Хауса-анимизм, «магузанци» или бори это доисламская традиционная религия народа хауса в Западной Африке, которая включает в себя магию и одержимость духом. Большинство приверженцев религии приняли ислам после джихада 18 века исламским реформатором Усман дан Фодио.
Bòòríí - существительное хауса, означающее духовную силу, которая находится в физических вещах, и связано со словом, обозначающим местный дистиллированный спирт (борасса), а также медицинской практикой (бока). Религия Бори является одновременно институтом, контролирующим эти силы, и исполнением «адорцизма » (в отличие от экзорцизма ) ритуала, танца и музыки, с помощью которых эти духи управляются и
Являясь аспектом традиционных религиозных традиций Магудзава хауса, Бори стал государственной религией, возглавляемой жрицами правящего класса среди некоторые из поздних доколониальных состояний хауса. Когда в XIV веке ислам начал вторгаться в страну хауса, некоторые аспекты религии, такие как поклонение идолам, ушли в подполье. Культ Цумбубура в тогдашнем Султанате Кано и многие другие подобные культы Бори были подавлены, но Бори выжил в культах «одержимости духом», интегрировав некоторые аспекты ислама. Жрицы одержимости духами Бори сохраняли номинальное влияние на султанаты, пришедшие на смену более ранним царствам анимистов. Жрицы общались с духами через ритуал экстатического танца, надеясь направлять и поддерживать правящие дома государства. Корпус жриц Бори и их помощников возглавляла королевская жрица, которую называли «Инна», или «Мать всех нас». Инна курировала эту сеть, которая не только отвечала за защиту общества от злонамеренных сил посредством танцев одержимости, но и обеспечивала исцеление и гадания по всему королевству.
Мусульманские ученые начала 19 века не одобряли гибридную религию, практикуемую при королевских дворах, чрезмерно усердные мусульмане должны были использовать эту гибридизацию в качестве предлога для свержения султанатов и образуют Сокотский халифат. С рождением халифата практика бори была частично запрещена в судах фула. Ритуалы владения бори сохранились в штатах беженцев хауса, таких как Конни и Догондутчи (на территории современного южного Нигера), а также в некоторых сельских районах нигерийского Хаусаленда. Сильные консультативные функции женщин, примером которых являются жрицы Бори, либо исчезли, либо были переданы мусульманским женщинам в научных, образовательных и общественных руководящих ролях. Однако британский и французский колониализм оставил мало места для женщин в официальных иерархиях косвенного правления, а формальные роли, такие как Бори, для женщин в управлении в значительной степени исчезли к середине 20 века
.В современном мусульманском Хаусаланде ритуал Бори сохранился в некоторых местах, ассимилированный в синкретические практики. Домусульманские духи баббаку из Магузачи со временем были добавлены к «мусульманским» духам («фарфару») и духам других этнических групп (или представляющих их), даже европейским колонизаторы. Аспекты исцеления и «удачи» в выступлениях участников Bori, почти полностью состоящих из женщин, дают новые социальные роли для их ритуалов и практикующих. Ритуальные общества бори, отделенные от управляющих структур, обеспечивают мощную корпоративную идентичность для принадлежащих к ним женщин посредством практики традиционного исцеления, а также посредством проведения фестиваля Бори, такого как ритуал инициации гирка.
одержимость духом по всей Африке пол одержимого духа имеет приоритет над полом одержимого. Мужчина, одержимый женским духом для ритуальных целей, принимает личность женщины, в то время как женщина, одержимая мужским духом, принимает личность мужчины. Часто это не имеет отношения к повседневной жизни. Культ одержимости бори существует во всех странах Африки под разными названиями. Однако он встречается только у некоторых этнических групп и полностью отсутствует у большинства.