Гарпастум

редактировать
Гарпастум, древнеримская фреска

Гарпастум, также известный как гарпустум, был формой игры в мяч играл в Римской Империи. Римляне также называли это игрой в мяч. Используемый мяч был маленьким (не таким большим, как мяч размером follis, paganica или футбольный ) и твердым, вероятно, размером и прочностью софтбола <2.>. Слово harpastum - это латинизация греческого ρπαστόν (гарпастон) среднего рода от ρπαστός (harpastos), «унесенный», от глагола ἁρπάζω (harpazo), «захватывать, чтобы схватить ".

Эта игра, по-видимому, была латинизированной версией греческой игры под названием файнинда (греч : φαινίνδα) или другая греческая игра под названием Episkyros (греч. ἐπίσκυρος). Это требовало значительной скорости, ловкости и физических нагрузок.

Мало что известно о точных правилах игры, но источники указывают, что игра была жестокой, игроки часто оказывались на земле. В Греции зритель (греческой формы игры) однажды сломал ногу, когда его застали посреди игры.

Содержание

  • 1 Письма, связанные с гарпастумом
  • 2 Памятники
  • 3 См. Также
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки

Письма, связанные с гарпастумом

Афиней пишет:

Гарпастум, который раньше назывался пайнинда, - это игра, которая мне нравится больше всего. Сильны напряжение и усталость, сопровождающие состязания по игре в мяч, а также сильные скручивания и повороты шеи. Отсюда Антифан : «Черт побери, какая у меня боль в шее». Он описывает игру так: «Он перехватил мяч и отдал его партнеру по команде, уклоняясь от другого и смеясь. Он столкнул это с пути другого. Еще одного товарища по игре он поднял на ноги. Все это время толпа оглашалась криками: «Выйти за пределы поля», «Слишком далеко, прямо рядом с ним», «Над его головой,« На земле »,« В воздухе »,« Слишком коротко »,« Передай его обратно в схватке ».

Гален в «Об упражнениях с маленьким мячом» описывает гарпастум как:

лучше, чем борьба или бег, потому что он тренирует каждую часть тела, отнимает мало времени и ничего не стоит »; это было« прибыльное обучение в стратегии », и в него можно« играть с разной степенью напряженности ». Гален добавляет:« Когда, например, люди сталкиваются друг с другом, энергично пытаясь помешать друг другу занять пространство между ними, это упражнение является очень тяжелым и энергичным., включающий частое использование захвата за шею и множество борцовских приемов.

Анонимный поэт хвалит навыки владения мячом Писо:

Не меньше вашей ловкости, если вам доставляет удовольствие отбивать летающий мяч или восстанавливайте его при падении на землю и неожиданным движением снова удерживайте его в пределах допустимого диапазона в полете. Наблюдать за такой игрой у народа остается по-прежнему, и вся толпа внезапно бросает свои собственные игры.

Юлиус Поллукс включает гарпастум и фаининду в список игр с мячом:

Фейнинда берет свое название от Фанида, который первым изобрели его, или фенакизеин (обмануть), потому что они показывают мяч одному человеку, а затем бросают другому, вопреки ожиданиям. Вполне вероятно, что это то же самое, что и игра с маленьким мячом, получившая свое название от harpazein (хватать); и, возможно, так же можно было бы назвать игру с мягким мячом.

Сидоний Аполлинарий описывает игру в мяч в одном из своих писем:

И вот прославленный Филимаций решительно бросился в эскадрильи игроки, подобные герою Вергилия, «осмелились приложить руку к задаче юности»; в молодости он сам был великолепным игроком. Но снова и снова он был вынужден покинуть свое положение среди неподвижных игроков ударом какого-то бегуна из центра и загонялся в центр поля, где мяч пролетал мимо него или был брошен над его головой; и ему не удалось его перехватить или парировать. Не раз он падал ничком, и ему приходилось как можно лучше восстанавливать себя от таких падений; естественно, он был первым, кто снял напряжение игры.

Общее впечатление от этих описаний - игра, очень похожая на регби. Дополнительные описания предполагают, что линия была проведена в грязи, и что команды будут стремиться удерживать мяч за своей стороной от линии и не позволять соперникам добраться до нее. Это скорее похоже на «перевернутую» форму футбола. Если бы мяч оппонентов находился на своей стороне от линии, цель, казалось бы, заключалась в том, чтобы попасть внутрь и «передать» его другому игроку или каким-то образом вернуть его за линию. Древние описания игры недостаточно точны, чтобы можно было восстановить правила во всех деталях.

В эпиграмме Martial упоминается пыльная игра в гарпасту в связи с тем, что Аттикус предпочитал бег как упражнение: «Никакого ручного мяча (пилы), никакого пузыря ( follis), ни мяч, набитый перьями (paganica), не готовит вас к теплой ванне, ни притупленный удар мечом по невооруженному культю; вы не протягиваете квадратные руки, смазанные маслом, ни, метаясь взад и вперед, не хватайте пыльный шар (гарпаста), но вы бежите только по чистой воде Девы (акведук Aqua Virgo ) ».

Памятники

Надгробие мальчика с мячом Harpastum (Sinj, Далмация, Хорватия )

В хорватском город Синдж, римское надгробие, найденное в руинах военного лагеря Тилуриум, недалеко от наших дней Триль, изображает мальчика, держащего в руках мяч из гарпастума. Руки. Мяч, изображенный на этом памятнике, имеет шестиугольные и пятиугольные узоры, похожие на современный футбол (футбол ).

См. также

Библиография

  • Х. Харрис, «Спорт в Греции и Риме» (Thames Hudson, 1972), страницы 86–99
  • Уильям Смит (ред.), «Словарь греческих и римских древностей», - статья на Пила

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:07:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте