Хайреддин-паша

редактировать

Хайреддин-паша
Хейреддин Pacha.jpeg
Великий визирь бейлика Туниса
В офисе . 22 октября 1873 г. - 21 июля 1877 года
МонархСадок бей
, которому предшествовалМустафа Хазнадар
ПреемникМохамед Хазнадар,. Мустафа бин Исмаил (1878)
Великий визирь Османской империи
В должности . 4 декабря 1878 г. - 29 июля 1879 г.
МонархАбдулхамид II
ПредыдущийМехмед Эсад Саффет Паша
ПреемникАхмед Арифи Паша
Президент Маджлиса аль-Акбар. Бейлик Туниса
Находится в должности . 1861–1862 гг.
МонархСадок Бей
Ему предшествовалпервый в новом офисе
ПреемникМустафа Сахеб Эттаба
Морской министр, Бейлик Туниса
В офисе . 1857–1862
МонархМохаммед-бей. Садок-бей
ПредшественникМахмуд Ходжа
ПреемникИсмаил Кахия
Личные данные
Родилсяc.1820. Черкесия
D ied30 января 1890 г.. Стамбул, Османская империя
Место упокоенияТунис

Хайреддин-паша (тунисский арабский : ير الدين باشا التونسي Khayr ed-Din Pasha et-Tunsi; Османский турецкий : تونسلى حيرالدين پاشا; Турецкий : Тунуслу Хайреддин Паша; ок. 1820 - 30 января 1890) был османским - тунисским политиком, родившимся в черкесской семье. Сначала он служил Бейлербейи в Османском Тунисе, позже он достиг высокого поста Великого визиря Османской империи. Он был политическим реформатором в период растущего европейского господства. был прагматичным активистом, который выступал против плохих условий в мусульманских странах и искал решения в Европе. Он применил исламскую концепцию maṣlaḥah (или общественных интересов) к экономическим вопросам. Он подчеркнул центральную роль правосудия и безопасности в экономическом развитии. Он был главным сторонником «тангимата» (или модернизации) политической и экономической системы Туниса.

Содержание

  • 1 Молодежь в Абхазии и Турции
  • 2 В Тунисе при Ахмад-Бее
  • 3 В качестве морского министра
  • 4 Личная и семейная жизнь
  • 5 Конституция и Великий совет
  • 6 Его книга: Самый верный путь
  • 7 Международная финансовая комиссия
  • 8 Его реформирование Визирата в Тунисе
  • 9 Как Великий Визирь в Стамбул
  • 10 Мемуары и более поздние произведения
  • 11 Почести
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Библиография

Молодежь в Абхазии и Турции

Из Абхазии по происхождению, Хайреддин родился в Абхазии в «семье знатных воинов». Его отец Хасан Леффч, местный вождь, погиб во время нападения русских на город Сухум. После этого, будучи молодым сиротой, Хайреддин был продан в рабство, что было все еще знакомым событием для черкесской молодежи. В Стамбуле, однако, в конечном итоге он был продан в престижную семью известного Тахсин Бея, кипрского османа, который был накиб аль-ашраф (глава потомков Пророка) и Кади аль-'аскар (главный судья армии) Анатолии и поэт.

Тахсин-бей перевез мальчика в свой загородный дворец в Канлыджа недалеко от Босфора, где он на долгие годы стал спутником детства сына бея. Хайр ад-Дин получил «первоклассное образование», которое включало исламскую программу, а также турецкий язык и, возможно, французский; однако он не был воспитан как мамлюк. После «трагической преждевременной смерти сына» его отец Тахсин-бей продал Хайр ад-Дин в Стамбуле посланнику Ахмед-бея из Туниса. Это новое искоренение, очевидно, вызовет эмоциональные потрясения в Хайр ад-Дине, которому тогда было около 17 лет. Вскоре он был на борту корабля, направлявшегося в Африку.

В Тунисе при Ахмад Бее

Около 1840 года Хайреддин поселился во дворце Бардо, при дворе Ахмад бей (годы правления 1837–1855), как мамлюк би-л-сарайа [слуга внутреннего дворца]. Он возобновил учебу на высшем уровне, в основном в Военной академии Бардо (аль-мактаб аль-Харби) - близлежащем учреждении, недавно созданном беем. Ключевой частью его образования теперь было обучение разговору на арабском, а также знакомство с французским. На суде Хусайнидов его способности вскоре были признаны, и он был удостоен внимания и доверия Ахмад Бея. Он быстро поднялся в элитной кавалерии, ядре новой армии бея. Более того, в течение 1840-х и 1850-х годов он был послан беем с несколькими ключевыми дипломатическими миссиями, например, в Османскую Порту в Стамбуле, которая в то время проводила свои реформы Танзимата, и Европейские столицы, включая Париж. Таким образом, его политическая карьера началась при этом знаменитом модернизирующемся правителе.

Портрет бригадного генерала Хайр ад-Дина на коне

В 1846 году он сопровождал бея в составе небольшого штата, в который входил влиятельный советник бин Дияф, во время двухмесячного государственного визита в Франция, после чего был сделан бригадным генералом. Эта поездка имела особое культурное и политическое значение, поскольку ортодоксальный бей совершил длительное путешествие в неисламскую страну, чтобы познакомиться с ее современными методами работы и управления. Поездка «расширила культурное пространство, которое считается приемлемым для мусульманских правителей». Французы постарались показать преимущество Франции; небольшая тунисская вечеринка была хорошо принята высшими правительственными чиновниками и ведущими частными лицами. "Побывав за пределами страны ислама, Ахмад бей был благословлен по возвращении в Тунис великим муфтием."

. В 1853 году Хайреддин был повышен до высшего военного звания, командир кавалерии; затем он также стал помощником Вскоре после этого его отправили в Париж, чтобы получить ссуду для режима бея, но вместо этого он провел четыре года, пытаясь вернуть крупные суммы, присвоенные известным Махмудом бин Айядом, бывшим главой недавно созданный национальный банк Туниса, который дальновидно уже получил французское гражданство. За годы переговоров в Париже Хайреддин также успел осмотреть библиотеки и книжные магазины, улучшить свой французский, задавая множество вопросов, и изучать европейское общество, промышленность, и финансы.

По словам профессора Абун-Насра, из-за тяжелого финансового положения, отчасти вызванного растратой бин Айяда, ссуда бея показалась Хайреддину необоснованной. подавлен больше всего судебное противодействие его финансовым схемам путем длительного культивирования городских улемов и вождей сельских племен. Однако из-за пассивного сопротивления Хайреддина переговоры о ссуде еще продолжались, когда Ахмед Бей умер в 1855 году.

В качестве морского министра

По возвращении в Тунис из Парижа Хайр ад-Дин был назначен морским министром в 1857 году. Он отвечал за расширение портов, Тунис и Гулет, а также за далекий Сфакс. Это включало строительство для улучшения портовых сооружений, чтобы справиться с возросшим коммерческим судоходством, поскольку торговля в Средиземноморье заметно выросла. Судя по всему, количество кораблей в тунисском флоте значительно сократилось по сравнению с судами современного европейского дизайна.

Иммиграция в Тунис начала расти, что привело к трудностям с традиционной документацией. Хайреддин предложил оформить паспорта. Здесь также османские соглашения о капитуляции, которые давали экстерриториальные законные права европейцам, проживающим или временно пребывающим в Тунисе, усложнили ситуацию. Контрабанда была другой проблемой.

Общественное здравоохранение стало серьезной проблемой в связи с карантинными процедурами, введенными в отношении чумы холеры. Морской министр курировал в Гулетте работу арсенала, тюрьмы и больницы. В этот период своей жизни, когда ему приближался сорокалетний рубеж, Хайреддин начал считать Тунис своей приемной страной.

Личная и семейная жизнь

Примерно в возрасте сорока лет, примерно В 1862 году Хайреддин женился на своей первой жене Янине, племяннице бея (то есть дочери сестры бея, принцессы хусайнидов). О свадьбе объявили официально и отметили «с большой помпой». Отцом Янины был инсайдерский политик Мустафа Хазнадар, выходец из Греции, много лет служивший великим визирем. Их брак был благословлен тремя детьми. Однако Янина и сын умерли в 1870 году; две оставшиеся в живых дочери повзрослели и позже вышли замуж. Через год после смерти Янины Хайреддин женился на двух турецких сестрах, которые родили сыновей в 1872 году. Тем не менее, Хайреддин отказался от обоих, чтобы жениться на Кмаре (или Камаре, Ar : «Луна»). Она родила ему двух сыновей и дочь. Позже Кмар переехала с мужем в Стамбул и пережила его на несколько лет. «Кажется вероятным, что Хайр ад-Дин женился на двух сестрах с единственной целью произвести потомство мужского пола, но женился на Кмаре, своей четвертой жене, по любви. В любом случае, его последний брак был моногамным».

После смерти его первой жены между зятем и тестем вскоре вспыхнул непосредственный разлад. Мустафа Хазнадар, хотя и был великим визирем и слугой бея, мог быть жадным торговцем вымогательством, а также преуспел в этом, став довольно богатым; в то время как Хайреддин был известен как убежденный противник тирании и коррупции.

В 1853 году Хайреддин построил дворец в пригороде Ла Мануба, к востоку от Туниса. Здесь он сначала жил со своей первой женой Яниной. Эта прибрежная вилла находится между портом Ла-Гулет и Карфагеном; рядом с тем местом, где сейчас находится современная железнодорожная станция под названием "Хереддин" (названная в честь Барбаросса или аль-Туниси). По-видимому, у него также была «большая резиденция» в медине Туниса, в квартале Плас дю Трибунал, и еще одна третья резиденция в другом месте.

Современный европейский дипломат, который «работал с ним в тесном и дружеском отношениях», описывает Хайреддина. в течение тех лет, когда он служил главным министром бея:

«Он был плотным, дородным человеком, с несколько тяжелым лицом, которое иногда светилось очень умным... выражением... Его манеры были хорошими. считался надменным и властным, и... вскоре он добавил к непопулярности, к которой его иностранное происхождение и способ введения в высокий пост при любых обстоятельствах выставили бы его... Было трудно определить его возраст, когда он красил волосы и борода твердого и глубокого черного цвета... "

После того, как Хайреддин потерял свой правительственный пост в Тунисе в 1877 году, османский султан в конце концов предложил ему правительственный пост в Стамбуле. Затем он попытался продать свои довольно крупные владения недвижимостью («три дворца в Тунисе и его окрестностях, оливковые рощи и обширное поместье под названием Энфида, занимающее 100 000 гектаров »). Опасаясь политически мотивированного захвата его врагами, которые теперь управляли правительством Туниса, он продал свою собственность Enfida Société Marseillaise в июле 1880 года. Тем не менее, соседний участок был быстро куплен, по-видимому, нераскрытым агентом, который затем потребовал преимущественных прав. купить землю Enfida, отказав французской компании, которая уже заплатила за нее. Очевидно, режим бека поддерживал требование преимущественной покупки ; конфликт стал известен как «дело Энфиды». По иронии судьбы, этот вред спровоцировал французское вторжение в апреле 1881 года.

В 1878 году, когда он служил в Османской империи, султан подарил ему особняк в Стамбуле. Хайреддин умер в 1890 году в окружении своей семьи на их конук [вилле], расположенной в Куручешме, недалеко от Босфора. Его четвертый сын генерал-майор Дамат Мехмед Салих-паша (ок. 1876 г. - убит в Стамбуле 24 июня 1913 г.) своей женой Камар Ханым женился во дворце Долмабахче в Стамбуле 29 июля 1907 г. на Шехзаде Ахмеде Кемаледдине <3 Единственная дочь Мунире Султан (Дворец Долмабахче, Стамбул, 13 ноября 1880 г. - Ницца, Франция, 7 октября 1939 г., похоронена там), и Султанзаде Ахмед Кемаледин Кередин (18 июня 1909 - 1987), вышла замуж и ушла. Проблема.

Конституция и Великий совет

Реформистская конституция, обнародованная в 1861 году, учредила новые правительственные институты, в частности консультативный и законодательный орган, названный Меджлис аль-Акбар или Большой совет. Первым его президентом стал Хайреддин, назначенный беем. Тем не менее, сильная оппозиция и фракционные интриги существующего руководства, в основном возглавляемые давним великим визирем Мустафой Хазнадаром, быстро развивались, что сделало ситуацию непригодной для возобладания реформистской программы. Мустафа был также отцом Янины и новым тестем Хайреддина. Однако вместо того, чтобы примириться с властью, Хайреддин добровольно покинул свой пост в 1862 году.

Его книга: Самый верный путь

Во время своего добровольного изгнания в Европу он приобрел французский. Там он воочию увидел стиль и манеру политики инновационного Запада. В его книге 1867 года «Аквам аль-Масалик фи Марифат Агвал аль-Мамалик» («Верный путь к знаниям о состоянии стран») проводится сравнение между европейскими и мусульманскими государствами. В нем он предложил стратегии управления и сравнил европейские политические системы. Он также обозначил путь, по которому следует идти, чтобы добиться необходимых реформ.

Он рекомендует придерживаться умеренного курса, принимая выборочные западные программы и методы, сохраняя при этом тунисские традиции. Он обратился непосредственно к мусульманским священнослужителям, улемам, и подчеркнул, что правящий класс элиты должен служить в качестве распорядителей благосостояния людей.

Международная финансовая комиссия

В 1869 году он стал первым председателем Международной финансовой комиссии в Тунисе, созданной для управления государственными доходами и расходами.

Его реформирование Визиерата в Тунисе

Хейреддин Эттунси на тунисской банкноте 20 динар (1992).

Позже Хайреддин возглавил правительство Туниса в качестве его главного министра (1873–1877). Его последние годы прошли на османской службе, где он недолго был великим визирем султана (1878–1879).

В то время как премьер-министром при Садок-беке, Хайреддин установил Хабус Собор 1874 г., призванный улучшить использование обширных земель, переданных религиозным трестам. В существующий закон кануна были внесены правовые изменения, чтобы он мог лучше стимулировать торговлю и коммерцию; результат позже был назван «le code Khaïreddine», что повлияло на контракты и обязательства. Административные реформы государственных учреждений были проведены в отделах юстиции и финансов. Во внешней политике он наладил более тесные связи с Османской империей, ошибочно полагая, что это предотвратит европейское вмешательство. Хайреддин также продвинул модернизированный учебный план в мечети Зитуна. Позже он работал над созданием Collège Sadiki, лицея, посвященного преподаванию современных предметов следующему поколению тунисских лидеров.

Недавняя оценка Визиерата Хайреддина в свете относительно прогресса, достигнутого Тунисом за более чем столетний период, делает несколько наблюдений. Первый касается его координации с тунисскими улемами с целью проведения государственных реформ; второй - его знакомство с европейскими политическими институтами:

«Реформа в политике требует обновления в религиозных вопросах, включая рациональное толкование священного писания и осознание учеными исламскими учеными мирских вопросов и событий, чтобы они могли обеспечивают контекстуальное понимание священных текстов. Хайр ад-Дин делает этот смелый шаг в стремлении к реформе, имитирующей Европу. Последующая синергия между светилами внутри, с одной стороны, государственного аппарата и, с другой, университета мечети Зайтуна нарисовал реформистский маршрут, который до сих пор неизгладимо вдохновляет разработку программ обновления в современном Тунисе ».

« Вторая особенность - это попытка согласовать мирское и священное, «восточное» религиозное знание с «западным» политическим гением. Политическая мысль бейлика великого визиря Туниса Хайр ад-Дина аль Тунси является образцом этой гармонизации.

Как великий визирь в Стамбуле

В 1878 году Османский султан пригласил Хайреддина переехать в Стамбул для прохождения государственной службы. Первоначально он работал в Комиссии по финансовой реформе в 1878 году, отвечая за модернизацию налогового и бюджетного процесса империи. Заручившись доверием султана, он вскоре был назначен великим визирем Османской империи на короткий период, с 4 декабря 1878 года по 29 июля 1879 года. Вскоре он стал возмущаться как посторонний со стороны имперского политического класса.

«Гейреддин-паша из Туниса» был «неадекватным носителем [турецкого] языка», который «добился должности великого визиря в 1878 году. Несмотря на то, что он неплохо владел письменным арабским и французским языком, его подчиненные могли не сопротивляться высмеиванию своего османского турецкого языка ».

Чтобы продвигать свою политику реформ, Хайреддин заручился иностранной поддержкой, чтобы определить свою политическую позицию и получить некоторую независимость действий. Тем не менее он мало что мог сделать; более того, эта стратегия привела к его отчуждению от султана и довольно быстрому увольнению. В 1882 году он отказался от предложения стать великим визирем на второй срок.

Воспоминания и последние записи

Из писем Хайреддина «кажется, что в 1878 году он предпочел бы вернуться домой в Тунис». Французское вторжение 1881 г. и последующий протекторат в Тунисе положили конец таким надеждам. В просторном особняке в Стамбуле, подаренном ему султаном, Хайреддин оставался на пенсии в течение последнего десятилетия своей жизни, но его ревматоидный артрит усложнил его жизнь, а его изгнание принесло ему горечь. Тем не менее, здесь он сочинил различные письменные произведения.

На французском языке он продиктовал свои мемуары нескольким разным секретарям, знающим этот язык, указав, что франкоязычный мир был важной целевой аудиторией, будь то в Африке, в Европе или на Ближнем Востоке. Он назвал свои мемуары A mes enfants: ma vie privee et politique [Моим детям: Моя личная и политическая жизнь]. В этих мемуарах и в нескольких других произведениях он демонстративно защищал свои реформы, будучи Великим визирем Бейликальского Туниса.

Внимательное чтение Хайр ад-Дина, особенно его мемуары и более поздние сочинения (возможно, написанные откровенно, без скрытого намерения), показывает, что он предпочитает традиционное правительство, такое как османы, - считает профессор Браун:

Хайр ад-Дин «всегда был в рамках основного направления средневековой исламской политической мысли, с ее упором на управление, т. е., жесткое разделение между правителями и управляемыми, чьи взаимоотношения определялись параллелью пастыря и его стада... Это было управление - чувство благородства, а не страсть к представительной демократии, которой руководил Хайр. ад-Дин. [W] здесь у него были развязаны руки, Хайр ад-Дин выбрал почти всех своих собственных министров из класса мамлюков ».

Проф. Затем Браун довольно подробно цитирует из мемуаров Хайр ад-Дина отрывок, в котором ранее существовавшая коррупция бейикального правительства описывалась как источник проблемы во время его пребывания на посту великого визиря. В качестве реформистского решения Хайр ад-Дин стремился «создать новую административную систему, основанную на справедливости и равенстве, чтобы уничтожить злоупотребления и произвольные действия» и восстановить «правительство в его священной роли защитника люди "и поэтому" ведут страну по пути к процветанию ".

Более дальновидный портрет Хайреддина нарисован профессором Клэнси-Смит, хотя ее противоположный портрет, кажется, не противоречит проф. Выводы Брауна оптом. Здесь она прославляет «космополитизм Туниса, который был не столько личностью, сколько способом социального существования».

«В лучших проявлениях традиции мамлюков Хайр ад-Дин проявил непоколебимую лояльность к Хусайнидам [тунисским бекам] и султанам [Османской империи], пока их политика не нарушила его представление о справедливом правительстве, о котором он сообщил собственный жизненный опыт, исламские моральные принципы и избранные европейские политические принципы... Однако, будучи премьер-министром, он далее демонтировал систему мамлюков...... Как пограничный интеллектуал, он действовал на нескольких точках пересечения: между Магриб и Османская империя; Европа и Северная Африка; центральный Средиземноморский коридор и море огромны; вселенная философа-просветителя и государственного деятеля... [Его книгу] можно было бы переделать как современное выражение рихла [путешествие или паломничество], посредством которого Хайр ад-Дин пытался узаконить далекие или иностранные знания ».

В последние годы своей жизни Хайреддин также обратился к написанию меморандумов о реформировании османского режима, адресованных невнимательный султан Абдул Хамит II. В них Хайреддин затронул многие темы, например, государственную службу (образование и вознаграждение), законодательную власть (метод выборов и ограничения сферы ее действия) и то, как привлечь высоких должностных лиц к ответственности за свои действия. Некоторые из его предложений позднее были поддержаны другими, проводившими реформы.

Почести

См. Также

Справочные материалы

Библиография

  • Хайр ад-Дин Паша ат-Т униси:
    • Ислахи, Абдул Азим. «Экономические идеи тунисского государственного деятеля девятнадцатого века: Хайр ад-Дин аль-Туниси». Хамдард Исламус (2012): 61-80 онлайн.
    • Леон Карл Браун, редактор The Surest Path. Политический трактат мусульманского государственного деятеля XIX века. Перевод Введения в «Самый верный путь к познанию о положении стран» Хайр ад-Дина аль-Туниси (Гарвардский университет: Центр ближневосточных исследований, 1967). Книга Хайр ад-Дина «Самый верный путь» (написанная на арабском языке) была впервые опубликована в 1867–1868 годах в Тунисе. В вышеприведенное издание 1967 г. включено "Оценка верного пути" Брауна, стр. 1–64, за которым следует перевод на стр. 65–178.
    • М. С. Мзали и Ж. Пиньон, редакторы, Khérédine: Homme d'etat (Тунис: Maison Tunisienne de l'Edition 1971), а также их более ранняя редакция: "Documents sur Khéréddine" в Revue Tunisienne:
      • «A mes enfants» в 23: 177–225, 347–369 (1934), то есть его мемуары «A mes infants: Ma vie privée et politique»;
      • «Mon program» в 24: 51–80 (1935);
      • «Le problème tunisienne vu à travers la question d'Orient» на 24: 209–233 (1935); 25: 223–254 (1936);
      • «Réponse à la calomnie», 26: 209–252, 409–432 (1937); 27: 79–91 (1938);
      • «Corespondance» на 27: 92–153 (1938); 29: 71–107, 251–302 (1940).
  • Другая литература:
    • Джамиль М. Абун-Наср, История Магриба (Кембриджский университет, 1971).
    • Лиза. Андерсон, Государственные и социальные преобразования в Тунисе и Ливии, 1830–1980 (Принстонский университет, 1986).
    • Л. Карл Браун, Тунис Ахмад Бея 1837–1855 (Принстонский университет 1974).
    • Джулия А. Клэнси-Смит, жители Средиземного моря. Северная Африка и Европа в эпоху миграции, c.1800–1900 (Калифорнийский университет, 2011).
    • Арнольд Х. Грин, Тунисские алимы 1873–1915. Социальная структура и реакция на идеологические течения (Лейден: Э. Дж. Брилл 1978).
    • Аззедин Гуэллуз, Абделькадер Масмуди, Монги Смида, Ахмед Саадауи, Les Temps Modernes. 941–1247 A.H./1534-1881 (Тунис: Sud Editions 2004). [Histoire Générale de Tunisie, Том III].
    • Альберт Хурани, Арабская мысль в либеральную эпоху, 1798–1939 (Оксфордский университет, 1962, 1967).
    • Ахмад ибн Аби Дияф, проконсультируйтесь с ними в Материи. Исламский аргумент девятнадцатого века в пользу конституционного правления. Мукаддима (Введение) к Итхаф Ахл аль-Заман би Ахбар Мулук Тунис ва Ахд аль-Аман (Представляя современникам историю правителей Туниса и Основополагающий пакт) Ахмада ибн Аби Дияфа (Университет Арканзаса, 2005 г.), переведенный на введение и примечания Л. Карла Брауна.
    • Абдалла Ларуи, L'Histoire du Maghreb. Un essai de synthèse (Париж: Librairie François Maspero, 1970), переведенный Ральфом Манхеймом как История Магриба. Эссе с толкованием (Принстонский университет, 1977).
    • Бриг Пауэл и Ларби Садики, Европа и Тунис. Демокритизация через ассоциации (Нью-Йорк: Рутледж, 2010).
    • Кеннет Дж. Перкинс, История современного Туниса (Кембриджский университет, 2004).
    • Кеннет Дж. Перкинс, Исторический словарь Туниса (Метучен, NJ: Scarecrow 1989).
    • Стэнфорд Дж. Шоу и Эзель Курал Шоу, История Османской империи и Турции, том II: Реформа, революция и республика: подъем современной Турции, 1808–1975 ( Кембриджский университет 1977 г.).
    • Г. S. Van Krieken, Khayr al-Din et la Tunisie (1850–1881) (Лейден: EJ Brill, 1976).
    • Никола А. Зиаде, Истоки национализма в Тунисе (Американский университет Бейрута, 1962).
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:57:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте