Клавиатурные концерты Иоганна Себастьяна Баха

редактировать
Композитор, направляющий кантату из галереи в церкви, гравюра из Musicalisches Lexicon, Иоганн Готфрид Вальтер, 1732

клавишные концерты, BWV 1052–1065, это концерты для клавесина (или органа ), струнные и континуо Иоганна Себастьяна Баха. Есть семь полных концертов для одного клавесина (BWV 1052–1058), три концерта для двух клавесинов (BWV 1060–1062), два концерта для трех клавесинов (BWV 1063 и 1064) и один концерт для четырех клавесинов (BWV 1065).. Два других концерта включают сольные партии клавесина: концерт BWV 1044, в котором есть сольные партии для клавесина, скрипки и флейты, и Бранденбургский концерт № 5 ре мажор с таким же оформлением. Кроме того, есть фрагмент концерта для клавесина с девятью тактами (BWV 1059), в котором к струнным и континуо добавлен гобой.

Большинство концертов Баха для клавесина (за исключением 5-го Бранденбургского концерта) считаются аранжировками, сделанными из более ранних концертов для мелодических инструментов, написанных, вероятно, в Кётен. Во многих случаях сохранилась только версия клавесина. Это одни из первых когда-либо написанных концертов для клавишного инструмента.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Концерты для одиночного клавесина
    • 2.1 Концерт № 1 ре минор, BWV 1052
    • 2.2 Концерт № 2 ми мажор, BWV 1053
    • 2.3 Концерт № 3 ре мажор, BWV 1054
    • 2.4 Концерт № 4 ля мажор, BWV 1055
    • 2.5 Концерт № 5 фа минор, BWV 1056
    • 2.6 Концерт № 6 фа мажор, BWV 1057
    • 2.7 Концерт № 7 соль минор, BWV 1058
    • 2.8 Концерт ре минор, BWV 1059 (фрагмент)
  • 3 концерта для двух клавесинов
    • 3.1 Концерт до минор, BWV 1060
    • 3.2 Концерт до мажор, BWV 1061
    • 3.3 Концерт до минор, BWV 1062
  • 4 концерта для трех клавесинов
    • 4.1 Концерт до минор, BWV 1063
    • 4.2 Концерт до мажор, BWV 1064
  • 5 Концерт ля минор для четырех клавесинов, BWV 1065
  • 6 Концерт для клавесина, флейты и скрипки
    • 6.1 Концерт ля минор, BWV 1044
    • 6.2 Концерт ре мажор, BWV 1050 (Бранденбург Концерт № 5)
  • 7 записей
    • 7.1 Набор BWV 1052–1065
    • 7.2 BWV 1052 –1058 набор
    • 7.3 BWV 1059
    • 7,4 BW V 1060–1065 набор
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылка ки
  • 10 Внешние ссылки

История

Гравировка Thomaskirche в Лейпциге в 1723 г. год, когда туда был назначен Бах. Он поселился со своей семьей в Thomasschule слева.

Музыка, которую исполняет Общество, была различной; следовательно, мы можем предположить, что концерты Баха для скрипки и клавира также исполнялись, хотя, возможно, чаще, в Баха... Самым процветающим временем в домашнем оркестре Баха было, без сомнения, примерно с 1730 по 1733 год, с тех пор как выросли. Старшие сыновья, Фридеман и Эмануэль, все еще жили в своем доме, Бернхард уже вырос, а Кребс, который был учеником Себастьяна с 1726 года, начинал проявлять свои великие таланты... Написал ли Бах когда-нибудь скрипичные концерты специально для они должны оставаться в области нерешительности... В этой области он посвятил себя главным образом в Лейпциге концерту для клавишных.

Филип Спитта, «Иоганн Себастьян Бах», 1880 г.

Концерты для одного клавесина, BWV 1052 –1059, выжить в партитуре с автографом, сейчас хранится в Берлинской государственной библиотеке. На водяных знаков и почерка на бумаге был отнесен к 1738 или 1739 году. Как отмечает Питер Уильямс, эти концерты почти все считаются аранжировками Баха к ранее существовавшим произведениям. Однако установить историю или цель любого из концертов для клавесина - непростая задача. В настоящее время предполагается, что очень инструментальной музыкой было много предположений, и даже когда это произошло, источники неоднородны. В частности, это затрудняет не только определение места, времени и цели оригинальных композиций, но даже определение оригинальной тональности и предполагаемого инструмента.

Иоганн Георг Шрайбер, 1720: Гравюра на Катериненштрассе в Лейпциге. В центре Café Zimmermann, где Collegium Musicum еженедельно проводил концерты камерной музыки.

Партия клавесина в рукописи автографа - не "чистая копия", а сочинительная партитура с многочисленными исправлениями. С другой стороны, оркестровые партии были выполнены как чистая копия. Были предложены различные объяснения того, почему Бах собрал сборник концертов для клавесина именно в это время. Один из них сосредоточен на его роли директора Collegium Musicum в Лейпциге, муниципальном музыкальном обществе, которое еженедельно давало концерты в Café Zimmermann, привлекая многих исполнителей из студентов в университете. Бах был директором с весны 1729 года по лето 1737 года; и снова с октября 1739 до 1740 или 1741. Джон Батт предполагает, что рукопись была подготовлена ​​для выступлений после возобновления Баха в качестве директора в 1739 году, дополнительным доказательством является тот факт, что рукопись имеет осталась в Лейпциге. Питер Воллни, однако, считает маловероятным, чтобы The Collegium Musicum потребовались оркестровые партии, которые были так тщательно прорисованы; он считает более правдоподобным, что рукопись была подготовлена ​​для визита Баха в Дрезден в 1738 году, когда он почти наверняка дал бы частные концерты при дворе (или для знати), а партия рипиено была бы играет резидентский оркестр. Питер Уильямс также предположил, что коллекция могла бы стать полезным дополнением к репертуару его двух старших сыновей, Вильгельма Фридеманна и Карла Филиппа Эмануэля, которые работали профессиональными клавишниками в компании. время написания. Уильямс также высказал предположение, что, возможно, не просто совпадение по времени совпало с публикацией первого истории сборника клавишных концертов, широко известных и хорошо продаваемых Органов концертов, Op.4 из Джорджа. Фредерик Гендель издан в Лондоне и Париже в 1738 году.

Клавесин с одним мануалом, хранящийся в Дом Баха в Айзенахе

Концерты для двух или более клавесинов к нескольким более раннему периоду. Партии из Концерта для четырех клавесинов BWV 1065 (аранжировка Баха из Концерта для четырех скрипок, RV 580, Антонио Вивальди ) датированы примерно 1730 годом. Концерты для клавесина были частично представлены для демонстрации Собственное мастерство Баха в игре на клавиатуре, другие были написаны для разных целей, одна из которых была Hausmusik - музыка для домашнего исполнения в доме Баха в Thomasschule в Лейпциге. Иоганн Николаус Форкель, первый биограф Баха, записал в 1802 году, что концерты для двух или более клавесинов игрались с двумя его старшими сыновьями. Оба переписывались с Форкелем, и оба они оставались в родительском доме до начала 1730-х годов: Вильгельм Фридеманн уехал в 1733 году, чтобы устроиться на работу органистом в церкви Софиикирхе в Дрездене ; и в 1735 году Карл Филипп Эмануэль переехал в университет во Франкфурте, чтобы продолжить обучение для своей недолгой юридической карьеры. Есть также свидетельства первых рук о создании музыки всей семьей Бахов, хотя они, вероятно, относятся к 1740-м годам во время визитов в Лейпциг двух старших сыновей: одного из учеников Баха, Я.Ф.К. Зонненкальб, записал, что домашние концерты были частными и участвовали вместе с двумя его старшими сыновьями, двумя из его младших сыновей - Иоганном Кристианом Фридрихом и Иоганном Кристианом - а также его сыном - зять Иоганн Кристоф Альтниколь. Также известно, что Вильгельм Фридеманн посетил своего отца в течение одного месяца в 1739 году с двумя своими лютнистами (одним из них был Сильвиус Вайс ), что предоставило новые возможности для отечественного музыкального творчества. Предполагается, что аранжировка сонат для органа, BWV 525–530, для двух клавесинов, где каждый игрок играет педальную часть в левой руке, возникла как Хаусмусик, дуэт для старших сыновей. 149>

Концерты для клавесина были совершенно идиоматично составлены для клавишных (в равной степени это было верно и для тех, что были написаны для двух или более клавесинов). Почти наверняка они изначально были задуманы для небольшой камерной группы одним инструментом, даже если они исполняются на одном из недавно разработанных fortepianos, которые постепенно увеличивают потенциал для создания более громкой динамики. Сочинение на клавишных также практик, продолжалась до начала девятнадцатого века, а именно, солист играл вместе с оркестром в секциях тутти, проявляясь только в сольных пассажах.

Орган Зильбермана в Софенкирхе, Дрезден, 1910, уничтожен в Второй мировой войне

Вопрос: «Писал ли И.С. Бах органные концерты? » привело Кристофа Вольфа и Грегори Батлера к предположению, что Бах изначально написал концерты BWV 1052 и BWV 1053 для сольного органа и оркестра. Среди них отмечают, что оба концерта состоят из движений, которые ранее использовали в качестве инструментальных симфоний в кантатах 1726 года, с органом облигато, обеспечивающим мелодию инструмента (BWV 146, BWV 169 и BWV 188 ). Гамбург газета сообщила о сольном концерте Баха в 1725 году на органе Зильбермана в Софьенкирхе, Дрезден, представив, в частности, что он играл концерты, перемежающейся сладкой инструментальной музыкой ("diversen Concerten mit unterlauffender" Doucen Инструментальная музыка »). Вольф (2016) ошибка harvtxt: несколько целей (2 ×): CITEREFWolff2016 (help ), Rampe (2014), Грегори Батлер и Мэтью Дёрст предположили, что этот отчет может относиться к версиим движений кантаты или аналогичных произведений. Уильямс (2016) представил газетную статью как «дразнящую», но возможным, что в часовом сольном концерте Бах играл отрывки из своего стандартного органного репертуара (прелюдии, прелюдии к хоралу), а репортер использовал музыкальные произведения. термины "искаженным" способом. В другом направлении Уильямс перечислил причины по другому, в отличие от Генделя, Бах, возможно, не сочинял концерты для органа и более крупного оркестра: во-первых, хотя стиль итальянских концертов Вивальди иногда использовался в его кантатах, он был весьма далек от стиля лютеранской церковной музыки; во-втором, строй органа в стиле барокко нарушит настройку оркестра, особенно при игре аккордов; и, наконец, размер органной мансарды ограничивал размер оркестра. Вольф, однако, отмечает, что община Баха не возражает против использования им органа обязывающего в движениях симфонии в вышеупомянутых кантатах.

Самые ранние сохранившиеся источники относительно участия в концерте для клавишных жанров его транскрипции Веймарского концерта, BWV 592–596 и 972–987 (c.1713–1714) и его пятый Бранденбургский концерт, BWV 1050, ранняя версия которого, BWV 1050a, возможно, возникла до того, как Бах покинул Веймар в 1717 году.

Концерты для одиночного клавесина

Сочинения BWV 1052–1057 были задуманы как набор из шести произведений, показанных в рукописи в традиционной манере Баха, начиная с 'JJ' (Иисус, помоги ») И заканчивая словом Finis. С. Д. Гл. '(Соли Део Глория ). Помимо Бранденбургских концертов, это единственный такой сборник концертов в творчестве Баха, и это единственный набор концертов его Лейпцигских лет. Концерт BWV 1058 и фрагмент BWV 1059 находятся в конце партитуры, но это более ранняя попытка набора произведений (как показано дополнительным JJ), от которого, однако, отказались.

Концерт №1 ре минор, BWV 1052

BWV 1052.jpg
1. Аллегро2. Адажио3. Аллегро
Концерт для клавишных № 1 ре минор, BWV 1052 1. Аллегро
2. Адажио
3. Аллегро Исполняется Симфоническим оркестром Фульды под управлением Саймона Шиндлера с Йоханнесом Фолькером Шмидтом (фортепиано)

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Оценка: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Самая ранняя сохранившаяся рукопись концерта может быть датирована 1734 годом; она сделана сыном Баха Карломом Эмануэлем и содержала только оркестровые партии, партию цимбала добавилась позже неизвестным переписчиком. Эта версия известна как BWV 1052a. Окончательная версия BWV 1052 была записана самим Бахом в рукописи автографов всех восьми концертов для клавесина BWV 1052–1058, сделанных около 1738 года.

Во второй части 1720-х годов Бах уже написал версию всех трех частей концерта для двух своих кантат с облигато органом в качестве инструмента: первые две части для симфонии и первая хоровая часть Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen, BWV 146 (1726); последняя часть для вступительной симфонии Ich habe mein e Zuversic ht, BWV 188 (1728). В этой версиих кантат оркестр был расширен за счет добавления гобоев.

. Как и другие концерты для клавесина, BWV 1052, как широко считается, является транскрипцией утраченного концерта для другого инструмента. Начиная с Вильгельма Руста и Филиппа Спитта, многие ученые предположили, что оригинальным музыкальным инструментом была скрипка, из-за множественных скрипичных фигур в сольной партии - перекрещивания струн, техники открытой струн. - все в высшей степени виртуозно. Уильямс (2016) предположил, что копии оркестровых партий, сделанные в 1734 году (BWV 1052a), могли быть использованы для исполнения концерта с Карлом Филиппом Эмануэлем в качестве солиста. Было несколько реконструкций предполагаемого концерта для скрипки; Фердинанд Давид сделал один в 1873 году; Роберт Рейц в 1917 году; и Вилфрид Фишер подготовил его для тома VII / 7 Neue Bach Ausgabe в 1970 году на основе BWV 1052. В 1976 году, чтобы решить проблемы играбельности в реконструкции Фишера, Вернер Брейг использовал поправки, основанные на органе облигато. часть кантат и BWV 1052a.

Однако в первом веке баховское учение отошло от какого-либо единого мнения относительно оригинала скрипки. Например, в 2016 году два исследователя Баха, Кристоф Вольф и Грегори Батлер, опубликовали независимо проведенное исследование, в результате которого каждый пришел к выводу, что исходная форма BWV 1052 была органным концертом, сочиненным в нескольких первых лет. Баха в Лейпциге. (Предыдущие ученые часто считают, что Бах сочинил оригинал в Веймаре или Кетене.) Оба соотносят произведение с оркестром Бахом согласованных движений для органа и Лейпциге. Вольф также подробно, почему скрипичная фигура в партии клавесина не демонстрирует, что это транскрипция из предыдущей партии скрипки; во-первых, «расширенные и экстремальные пассажи» в сольной партии «не встречаются ни в одном из скрипичных концертов Баха»; с другой стороны, он указывает на другие релевантные клавишные произведения Баха, которые «отображают прямые переводы характерной скрипичной конфигурации в идиоматические отрывки для клавишных». Также [баллов ] не принимал оригинальную гипотезу скрипки.

BWV1052-1-start.jpeg

Как показал Вернер Брейг, первым концертом для клавесина, который Бах вошел в рукопись автографа, был BWV 1058, прямая адаптация Концерт для скрипки минор. Он отказался от следующей записи BWV 1059 после всего лишь нескольких тактов, чтобы начать установку BWV 1052 с более комплексным подходом к перекомпоновке оригинала, чем простая адаптация части мелодического инструмента.

Концерт имеет сходство с концертом Вивальди. Виртуозный концерт для скрипки Grosso Mogul, RV 208, который Бах ранее транскрибировал для сольного органа в BWV 594. Это один из величайших концертов Баха: по словам Джонса (2013), он «передает чувство огромная стихийная сила». Это настроение создается во вступительных частях двух внешних частей. Оба они в манере Вивальди с унисонным письмом в частях ритурнели - последняя часть начинается следующим образом:

BWV1052-3-start.jpeg

Бах переходит к сопоставлению пассажей в тональности ре минор с пассажами в ля минор: в первой части Эти несколько резкие изменения тональности передают дух более древней модальной музыки. В обеих частях довольно связаны с языком риторнелло, который перемежается с короткими эпизодами для клавесина. свободно развиты и очень виртуозны; они наполнены скрипичными фигурами, включая переработку клавиатуры болари, техники, основанно й на использовании открытой струн скрипки. Секция B в первой части начинается с повторяющихся нот бариолажных фигур:

BWV1052 bariolage.jpeg

которые, когда они повторяются позже, становятся все более виртуозными и в конечном итоге сливаются в блестящие филигранные полудемикваверные фигуры, тип для клавесина, в заключительном расширенном каденсовидном эпизоде ​​ранее заключенном ритурнель.

BWV1052 1 центральная секция.jpeg

На протяжении первой части партии клавесина также есть несколько эпизодов с «вероломством» - те же полутаковые полутоновые узоры, повторяющиеся в течение длительного периода. Оба внешних движения имеют форму A - B - A ': секция A первого движения находится в тактах 1–62, секция B начинается с бариолажного прохода и продолжается от такта 62 до такта 171, секция A' длится от такта 172 до конца; секция A последнего движения находится в тактах 1–84, секция B - в тактах 84–224, а секция A 'от такта 224 до конца. В первой части центральная часть находится в тональности ре минор и ми минор; в последней части клавиши ре минор и ля минор. Как и в первых частях, сдвиги между двумя второстепенными тонами внезапны и заметны. В первой части Бах создает еще один столь же драматический эффект, прерывая неустанные пассажи в минорной тональности утверждениями темы риторнели в мажорных тональностях. Джонс описывает эти моменты облегчения как «внезапный, неожиданный луч света».

Высокоритмичный тематический материал сольной партии клавесина в третьей части имеет сходство с открытием третьего Бранденбургского концерта. 706>В обеих частях B Бах добавляет неожиданные черты: в первой части то, что должно быть последней ритурнелью, прерывается кратким эпизодом вероломства, выстраивающимся в истинную заключительную ритурнель; аналогично в последней части, после пяти тактов оркестровой риторнели, обозначающих начало секции A ', тематический материал клавесина вводит свободно развитый высоко виртуозный эпизод из 37 тактов, завершающийся fermata (для импровизированная каденция ) перед заключительной риторнелью из 12 тактов.

Медленная часть, адажио соль минор и. 4тайм, построена на наземном басе, который исполняется в унисон всем оркестром и клавесином во вступительном ритурнеле.

BWV1052-2-ground-bass.jpeg

Он продолжается на протяжении всего произведения, обеспечивая основу, над которой соло-клавесин раскручивает витиеватую и орнаментированную мелодическую линию в четырех длинных эпизодах.

BWV1052-adagio-melody.jpeg

Субдоминанта тональности соль минор также играет роль во внешних движениях, в переходах между секциями B и A '. В более общем плане Джонс (2013) указал, что преобладающие тональности во внешних движениях сосредоточены вокруг открытых струн скрипки.

Несколько ручных копий концерта - стандартный метод передачи. - выжить из 18 века; например, есть ручные копии Иоганна Фридриха Агриколы около 1740 года, Кристофа Никельмана и неизвестного писца в начале 1750-х годов. Его первая публикация в печати была в 1838 издательстве Kistner.

История перформанса в девятнадцатом веке восходит к кругу Феликса Мендельсона. В первое десятилетие 19 века виртуоз клавесина и двоюродная бабушка Мендельсона Сара Леви дала публичные выступления концерта в Берлине в Sing-Akademie, основанныйв 1791 году клавесинистом Карлом Фридрихом Кристианом Фашем и управляемый учителем Мендельсона Карлом Фридрихом Целтером. В 1824 году сестра Мендельсона Фанни исполнила концерт в том же зале. В 1835 году Мендельсон сыграл концерт в свой первый год в качестве директора Гевандхауса в Лейпциге. В Гевандхаусе были и другие выступления в 1837, 1843 и 1863 годах. Игнац Мошелес, друг и учитель Мендельсона, а также соратник Баха, впервые выступил с концертом в Лондоне в 1836 году. благотворительный концерт с добавлением к оркестру одной флейты и двух кларнетов, фаготов и валторн. В письме к Мендельсону он сообщил, что хотел, чтобы секция деревянных духовых инструментов занимала «такое же положение в Концерте, что и орган в исполнении мессы». Роберт Шуман способал описал реорганизацию Мошелеса как «очень важную». В следующем году Мошелес исполнил концерт в Академии старинной музыки с оригинальной струнной оркестровкой Баха. Музыкальный мир сообщила, что Москелес «вызвал такие недвусмысленные свидетельства восторга, редко предаются тихие подписчики Ancient Concert». Иоганнес Брамс позже сочинил каденцию к последней части концерта, которая была опубликована посмертно.

Концерт № 2 ми мажор, BWV 1053 <682, году концерт был опубликован в Лейпциге.>1. Аллегро2. Сицилиано3. Аллегро
Концерт для клавесина ми мажор, BWV 1053 1. [Нет индикации темпа]
2. Сицилиано
3. Allegro Исполняется оркестром Адвент Камерный оркестр с Мэтью Ганонгом (клавесин)

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Оценка: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолончель )

Некоторые выдающиеся ученые, Зиг Берт Рампе и Доминик Закманн, Ульрих Зигеле и Вильфрид Фишер утверждали, что Бах переписал этот концерт с утерянного оригинала для гобоя или гобоя д'амур (Rampe and Sackmann выступал за датировку 1718-1919 гг.). С другой стороны, Кристоф Вольф предположил, что это мог быть концерт 1725 года для органа. Существует версия для органа, такая как BWV 1052, в более поздней транскрипции в его кантатах Gott soll allein mein Herze haben, BWV 169 и Ich geh und suche mit Verlangen, BWV 49.

Бах изменил свой метод аранжировки в этом ограничении, значительно изменившейся партии рипиено из оригинального концерта, впервые, сильно больше к разделам tutti. Нижние струнные части были значительно уменьшены по объему, благодаря чему клавесину басу быть более заметным, а верхним Струны были также противодействовать, чтобы клавесину быть на переднем крае текстуры.

Концерт № 3 ре мажор, BWV 1054

BWV 1054.jpg
1. Аллегро2. Adagio e piano semper3. Аллегро

Озвучивание: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, violone )

Длина: около 17 минут

Сохранившийся концерт для скрипки ми мажор, BWV 1042 был моделью для этого произведения, которое было перенесено на тон, чтобы верхняя нота E 6 должна быть достигнута как D 6, общий верхний предел для клавесинов того времени. Первая часть - одна из редких первых частей концерта Баха в da capo A –B - A форма.

В 1845 Игнац Мошелес исполнил концерт в Лондоне.

Концерт № 4 ля мажор, BWV 1055

BWV 1055.jpg
1. Аллегро2. Ларгетто3. Allegro ma non tanto
Концерт ля мажор для клавесина, BWV 1055 1. Аллегро
2. Ларгетто
3. Allegro ma non tanto Исполняется оркестром Камеры Адвента с Мэтью Ганонгом (клавесин)

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Оценка: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолончель )

Длина: ок. 14 минут

Хотя ученые согласны с тем, что концерт BWV 1055 основан на утерянном оригинале, были предложены разные теории для инструмента, использованного Бахом в этом оригинале. То, что это был гобой d'amore, было предложено в 1936 году Дональдом Фрэнсисом Тови, в 1957 году Ульрихом Зигеле, в 1975 году Уилфридом Фишером и в 2008 году Питером Дирксеном. С другой стороны, Вильгельм Мор утверждал в 1972 году, что оригинал был концертом для альта д'амур. Однако совсем недавно в 2015 году музыковед Питер Волльни (директор Архива Баха в Лейпциге) утверждал, что «вся часть» может вместо этого «возникла первая композиция для клавишного инструмента без аккомпанемента», поскольку движение «задумана на основе» клавесина как сольный инструмент, до такой степени, что струнам даже не разрешается раскрывать собственную роль ритурнелло, но с первого такта и далее берут на себя роль аккомпаниаторов и, таким образом, отходят на задний план.

Волльни отмечает, независимо от происхождения, финальная работа - единственный концерт Баха для клавесина для которого «сохранился полный комплект деталей»; Включена «полностью фигурная часть» континуо ", которая, по мнению ученых, была для второго клавесина. Волльни видит вторую часть как сицилили, а финал - как« походку быстрого менуэта ».

Концерт № 5 фа минор, BWV 1056

BWV 1056.jpg
1. Allegro moderato2. Ларго3. Престо

Оценка: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Длина: ок. 10 минут

Внешние части, вероятно, будут из концерта для скрипки соль минор, средняя часть, вероятно, из концерта для гобоя фа мажор; эта часть также является симфонией к кантате Ich steh mit einem Fuß im Grabe, BWV 156.

Эта средняя часть очень напоминает вступительное Анданте Концерта для флейты соль мажор (TWV 51: G2) автор Георг Филипп Телеман ; солисты играют практически идентичные ноты для первых двух с половиной тактов.

Концерт № 6 фа мажор, BWV 1057

BWV 1057.jpg
1. Аллегро2. Анданте3. Allegro assai

Оценка: га рпсихорд соло, flauto dolce (магнитофон ) I / II, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолончель )

Длина: ок. 17 минут

Аранжировка из Бранденбургского концерта No. 4, BWV 1049, который имеет концертино скрипки и два записывающих устройства. Помимо транспонирования партии магнитофона претерпевают несколько модификаций, за исключением второй части, в которой большая часть их мелодических функций передается солисту. Бах написал партию клавесина как комбинацию скрипичного материала из оригинального концерта и записанного континуо.

Концерта № 7 соль минор, BWV 1058

BWV 1058.jpg
1. Аллегро2. Анданте3. Allegro assai

Оформление: клавесин соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Длина: ок. 14 минут

Вероятно, первая попытка Баха написать полный концерт для клавесина, это транскрипция концерта для скрипки ля минор, BWV 1041, на один Похоже, Бах был недоволен этой работой, наиболее вероятная причина заключалась в том, что он не сильно изменил партии рипиено, поэтому оркестр слишком сильно затопил клавесин, его эффективный сольный инструмент.

Бах не продолжил намеченный набор, который он пометил буквой «JJ» (для Jesu juva, «Иисус, помоги») в начале этой работы, как это было обычно для него Он написал лишь небольшой фрагмент BWV 1059.

В 1845 году Игнац Мошелес исполнил концерт в Лондоне.

Концерт ре минор, BWV 1059 (фрагмент)

Для клавесина, гобоя и струнных в рукопись автографа, Бах отказ ался от этого концерта, войдя всего в девять тактов. Как и другие концерты для клавесина, которые имеют соответствующие части кантаты (BWV 1052, 1053 и 1056), этот фрагмент соответствует вступительной симфонии кантаты Geist und Seele wird verwirret, BWV 35, для альта, облигато орган, гобой, хвост и струнные. Rampe (2013) обобщает музыкуковедческую литературу, в которой обсуждается возможность утерянного инструментального концерта, на котором, возможно, были основаны фрагменты и движения кантаты. Реконструкция концерта для гобоя была сделана в 1983 году Арнольдом Мелем с двумя симфониями из BWV 35 в качестве внешних движений и вступительной симфонией BWV 156 в качестве медленной части.

Концерты для двух клавесинов.

Концерт до минор, BWV 1060

BWV 1060.jpg
1. Аллегро2. Адажио3. Аллегро
Концерт для гобоя и скрипки, BWV 1060R 2. Адажио Исполняется Симфониеттой Вашингтонского университета, дирижер Вилем Сокол, с Лейлой Сторч (гобой) и Мартином Фридманном (скрипка)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Оценка: клавесин I / II соло, скрипка I / II, альт, континуо ( виолончель, виолон )

Продолжительность: ок. 14 минут

Хотя существующая партитура представляет собой концерт для клавесинов и струнных ученых, Баха считает, что это транскрипция утраченного двойного концерта ре минор ; реконструированная аранжировка этой концерта для двух скрипок или скриптов и гобоя классифицируется как BWV 1060R. Тонкое и мастерское слияние сольных инструментов с оркестром подчеркивает это как одно из лучших.

Концерт до мажор, BWV 1061

BWV 1061.jpg
1. Аллегро2. Адажио овверо Ларго3. Fuga

Оценка: клавесин I / II соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолончель ):

Продолжительность: около 19 минут (19м: 14с)

Из всех концертов Баха для клавесина это, вероятно, единственный, который возник как произведение для клавесина, хотя и не в оркестровой форме. Произведение возникло как концерт для двух клавесинов без аккомпанемента (BWV 1061a, он же BWV 1061.1, в манере Итальянского концерта, BWV 971 ) и добавить оркестровых партий (BWV 1061, он же BWV 1061.2).), возможно, не принадлежал самому Баху. Струнный оркестр не выполняет самостоятельной роли, а появляется только для увеличения каденции; в середине движения он молчит. Клавесины часто ведут диалог между собой и играют в антифонной манере.

Концерт до минор, BWV 1062

BWV 1062.jpg
1. Вивас2. Largo ma non tanto3. Allegro assai

Озвучивание: клавесин I / II соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Продолжительность: около 15 минут

В основе этой транскрипции лежит хорошо известный Концерт для парных скрипок ре минор, BWV 1043. был транспонирован на тон ниже по той же причине, что и BWV 1054, так что верхней нотой будет D 6.

Концерты для трех клавесинов

Концерт ре минор, BWV 1063

BWV 1063.jpg
1. [без указания темпа ]2. Алла Сицилиана 3. Аллегро

Озвучивание: клавесин I / II / III соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Длина: ок. 14 минут

Ученым еще предстоит определиться с вероятная партитура и тональность концерта, на котором оно было основано, хотя они действительно думают, что это, как и другие, транскрипция.

Сыновья Баха могли быть вовлечены в сочинение этого произведения. Они также могли был inv в исполнении этого конкретного концерта, как Фридрих Конрад Грипенкерль писал в предисловии к первому изданию, которое было опубликовано в 1845 году, что произведение обязано своим существованием «предположительно тому факту, что отец хотел дать его два старших сына, В. Фридеманн и К.Ф. Эмануэль Бах, возможность проявить себя во всех видах игры ». Считается, что он был написан самое позднее к 1733 году.

В середине девятнадцатого века концерт, рекламируемый как« тройной концерт »Баха., вошел в концертный репертуар Феликса Мендельсона и его окружения. В мае 1837 года Игнац Мошелес впервые исполнил его в Великобритании вместе с Сигизмондом Тальбергом и Юлиусом Бенедиктом в его собственном концерте в Королевском театре. Вместо исполнения тройного концерта на клавесине они исполнили его на трех роялях Эрарда. В 1840 году Мендельсон исполнил его с Ференцем Листом и Фердинандом Хиллером в Гевандхаусе. в Лейпциге, где он был директором. Программа также включала «Великую» симфонию до мажор Шуберта и некоторые из его собственных оркестровых и хоровых сочинений; Роберт Шуман описал концерт как "три радостных часа музыки, которую никто не испытал бы в другой раз за раз ». Концерт был повторен позже в этом сезоне с Кларой Шуман и Игнацем Мошелесом в качестве других солистов. Мендельсон также сыграл концерт в 1844 году в Hanover Square Rooms в Лондоне с Мошелесом и Сигизмондом Тальбергом. Чарльз Эдвард Хорсли вспомнил «электрическую» каденцию Мендельсона в мемуарах 1872 года как «самое совершенное вдохновение, к которому никогда не подходили ни до, ни после того памятного дня четверга». Мошелес ранее исполнял концерт в 1842 году в Gresham College в лондонском Ист-Энде с разными солистами. После выступления в Дрездене в 1845 году с Кларой Шуман и Хиллер, Москелес записал в своем дневнике: «Мой сегодняшний концерт был безмерно блестящим... Тройной концерт Баха произвел фурор; мадам Шуман сыграла сочиненную мной. каденцию, а мы с Хиллером импровизировали нашу. "

Концерт до мажор, BWV 1064

BWV 1064.jpg
1. Аллегро2. Адажио3. Allegro assai

Оценка: клавесин I / II / III соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолон )

Продолжительность: около 17 минут

Этот концерт, вероятно, основан на оригинале ре мажор для трех скрипок., Реконструированная аранжировка этого концерта для трех скрипок в Ре мажор классифицируется как BWV 1064R. В обеих формах этот концерт показывает сходство с концертом для двух скрипок / клавесинов, BWV 1043/1062, во взаимодействии группы концертино с рипиено и в медленной части cantabile.

Концерт ля минор для четырех клавесинов, BWV 1065

Incipits из трех частей концерта Баха для четырех клавесинов, BWV 1065
  1. Allegro
  2. Largo
  3. Аллегро

Оценка: клавесин I / II / III / IV соло, скрипка I / II, альт, континуо (виолончель, виолончель )

Длина: c. 10 минут

Бах сделал ряд транскрипций концертов Антонио Вивальди, особенно из его сета Op. 3, озаглавленного L'estro armonico. Бах адаптировал их для клавесина соло и сольного органа, но для Концерта для 4 скрипок си минор, соч. 3 No. 10, RV 580, он выбрал уникальное решение - использовать четыре клавесина и оркестр. Таким образом, это единственный оркестровый концерт Баха для клавесина, который не был адаптацией его собственного материала.

Концерт для четырех клавесинов, струнных и континуо, BWV 1065, был последним из шести транскрипций, которые Бах реализовал после концерты из оперы Вивальди соч. 3. Этот опус, изданный в 1711 году, содержит двенадцать концертов для струнных, из которых (№№ 3, 6, 9 и 12) исполняются скрипачом-солисткой. Аккомпанемент в этих четырех концертах состоит из скрипок (три части), альтов (две части), виолончели и континуо (партия фигурного баса для виолончели и клавесина). Скорее всего, в период с июля 1713 года по июль 1714 года, во время пребывания в должности придворного органиста в Веймаре, расшифровал три из этих скрипичных концертов, №№ 3, 9 и 12, для клавесина соло (BWV 978, 972 и 976 соответственно). Точно так же в тот же период он записал два (№№ 8 и 11) из четырех концертов для двух скрипок (№ 2, 5, 8 и 11), для органа без аккомпанемента (BWV 593 и 596).). Вивальди соч. 3 также содержит четыре концерта для четырех скрипок (№№ 1, 4, 7 и 10). Примерно через два десятилетия после более чем двадцати транскрипций Веймарских концертов для клавишных без аккомпанемента Бах вернулся в L'estro armonico и переписал его номер 10, концерт си минор для четырех скрипок, виолончели, струнных и континуо, RV 580, в его концерт ля минор для четырех клавесинов, струнных и континуо, BWV 1065.

Транскрипции Баха из L'estro armonico Вивальди, соч. 3
Нет.RV Ключ Облигато инстр.BWV Переписано дляКлюч
3310соль мажорскрипка0978клавесинФа мажор
8522Ля минордве скрипки0593орган (или педальный клавесин)Ля минор
9230Ре мажорскрипка0972клавесинРе мажор
10580си минорчетыре скрипки и виолончель1065четыре клавесина, струнные и континуоA минор
11565ре минордве скрипки и виолончель0596орган (или педальный клавесин)Ре минор
12265ми мажорскрипка0976клавесинДо мажор

RV 580 был издан с теми же восемью частями, что четыре и другие концерты в L'estro armonico: партии скрипки, две партии альта, виолончель и континуо. Различия в инструментах отдельных концертов соч. Вивальди. 3 касаются только того, какие из этих восьми частей выполняют роли солистов (обозначены как обязательные в оригинальной публикации), какими являются аккомпанементом (партии рипиено и континуо). Для RV 580 обязательными партиями являются все четыре партии скрипки и партия виолончели.

В средней части у Баха клавесина играют по-разному артикулированные арпеджио в очень необычной тональной смеси., дополнительно дополнительную виртуозность и напряжение в других частях.

Концерты для клавесина, флейты и скрипки

Концерт ля минор, BWV 1044

Титульный лист ручной копии концерт ученика Баха Иоганна Фридриха Агриколы. На рукописи нанесен водяной знак Фридрих Великий. Приобретенный Академией пения в Берлине, титульный лист был написан его директором Карлом Фридрихом Целтером, который карандашом отметил, что партия клавесина была предоставлена ​​клавесинистке Саре Леви, двоюродная бабушка Феликс Мендельсон, 29 мая 1831 г.
  1. Аллегро
  2. Adagio ma non tanto e dolce
  3. Алла бреве

Концертино : клавесин, флейта, скрипка

Рипиено: скрипка, альт, виолончель, виолончель, (клавесин)

В этом концерте для клавесина флейта и скрипка, иногда называемые «тройным концертом» Баха, клавесин играет наиболее важную роль и имеет наибольшее количество материала. За исключением дополнительной партии скрипки рипиено, инструменты всех трех частей идентичны инструментам Бранденбургского концерта №5 ре мажор, BWV 1050. Концерт, заимствованный из предыдущих композиций, обычно считается датированным с период 1729–1741 гг., когда Бах был директором Collegium Musicum в Лейпциге и отвечал за организацию еженедельных концертов камерной и оркестровой музыки в Café Zimmermann. Wollny (1997) и Wolff (2007) harvtxt error: no target: CITEREFWolff2007 (help ) содержат всестороннее обсуждение концерта, включая его историю и вопросы подлинности. Потому что одна из самых ранних сохранившихся рукописей происходит из библиотеки Фридриха Великого и из-за постбарочных галантных аспектов инструментального письма - тонких градаций в динамических отметках (стр., mp, mf, f), более широкий диапазон партии клавесина, а также частые изменения между pizzicato и arco в струнных - Волльни предположил, что аранжировка как концерт могла быть предназначена для Фредерика, страстный флейтист, нанявший сына Баха Карла Филиппа Эмануэля в качестве придворного клавесиниста; это может означать более позднюю дату составления. Некоторые комментаторы подвергли сомнению подлинность произведения, хотя сейчас это общепринято.

Концерт является примером «пародийной техники» - переработки в новых формах более ранних произведений - которую Бах все чаще практиковал в своих произведениях. более поздние годы. Первая и третья части адаптированы из прелюдии и фуги ля минор для клавесина, BWV 894, крупномасштабного произведения периода Баха в Веймаре:

BWV894-1-excrpt.jpeg
BWV894-fugue-subject.jpeg

Прелюдия и фуга имеют структуру первой и последней частей итальянского концерто гроссо, что привело к предположению, что они могут быть транскрипциями утерянного инструментального произведения. В концерте BWV 1044 Бах переработал прелюдию и фугу вокруг партии клавесина, добавив разделы ripieno ritornello. В первой части есть восьмитактовая риторнель, которая начинается с вводного полукваверного мотива прелюдии, который затем слышится в усиленной форме перед тем, как разбиться на характерные тройные фигуры:

BWV1044-1-ritornello.jpeg

Этот недавно составленный материал, который повторяется на протяжении всей части, создает контраст с солистами, большая часть которых напрямую взята из оригинальной прелюдии, особенно партия клавесина. Как и первая часть Бранденбургского концерта № 5, виртуозная партия клавесина имеет приоритет: некоторые отрывки из оригинала расширены, некоторые сыграны соло, а некоторые опущены. В сольных эпизодах флейта и скрипка создают аккомпанемент клавесина «малым рипиено», контрастируя с «большим рипиено» оркестровых струн в разделах тутти.

Последняя часть концерта начинается с Тема фуги крючком и минимумами в альте и басовой партии клавесина, а также контр-тема, которая обеспечивает материал для оркестрового риторнелло и превращает оригинальную фугу BWV 894/2 в тройную фугу:

BWV1044-3-start.jpeg

В 25-м такте вступает клавесин с основным сюжетом фуги из BWV 894/2 - moto perpetuo в триолях - наложенным контр-предметом риторнелло.

BWV1044-3-fugue-harpsichord.jpeg

Тема фуги в ritornello «спрятана» в основном предмете фуги («soggetto cavato dalle note del tema»): составляющие его ноты - A, F, E, D, C, B, A, G♯, A, B - можно выделить в каждой из соответствующих групп триплетов с накидом и минимума в основном предмете. Другие отклонения от BWV 894/2 включают ряд виртуозных пассажей на клавесине, с пробегами демисемиквавера, полуквавера в триолях и, наконец, полуквавера, заменяющего триоли, кульминацией которого является каденция для клавесина.

Средняя часть - это переработка и транспозиция материала из медленной части сонаты для органа ре минор, BWV 527 ; Считается, что оба движения основаны на ранее утраченной композиции. Как и медленная часть Пятого Бранденбургского концерта, медленная часть BWV 1044 оценивается как камерная работа для сольных инструментов. В двоичной форме клавесин чередуется в повторах между верхней и нижней частями клавиатуры BWV 527/2; другая мелодическая партия клавиатуры поочередно исполняется на флейте или скрипке, в то время как другой инструмент добавляет фрагментарный аккомпанемент в полукваверах (оценивается как пиццикато для скрипки).

BWV1044-2. jpeg

Как комментирует Манн (1989), сын Баха Карл Филипп Эмануэль рассказал своему биографу Иоганну Николаусу Форкелю, как его отец получал удовольствие от преобразования трио в квартеты ex tempore ("aus dem Stegereif"): BWV 1044/2 является ярким примером. Бах создал сложную структуру в этой части, сопоставив обособленную мелодию в клавесине с параллельной выдержанной мелодией в третях или шестых частях скрипки или флейты; и, напротив, еще один слой добавлен тонким аккомпанементом пиццикато в четвертом голосе, сначала на скрипке, а затем в эхе флейты, который приближается к имитации тембра клавесина.

Концерт в D мажор, BWV 1050 (Бранденбургский концерт № 5)

Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха Бранденбургский концерт № 5,. в исполнении Роксаны Павла Гольдштейна (скрипка), Констанции Шёпфлин (флейта), Мэтью Ганонга ( клавесин) и Рождественский камерный оркестр 1. Аллегро
2. Affettuoso
3. Allegro

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
  1. Allegro
  2. Affettuoso
  3. Allegro

Concertino : клавесин, скрипка, флейта

Ripieno : скрипка, альт, виолончель, виолончель, (клавесин)

Клавесин - это одновременно и концертино, и рипиено: в пассажах для концертино используется партия облигато ; в отрывках рипиено имеет фигурную басовую партию и играет континуо.

В этом концерте используется популярный ансамбль камерной музыки того времени (флейта, скрипка и клавесин), который Бах использовал самостоятельно для средней части. Считается, что он был написан в 1719 году, чтобы продемонстрировать новый клавесин Майкла Митке, который Бах привез из Берлина для двора Кётена. Считается также, что Бах написал его для конкурса в Дрездене с французским композитором и органистом Луи Маршаном ; в центральном движении Бах использует одну из тем Маршана. Маршан сбежал до того, как состоялось соревнование, очевидно, испугавшись великой репутации Баха как виртуозного игрока и импровизации.

Концерт хорошо подходит для демонстрации качеств прекрасного клавесина и виртуозности его исполнителя., но особенно в длинном соло 'каденции ' к первой части. Кажется почти определенным, что Бах, которого считали великим виртуозом органа и клавесина, был солистом клавесина на премьере. Ученые увидели в этой работе происхождение сольного клавишного концерта, поскольку это первый пример концерта с сольной клавиатурной партией.

Ранняя версия, BWV 1050a, имеет бесчисленные небольшие отличия от своего более позднего кузена, но основных только две: нет партии для виолончели, а в первой части есть более короткая и менее продуманная (хотя гармонично замечательная) каденция клавесина. (Партия виолончели в BWV 1050, если она отличается от партии виолончели, удваивает левую руку клавесина.)

Записи

BWV 1052–1065 set

BWV 1052–1058 сет

Сольная партия на клавесине, если не указано иное:

BWV 1059

Реконструкция Сальваторе Каркиоло (BWV 35, сольные партии клавесина и гобоя):

  • Сальваторе Каркиоло, Андреа Мион, Insieme Strumentale di Roma, Джорджио Сассо; 2011; Brilliant Classics 94340

Masato Suzuki реконструкция:

Реконструкция Винифрид Радеке (BWV 35, сольная партия для флейты):

BWV 1060–1065 set

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с концертами для клавесина Иоганна Себастьяна Баха.
Последняя правка сделана 2021-05-25 05:04:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте