Харбин Y-12

редактировать
Транспортный самолет общего назначения
Y-12
Иран - Революционная гвардия ВВС Харбин Y12-II.jpg
Харбин Y-12 II иранской КСИР
РольДвухмоторный турбовинтовой служебный самолет
Национальное происхождениеКитай
ПроизводительHarbin Aircraft Industry Group
Первый полет14 июля 1982 г.
СтатусАктивно, В производстве
Основной пользовательВВС Народно-освободительной армии
Произведено1985 г. - настоящее время
Стоимость единицы3 миллиона долларов США (1998 г.)
Разработано изHarbin Y-11

Harbin Y-12 (Китайский : 运 -12; пиньинь : Yùn-12) - высокоплан двухмоторный турбовинтовой служебный самолет, построенный Harbin Aircraft Industry Group (HAIG).

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Варианты
  • 3 Операторы
    • 3.1 Военные операторы
    • 3.2 Государственные операторы
    • 3.3 Гражданские операторы
  • 4 Несчастные случаи и инциденты
  • 5 Технические характеристики (Y-12 (II))
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Дизайн и разработка

The Y -12 начался как разработка планера Harbin Y-11 под названием Y-11T в 1980 году. В конструкцию были внесены многочисленные усовершенствования, включая переработанное крыло с новой секцией с низким лобовым сопротивлением, увеличенный фюзеляж и скрепленный, а не склепанный строительство. Он также заменил радиально-поршневые двигатели на турбовинтовые.

За прототипом последовало около 30 серийных самолетов Y-12 (I), прежде чем была выпущена доработанная версия. Он получил обозначение Y-12 (II) с более мощными двигателями и удаленными предкрылками, впервые полетел 16 августа 1984 г. и получил китайскую сертификацию в декабре следующего года. Электростанции представляют собой два турбовинтовых Pratt Whitney Canada PT6A-27 с гребными винтами Hartzell. Y-12 имеет максимальную взлетную массу 5700 кг (12 600 фунтов) с посадочными местами для 17 пассажиров и двух членов экипажа. Самолет эксплуатируется как легкий пригородный и транспортный самолет.

Последней разработкой является Y-12F, который представляет собой почти новую конструкцию со множеством улучшений: новые крылья, новое шасси, новый фюзеляж, с более мощными двигателями от Pratt Whitney Canada и увеличенной полезной нагрузкой и дальностью полета. Y-12F совершил первый полет 29 декабря 2010 года, получил сертификат типа CAAC 10 декабря 2015 года и сертификат типа FAA 22 февраля 2016 года. В 2015 году Kenmore Air объявила, что приступит к разработке поплавков для Y-12 для сертификации FAA. Y-12 прошел оценочные летные испытания FAA для своей системы автоматического управления полетом 30 июня 2018 года, и его характеристики соответствуют требованиям, сообщила компания AVIC Harbin Aircraft Industry Company Ltd (AVIC HAFEI).

Варианты

Харбин Y-12 (II) в Китайском музее авиации, Пекин Харбин Y-12E Харбин Y-12F
  • Y-12 (I) : Двухмоторный Транспортный самолет STOL с двумя турбовинтовыми двигателями Pratt Whitney Canada PT6A-11 мощностью 500 л.с. (373 кВт). Опытный образец.
  • Y-12 (II) : Оснащен более мощными двигателями PT6A-27.
  • Y-12 (III) : Планируемая версия будет оснащена WJ-9 турбовинтовой. Был преобразован в Y-12C из-за успеха IV, когда разработка WJ-9 была завершена.
  • Y-12 (IV) : Улучшенная версия. Доработаны законцовки крыла (размах увеличен до 19,2 м (63 фута)) и увеличена взлетная масса. 19 пассажирских мест. Эта версия является первым самолетом в серии, сертифицированным FAA в 1995 году.
  • Y-12C : В основном (IV) версия с турбовинтовым двигателем WJ-9, используемая НОАК для аэрофотосъемки.
  • Y- 12D : Военная версия отечественного производства с модернизированными двигателями, приводящими в движение четырехлопастные винты, используется ВДВ НОАК для обучения парашюту.
  • Y-12E : Вариант с 18 пассажирскими местами. Двигатели ПТ6А-135А равной мощности, но с увеличенным крутящим моментом, приводящие в движение четырехлопастные винты. Эта версия была сертифицирована FAA в 2006 году.
  • Y-12F : последняя разработка с переработанным почти всем: более широким фюзеляжем, новыми крыльями, убирающимся шасси и более мощными двигателями PT6A-65B. Y-12F имеет более высокую крейсерскую скорость, большую дальность полета и может вместить 19 пассажиров или 3 контейнера LD3. Разработка началась в апреле 2005 года, а первый полет состоялся 29 декабря 2010 года. Сертификат типа CAAC был получен 10 декабря 2015 года, а сертификат FAA - 22 февраля 2016 года. Y-12F прошел полет Испытания его автоматической системы управления полетом FAA 30 июня 2018 г. Он был продемонстрирован во время авиашоу Zhuhai.
  • Y-12G в 2012 году: Предлагаемая грузовая версия Y-12F.
  • Turbo Panda : Экспортное название для (II) версии, продаваемой английскими и японскими компаниями. Нет реального заказа из-за сертификации летной годности.
  • Twin Panda : Первоначальная (II) версия для экспорта. Позже был модифицирован Y-12 (IV) с двумя турбовинтовыми двигателями Pratt Whitney Canada PT6A-34, оснащенный усиленной ходовой частью, модернизированной авионикой и салоном. По сообщениям, к 2000 году было получено тридцать пять заказов, но производство не началось.

Операторы

Военные операторы

Камбоджа
Китай
Джибути
Эритрея
Гана
Гайана
Харбин Y-12 II ВВС Шри-Ланки
Иран
Кения
Мали
Мавритания
Мьянма
Намибия
Пакистан
Перу
Шри-Ланка
Танзания
Замбия

Государственные операторы

Коста-Рика
Китай
Республика Конго
Федеративные Штаты Микронезии
Сейшельские острова

Гражданские операторы

An Air Vanuatu Harbin Y-12 с измененными законцовками крыла
Китай
Колумбия
Демократическая Республика Конго
  • LAC
  • Congo Airways - 2 заказа по состоянию на июль 2016 года.
Республика из Конго
Индонезия
Иран
Кирибати
Малайзия
Монголия
  • MIAT Mongolian Airlines - после крушения 2 самолетов оставшиеся 3 самолета вернулись производителю.
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Тонга
Uganda

Несчастные случаи и происшествия

  • 13 декабря 1993 г. Lao Aviation Y- 12-II, регистрационный RDPL-34117, подрезал деревья в тумане и разбился в Phonesavanh, Лаос, в результате чего погибли все 18 находившихся на борту.
  • 4 апреля 1995 года TANS Y-12-II, регистрационный 333 / OB- 1498, разбился вскоре после взлета из аэропорта Икитос, Перу, в результате чего погибли все трое на борту.
  • 21 июня 1996 г. самолет China Flying Dragon Aviation Y-12-II, регистрационный B-3822., врезался в гору 100 м (330 футов) возле аэропорта Чанхай после того, как экипаж слишком рано начал последний заход на посадку и отклонился от запланированного курса, в результате чего погибли двое из 12 находившихся на борту.
  • 20 января 1997 г. 64>Военно-воздушные силы Шри-Ланки Y-12-II, CR851, разбился у авиабазы ​​Палали во время миссии по наблюдению, в результате чего погибли все четверо на борту.
  • 10 июня 1997 года MIAT Mongolian Airlines Y-12-II, регистрационный JU-1020, разбился в аэропорту Мандалгоби из-за сдвига ветра, ки на борту было семь из 12.
  • 26 мая 1998 г. самолет MIAT Mongolian Airlines Y-12-II, регистрационный JU-1017, врезался в гору длиной 10 800 футов (3300 м) недалеко от Галт, Монголия на пути к Тосонценгель из-за сильного обледенения, неисправности антиобледенительной системы крыльев и перегрузки, в результате чего погибли все 28 человек на борту; это крушение - худшее из когда-либо происшествий с участием Y-12.
  • 19 октября 2000 г. самолет Lao Aviation (ныне Lao Airlines) Y-12-II, регистрационный RDPL-34130 и выполнявший рейс 703, разбился горный район в плохую погоду при приближении к Сэм-Неуа, в результате чего погибли восемь из 15 пассажиров; оба пилота выжили.
  • 18 мая 2005 года ВВС Замбии Y-12-II, AF-216 потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта Монгу, в результате чего погибли все 13 находившихся на борту.
  • 10 апреля 2006 года Кенийских ВВС (KAF) Y-12-II, 132, врезался в склон горы Марсабит, в результате чего 14 из 17 находившихся на борту самолета погибли.
  • 15 июня 2008 года самолет China Flying Dragon Aviation Y-12-II, регистрационный B-3841, врезался в небольшой холм во время исследовательского полета на новую алюминиевую шахту, в результате чего трое из четырех на борту были убиты.
  • 12 июля 2012 года самолет Y-12-II ВВС Мавритании разбился при транспортировке золота, в результате чего погибли все 7 пассажиров.
  • 12 мая 2014 года самолет Y-12-II ВВС Кении разбился в Эль-Вак, Кения. Самолет выполнял рейс Мандера - Найроби с остановками в Эль-Ваке и Гариссе. По предварительным данным, один пилот погиб, а остальные одиннадцать пассажиров получили ранения.
  • 26 августа 2018 года самолет Y-12e колумбийских ВВС получил повреждения в полете из-за сильной турбулентности. Пилот совершил вынужденную посадку во Флоренсии. Самолет не ремонтировали и утилизировали на месте.
  • 3 января 2020 года Y-12-II ВВС Шри-Ланки разбился в Хапутале, Шри-Ланка, во время воздушных наблюдений, в результате чего погибли все 4 летчика.
  • 4 августа 2020 года, Y-12-II ВВС Кении, доставлявший запасы АМИСОМ, разбился после взлета с взлетно-посадочной полосы Дхобли в Сомали. Все 10 оккупантов выжили. Самолет был серьезно поврежден.

Технические характеристики (Y-12 (II))

Данные из Brassey's World Aircraft Systems Directory 1999/2000, Jane's All the World's Aircraft 2000–01

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Грузоподъемность: 17 макс. / 1700 кг (3748 фунтов) макс. Полезная нагрузка
  • Длина: 14,86 м (48 футов 9 дюймов)
  • Размах крыла: 17,235 м ( 56 футов 7 дюймов)
  • Высота: 5,575 м (18 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 34,27 м (368,9 квадратных футов)
  • Профиль : LS ( 1) -0417
  • Масса пустого: 2,840 кг (6261 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 5,300 кг (11,684 фунта)
  • Запас топлива: 1,616 л (427 галлонов США) ; 355 имп гал) / 1230 кг (2712 фунтов) максимальный полезный вес топлива
  • Силовая установка: 2 × Pratt Whitney Canada PT6A-27 турбовинтовые двигатели, 462 кВт (620 л.с.) каждый
  • Гребные винты: 3-лопастные Hartzell HC-B3TN-3B / T10173B-3, диаметр 2,49 м (8 футов 2 дюйма), с постоянной скоростью вращения, двусторонний- гребные винты шага (на некоторых моделях используются 4- и 5-лопастные гребные винты)

Характеристики

  • Максимум скорость: 328 км / ч (204 миль / ч, 177 узлов) V MO (максимальная рабочая скорость) на высоте 3000 м (9843 фута)
  • Крейсерская скорость: 292 км / ч ( 181 миль / ч, 158 узлов) (макс.) На высоте 3000 м (9843 фута)
250 км / ч (160 миль / ч; 130 узлов) (экономичный) на высоте 3000 м (9843 фута)
  • Диапазон: 1340 км (830 миль, 720 миль) в экономичном крейсерском режиме, 45-минутные запасы на высоте 3000 м (9843 фута)
  • Выносливость: 5 часов 12 минут в экономичном круизе
  • Практический потолок: 7000 м (23000 футов).
3000 м (9843 футов) на одном двигателе
  • Скороподъемность: 8,1 м / с (1590 фут / мин).
1,4 м / с (4,6 фут / с) на одном двигателе
  • Нагрузка на крыло: 145,9 кг / м (29,9 фунт / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,106 кВт / кг (0,064 л.с. / фунт).
  • Разбег: 370 м (1214 футов)
  • Разбег до 15 м (49 футов): 490 м (1608 футов)
  • Посадочный разбег: 340 м (1115 футов)
  • Посадочный разбег с 15 м (49 футов): 630 м (2067 футов)

См. Также

  • Авиационный портал

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Харбин Y-12.
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:24:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте