Скрипка Хардангера

редактировать
Традиционный норвежский струнный инструмент
Скрипка Хардангера (Hardingfele)
FeleHel (2).jpg
Классификация
Сопутствующие инструменты

A Скрипка Хардангера (Норвежский : hardingfele ) - традиционный струнный инструмент, первоначально использовавшийся для игры на музыка Норвегии. В современном дизайне этот тип скрипки очень похож на скрипку, но с восемью или девятью струнами (а не с четырьмя, как на стандартной скрипке) и разбавитель древесина. Четыре струны натянуты и сыграны как на скрипке, в то время как остальные, метко названные нижними струнами или симпатическими струнами, резонируют под влиянием других четырех.

Hardingfele используется в основном в юго-западной части Норвегии, тогда как обычная скрипка (называемая flatfele - «плоская скрипка» или vanlig fele - «обычная скрипка») встречается повсюду. Hardingfele используется для танцев, сопровождаемых ритмичным громким топанием ногами. По традиции скрипач ведет свадебную процессию в церковь.

. Инструмент часто богато украшен резным животным (обычно драконом или норвежским львом. ) или вырезанная голова женщины как часть свитка в верхней части колышка, обширная перламутровая инкрустация на хвостовике и грифе, а также украшения черными чернилами под названием «розинг » на корпусе инструмента. Иногда кусочки кости используются для украшения колышков и краев инструмента.

Самый ранний известный пример хардингфеле датируется 1651 годом, он изготовлен Оле Йонсеном Яастадом в Хардангере, Норвегия. Изначально инструмент имел более округлый и узкий корпус. Примерно в 1850 году современная планировка с корпусом, очень похожим на скрипку, стала нормой.

Содержание
  • 1 Настройки
  • 2 Техника
  • 3 Скрипка Хардангера и религия
  • 4 Влияния
  • 5 Игроки
  • 6 Использование в фильме
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Настройки
См. Также Scordatura в народной музыке

В отличие от скрипки, Hardingfele - это транспонирующий инструмент, что означает, что ноты для Hardingfele записываются в тональности, отличной от той, в которой звучит инструмент, когда он играет эту музыку. В частности, Hardingfele - это инструмент D, что означает, что написанное Hardingfele C соответствует D на инструменте без транспонирования, таком как фортепиано. Приведенные ниже примечания для строев относятся к написанному A Hardingfele, а не к концерту A.

. Струны на hardingfele

Нижние струны настроены на вибрацию в соответствии с основной настройкой. Например, когда основные струны настроены A-D-A-E, нижние струны настроены B-D-E-F♯-A. Настройка во многом зависит от региона, в котором инструмент играет, или требований конкретной мелодии.

В Норвегии записано более 20 различных строев. Большинство мелодий хардангера исполняются в общем строе (A-D-A-E). Скрипку хардангера также можно играть в «низком басе», слово «бас» относится к самой нижней струне (G-D-A-E), нормальной настройке скрипки. В некоторых регионах иногда используется настройка «Горролаус» (F-D-A-E).

Другая настройка называется «тролль настройка» (A-E-A-C♯). Настройка тролля используется для фанитулленовых мелодий, также называемых мелодиями дьявола, а также для мелодий из сюиты Кивлемёйане (таким образом, связанных с hulderpeople а также дьявол); в Валдрес районе Норвегии, использование этой конкретной настройки называется "серым светом", напоминанием о том, что скрипач настроил свою скрипку таким образом, когда приближалось утро, и он играл сам через ряд других настроек.

Легенда гласит, что скрипач выучил фанитульные мелодии от дьявола. Эта настройка ограничивает мелодический диапазон мелодий и поэтому редко используется.

Техника

Техника поклона Хардингфеле также отличается от той, что используется на скрипке. Это более плавный, упругий стиль поклона с более легким прикосновением. Игрок обычно кланяется одновременно на двух верхних струнах, а иногда и на трех. Это легко достигается за счет относительной ровности моста, в отличие от более изогнутого моста на скрипке. Задача состоит в том, чтобы создать непрерывный звук из двух (или более из-за симпатичного нижнего тона) звука. Струны скрипки тоньше, чем у скрипки, напоминают струны скрипок периода барокко. Многие скрипачи с классическим образованием используют смычок в стиле барокко при игре на хардингфеле, чтобы противодействовать дополнительному весу, который классические скрипачи естественным образом возлагают на струну.

Скрипка и религия Хардангера

Хардингфеле имеет долгую историю с христианской церковью. Известный ранний скрипач Исак Ботнен, как говорят, научился некоторым своим ремеслам у церковного мирянина и школьного учителя Ларса Кларка, а также методам лакирования у пастора Дедрика Мууса. Во многих сказках дьявол ассоциируется с Хардингфеле, на самом деле, многие хорошие игроки, как говорили, были обучены игре дьяволом, если не nix. Во время религиозных возрождений в 1800-х годах многие скрипки (обычные и хардангерские) были уничтожены или спрятаны как скрипачами, так и мирянами, которые думали, что «для души будет лучше, если скрипки будут сожжены», поскольку это считалось «греховным инструментом, который поощрял дикие танцы, выпивку и драки ». Это произошло в Норвегии, а также в других частях Европы, и до 20 века играть на скрипке Хардангера в церковном здании было запрещено. Однако некоторые скрипачи продолжали играть, несмотря на все осуждения, и поэтому ценные традиции остались нетронутыми. Первыми народными музыкантами, выступившими в церкви, были скрипачи из Тинн и из Нотоддена. Дале выступал в 1920-х годах.

Известная современная скрипачка Аннбьорг Лиен играла с церковным органистом Ивером Клейве, но даже она испытала предубеждение перед выступлением с религиозной стороны. Кроме того, самые старые известные скрипки, которые все еще существуют, можно услышать в сопровождении самого старого играемого церковного органа в Норвегии (первоначально построенного для церкви 18-го века) в альбоме "Rosa i Botnen" Кнута Хамре и Бенедикта Морсета. Хотя использование хардингфеле в церкви в Норвегии все еще может быть немного чувствительным для некоторых, у скрипачей в других частях мира нет проблем с игрой в церквях на все случаи жизни, включая свадьбы.

Влияния

Эдвард Григ адаптировал многие народные мелодии Хардангера в свои композиции и сочинил мелодии для Хардангера как часть своей партитуры для Ибсена Пер Гюнт Сюита № 1. Начальная фраза «Morning» из музыки Пер Гюнта Грига получена из настройки симпатических струн хардангера: AF♯ EDEF♯ и т. д.

В последние годы инструмент получил признание в музыкальном мире. остальной мир. Япония была одной из стран, проявивших интерес к хардингфеле, и японские музыканты едут в Норвегию, чтобы научиться играть на этом инструменте. В 1997 году австралийский композитор-классик Лайза Лим написала пьесу Philtre для сольной скрипки Хардангера. Еще одна недавняя работа - "Мебиус II" для харденджера и электроники британского композитора Роуз Додд (2011, премьера состоялась на Фестивале современной музыки в Хаддерсфилде Бриттом Пернилле Фрохольм).

Игроки

Среди известных хардингфеле игроков: Энн Хитта, Лиллебьёрн Нильсен, Халлвард Т. Бьёргум, Торлейв Х. Бьоргум, Свен Нихус, Пер Андерс Буэн Гарнос, Кнут Буэн, Хаук Буэн, Олав Йорген Хегге, Александр Рыбак, Аннбьорг Лиен, Милларгутен (Тарджей Аугундссон ), Андерс Хаген, Элизабет Вайс Норд, Ларс Фикеруд, Ларс Йенсен, Нильс Окланд, английский нортумбрийский волынщик и скрипка игрок Кэтрин Тикелл, ирландские скрипачи Caoimhín Ó Raghallaigh и Mairéad Ní Mhaonaigh и американские игроки Лоретта Келли, Билл Бойд, Андреа Эн, Карин Лоберг Код, Тоби Вайнберг, Дэн Труман, Карен Солгард, Мариэль Вандерштил, Крис Йенни и мульти-инструменталист Дэвид Линдли.

В марте 2010 года победил Олав Луксенгорд Мьельва. Spellemannprisen Категория «Традиционная музыка / норвежский фолк» (норвежский эквивалент премии «Грэмми») за его альбом Fele / Hardingfele, Røros / Hallingdal.knyt fausko

Использование в фильме

Скрипка Хардангера использовалась в саундтреках из Властелин колец: The Две башни и Властелин колец: Возвращение короля, составленный Говардом Шор, чтобы обеспечить основной голос для темы Рохан. Однако использование скрипки Хардангера в этом фильме далеко от традиционного, поскольку в этой теме не заметно используется обычная практика поклона на двух струнах для достижения гармонии, а также тот факт, что скрипач использовал вибрато, что Традиционно не используется, поскольку небольшая разница в высоте тона мешает сочувствующему резонансу нижних струн.

Его также использовал композитор Джон Пауэлл и сыграл Дермот Крехан в фильме DreamWorks Как приручить дракона в качестве основной романтической темы.

Скрипка Хардангера также присутствует в саундтреке к фильму Армагеддон (составлен Тревор Рабин ) и в Фарго (составлен Картер Беруэлл ). В последнем контексте контекст немного более традиционный - основная тема, которую он играет, - это аранжировка норвежской народной песни под названием «Заблудшая овца».

Стивен Ван Зандт использовал скрипку Хардангера в музыкальной теме, которую он написал для сериала Lilyhammer.

В японском мультфильме Tales from Earthsea ее играет Рио Ямасе.

Скрипка Хардангера используется в саундтреке к фильму 2017 года Дюнкерк.

См. Также
Ссылки
Ссылки
  • Аксдал, Бьёрн и Свен Нихус. Fanitullen: Innføring i norsk og samisk folkemusikk. Осло: Universitetsforlag.
  • Бротон, Саймон и Марк Эллингем. Грубый путеводитель по мировой музыке, том первый: Африка, Европа и Ближний Восток. Лондон: Penguin Books, 1999. 212–216.
  • Джордж, Патрис. «Кнут Хамре и Бенедикт Морсет - Роза I Ботнен». RootsWorld. 26 февраля 2008 г. http://www.rootsworld.com/reviews/botnen06.shtml
  • Гурвин, Олав. 1958. Hardingfela. В Hardingfeleslåttar, ed. Олав Гурвин. Norsk Folkemusikk, сер. 1 том I. Осло: Universitetsforslaget.
  • Sandvik, Sverre. Vi Byggjer Hardingfele. Tiden, 1983. 12–13. Английский перевод Элдона Эллингсона «(Как) мы создаем скрипку Хардангера»
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с скрипкой Хардангера.
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:32:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте