объявляет удовольствие как единственное внутреннее благо, его концепция отсутствия боли как величайшего удовольствия и его защита простой жизни отличает его от «гедонизма» в его обычном понимании.

Эпикур

Согласно эпикурейской точке зрения, высшее удовольствие (умиротворение и свобода от страха) было получено через знание, дружбу и добродетельную и умеренную жизнь. Он превозносил наслаждение простыми удовольствиями, под которыми он имел в виду воздержание от телесных желаний, таких как секс и аппетиты, граничащие с аскетизмом. Он утверждал, что во время еды не следует есть слишком обильно, поскольку это может привести к неудовлетворенности позже, например, к мрачному осознанию того, что в будущем нельзя позволить себе такие деликатесы. Точно так же секс может привести к усилению похоти и неудовлетворенности сексуальным партнером. Эпикур не сформулировал обширную систему социальной этики, которая сохранилась, но имела уникальную версию Золотого правила.

Невозможно жить приятной жизнью, не живя мудро, хорошо и справедливо (соглашаясь «ни навредить, ни быть вредным "), и невозможно жить мудро, хорошо и справедливо, не живя приятной жизнью.

Эпикуреизм изначально был вызовом платонизму, но позже он стал главным противником Стоицизм. Эпикур и его последователи избегали политики. После смерти Эпикура его школу возглавил Гермарх ; позже многие эпикурейские общества процветали в позднюю эллинистическую эпоху и в римскую эпоху (например, в Антиохии, Александрии, Родосе и Эрколано ). Поэт Лукреций - самый известный его римский сторонник. К концу Римской империи, подвергнувшись христианским нападкам и репрессиям, эпикурейство практически вымерло и было возрождено в 17 веке атомистом Пьером Гассенди, который адаптировал его к христианской доктрине.

Сохранились некоторые произведения Эпикура. Некоторые ученые считают, что эпическая поэма О природе вещей Лукреция представляет в одном едином произведении основные аргументы и теории эпикурейства. Многие свитки папируса, обнаруженные на вилле папирусов в Геркулануме, являются эпикурейскими текстами. По крайней мере, некоторые из них, как полагают, принадлежали к эпикурейской Филодиму.

азиатской философии

янгизм

янгизм был описан как форма психологического и этический эгоизм. Философы-янгисты верили в важность сохранения личных интересов через «сохранение своей природы в неприкосновенности, защиту своей уникальности и не позволяя телу быть привязанным к другим вещам». Несогласие с конфуцианскими добродетелями ли («приличие»), ren («человечность») и yi («праведность»), а также Законник добродетель фа (закон), янгисты видели вэй во (為 我, «[все] для себя») как единственную добродетель, необходимую для самосовершенствования. Индивидуальное удовольствие считается желательным, как в гедонизме, но не в ущерб здоровью человека. Янгисты рассматривали индивидуальное благополучие как первоочередную цель жизни и считали все, что мешает этому благополучию, аморальным и ненужным.

Основное внимание янгистов уделяло концепции син (性), или человеческой натуры, термин, позже включенный Мэн-цзы в конфуцианство. Син, по мнению синолога А. К. Грэм, это «правильный путь развития» человека в жизни. Люди могут только рационально заботиться о своем син, и им не следует наивно поддерживать син других людей, даже если это означает противодействие императору. В этом смысле янгизм - это «прямая атака» конфуцианства, подразумевая, что власть императора, защищаемая конфуцианством, безосновательна и разрушительна, а вмешательство государства морально ошибочно.

Конфуцианский философ Менций изображает янгизм как прямую противоположность мохизма, который продвигает идею всеобщей любви и беспристрастной заботы. Напротив, янгисты действовали только «для себя», отвергая альтруизм мохизма. Он критиковал янгистов как эгоистов, игнорирующих обязанность служить обществу и заботящихся только о личных заботах. Менсий видел конфуцианство как «срединный путь» между мохизмом и янгизмом.

Индийская философия

Концепция гедонизма также встречается, например, в настика («атеистическая», как в неортодоксальном ) школах индуизма. Чарвакская школа. Тем не менее, гедонизм подвергается критике со стороны āstika («теистических», как в ортодоксальных ) школ мысли на том основании, что он по своей сути эгоистичен и, следовательно, вреден для духовного освобождения.

Однако менее эгоистическая форма гедонизма была продвинута индийским философом и буддийским ученым 8 века Шантидева, который писал: «[когда] счастье дорого мне и другим в равной степени, что же так? особенного во мне, что я стремлюсь к счастью только для себя? ». Он призывал других «прекратить всю настоящую и будущую боль и страдания всех живых существ и принести все настоящие и будущие удовольствия и счастье».

Авраамическая философия

Иудаизм

Иудаизм считает, что мир был создан для служения Богу, и для того, чтобы делать это должным образом, Бог, в свою очередь, дает человечеству возможность испытать удовольствие в процессе служения Ему (Талмуд Кидушин 82: b). Бог поместил Адама и Еву в Эдемский сад - «Эдем» на иврите означает «удовольствие». В последние годы раввин Ной Вайнберг сформулировал пять различных уровней удовольствия, из которых соединение с Богом является наивысшим из возможных удовольствий. Книга Экклезиаста (2 : 24) в Ветхом Завете провозглашает: «Нет ничего лучше для человека, чем то, что он должен есть, пить и получать удовольствие в своем труде. Я видел, это из руки Бога... »

Христианство

Этический гедонизм как часть христианского богословия также был концепцией в некоторых евангелических круги, особенно в кругах реформатской традиции. Термин христианский гедонизм впервые был введен в употребление реформатско-баптистским теологом Джоном Пайпером в его книге 1986 года «Желая Бога»:

Мое краткое изложение этого слова: Бог наиболее прославляется в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем. Или: главная цель человека - прославлять Бога, вечно наслаждаясь Им. Делает ли христианский гедонизм бога из удовольствий? Нет. Он говорит, что все мы делаем бога из того, что нам больше всего нравится.

Пайпер утверждает, что его термин может описывать теологию Джонатана Эдвардса, который в своем «Трактате о религиозных вопросах» 1746 года Привязанности относились к «будущему наслаждению Им [Богом] на небесах». Уже в 17 веке атомист Пьер Гассенди приспособил эпикуреизм к христианскому учению.

Ислам

В Исламе одна из основных обязанностей мусульманина - победить его нафс (его эго, я, страсти, желания) и быть свободным от этого. Определенные радости жизни допустимы при условии, что они не приводят к излишествам или злодеяниям, которые могут принести вред. Понятно, что каждый считает свою страсть своим кумиром, Ислам называет эти тавагит (идолы) и тагут (поклонение не Аллаху), поэтому должны быть средства контроля над этими нафами.

кто выбирает мирскую жизнь и ее удовольствия, получит надлежащую компенсацию за свои дела в этой жизни и не понесет никаких потерь. Такие люди ничего не получат в следующей жизни, кроме адского огня. Их дела будут лишены всякой добродетели, и их усилия будут напрасны.

Коран 11: 15-16, (перевод Мухаммада Сарвара)

Утилитаризм

Утилитаризм решает проблемы с моральной мотивацией, игнорируемые Кантианство, отдавая центральную роль счастью. Это этическая теория, согласно которой правильный образ действий - это тот, который максимизирует общее благо общества. Таким образом, это одна из форм консеквенциализма, означающего, что моральная ценность действия определяется его конечным результатом. Наиболее влиятельными участниками этой теории считаются британские философы 18 и 19 веков Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль. Соединение гедонизма - как взгляда на то, что хорошо для людей - с утилитаризмом приводит к тому, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего общего количества счастья (измеряемого с помощью гедонического исчисления ). Версии гедонизма Бентама и Милля, несмотря на то, что они последовательны в своем стремлении к счастью, расходятся.

Есть две основные школы мысли о гедонизме.

Бентам

Одна школа, сгруппированная вокруг Бентама, защищает количественный подход. Бентам считал, что ценность удовольствия можно понять количественно. По сути, он считал, что ценность удовольствия - это его интенсивность, умноженная на его продолжительность, поэтому необходимо принимать во внимание не только количество удовольствий, но и их интенсивность и продолжительность.

Mill

Другие сторонники, такие как Милль, аргументируют качественный подход. Милль считал, что могут быть разные уровни удовольствия - удовольствие более высокого качества лучше, чем удовольствие более низкого качества. Милль также утверждает, что более простые существа (он часто ссылается на свиней) имеют более легкий доступ к более простым удовольствиям; поскольку они не видят других аспектов жизни, они могут просто предаваться своим низшим удовольствиям. Более сложные существа склонны уделять больше внимания другим вопросам и, следовательно, меньше времени уделять простым удовольствиям. Поэтому им труднее предаваться таким «простым удовольствиям» таким же образом.

Libertinage

Крайняя форма гедонизма, которая рассматривает моральное и сексуальное воздержание как ненужные или вредные. Известные сторонники: маркиз де Сад и Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер.

Современные подходы

Среди современных сторонников гедонизма шведский философ Торбьорн Теннсьё, Фред Фельдман и испанский философ-этик Эсперанса Гисан (опубликовали «Гедонистский манифест» в 1990 году). Дэн Хейброн проводил различие между психологическим, этическим, социальным и аксиологическим гедонизмом.

Мишель Онфрей

Мишель Онфрей, современный философ-гедонист

Преданный современный философ-гедонист и писатель-историк Гедонистической мысли является француз Мишель Онфре, который написал две книги, непосредственно посвященные этой теме: «Изобретения плазмы: фрагменты циреаника» и «Могущество существования: манифест хедониста». Он определяет гедонизм «как интроспективное отношение к жизни, основанное на получении удовольствия самому и доставлении удовольствия другим, не причиняя вреда себе или кому-либо еще». Философский проект Онфрея состоит в том, чтобы определить этический гедонизм, радостный утилитаризм и обобщенную эстетику чувственного материализма, которая исследует, как использовать возможности мозга и тела. в полной мере - при восстановлении полезной роли философии в искусстве, политике, повседневной жизни и принятии решений ».

Работы Онфрея« исследовали философские резонансы и компоненты (и вызовы) науки, живописи, гастрономия, секс и чувственность, биоэтика, вино и письмо. Его самый амбициозный проект - шеститомная «Контр-история философии», три из которых были опубликованы. Для Онфрея:

В противовес аскетическому идеалу, отстаиваемому господствующей школой мысли, гедонизм предлагает определить высшее благо. с вашим собственным удовольствием и удовольствием других; одно никогда не должно удовлетворяться за счет жертвы другого. Достижение этого баланса - мое удовольствие одновременно с удовольствием других - предполагает, что мы подходим к предмету с разных точек зрения - политических, этический, эстетический, эротический, биоэтический, педагогический, историографический ….

Для этого он «написал книги по каждому из этих аспектов одного и того же мировоззрения». Его философия направлена ​​на «микро». -революции », или« революции отдельных людей и небольших групп единомышленников, которые живут его гедонистическими, либертарианскими ценностями ».

Аболиционизм (Дэвид Пирс)

Дэвид Пирс, философ-трансгуманист

Это групповой звонок трансгуманистов g для искоренения страдания во всей разумной жизни посредством использования передовой биотехнологии. Их основная философия - отрицательный утилитаризм.

Дэвид Пирс - теоретик этой точки зрения, который верит и продвигает идею о том, что существует строгий этический императив для людей работать над искоренением страданий во всей разумной жизни. Его Интернет-манифест длиной в книгу «Гедонистический императив» описывает, как технологии, такие как генная инженерия, нанотехнология, фармакология и нейрохирургия. потенциально может объединиться, чтобы устранить все формы неприятного опыта среди людей и животных, заменив страдания градиентами благополучия, проект, который он называет «». Трансгуманист и веган, Пирс считает, что мы (или наши будущие постчеловеческие потомки) обязаны не только избегать жестокого обращения с животными в человеческом обществе, но и чтобы облегчить страдания животных в дикой природе.

В своем выступлении в Future of Humanity Institute и на Charity International, «Конференция счастья», Пирс сказал:

К сожалению, то, что победило » Устранение страданий, или, по крайней мере, не само по себе, - это социально-экономическая реформа, или экспоненциальный экономический рост, или технический прогресс в обычном понимании, или любая из традиционных панацеей для решения мировых бед. Улучшение внешней среды достойно восхищения и важно; но такое улучшение не может перекалибровать нашу гедонистическую беговую дорожку выше генетически ограниченного потолка. Исследования близнецов подтверждают, что существует [частично] наследственная уставка благополучия - или плохого самочувствия, - вокруг которой мы все склонны колебаться в течение всей жизни. Эта уставка варьируется в зависимости от человека. Можно понизить гедонистическую установку индивидуума, вызвав длительный неконтролируемый стресс; но даже эта переустановка не так проста, как кажется: уровень самоубийств обычно снижается в военное время; и через шесть месяцев после несчастного случая, вызвавшего квадриплегию, исследования показывают, что мы, как правило, не более и не менее несчастны, чем были до катастрофического события. К сожалению, попытки построить идеальное общество не могут преодолеть этот биологический потолок, будь то утопия левых или правых, свободный рынок или социалистический, религиозный или светский, футуристический хайтек или просто возделывание своего сада. Даже если все, о чем просят традиционные футуристы, будет доставлено - вечная молодость, неограниченное материальное богатство, морфологическая свобода, суперинтеллект, иммерсивная виртуальная реальность, молекулярные нанотехнологии и т. Д. - нет никаких доказательств того, что наше субъективное качество жизни в среднем значительно превзойдет качество жизни. жизнь наших предков-охотников-собирателей - или нынешних соплеменников Новой Гвинеи - в отсутствие обогащения путем вознаграждения. Это утверждение трудно доказать без сложного нейросканирования; но объективные показатели психологического стресса, например уровень самоубийств, подтвердите это. Неулучшенные люди по-прежнему будут жертвой спектра дарвиновских эмоций, от ужасных страданий до мелких разочарований и разочарований - печали, беспокойства, ревности, экзистенциальной тоски. Их биология является частью того, «что значит быть человеком». Субъективно неприятные состояния сознания существуют потому, что они были генетически адаптивными. Каждая из наших основных эмоций играла особую сигнальную роль в нашем эволюционном прошлом: они имели тенденцию способствовать поведению, которое увеличивало инклюзивную приспособленность наших генов в исконной среде.

Гедодинамика (Виктор Аргонов)

Русский физик и философ Виктор Аргонов утверждает, что гедонизм - это не только философская, но и проверяемая научная гипотеза. В 2014 году он предложил «постулаты принципа удовольствия», подтверждение которых привело бы к новой научной дисциплине, известной как гедодинамика.

Гедодинамика сможет предсказать отдаленное будущее развитие человеческой цивилизации и даже возможную структуру и психологию других разумных существ во вселенной. Чтобы построить такую ​​теорию, наука должна открыть нейронный коррелят удовольствия - нейрофизиологический параметр, однозначно соответствующий ощущению удовольствия (гедонический тон ).

По словам Аргонова, постлюди смогут произвольно перепрограммировать свои мотивации (получать удовольствие от любой запрограммированной деятельности). И если постулаты принципа удовольствия верны, то общее направление развития цивилизации очевидно: максимизация интегрального счастья в постчеловеческой жизни (продукт продолжительности жизни и среднего счастья). Постлюди избегают постоянного стимулирования удовольствия, потому что это несовместимо с рациональным поведением, необходимым для продления жизни. Однако в среднем они могут стать намного счастливее современных людей.

Многие другие аспекты постчеловеческого общества можно было бы предсказать с помощью гедодинамики, если бы был обнаружен нейронный коррелят удовольствия. Например, оптимальное количество людей, их оптимальный размер тела (независимо от того, имеет ли он значение для счастья или нет) и степень агрессии.

Критика

Критики гедонизма возражают против его исключительной концентрации на удовольствие как ценное или что диапазон удерживания дофамина ограничен.

В частности, G. Э. Мур предложил мысленный эксперимент по критике удовольствия как единственного носителя ценности: он вообразил два мира - один необычайной красоты, а другой - груду грязи. Ни один из этих миров никому не попадется. Тогда возникает вопрос, лучше ли для существования прекрасного мира, чем груды грязи. В этом Мур подразумевал, что положение дел имеет ценность за пределами сознательного удовольствия, что, по его словам, говорит против обоснованности гедонизма.

Возможно, самым известным возражением против гедонизма является знаменитое высказывание Роберта Нозика. машина опыта. Нозик просит нас гипотетически представить машину, которая позволит нам испытать все, что мы хотим - если мы хотим испытать опыт дружбы, она даст нам это. Нозик утверждает, что по гедонистической логике мы должны оставаться в этой машине на всю оставшуюся жизнь. Однако он приводит три причины, почему этот сценарий не является предпочтительным: во-первых, потому что мы хотим делать определенные вещи, а не просто испытывать их; во-вторых, мы хотим быть людьми определенного типа, а не «неопределенной каплей» и, в-третьих, потому что это ограничит наши переживания только тем, что мы можем вообразить. Питер Сингер, гедонист-утилитарист., и Катаржина де Лазари-Радек выступили против такого возражения, заявив, что оно дает ответ только на одни формы гедонизма и игнорирует другие.

См. также

Литература

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Поищите эдонизм в Викисловаре, бесплатном словаре.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: гедонизмом
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с гедонизмом.
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:02:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте