Люди хая

редактировать
Хая
Общее население
более 1 миллиона
Регионы со значительным населением
Танзания
Языки
хая
родственные этнические группы
другие народы банту
регион Кагера, Танзания

хая (или бахая ) являются банту этническая группа, проживающая в регионе Кагера, северо-запад Танзании, на западном берегу озера Виктория. По оценкам, хая с населением более одного миллиона человек составляет примерно 2% населения Танзании. Они говорят на хая, языке банту из нигеро-конголезской семьи. Исторически сложилось так, что у хая была сложная политическая система, основанная на царстве. Сельское хозяйство, особенно банановое, занимает центральное место в экономической жизни Хайя.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История и царства хая
    • 2.1 Ранняя история
    • 2.2 Царства (16-18 века)
    • 2.3 Королевства (XIX век до 1963 года)
    • 2.4 Уганда - Танзанийская война
  • 3 Царство Хайя
    • 3.1 Омутеко
    • 3.2 Война и ритуал
    • 3.3 Смерть и обновление
  • 4 Арабская торговля и европейские контакты
  • 5 Европейский колониализм в Бухайе
    • 5.1 Немецкий колониализм (1890-1919)
  • 6 Археологические открытия и технология производства железа
  • 7 Культура
    • 7.1 Мушонге
    • 7.2 Сельское хозяйство и продовольствие
    • 7.3 Здоровье и медицина
    • 7.4 Искусство
  • 8 Ссылки
  • 9 См. Также

Этимология

Согласно Гансу Кори, термин Бахая (Хайя для рыбаков) первоначально использовался для отличия хая от Баньямбо из Карагве. Говорят, что это различие основано на культурных различиях: экономика хая преимущественно ориентирована на рыболовство и другие отрасли на озере Виктория, а баньямбо преимущественно занимается скотоводством. Другие источники о происхождении термина Хайя цитируют устные свидетельства, в которых говорится, что он происходит от богини по имени Мухая, отцом которой был король Рухинда Мушуре. Эта вторая версия не так популярна.

История и царства хая

Ранняя история

Лингвистические данные указывают на то, что хая поселились в регионе Кагера во времена Расширение банту. Считается, что они были одними из первых жителей региона, которые практиковали выплавку железа, и были частью чугуноделательной глиняной посуды (унаследованной от многих восточных банту группы), датируемые 5 веком до нашей эры - 6 веком нашей эры. Примерно в 200 г. до н.э. были основаны первые убедительные свидетельства поселений раннего железного века вдоль озера Виктория в Бухайе. Железные орудия, возможно, помогли расширить сельскохозяйственное производство в регионе, включая выращивание зерновых культур (просо и сорго ), выращивание корнеплодов и постепенное употребление бобов.

Между 800 и 1500 годами нашей эры образ жизни бахайя находился под сильным влиянием других народов банту, переселявшихся из области, расположенной дальше на север в регионе африканских Великих озер. Говорят, что эти северные народы, чьи потомки основали королевства Буньоро-Китара и Буганда, принесли с собой новые породы крупного рогатого скота, а также разновидности бананов. Остается неясным, почему эти народы переселились в регион, но данные указывают на серьезные экологические изменения, которые облегчили передвижение людей со специализированными методами выпаса скота для адаптации к стрессу окружающей среды. Одна из основных стратегий адаптации к экологическому стрессу включала использование навоза крупного рогатого скота для поддержания плодородия почвы для банановых рощ, практика, которую хая продолжают и по сей день, но на меньшем уровне из-за сокращения поголовья скота, начавшегося после 1890-х годов. Эпизоотия чумы крупного рогатого скота.

Королевства (16-18 вв.)

До основания королевств Хайя землевладение контролировалось корпоративными группами, такими как клан. Религия также играла заметную роль в додинастической социальной структуре и включала верования баквези, руководимые практиками (духовными медиумами, прорицателями, священниками и жрицы), способные общаться или направлять древних богов и богинь баквези. Устная история указывает на то, что некоторые кланы основали королевства Хайя примерно в 16 веке, такие как клан Баянго в королевстве Кямтвара и клан Бакума из Кизибы Царство. Третьим царством хая в этот период было Ихангиро к югу от Кьямтвары. В устных отчетах утверждается, что королевский клан Бахинда вошел в Королевство Кьямтвара в 17 веке, присоединившись к клану Баянго и установив свое правление при короле Ругаморе Махе. Клан Бахинда, правивший королевством Карагве на западе, ведет свою родословную от первого царя Анколе, Рухинда.

королевств (с 19 века по 1963 год)

В конце 18 века королевство Кьямтвара распалось из-за восстаний. Результаты этого распада привели к основанию королевств Киханджа, Букара, Малый Кьямтвара и Бугабо. Результат этого распада разделил руководство четырьмя новыми королевствами между кланами Бахинда и Баканго. Бахинда правили Киханджей и Букарой, в то время как Малый Кьямтвара и Бугабо правили Баканго. Согласно отчетам, баканго воспользовались возможностью, чтобы свергнуть бахинду, зависевшую от их власти. Когда немецкое колониальное правительство установило свое правление в Танганьике в 1890-х годах, существовало шесть королевств хая: Кизиба, Ихангиро, Киханджа, Букара, Лестер Кьямтвара и Бугабо. После англо-германского соглашения 1890, было добавлено королевство Миссенье, к северу от королевства Кизиба, в результате чего общее число королевств хая стало семь. В 1963 году недавно получившее независимость правительство Танзании отменило все формы традиционного королевства и вождя в стране. Новое правительство предлагало работу королям с необходимой квалификацией. Пять королей хая приняли это предложение, в то время как другие остались почетными королями и продолжали выполнять свои традиционные религиозные и церемониальные обязанности.

Угандо-танзанийская война

В 1978 году исконный регион, в котором жили хая был подвергнут попытке аннексии бывшим президентом Уганды Иди Амин Дада, чье вторжение в регион Кагера в Угандо-танзанийской войне в конечном итоге привело к свержение его правительства армией Танзании.

царствование хая

цари хая (бакама) имели абсолютное правление над своей территорией и возлагали обязанности на определенные кланы. Например, в королевстве Кизиба говорят, что батунда были королевскими телохранителями, королевскими пивоварами Башонде и королевскими поварами байхузи. Другие обязанности, возложенные на кланы, заключались в обеспечении жен королю, подавлении восстаний, производстве железа и уходе за королевским скотом. Эти возложенные обязанности были направлены на поддержание структуры в королевстве. Административная система каждого королевства была иерархически организована с царем (мукама) наверху, за которым следовали главный министр (омукуру ве кибуга), министры (батонголе), совет советников (лукико), главы графств (бами б'энсхози), и старосты деревень (бакунгу). Эти делегации были разделены на две категории власти: принцы (балангира) королевского происхождения и некоролевские последователи короля (батеква). Во время британского колониального правления термин Ганда катикиро заменил термин Хая омукуру вэ кибуга.

Омутеко

Будущие решения для некоролевских должностей были руководствоваться программой обучения под названием омутэко (возрастная группа ). Эта программа требовала, чтобы все мальчики в возрасте от 10 до 12 лет явились в столицу короля для учебы и обучения. Выбор производился староста деревни (мукунгу) по приказу короля. В устных отчетах описывается, как начальный период обучения длился 10 дней и включал в себя моральное наставление о том, что требуется от мальчиков в отношении их обязанностей перед королевством и их округом. После этого начального периода мальчики были отправлены в королевский двор короля для дальнейшего обучения, которое включало в себя спорт, игры, танцы и пение, все из которых были соревновательными и состояли из соревнований каждого подокруга друг с другом. Лучшая группа осталась в суде для дополнительного обучения, а остальные были отправлены на моральную и физическую подготовку до призыва. Другое обучение под руководством омутэко включало искусство и науку о войне, историю и культуру. В целом, omuteko продолжалось время от времени, длилось около трех лет и способствовало установлению социальной сплоченности между различными округами. По оценкам, 50% принятых мальчиков были уволены после начального периода обучения. Те, кто преуспел, прошли специальную подготовку на курсах, в которых они преуспели.

Говорят, что молодых женщин также вызывали в королевский двор по программе, называемой бузана. Эта программа, согласно рассказам миссионеров, в основном была направлена ​​на удовлетворение сексуальных аппетитов короля.

Война и ритуал

Важные решения, принимаемые королями, например, вступление в войну или совершение набега на соседнее королевство, как говорят, было совершено в доме гадания, называемом бучванкванци. Внутри этой структуры король вместе со своими самыми доверенными советниками будет основывать свои решения на том, что предсказал (и) прорицатель (и). Термин buchwankwanzi переводится как «плюющийся жемчуг», что относится к словам мудрости, исходящим из уст пророчествующих внутри. Помимо военных операций, короли несли ответственность за плодородие и процветание своего королевства, такие как хорошие урожаи, здоровый скот, хорошая охота и рыбалка, а также продуктивная экономика. Одними из самых важных ритуалов, обеспечивающих эти условия, были церемонии новолуния, проводимые королем каждый месяц под контролем религиозных специалистов. Эти церемонии включали пиршество, употребление алкоголя, подношения богам и богиням и использование регалий покойного короля в качестве ритуальных катализаторов. Церемонии новолуния также требовали от королей посещения священных центров по всему королевству с подношениями древним богам и богиням баквези, которые, как считалось, были способны принести процветание, плодородие, голод и болезни.

Смерть и обновление

Смерть короля вызвала период траура, который потребовал от всех в королевстве прекратить всякую работу до тех пор, пока не будет установлен новый король. Любой, кто уличен в нарушении этого временного постановления, будет наказан. Назначение нового короля не всегда было плавным переходом. В устных рассказах рассказывается, как фракции среди королевского клана и двора часто откладывали назначение нового короля, включая семью короля, поскольку братья и сестры строили планы, а также боролись друг с другом за освободившийся трон. Двумя наиболее священными объектами для успешного закрепления на престоле были королевские барабаны королевства, тщательно охраняемые кланом, которому они были поручены, и челюстная кость умершего короля, которая требовала специального захоронения, сопровождаемого ритуалами, в его королевском захоронении. (гашани) в его королевской резиденции (кикале). Регалии и ритуальные атрибуты бывшего короля будут собираться и храниться в его доме бухванкванци. Новоизбранные короли пройдут ритуалы вступления во власть, и по завершении этих ритуалов временное постановление, запрещающее труд, будет отменено, что вернет порядок в королевстве.

Арабская торговля и контакты с Европой

1845 год. каури ракушки, используемые в качестве валюты арабским торговцем

К середине XIX века хая были связаны с арабами, суахили, ньямвези и Sumbwa торговые сети. Неизвестно, когда первые арабы прибыли в Бухаю, но записи показывают, что первым арабом, посетившим Буганду, был Ахмед бин Ибрагим в 1841 году, который позже посетил королевство Карагве и построил резиденцию в Кафуро в нескольких милях к востоку от столицы королевства Бвераньянге. По большому счету, арабы были больше всего заинтересованы в приобретении слоновой кости и рабов. Товары, принесенные для обмена, включали медные катушки, ткань, соль, бусы, китайский фарфор и каури раковины. Появление раковин каури (энсимби) якобы вытеснило традиционную бартерную систему хая, став формой валюты, а также объектом, используемым в ритуалах. По сравнению с королевствами Бухая, Королевство Карагве имело более тесные связи с арабскими торговыми сетями, с известными торговыми базами в Кафуро и Китенгуре. Однако присутствие арабских торговцев в Кафуо было недолгим после того, как местные жители убили Ахмеда бин Ибрагима за его предполагаемое вмешательство во внутреннюю динамику власти после смерти короля Карагве Руманьики I.

Джеймс А. Грант по пути из Карагве

Первыми европейцами, прошедшими через регион Кагера, были Джон Х. Спик и Джеймс А. Грант во время их 1860-1861 гг. Экспедиция на поиски истока Нила. Их экспедиция, спонсируемая Королевским географическим обществом, началась в Занзибаре в октябре 1860 года и перевела их через материк, где они прибыли в Карагве в ноябре 1861 года. Говорят, что по прибытии в Карагве король Руманьика I посоветовался со своими духовными советниками и, очистив Спика и Гранта от любой угрозы, отказался от платы за вход (хонго), обычно требующейся для иностранцев, зайдя так далеко, что назвал Спика и Гранта своими гостями. В дневнике Спика любезно говорится о гостеприимстве короля Руманики. Спик уехал из Карагве в Буганду в январе 1862 года, а Грант, вынужденный остаться из-за опухшей стопы, уехал только в апреле. Следующим европейцем, который посетил регион, был валлийский журналист Генри Мортон Стэнли в 1874 году. Экспедиция Стэнли, финансируемая New York Herald и The Daily Telegraph, должна была состояться продолжить картирование озер и рек региона по инициативе Спика и Гранта. Во время его путешествия по Королевству Ихангиро группа Стэнли вступила в небольшую стычку с королем Нтаре II по поводу их прохода через его территорию. Группа Стэнли, разбив лагерь на острове Бамбир, договорилась с королем Нтаре II и обеспечила проход на север через Карагве по пути в Буганду. В целом европейские интересы в королевствах Хайя в этот период представляли второстепенный интерес по сравнению с Карагве и Бугандой.

Европейский колониализм в Бухайе

По сравнению с королевствами Бухая, королевство Карагве было более могущественным. Однако внутренняя борьба за власть после смерти короля Руманьики I в 1881 году дестабилизировала королевство, и с эпизоотией чумы крупного рогатого скота 1890-х годов, унесшей более 90% поголовья крупного рогатого скота Карагве, королевство пришло в упадок, от которого оно так и не смогло полностью оправиться. Примерно в это же время в этот регион вошли немцы, чьи интересы достигли пика из-за сообщений новостей из путешествий Спика, Гранта и Стэнли. Вместо того, чтобы устанавливать колониальное правительство, немцы предпочли создать частную колонизаторскую компанию Общество немецкой колонизации. Это общество, основанное Карлом Петерсом в 1885 году, поставило немцев в конкуренцию с британским присутствием в Восточной Африке.

Немецкий колониализм (1890-1919)

После англо-германского соглашения 1890 года граница была проведена между британской и немецкой территориями вдоль западной стороны озера Виктория. Эта линия поставила Буганду под британское влияние, а Бухайю - под немецкое. В 1902 году южная часть Буганды, известная как Миссенье, была уступлена, став отдельным королевством под властью Германии. Немцы называли регион Кагера Zwischenseengebiet (межозерный район) и включали Руанду и Бурунди.

В ноябре 1890 года немцы прибыли в Букоба под командованием Эмина Паши.. Паша с контингентом из около 40 солдат основал немецкую бому в Букобе, которая в то время была болотом безлюдных низменностей на берегу озера Виктория. В дополнение к учреждению бома, Паша составил договоры о подчинении королям Хайи и признанным вождям в регионе до прибытия его преемника лейтенанта Вильгельма Лангхельда. Под руководством Лангхельда царствами хая управляли косвенно.

Хая называла Лангхельда «Бвана Мзури» (мистер Гуд) не потому, что он считался хорошим человеком, а скорее из-за чрезмерного употребления им суахилийского слова мзури ( хорошо) в его выступлениях. Метод Лангхельда, чтобы держать королей Хайи под контролем Германии, заключался, по его собственным словам, в «противопоставлении одного против другого». Его преемник, лейтенант Карл Херрманн, ничем не отличался от использования дипломатических манипуляций для удержания королевств Хайя под контролем Германии. Вместе с прибытием Херрманна был лейтенант Франц Рихтер - Хайя называл Рихтера гауптманом (капитаном), а его прозвище было «Бвана Коронго» (мистер Крейн или аист). Во время последней части правления Рихтера (ок. 1898-1902) он вместе с контингентом аскари и Бахамба (граждан Киханджи) под предводительством короля Кахиги II убил сотни хая из королевства Букара.. Событие, именуемое резней Нгого, произошло после того, как Рихтер рассердился во время конфронтации со скоплением Бакары вдоль реки Нгого. Рихтер, который имел тяжелую руку в делах Хайи с помощью военной силы и запугивания, также был замешан в резне 200 человек в 1907 году во время восстания Маджи Маджи.

с прибытием европейцев и христианство регион прославился тем, что уступил место первому африканскому римско-католическому кардиналу покойному кардиналу Лаурину Ругамбве ; они также раньше переняли европейский стиль формального образования по сравнению с другими соседними племенами.

Археологические открытия и технологии железа

Археолог Питер Шмидт обнаружил доказательства благодаря сочетанию археологии и устной традиции что Хайя выплавляла железную руду для производства углеродистой стали около 2300–2000 лет. Это открытие произошло, когда Шмидт работал в деревне Катарука. Старейшины в Катаруке сообщили Шмидту, что их предки плавили железо под священным деревом-алтарем под названием Кайиджа («место кузницы»). Желая проверить свою собственную историю, старейшины попросили Шмидта провести раскопки под священным деревом. Результаты этих раскопок привели к обнаружению железной печи углерода, датируемой 1 тысячелетием до нашей эры.

В 1970-х и 1980-х годах Шмидт задокументировал серию экспериментальные плавки, чтобы понять социальные, культурные и технологические процессы прошлого производства чугуна Haya. В то время проблема заключалась в том, что компания Haya отказалась от выплавки чугуна из-за появления дешевой стали из иностранных источников. Хая, знакомый с методами выплавки железа, позже получил задание воссоздать железную печь. Это включало сбор и подготовку необходимых материалов, таких как железная руда, древесный уголь, глина для изготовления фурм и травы. Хая, участвовавшая в этих экспериментах, смогла создать печь и произвести железо того же качества, что и те, что были обнаружены на участках железного века в регионе, таких как KM2 и KM3. Выплавка чугуна, задокументированная в ходе этих экспериментов, была аналогична производству стали в мартеновской печи, разработанной в Европе в 19 веке. Эти эксперименты заставили Шмидта выдвинуть свою «гипотезу предварительного нагрева». Эта гипотеза предполагает, что предварительный нагрев был критическим компонентом технологий раннего железного века в регионе, позволяя температурам внутри печи достигать 1300–1400 ° C. Во время экспериментальной плавки в 1976 году гипотеза предварительного нагрева подтвердилась. Эта гипотеза была оспорена Дэвидом Килликом и защищена Шмидтом и археологом Дональдом Эйвери в ответ на критику Киллика. Гипотеза Шмидта о предварительном нагреве также была проверена и снова подтверждена С. Терри Чайлдсом в 1996 году.

Образцы пыльцы в этом регионе документально подтверждают потерю лесных местообитаний и расширение пастбищ, начиная примерно со 2-го тысячелетия до н.э. 11 век нашей эры. Утверждается, что частично развитие пастбищ в регионе Кагера было связано с выплавкой железа, поскольку это требовало производства древесного угля в больших масштабах. К 1500 году нашей эры металлургические заводы Хайя начали использовать траву мискантидиум (M. grass). Как быстрорастущий возобновляемый ресурс M. Grass снижает потребность в древесном угле. Кроме того, его использование позволяет увеличить поверхность контакта углерода с железной рудой внутри печи, создавая лучшую среду для плавки.

Культура

Традиционно хайя представляют собой патрилинейное общество, построенное вокруг клановая система (олуганда) с общим тотемом (омузиро), с которым все члены идентифицируют себя вместе. Тотемы обычно являются животными, и у каждого клана есть запреты, например, не есть их тотем и не причинять ему вред. Хая, продолжающие практиковать эту традицию, верят, что любой, кто повредит или поглотит их тотем, принесет страдания себе и своей семье. Более того, каждый мужчина-глава семьи управляет святыней (экикало), посвященной его предкам. В эти семейные святыни регулярно подают подношения, такие как банановое пиво (orubisi), незрелые бананы и сушеные кофейные зерна, чтобы успокоить духов предков.

Мушонге

Музей Мушонге на плато Камачуму, регион Кагера, Танзания

Традиционный дом хая называется мушонге. Сделанный из гибкого тростника, деревянных шестов, бананового волокна и травы, мушонж строится сверху вниз и имеет круглую форму с коническим концом. Слово мушонге происходит от слова мушонголе хая, что переводится как «богатый, влиятельный и уважаемый». Изготовление мушонга включает в себя выполнение ритуалов, а также употребление алкоголя во время и после его завершения. Пространственное расположение каждого мушонга определяется деревянными шестами для структурной опоры и включает секции для мужчин и женщин, загоняющих животных и святыни в честь предков. Говорят, что размер мушонга отражал социальную иерархию деревни: вождь был самым крупным, за ним следовали религиозные авторитеты, лидеры кланов, лидеры подкланов и простые люди. Короли хая часто перемещались по своему королевству и жили в похожем здании, называемом няруджу (дворец). Постепенно мушонж превратился в конструкцию с глиняными стенами (китети), а затем на конструкцию из сырцового кирпича (банда). Сегодня большинство хая живут в квадратных домах с крышей из гофрированного железа. Причины перехода от народной архитектуры к современному дизайну различны и включают проблему пространства, поскольку земля была далее поделена между семьями, политика Танзании в рамках уджамаа была направлена ​​на развитие сельских районов, и Христианские ценности, которые рассматривали народный дизайн как отсталый, включая его символические компоненты, отражающие традиционную религию хая.

Сельское хозяйство и пути питания

Продуктивные почвы для выращивания сельскохозяйственных культур были проблемой для реки Хайя из-за дождя вымывания питательных веществ из почвы и физического состояния ландшафта, особенно вдоль побережья озера Виктория, которое представляет собой лишь участки плодородной почвы. Чтобы преодолеть эти проблемы, практика хая смешанное земледелие строилась вокруг трех типов земель: банановая роща (кибанджа), окружающая усадьбу, за которой ухаживают круглый год, так как бананы - многолетнее растение; семейные участки (musiri) для дополнительных продуктов питания, таких как кукуруза, маниока, сладкий картофель и другие основные продукты ; и общинные луга (rweya) для выпаса животных и стрижки травы для различных целей, таких как мульчирование, покрытие соломой и настил. Также используются лесные массивы, которые включают заготовку древесины для строительных материалов и древесного угля для приготовления пищи.

Хайя кибанджа, Букоба, Танзания

Кибанджа (множественное число бибанджа) является самым важным, когда речь идет о пищевых путях Хайя. Говорят, что регион Кагера производит почти половину бананового производства в Танзании, а кулинарные бананы (матоке ) составляют большую часть урожая бананов. Популярное блюдо «матоке» включает бобы с говядиной или рыбой, и это считается полноценной едой по сравнению с потреблением только таких культур, как кукуруза и маниока. К другим разновидностям бананов относятся бананы для приготовления пива (орубиси) и спиртных напитков (коньяги), а также неприготовленные виды, которые считаются сладкими. Помимо еды и питания, использование бананов среди хая включает их ритуальное использование в качестве подношений предкам, а также ритуал под названием кошобекера, который, как считается, помогает в росте ребенка. Рядом с бананами выращивают кофейные кусты, когда-то процветавшую товарную культуру для Хайи, пока влияние рынка в сочетании с Эль-Ниньо дождями с 1998 по 2000 год, за которыми последовали сильные засуха, уничтожила большую часть урожая. Вместо того, чтобы жарить и варить кофе для питья, хая сушит зерна на солнце и жует их. Кофейные зерна часто предоставляются гостям, посещающим усадьбу, и, по традиции, их оставляют в качестве подношений предкам в святынях, а в прошлом они использовались для скрепления кровавых пактов путем разделения одного зерна пополам, разрезания пупка и размазывания крови. на половину боба и поместив боб в рот другого участника.

Нехватка скота навоз и других видов сельскохозяйственных удобрений сильно повлияла на производство бананов среди хая. Более того, распространение Banana Xanthomonas Wilt (BXW) в регионе примерно в 2006 году изменило образ жизни кибанджи, что привело к большей зависимости от других культур, таких как маниока и кукуруза. Еще одна проблема, о которой упоминается, - это растущее молодежное население в регионе и его влияние на наследование земли, поскольку отцы делят свои земельные владения до такой степени, что участки кибанджи слишком малы, чтобы выращивать достаточно бананов, чтобы прокормить новые семьи, что побуждает все больше хайи направлять свои усилия на развитие. общинные луга (реуа). Коммунальные пастбища включают сбор съедобных кузнечиков (нсенен ) в сезон. Традиционно женщины хая должны были собирать этих кузнечиков вручную, хранить пойманных кузнечиков в плетеной корзине и жарить их для мужчин. Считалось табу для женщин есть нсенен. Сегодня это табу не соблюдается, и мужчины и женщины хая потребляют их. Наряду с хая, другие культурные группы на юго-западе Уганды собирают нсенен как для еды, так и для получения дохода.

Здоровье и медицина

У хая есть богатый набор традиционных лекарств. для лечения болезней и недугов. Исследования хая этномедицины документально подтверждают использование десятков видов растений для лечения ряда проблем со здоровьем, таких как малярия, кожные заболевания, инфекции и раны, желудочно-кишечные расстройства и гинекологические проблемы. До появления современной медицины проблемы здоровья хая были доведены до сведения традиционных врачей (часто прорицателей или священников), имеющих опыт в медицине и выявлении болезней. Сегодня люди хая нередко обращаются за услугами как к традиционному врачу, так и к квалифицированным медицинским специалистам, работающим в местных диспансерах и клиниках.

Исторически в регионе Кагера были первые задокументированный случай ВИЧ / СПИДа в Танзании. Описанный как регион, сильно пострадавший от эпидемии ВИЧ / СПИДа, регион Кагера имеет обширную историю исследований в области ВИЧ / СПИДа, начиная от статистики зарегистрированных случаев, того, как семьи справляются с инфицированными близкими, гендерного неравенства и утраты традиционных знаний из-за пожилым, страдающим от вируса, скончавшимся, прежде чем они смогут передать свою мудрость следующему поколению.

Искусство

Файл: традиционный танец хая в Танзании.webm Воспроизвести медиа Традиционный танец хая, снятый Эваном Понсианом

На территории, покрывающей сегодня Мулеба, Букоба городская, Букоба сельская и Миссеньи, как и в других районах, где преобладает бухайская культура. в регионе Кагера Танзании музыкальные представления - пение, танцы и игра на музыкальных инструментах - являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Как и во многих африканских обществах, музыкальные представления хая неотделимы от повседневных событий и социальной, политической и культурной жизни общества. Традиционно такие мероприятия, как бракосочетание, похороны, поклонение, установление, восхваление и возвышение королей (омукама), праздничные военные танцы (омуторо) и героические декламации или декламации самовосхваления (эбйебуго), целительные практики, такие как очищение и изгнание зла духи, и на все случаи жизни, требующие празднования, производились выступления. В 1952 году всемирно известный этномузыковед Хью Трейси записал песни народа хая. Эти песни хранятся в Международной библиотеке африканской музыки. Образец одной из этих песен включает использование барабанных ритмов энкойто.

Ссылки

См. Также

язык хая

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:50:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте