Хайим бен Джозеф Витал

редактировать

Хайим бен Джозеф Витал (Иврит : רבי חיים בן יוסף ויטאל; Цфат, 23 октября 1542 г. (по юлианскому календарю) и 11 октября 1542 г. (по григорианскому календарю) - Дамаск, 23 апреля 1620 г.) был раввином в Цфате и главным учеником Исаака Лурии. Он записал большую часть учений своего учителя. После смерти Виталия его труды начали распространяться и оказали «сильное влияние на различные круги еврейского мира».

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Исследование с Кордоверо
  • 3 Ученик Исаака Лурии
  • 4 Изгнание и возвращение
  • 5 Эц Хайим
  • 6 Дальнейшая жизнь и смерть
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Родился в Цфат, будучи маленьким мальчиком, Хайим Витал получил образование у ученого раввина Моше Альшиха. Раввин Джозеф Каро, как говорят, уделял особое внимание ранним талантам Витала и в 1557 году попросил Альшиха проявить особую заботу в своем образовании, поскольку ему суждено было стать преемником своего учителя в мире изучения Торы. В том же году Виталь впервые познакомился с каббалистом Исааком Луриа, который оказал на него длительное влияние.

Витал, по-видимому, женился в молодом возрасте. Это был несчастливый брак, и когда он оставил свою жену, пророк Илия явился ему во сне и привел его в прекрасный сад, где он увидел благочестивых всех возрастов., в виде птиц, летающих по саду и изучающих Мишну. В центре сада Бог восседал на троне, окруженный благочестивыми, покоившийся на искусно украшенных гобеленах. Убежденный этим видением, что ему суждено стать каббалистом, Виталь посвятил следующие два с половиной года изучению алхимии. По окончании учебы Илия снова явился ему в видении и сказал, что преуспеет в своих усилиях и напишет комментарий к Зохар.

Изучение Кордоверо

Когда Лурия прибыл в Цфат, раввин Моисей бен Якоб Кордоверо был главной фигурой в каббалистическом сообществе в течение многих лет. "Кордоверо был учителем того, что представляло собой относительно свободный круг учеников. Самыми важными из них были Элайджа де Видас, Авраам Галанте, Моисей Галанте, Хайим Витал, Авраам бен Элиэзер ха-Леви Берухим, Элазар бен Моше Азикри [1], Самуэль Галлико и известный каббалист, который учился у Кордоверо в течение короткого времени в 1560-х годах, Мордехай Дато »<. 37>

Есть основания предполагать, что Исаак Лурия также считал Моисея Кордоверо своим учителем. Джозеф Самбари (1640–1703), важный египетский летописец, свидетельствовал, что Кордоверо был «учителем Ари в течение очень короткого времени». Лурия, вероятно, прибыл в начале 1570 года, а Кордоверо умер 27 июня того же года (23 день Таммуза). Лишенные своего самого выдающегося авторитета и учителя, каббалисты искали нового руководства, и Исаак Лурия помог заполнить вакуум, образовавшийся после ухода Кордоверо.

Ученик Исаака Лурия

В 1570 году Виталь стал учеником Исаака Лурия, выдающегося каббалиста того времени. В исследовании лурианского мистицизма Лоуренс Файн пишет:

Витал сообщает нам имена 38 человек, которые, по его словам, составляли ученичество Лурии... По его словам, общение было разделено на четыре иерархически упорядоченных группы. Первый и самый важный, состоял из 11 человек, перечисленных в следующем порядке: Хайим Витал, Джонатан Сагис, Иосиф Арзин, Исаак Коэн, Гедалия ха-Леви, Самуил Учеда, Иуда Мишан, Авраам Гавриил, Шаббатай Менаше, Джозеф ибн Табул и Элайджа Фалько (или Фалькон).

В целом принято считать, что в течение года Хайим Витал стал ведущим учеником, так что когда Аризаль умер в 1572 году, В возрасте 38 лет его сменил Виталий. Поскольку Аризаль почти не оставил своих учений в письменной форме, Витал начал записывать все, что он узнал от своего учителя.

Изгнание и возвращение

Хайим Витал прибыл в Египет в 1577 году, но вскоре вернулся в Османскую Сирию, поселившись в деревне Эйн-Зейтим (близ Цфата), а затем в Иерусалим. После этого он переехал жить в Дамаск, где стал главой сицилийской еврейской общины

В Дамаске он начал писать свое первое собственное произведение. Большая часть книги состоит из описания заклинания облаков и рассказа о семи блуждающих звездах (планетах), семи небесах и соответствующих им металлах. Завершив свою книгу, Виталь вернулся в Иерусалим, где его бывший учитель Моше Альшич рукоположил его «в 1590-х годах». Однако через некоторое время Виталь уехал из Иерусалима в Цфат, где заболел и целый год был прикован к постели.

Он также является автором Шаар ХаГилгулим, каббалистической работы о реинкарнации, которая стала одним из Шемона Шеарим (см. Ниже).

Эц Хайим

Во время этой болезни раввин Иегошуа, его ближайший последователь, который сопровождал Витала почти в каждом путешествии, сумел подкупить младшего брата Витала, раввина Моше, с помощью 500 золотых монет в долг его сочинения Виталия, которые хранились в ящике. Соответственно, раввин Моше принес Иегошуа большую часть рукописей, и тут же были привлечены 100 переписчиков: всего за три дня они смогли воспроизвести более 600 страниц. Хотя согласно некоторым сообщениям, Виталь, узнав об этом, заявил, что скопированные документы не были его собственными сочинениями, они быстро распространились. Рассматриваемые сочинения якобы содержали учение Лурии, а не независимую работу Витала.

Первое печатное издание было в восьми томах, известное как Шемона Шеарим, и эта версия до сих пор используется некоторыми каббалистами. в сефардском мире. Самая известная редакция была опубликована позже под заголовком Эц Хайим («Древо жизни»), в котором темы были расположены в более систематическом порядке, а части, посвященные ритуалу (Пери Эц Хайим), были хранится отдельно от частей, лежащих в основе богословия. В дополнение к дань уважения Лурии, работа содержит утверждение, что для Бога - одно из величайших удовольствий - быть свидетелем распространения учения Каббалы, поскольку только это может обеспечить пришествие еврейского Мессии.

Однако Виталь по-прежнему высоко ценил учение своего бывшего учителя, каббалиста Моисея Кордоверо. Он утверждал, что Кордоверо часто являлся ему во сне.

Одним из наиболее ярких противников Витала был Менахем Лонзано, который публично осудил его в своей работе Имрей Эмет.

Более поздняя жизнь и смерть

20 элула 1590 года Виталь получил раввинское рукоположение от своего учителя Моше Альшича. Четыре года спустя, в 1594 году, он навсегда поселился в Дамаске, где каждый вечер читал лекции по каббале. В 1604 г. зрение Виталия начало ухудшаться; в 1620 году он умер, собираясь вернуться в Цфат. Ему было 77 лет.

Примечания

Ссылки

  • Fine, Lawrence (2003). Врач Души, Целитель Космоса: Исаак Лурия и его каббалистическое братство. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 480. ISBN 0-8047-4826-8. Проверено 16 августа 2010 г.
  • Джозеф бен Исаак Самбари (1994) [1-23-1673]. Сефер Диврей Йосеф. Иерусалим: Институт Бен Цви.
  • Хайим бен Джозеф Витал, Древо жизни: Введение Чайим Витала в Каббалу Исаака Лурии - Дворец Адама Кадмона. Перевод и введение Дональд Уайлдер Мензи и Цве Паде. Нортвейл, штат Нью-Джерси и Иерусалим: Джейсон Аронсон, 1999 г. Это перевод первого тома «Эц Хаим» Лурии; введение переводчиков дает общий обзор лурианской системы.

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Зоар и более поздний мистицизм
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:59:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте