Харсуси | |
---|---|
Харсийет | |
Произношение | [ħarsuːsi] |
Родом из | Оман |
Регион | Джиддат аль-Харасис, провинция Дофар |
Носители языка | 600 (2011) |
Языковая семья | афро-азиатская |
Коды языков | |
ISO 639-3 | hss |
Glottolog | hars1241 |
Харсуси (арабский: لغة حرسوسية, также известный как Ḥarsūsī, Harsiyyet, Hersyet, или харси ʻAforit) является семитским языком из Омана, на котором говорят хараси люди. Он классифицируется как умирающий язык, на котором говорят около 600-1000 человек в Джиддат аль-Харасис, каменистой пустыне в южно-центральном Омане. Это тесно связано с Мери.
Харсуси впервые привлек внимание внешних ученых в 1937 году, когда он был упомянут Бертрамом Томасом в своей книге «Четыре странных языка Южной Аравии». В то время как некоторые ученые утверждали, что харсуси является диалектом более широко распространенного языка мери, большинство утверждают, что они являются взаимно понятными, но отдельными языками. Харсуси, как и все современные южноаравийские языки, не является письменным, хотя в последнее время были предприняты попытки создать письменную форму с использованием арабского сценария.
Потому что люди хараси существовали веками единственные человеческие жители Джиддат аль-Харасис, язык развивался в относительной изоляции. Однако, поскольку большинство детей хараси сейчас ходят в арабоязычные школы и знают арабский язык, дома на хараси говорят меньше, а это означает, что он не передается будущим поколениям. Хотя открытие нефти в этом районе и проект по сохранению повторно завезенного стада орикса предоставили много возможностей трудоустройству для мужчин харсузи, эти факторы также заставили многих хараси говорить на арабском и языке мери в дополнение к или вместо Харсузи. Это давление привело в 1981 г. одного исследователя к выводу, что «через несколько поколений харсуси будет заменен арабским, а точнее стандартным диалектом оманского арабского языка», хотя этого еще не произошло.
ЮНЕСКО классифицирует харсуси как язык, который «находится под определенным исчезновением».
Губные | Стоматологические | Боковой | Пост-. альвеолярный | Велар | Фарингеальный | Глоттал | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
центральный | сибилянт | ||||||||
Назальный | m | n | |||||||
Взрывной | глухой | t | k | ʔ | |||||
звонкий | b | d | ɡ | ||||||
голосовой | tʼ | kʼ | |||||||
Фрикативный | глухой | f | θ | s | ɬ | ʃ | x | ħ | h |
звонкий | ð | z | ɮ | ɣ | (ʕ) | ||||
глоттализированный | ðʼ | sʼ | ʃʼ | ||||||
Ротический | r | ||||||||
Полувесной | l | j | w |
Глоточный согласный / ʕ / существует только, возможно, из-за влияния оманского арабского.
Передний | Центральный | Задний | |
---|---|---|---|
Закрытый | i iː | u uː | |
Средний | e eː | ə | o oː |
Открыть | a aː |
В более открытых слогах / ə / понимается как / ʌ /.
Дифтонги могут быть реализованы как ay / æj / и aw / ɑw /.
Chatty, Dawn (2001). «Адаптация к многонациональной разведке нефти: мобильные скотоводы Омана». Differenz und Integration. 1 (2): 1–19.
Джонстон, Томас М. (1977). Словарь arsūsi и англо-arsūsi word-list. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Симеоне-Сенель, Мари-Клод (1997). «Современные южноаравийские языки» (PDF). Семитские языки: 378–423.
Стромер, Гарри (2004). Тексты на харсуси из Омана: по материалам полевых исследований Т. М. Джонстона. Висбаден: Отто Харрасовиц. ISBN 3447050977.
Томас, Бертрам (1937). Четыре странных языка из Южной Аравии: группа Хадара. Х. Милфорд.