Харам (арабский : حرم, романизированный : aram, букв. 'святилище') является одним из нескольких омографов, происходящих от трехбуквенного семитского корень Ḥ-RM. Слово буквально означает «святилище», обычно используемое мусульманами для обозначения священных мест ислама и окружающей их территории, в которую не разрешен въезд немусульман. Помимо ограничения на передвижение немусульман, есть несколько других правил, которым должны следовать мусульмане в этом районе.
Другое значение этого слова, которое использовалось в прошлом, но с тех пор вышло из употребления, включает «неприкосновенную / охраняемую зону», относящуюся к области, в которой количество проживающих семей было ограничено, что связано с идея несущей способности и ранних форм заповедников, а также к молельному залу мечети.
арабский язык состоит из двух отдельных слов: aram (арабский : حَرَم) и arām (арабский : حَرَام), оба происходят от одного и того же трехбуквенный семитский корень Ḥ-RM. Оба эти слова могут означать «запрещенный» и / или «священный» в общем смысле, но каждое из них также приобрело некоторые специальные значения (arām чаще всего означает «запрещено законом »). Третье родственное слово, происходящее от того же корня, arīm (арабский : حَرِيْم), наиболее точно соответствует английскому «гарем ». В этой статье рассматривается слово aram (с короткими гласными в единственном числе).
В исламском городском планировании слово aram означает «нерушимая зона», важный аспект городского планирования в мусульманской цивилизации. Такие охраняемые территории были святилищами или местами, где противоборствующие стороны могли мирно разрешать споры. Города обычно строились возле реки, которая снабжала питьевой и хозяйственной водой (вверх по течению) и уносила отходы и сточные воды (вниз по течению). Мусульмане утверждают, что они представили идею вместимости, и, очевидно, иногда действительно ограничивали количество семей в том или ином городе. Харамы обычно располагались так, чтобы обеспечить доступ к паркам и природе (которым было дано другое название, hima ), чтобы ограничить разрастание городов, защитить водотоки и водоразделы и оазисы. В этом отношении правила сильно напоминали современные законы о зонировании с теми же целями.
Некоторые современные ученые считают, что различие между харамом и хима было необходимо из-за различных способов решения, в каких регионах должны были быть ограничения - выбор харама считался более решительным, в то время как выбор хима был больше связан с природными особенностями региона, которые считались наиболее уважаемыми юристами. Эта идея, вероятно, возникает из двух различных обязательств мусульманина соблюдать иджма (арабский : إِجْمَاع, согласие соседей внутри ислама) и практиковать хилаф ( арабский : خِلَافَة, управление природой под властью Аллаха). Он может отражать или не отражать фактические способы принятия решений исторически. Как защищенная и неприкосновенная зона, харам также используется в отношении освященного пространства в мечети, где совершаются ритуалы и молитвы: это молельный зал.
Ḥaram также может означать место высокой святости. Два участка, чьи исламская святость являются unchallengeably самым высоким из всех являются Аль-Харам в Мекки (который называется Ḥaraman Āminan (арабский : حَرَمًا آمِنًا, «Святилище (которое) безопасно») в Коране (28:57; 29:67)) и Мечеть Пророка в Медине, поэтому арабская двойная форма al-aramān (арабский : ٱلْحَرَمَان) или al-aramayn (арабский : ٱلْحَرَمَيْن) относится к этим двум места, оба из которых находятся в районе Хиджази на Аравийском полуострове. С 1986 года саудовская монархия отказалась от всех королевских титулов, кроме «Хранитель двух священных святилищ» или «хранитель двух священных мечетей » (арабский : خَادِم الْحَرَمَيْن الشَّرِيْفَيْن, романизированный : Хадим ал-Карамайн аш-Шарифайн).
Кроме того, термин Карам обычно используется для обозначения некоторых других святых мест, например, Храмовая гора (арабский : ٱلْحَرَم الشَّرِيف, романизированный : Аль-Харам Аш-Шариф) в Иерусалим - хотя и вопреки протестам некоторых, таких как Ибн Таймийя, который заявил, что единственными местами, которые могут быть законно названы «Карам», являются Мекка, Медина и, вероятно, также долина Вадж в Таиф, таким образом отвергая другие места, такие как Хеврон и даже Иерусалим. Фактически, одно из исламских названий Иерусалима, талис аль-Харамайн (арабский : ثَالِث الْحَرَمَيْن, буквально «третье из двух святых мест») разрешает противоречие между неоспоримым превосходством Мекки. и Медина против желания признать Иерусалим как имеющий особый статус в исламе несколько парадоксальным образом. Иерусалим, где находится мечеть Аль-Акса (одна из немногих мечетей, которые упомянуты под названием в Коране, и, следовательно, одна из наиболее важные мечети ) обычно считаются священными сами по себе.