Харишчандра

редактировать

Правдивый царь в индийской мифологии
Харишчандра
Харишчандра, автор: RRV.jpg Харишчандра и его семья проданы в рабство и разлучены. Картина Раджа Рави Вармы, изображающая легенду Маркандейя Пурану
Информация о вселенной
СемьяТришанку (отец)
СупругШайвья
ДетиРохиташва

Харишчандра - легендарный индийский царь из династии Икшваку, который появляется в нескольких легендах в таких текстах, как Айтарейя Брахмана, Махабхарата, Маркандейа Пурана и Деви-Бхагавата Пурана и был сыном Сатьявраты (Тришанку ).

Самая известная из этих историй - это история, упомянутая в Маркандейа Пуране. Согласно этой легенде, Харишчандра отдал свое королевство, продал свою семью и согласился стать рабом - все, чтобы выполнить обещание, данное мудрецу Вишвамитре. Также говорят, что Харишчандра был правдивым человеком, который никогда в своей жизни не лгал, и поэтому его также называют Сатьявади (тот, кто всегда говорит правду).

Содержание

  • 1 легенда Айтарея Брахмана
  • 2 Пуранские легенды
    • 2.1 Легенда Маркандейа Пурана
    • 2.2 Брахма Вайварта Пурана
    • 2.3 Деви-Бхагавата Пурана
  • 3 Махабхарата
  • 4 Популярное культура
  • 5 Святынь
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Легенда Айтареи Брахмана

Согласно легенде, упомянутой в Айтарейе Брахамане, у Харишчандры было 100 жен, но нет сына. По совету мудреца Нарады он молился божеству Варуне о сыне. Варуна даровал дар в обмен на заверение, что Харишчандра принесет Варуне жертву в будущем. В результате этого дара у короля родился сын по имени Рохита (или Рохитасва). После его рождения Варуна пришел к Харишчандре и потребовал принести ему ребенка в жертву. Король несколько раз откладывал жертвоприношение по разным причинам, но в конце концов согласился на это, когда Рохита стал взрослым. Рохита отказалась быть принесенной в жертву и сбежала в лес. Разгневанный Варуна поразил Харишчандру болезнью желудка. Рохита периодически навещал своего отца, но по совету Индры никогда не соглашался на жертвоприношение. Позже Рохите удалось заменить себя Сунахшепой в человеческом жертвоприношении. Сунахшепа помолился ригведическим божествам и был спасен от жертвоприношения. Болезнь Харишчандры также была вылечена молитвами Сунахшепы; Сунахшепа был усыновлен мудрецом Вишвамитрой.

Похожая история рассказана в Рамаяне, но имя царя Амбариша вместо Харишчандры.

Пуранические легенды

Харишчандра и Вишвамитра Раджа Рави Варма, Харишчандра и Тарамати

В Пуранах Харишчандра - сын Тришанку. Вишну-пурана упоминает его, но не описывает подробно его жизнь. Маркандейа Пурана содержит подробную легенду о его жизни, рассказанную мудрыми птицами мудрецу Джаймини. Бхагавата-пурана упоминает его как отца Сагары и дедушку Бадаки и содержит легенду о его потомках.

Легенда Маркандейа-пураны

Маркандейа-пурана легенда такова:

царь Харишчандра жил в Трета-югу. Он был честным, благородным и справедливым королем. Его подданные наслаждались благополучием и миром. У него была царица по имени Шайвья (также называемая Тарамати) и сын по имени Рохиташва. Однажды во время охоты он услышал крики женщины, просящей о помощи. Вооруженный луком и стрелами, он двинулся в направлении звука. Звук был иллюзией, созданной Вигхнараджей, повелителем препятствий. Вигхнараджа пытался нарушить тапасью (медитацию) мудреца Вишвамитры. Когда он увидел Харишчандру, он вошел в тело царя и начал оскорблять Вишвамитру. Это нарушило тапасью Вишвамитры и разрушило все знания, полученные мудрецом во время этой тапасьи.

Когда Харишчандра пришел в себя, он понял, что мудрец очень зол на него, и извинился. Он пообещал исполнить любое желание мудреца, чтобы избавиться от его вины. Вишвамитра потребовал дакшину (пожертвование) за свою раджасую яджну. Царь спросил его, что он хочет в качестве платы. В ответ Вишвамитра сказал: «Дайте мне все, что у вас есть, кроме себя, своей жены и ребенка». Харишчандра согласился на требование. Он отпустил все свое имущество - даже одежду. Готовясь вместе с семьей покинуть дворец, Вишвамитра потребовал еще одно пожертвование. Харишчандра сказал, что у него не осталось ничего, но пообещал сделать еще одно пожертвование в течение месяца.

Харишчандра начал бедствовать со своей женой и семьей. Его верные подданные последовали за ним. Когда Вишвамитра увидел царя со своими подданными, он начал проклинать Харишчандру за то, что тот взял с собой своих подданных (которые были частью царства, подаренного мудрецу). Затем король решил покинуть королевство со своей семьей. Чтобы они ушли поскорее, Вишвамитра начал избивать королеву палкой. Когда пять хранителей указаний увидели это, они осудили Вишвамитру. Мудрец проклял их родиться людьми. Эти божества-хранители родились как сыновья Пандавов и Драупади.

Спустя почти месяц после ухода из своего царства Харишчандра прибыл в священный город Каши только для того, чтобы увидеть, что Вишвамитра уже присутствует там. Мудрец потребовал пожертвования, которое ему обещал царь. Харишчандра указал, что до завершения одного месяца еще осталось некоторое время. Мудрец согласился вернуться на следующем закате и ушел. Когда его голодный сын просил еды, Харишчандра беспокоился, как он сможет сделать пожертвование мудрецу. Его жена Шайвья предложила ему продать ее, чтобы получить немного денег. После некоторого колебания Харишчандра принял предложение и продал ее пожилому мужчине. Их ребенок не отпускал свою мать, поэтому было решено, что он будет сопровождать свою мать (и за него была внесена дополнительная плата).

Вскоре после этого Вишвамитра появился снова и потребовал пожертвования. Харишчандра отдал ему все деньги, которые он получил от продажи жены и сына. Однако Вишвамитра был недоволен пожертвованием и потребовал большего. Тогда Харишчандра решил продать себя. неккаста чандала (на самом деле замаскированное божество дхармы ) предложили купить его, но самоуважение Харишчандры как представителя высокой касты кшатрия не допустил бы этого. Вместо этого он предложил стать рабом Вишвамитры. Вишвамитра согласился, но затем заявил: «Поскольку ты мой раб, ты должен повиноваться мне. Я продаю тебя этой чандале в обмен на золотые монеты ». Чандала заплатила мудрецу и забрала Харишчандру в качестве раба.

Чандала наняла Харишчандру в качестве рабочего на его месте кремации. Он приказал Харишчандре взимать плату за каждое кремированное там тело: часть платы пойдет на чандалу, часть будет отдана местному царю, а остальное будет вознаграждением Харишчандры. Харишчандра начал жить и работать на месте кремации. Однажды он увидел во сне свои прошлые жизни и понял, что его нынешнее состояние было результатом его прошлых грехов. Во время этого кошмара он также увидел свою королеву, плачущую перед ним. Когда он проснулся, он увидел, что его королева действительно плачет перед ним. Она держала труп их сына, умершего от укуса змеи. Думая о своем несчастье, Харишчандра думал о самоубийстве, но затем понял, что ему придется продолжать расплачиваться за свои грехи в следующей жизни.

Тем временем королева приготовилась кремировать труп их сына. Но Харишчандра сказал ей, что не позволит ей сделать это без уплаты гонорара. В это время появились все божества во главе с божеством Дхармы и в сопровождении Вишвамитры. Они похвалили Харишчандру за его хорошие качества и пригласили его на небеса.

Но Харишчандра отказался отправиться на небеса без своей публики, которая оплакивала его уход из его царства. Он считает, что они в равной степени разделяют его заслуги и что он попадет в рай только тогда, когда его люди также будут сопровождать его. Он попросил царя дэвов Индру позволить своему народу отправиться на небеса хотя бы на один день. Индра принимает его просьбу, и он вместе со своим народом возносится на небеса.

После своего вознесения на небеса Вашиштха - мудрец царской династии Харишчандры - закончил свою тапасью из 12 лет. Он узнал о печальных событиях, которые произошли с Харишчандрой за эти годы. Он начал жестокую битву с Вишвамитрой, но в конечном итоге был умиротворен Брахмой. Брахма объяснил ему, что Вишвамитра всего лишь испытывал царя и фактически помог ему подняться на небеса.

Эта история затронула Махатму Ганди, на которого глубоко повлияли достоинства говорить правду, когда он в детстве смотрел пьесу Харишчандры.

Брахма Вайварта Пурана

Дочь Харишчандры, Падмини, жена царя Хайхайи Критавирьи. Ее сын Картавирья Арджуна, который был убит Парашурамой.

Деви-Бхагавата Пураной

Деви-Бхагавата Пурана содержит историю, похожую на один из них упоминается в «Маркандейа пуране», но также содержит ссылку на легенду об Айтарейя Брахамане. Вьяса передает эту легенду Джанамеджая. Он начинается с Васиштхи, мудреца царской династии Харишчандры, восхваляющего честность и благородный характер царя. Вишвамитра возражает против этого, указывая на то, что Харишчандра был готов принести в жертву Сунахшепу, человека. Он обещает доказать, что Харишчандра не обладает благородным характером, и обманом заставляет царя нарушить его тапасью. Остальная часть истории похожа на версию Маркандейа Пураны с небольшими вариациями.

Махабхарата

В Махабхарате, Нарада рассказывает Юдхиштхира, что Харишчандра - раджарши (царь-мудрец) и единственный земной царь, который находит место в собрании богов. По словам Нарады, Харишчандра был могущественным императором, и все цари на земле приняли его сюзеренитет. Он совершил раджасую яджну. Завершив ритуалы, он угостил браминов деликатесами, дал им то, что они хотели, и подарил им драгоценности. По этой причине он находит место рядом с Индрой (царем богов).

В популярной культуре

Поэт Харишчандра Кавья с 12 века на языке каннада - очень популярный и известный эпос о жизни Харишчандры.

Харишчандра был героем многих фильмов в Индии. Самая ранняя - Раджа Харишчандра с 1913 года, написанная и направленная Дхундираджем Говинд Пхалке ; это первый полнометражный индийский полнометражный фильм., Первый «звуковой фильм» Marathi cinema, Ayodhyecha Raja (1932) режиссер В. Шантарам, также был основан на его жизни, в главных ролях Говиндрао Тембе и Дурга Хотэ. Позже фильм был переделан под названием Ayodhya Ka Raja (1932) на хинди, что сделало его первым двуязычным звуковым материалом индийского кино. Эпос каннада Сатья Харишчандра был основан на произведении поэта Хойсала 12 века Рагхаванка, Харишчандра Кавья в главной роли доктора Раджкумара. На 13-й Национальной кинопремии фильм был награжден серебряной медалью президента за лучший полнометражный фильм на каннаде. На момент выхода фильм имел огромный успех и стал важной вехой в каннада-кинотеатре. Сатья Харишчандра был третьим индийским и первым южно-индийским фильмом, раскрашенным в цифровом формате. Цветная версия, выпущенная в апреле 2008 года, имела коммерческий успех. Также в популярном разговоре Раджа Харишчандра является синонимом абсолютной приверженности истине. Человека часто упрекают в том, что он «раджа Харишчандра», если он пытается держаться за истину даже в ущерб своим родственникам. В 1985 году был выпущен бенгальский язык фильм Харишчандра Шайбья, основанный на жизни царя Харишчандры. Этот фильм был снят Арденду Чаттерджи.

Святыни

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 13:44:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте