Хавергал Брайан (родился Уильям Брайан в Дрезден, Стаффордшир, Англия 29 января 1876 г. - 28 ноября 1972 г., Шорхэм-бай-Си, Сассекс) был британским композитором-классиком.
Брайан был чрезвычайно плодовитым, его работа включала 32 симфонии, многие из которых были чрезвычайно длинными и амбициозными произведениями для огромных оркестровых сил. Стилистически он писал на позднем романтическом языке, демонстрируя влияние Густава Малера в его амбициозной оркестровке и прогрессивной тональности.
Брайан пользовался значительной популярностью в начале своей карьеры и заново открыл для себя 1950-е годы, хотя его музыка вышла из моды, и с 1970-х годов он очень редко изучается и исполняется. Тем не менее, он продолжал быть чрезвычайно продуктивным в конце своей карьеры, сочиняя большие произведения даже в свои девяностые годы, многие из которых остаются невыполненными. Сегодня он наиболее известен своей Симфонией № 1, Готика, в которой задействованы самые большие оркестровые силы, которых требует концертная работа с традиционной структурой.
Уильям Брайан (он взял имя «Хавергал» от местной семьи авторов гимнов, из которых Фрэнсис Ридли Хэвергал была наиболее известной) родилась в Дрездене, пригороде Лонгтона в Сток-он-Трент, и была одним из очень небольшого числа композиторов, которые родились из английского рабочего класса. После посещения начальной школы он с трудом находил подходящую по духу работу, и сам выучил основы музыки. Какое-то время он был органистом церкви Одд Роуд, расположенной за границей в Чешире. В 1895 году он услышал хор, репетирующий Элгара «Король Олаф», посетил первое выступление и стал горячим энтузиастом новой музыки, созданной Рихардом Штраусом и британские композиторы того времени. Посещая музыкальные фестивали, он на всю жизнь подружился со своим почти современным композитором Грэнвиллом Бантоком (1868–1946).
В 1907 году его первая английская сюита привлекла внимание Генри Дж. Вуда, исполнившего ее в лондонском Proms. Это был мгновенный успех, и Брайан получил издателя и выступил для своих следующих нескольких оркестровых произведений. Почему ему так и не удалось сохранить свой успех, остается предметом споров, но, вероятно, это было связано с его застенчивостью с незнакомцами и отсутствием уверенности в публичных мероприятиях. Как бы то ни было, предложения о выступлении вскоре иссякли.
В 1898 году Брайан женился на Изабель Пристли, от которой у него было пятеро детей. Один из его сыновей был назван Стерндейлом в честь английского композитора сэра Уильяма Стерндейла Беннета. В этот момент (1907) необычное для британской музыкальной истории 20-го века развитие изменило жизнь Брайана; к лучшему или к худшему - никогда не решалось. Местный богатый бизнесмен Герберт Минтон Робинсон предложил ему годовой доход в размере 500 фунтов стерлингов (тогда это была респектабельная зарплата для представителей среднего класса), чтобы он мог все свое время посвящать композиции. Похоже, Робинсон ожидал, что Брайан вскоре станет успешным и финансово независимым благодаря своим композициям. Этого никогда не было. Некоторое время Брайан работал над рядом амбициозных крупномасштабных хоровых и оркестровых произведений, но не чувствовал необходимости закончить их и начал предаваться доселе немыслимым удовольствиям, таким как дорогая еда и поездка в Италию..
Споры из-за денег и роман с молодой служанкой Хильдой Мэри Хейворд привели к краху его первого брака в 1913 году. Брайан сбежал в Лондон и, хотя Робинсон глубоко не одобрял инцидент, он продолжал предоставлять Брайану деньги до самой его смерти, хотя большая часть пособия досталась разлученной жене Брайана. Роман с Хильдой превратился в отношения на всю жизнь: Брайан и она начали жить вместе как муж и жена, а после смерти Изабель в 1933 году они поженились. Хильда уже родила ему еще пятерых детей. В Лондоне Брайан начал обильно сочинять, чтобы облегчить жизнь в условиях элементарной бедности. В начале Первой мировой войны он пошел добровольцем в Почетную артиллерийскую роту, но не участвовал в службе, пока не был выведен из строя из-за травмы руки. Впоследствии он работал в Счетной палате до декабря 1915 года. Затем семья переехала в Эрдингтон, недалеко от Бирмингема, Уорикшир, до мая 1919 года, а затем провела несколько лет в различных местах в Сассексе. В конце концов Брайан получил музыкальные работы по копированию, аранжировке и написанию статей для журнала The British Bandsman. В 1927 году он стал помощником редактора журнала Musical Opinion и вернулся в Лондон. В 1940 году он вышел на пенсию и с тех пор посвятил себя композиции, живя сначала в Лондоне, а затем в Шорхэм-бай-Си, Сассекс.
Его короткая военная служба дала ему материал для его первой оперы «Тигры». В 1920-х он обратился к сочинению симфоний, хотя написал более десяти, прежде чем одна из них была впервые исполнена в начале 1950-х. Их возможное выступление было связано с тем, что его обнаружил Роберт Симпсон, сам значительный композитор и музыкальный продюсер BBC, который попросил сэра Адриана Боулта запрограммировать Восьмую симфонию. в 1954 году. С тех пор Брайан написал еще двадцать две симфонии, многие из более поздних коротких, одно- или двухчастных произведений, а также несколько других пьес.
В 1961 году самое большое из сохранившихся произведений Брайана, Готическая симфония, написанная между 1919 и 1927 годами, впервые было исполнено в Westminster Central Hall., в частично любительском спектакле под управлением Брайана Фэрфакса, а в 1966 году в Royal Albert Hall под управлением Боулта было дано первое полностью профессиональное представление. Последнее выступление транслировалось в прямом эфире, и многие люди в тот вечер услышали свою первую музыку Брайана. Это вызвало значительный интерес, и к его смерти шесть лет спустя были исполнены несколько его произведений, и начали появляться первые коммерческие записи. В течение нескольких лет после смерти Брайана, в то время как Симпсон все еще имел влияние на BBC, было возрождение интереса к ряду записей и выступлений; вышли две биографии и трехтомное исследование его симфоний. Репутация его музыки всегда была ограничена энтузиастами, и она никогда не пользовалась большой популярностью.
Только один из великих международных дирижеров-виртуозов проявил интерес к музыке Брайана. Леопольд Стокски услышал и дал понять, что хотел бы исполнить произведение Брайана. Результатом стала мировая премьера в 1973 году 28-й симфонии в передаче BBC, продюсированной Робертом Симпсоном в студии Maida Vale Studio 1 и сыгранной оркестром Новой филармонии. Энтони Пейн в своем обзоре Daily Telegraph писал: «Было интересно созерцать уникальность этого события - 91-летний дирижер разучивал новое произведение 91-летнего композитора».
Музыка Брайана многим обязана Вагнеру, Брукнеру, Элгару, Штраусу, Малеру и Бах. Подобно Баху и Брукнеру, Брайан был органистом, и репертуар органа повлиял на его музыкальные привычки (и орган появляется в некоторых его симфониях). Другими источниками влияния являются духовые и военные оркестры (музыка Брайана всегда очень дерзкая, и его музыка никогда не уходит далеко от марша, будь то медленная и торжественная, быстрая и жестокая) и поздняя викторианская уличная музыка. Музыка Брайана часто включает в себя скрипичное соло, как, например, Воган Уильямс, но в то время как у Воана Уильямса скрипичное соло написано долго, устойчиво и красноречиво и обычно устанавливает лирическую печать в музыке, со скрипкой Брайана. соло часто бывают острыми и краткими и уносятся бурными потоками музыки.
Однако, как и в случае с музыкой Роберта Симпсона, великого защитника Брайана, в некоторых отрывках музыка действительно внезапно граничит с пастырской.
Единственная музыка, за которую можно было бы разумно принять Брайана, - это некоторые из работ Арнольда Бэкса, в частности, жестокие ранние симфонии Бакса (1 и 2). Однако, хотя музыка Бэкса на первый взгляд кажется более красноречивой, связной и более лиричной, некоторые утверждают, что музыка Брайана имеет больший поток и, несмотря на ее кажущуюся фрагментарную структуру, большую симфоническую сплоченность.
В музыке Брайана есть несколько элементов. узнаваемые отличительные черты: пристрастие к экстремальным точечным ритмам, глубоким медным нотам и различным нехарактерным тембрам арфы, фортепиано и ударных, а также другим звукам (и текстурам), которых никто другой не вызвал из оркестра. Также типичны моменты тишины, такие как медленное арпеджио на арфе, которое слышно в начале и в конце Восьмой симфонии. Но наиболее примечательной его характеристикой является беспокойство: редко одно настроение сохраняется долго, прежде чем оно контрастирует, часто резко, с другим. Даже в медленных движениях Брайана лирическая медитация не часто структурирует музыку задолго до того, как вторгаются беспокойные мысли. Музыка Брайана в основном всегда тональна, хотя и обладает сильным чувством насилия. Иногда, например, в конце 3-й симфонии, Брайан, кажется, прославляет насилие и грубую силу музыки, но при многократном прослушивании его музыка кажется более мудрой, чем эта - Брайану, кажется, нравится заставлять нас думать, что его музыка поклоняется жестокости, хотя композитор этого не делает. Это его комментарий о мире 1930-х годов, стремящемся к мировой войне.
Какой бы фрагментарной ни была музыка Брайана, она никогда не бывает бессмысленной; он поддерживает сильную симфоническую сплоченность с помощью долгосрочных тональных процессов (аналогично «прогрессивной тональности» Карла Нильсена, где музыка стремится к тональности, а не к тому, чтобы быть в домашней тональности и возвращаться к ней). Хотя фрагментарный характер его музыки противоречит классическому тематическому единству, он часто использует структурные блоки звука, в которых похожие ритмы и тематический материал отсылают к предыдущим отрывкам (в отличие от классических заявлений и повторений).
Симфонии Брайана начинаются с колоссальной Готической симфонии, и большинство ранних из них имеют большой масштаб. Он обычно ссылается на классическую четырехчастную структуру симфонии, даже в одночастных произведениях. По мере того как он продвигался по жизни, его симфонии становились короче и компактнее, и часто звучали гайднески, хотя оркестр, который они использовали, обычно все еще велик. Готическая симфония длится почти два часа, последняя из всех симфоний, № 32, едва ли двадцать минут, и все же она не менее содержательна. Эта симфония представляет собой чрезвычайно сжатое контрапунктное развертывание идей, которое во многом обязано Баху и романтизму и включает в себя четыре классических части - финал напоминает последнюю часть Моцарта Симфонии № 41.
В 1997 году опера Брайана 1951 года в восьми картинах «Ченчи», основанная на пьесе 1819 года Перси Биши Шелли, была впервые представлена в концертном исполнении «Симфонии тысячелетия». проведен Джеймсом Келлехером в Queen Elizabeth Hall, Лондон.
Эти списки следуют из Сохранившихся работ Общества Хавергала Брайана (упорядочены по типу):
Первая коммерческая запись музыки Хавергала Брайана была сделана Симфоническим оркестром школ Лестершира в 1972 году, когда в De Montfort Hall, были записаны симфонии № 10 и 21, дирижированные Джеймсом Лофраном и Эриком Пинкеттом соответственно. Лестер. Продюсером был Роберт Симпсон. Пластинка была выпущена на лейбле Unicorn Records в 1973 году. В специальном выпуске телевизионной программы Aquarius под названием The Unknown Warrior широко освещалась сессия записи, и съемочная группа присоединилась к членам оркестра во время их визита. дом композитора в Шорхэме.
В 1970-х годах было выпущено несколько неофициальных релизов симфоний Брайана. Как правило, это были записи BBC, и записи были выпущены под вымышленными именами. У некоторых уже есть официальные релизы.
В 1979 году Cameo Classics приступили к проекту по записи всей оркестровой музыки Брайана в сотрудничестве с Havergal Brian Society. Он начался с английской сюиты № 1, «Доктора Меррихарта» и «Фантастических вариаций на старинную рифму». В 1980 году вышел второй альбом, содержащий In Memoriam, For Valor и Festal Dance. Проект завершился в 1981 году записями бурлескных вариаций на оригинальную тему и двух песен Херрика, Реквиема по розе и Ведьмы. Записи были произведены Дэвидом Кент-Уотсоном с Молодежным оркестром Корпуса под управлением Джеффри Хилда-Смита. Для записи всей фортепианной музыки Брайана Cameo Classics использовала цифровую технологию. Выступления Питера Хилла на Bösendorfer Imperial в Северном музыкальном колледже получили высокую оценку от Джона Огдона в его обзоре для Tempo.
Больше работ Брайана было опубликовано с 1980-х и 1990-х годов, и нехватка хорошо отрепетированных выступлений или зрелых интерпретаций, которые ранее затрудняли оценку качества его музыки, была частично исправлена с помощью серии профессиональных записей многих симфоний Брайана, выпущенных лейблом Marco Polo на компакт-дисках. Многие оригинальные записи на различных лейблах переиздаются, и к концу 2018 года все симфонии Брайана имели хотя бы одну официальную запись, хотя и не обязательно в печати.
В августе 2010 года лейбл Dutton CD выпустил три произведения, взятые из передач BBC 1959 года: комедийную увертюру и 11-ю симфонию (с Гарри Ньюстоуном дирижировал Лондонским симфоническим оркестром) и 9-ю симфонию (Норман дель Мар и LSO).). Этот релиз последовал за переизданием Testament концертной записи выступления Боулта 1966 года в Королевском Альберт-холле Gothic Symphony Брайана. В концертном сезоне Променадов 2011 года симфонией дирижировал Мартин Брэббинс в Королевском Альберт-Холле; исполнение теперь доступно на коммерческой записи.
В июле 2012 года в кинотеатрах Австралии был показан документальный фильм «Проклятие готической симфонии». Режиссер Рэндалл Вуд, это театрализованный документальный фильм об испытаниях и невзгодах постановки Готической симфонии Брайана в Брисбене, Квинсленд. Снятый за пять лет, грандиозная задача собрать 200 музыкантов и 400 хористов была реализована в 2010 году в триумфальном представлении и овациях в Центре исполнительских искусств Брисбена.
Вот неполный список известных записей симфоний Хавергала Брайана; многие из них больше не издаются, другие никогда не выпускались в продажу; некоторые были выпущены в контрафактном формате или существуют в архивах BBC:
No. | Key/name | Conductor | Orchestra | Дата записи | Версия компакт-диска |
---|---|---|---|---|---|
No. 1 | Ре минор, «Готика» | Адриан Боулт | BBCSO | 1966 | Да |
Ондрей Ленард | Словацкий филармонический оркестр, Симфонический оркестр Словацкого радио | 1989 | Да | ||
Мартин Брэббинс | Национальный хор Уэльса BBC, Концертный оркестр BBC | 2010 | Да | ||
Нет. 2 | ми минор | Московский симфонический оркестр | 2007 | Да | |
Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2016 | Да | ||
Нет. 3 | до-диез минор | BBCSO | 1988 | Да | |
Нет. 4 | "Das Siegeslied" (Псалом Победы) | Адриан Липер | Симфонический оркестр Словацкого радио | 2007 | Да |
Нет. 5 | «Летнее вино» | Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2015 | Да |
Нет. 6 | "Sinfonia Tragica" | Майер Фредман | Лондонский филармонический оркестр | 1975 | Да |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2014 | Да | ||
Нет. 7 | До мажор | Чарльз Маккеррас | Королевский филармонический оркестр Ливерпуля | 1978 | Да |
Нет. 8 | си-бемоль минор | Чарльз Гровс | РЛПО | 1978 | Да |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2017 | Да | ||
Рудольф Шварц | BBCSO | 1958 | Web (e) | ||
No. 9 | Несовершеннолетний | Норман Дель Мар | LSO | 1959 | Да |
Чарльз Гровс | RLPO | 1978 | Да | ||
Нет. 10 | до минор | Филармонический оркестр | 1958 | Web (e) | |
Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2010 | Да | ||
Джеймс Лофран | Симфонический оркестр школ Лестершира | 1973 | Да | ||
Нет. 11 | без названия | LSO | 1959 | Да | |
Адриан Липер | Национальный симфонический оркестр Ирландии | 1993 | Да | ||
Нет. 12 | без названия | Адриан Липер | Симфонический оркестр CSR (Братислава) | 1992 | Да |
Гарри Ньюстон | LSO | 1959 | Web (e) | ||
No. 13 | до мажор | Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2012 | Да |
Нет. 14 | Фа минор | Эдвард Даунс | LSO | 1969 | |
Энтони Роу | Национальный симфонический оркестр Ирландии | 1997 | Да | ||
Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2016 | Да | ||
Нет. 15 | без названия | Энтони Роу | Национальный симфонический оркестр RTÉ | 1997 | Да |
Нет. 16 | без названия | Майер Фредман | Лондонский филармонический оркестр | 1973 | Да |
Нет. 17 | без названия | Адриан Липер | Национальный симфонический оркестр Ирландии | 1992 | Да |
Нет. 18 | без названия | Лайонел Френд | Шотландский симфонический оркестр BBC | 1993 | Да |
Нет. 19 | ми минор | Шотландский симфонический оркестр BBC | 1976 | ||
Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2015 | Да | ||
Нет. 20 | до-диез минор | Эндрю Пенни | Национальный симфонический оркестр Украины | 1994 | Да |
Нет. 21 | E-flat | Эрик Пинкетт | Симфонический оркестр школ Лестершира | 1973 | Да |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2017 | Да | ||
Нет. 22 | "Symphonia Brevis" | Симфонический оркестр школ Лестершира | 1974 | Да (d) | |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России Оркестр | 2012 | Да | ||
Нет. 23 | без названия | Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2012 | Да |
Нет. 24 | Ре мажор | Майер Фредман | ЛПО | 1975 | |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2012 | Да | ||
Нет. 25 | Несовершеннолетний | Эндрю Пенни | НСО Украины | 1994 | Да |
Нет. 26 | без названия | Вернон Хэндли | Оркестр Новой Филармонии | 1976 | |
Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2017 | Да | ||
Нет. 27 | до минор | Чарльз Маккеррас | Филармонический оркестр | 1979 | |
Мартин Брэббинс | Королевский шотландский национальный оркестр | 2015 | Да | ||
Нет. 28 | до минор | Александр Уокер | Государственный симфонический оркестр Новой России | 2014 | Да |
Нет. 29 | E-flat | Северный Стаффордширский симфонический оркестр | 1976 | ||
Александр Уокер | Новороссийский государственный симфонический оркестр | 2014 | Да | ||
Нет. 30 | си-бемоль минор | Мартин Брэббинс | RSNO | 2010 | Да |
Нет. 31 | без названия | Чарльз Маккеррас | RLPO | 1987 | Да |
Александр Уокер | Новая Россия Государственный симфонический оркестр | 2014 | Да | ||
Нет. 32 | без названия | Адриан Липер | Национальный симфонический оркестр Ирландии | 1992 | Да |
= распечатано LP. = выпущен на пиратском LP с апокрифической атрибуцией Хорста Вернера (дирижер) / Гамбургской филармонии. = выпущен в (пиратском) бокс-сете LP с (предположительно) апокрифической атрибуцией Джона Фридмана (дирижер) / Молодежный симфонический оркестр Эдинбурга. = существует запись из оригинальной трансляции BBC, коммерчески не выпущена. = запись с BBC Radio 3 существует, коммерчески не выпущена ; пиратская пластинка (Aries LP-1607) с апокрифической атрибуцией Хорста Вернера (дирижер) / Гамбургской филармонии упоминается и относится к этому выступлению Стоковского . d= компакт-диск был сделан, но теперь удален из каталога. e= запись находится в является общественным достоянием и доступен на веб-странице Общества Хавергала Брайана.. Записи симфонического оркестра школ Лестершира были обновлены и переизданы.. Многие записи BBC доступны для бесплатного скачивания после регистрации.
Неизвестный воин Документальный фильм о записи LSSO симфоний № 10 и 21 и неформальное интервью с композитором
Репетиция симфонии № 10 воссоединяющего оркестра LSSO в 1998