Harákmbut | |
---|---|
Aratbuten Huaa | |
Область | Перу |
Этническая принадлежность | 2090 Харакмбут (2013) |
Носитель языка | 1900 (перепись 2007 года) |
Языковая семья | Харакмбут – Катукинан
|
Диалекты |
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | Либо: amr - Амаракаэри hug - Уачипаэри |
Glottolog | hara1260 |
ELP | Харакмбут |
Амаракаэри (север) и Ватипаэри (юг). Затененная область - вероятное более раннее распространение языка характербут. |
Харакмбут или Харакмбет (ударение на втором слоге) - родной язык народа Харакмбут в Перу. На нем говорят на реках Мадре-де-Диос и Колорадо, в стране, где проживали люди до контакта. Два диалекта остаются жизненно важными: амаракаэри (аракмбут) и ватипаэри (хуачипаэри), которые, как сообщается, взаимно понятны. Отношения между носителями двух диалектов враждебны.
По состоянию на 2012 год дети в некоторых общинах все еще изучают Амаракаери. Уровень грамотности 5% по сравнению с 75% грамотности во втором испанском языке. Они живут в общинах Пуэрто-Лус, Синтуя, Сан-Хосе-дель-Карене, Барранко-Чико, Бока-Инамбари, Бока-Ишириве, Пуэрто-Асуль, Масенава и Котцимба. Имя Амаракаери, от слова ва-мба-арак-а-эри «убийцы», считается унизительным; эндоним Аракмбут является предпочтительным.
Спикеры ватипаэри ( ва-типа-эри) в основном сосредоточены в коренных общинах Керос и Санта-Роса-де-Уакария в тропических лесах Перу. Их члены переживают культурную утрату, в том числе сложность их языка, особенно из-за разрыва поколений между старейшинами и молодежью.
Помимо Амаракаэри с этническим населением в 2007 г. 1043 человека и Ватипаэри с этническим населением 392 человека, засвидетельствованные диалекты:
Остается не более нескольких человек, свободно говорящих на любом из этих диалектов.
Позиция Тоёери оспаривается. Некоторые исследователи разделили диалекты на две основные группы, при этом ватипаэри и тоёэри фонетически и лексически несколько отличаются от амаракаэри / аракмбут, арасаэри и сапитери. Однако данные Aza (1936) и Peck (1958) предполагают, что Аракмбут отличается от других четырех, которые похожи друг на друга.
Харакмбут считается изолированным языком с 1960-х годов. Аделаар (2000, 2007) представляет в основном лексические доказательства того, что это родство с бразильской семьей Катукинан ; влияние тупийских языков также предполагает происхождение из Бразилии. Кэмпбелл (2012) принял доказательства как «достаточно убедительные». Джолкески (2011) соглашается и добавляет Аравана в семью. Глоттолог отмечает «многообещающие лексические связи с Катукиной [...] с большим количеством почти идентичных форм, но системы местоимений, числительных или связанной морфологии не обнаруживают родства.
Йолкески (2016) отмечает, что есть лексическое сходство с языковыми семьями пано, пуинаве-надахуп, тупиан и аравакан из-за контакта.
Сходство с Тупианом может указывать на более раннее происхождение ниже по течению в сфере взаимодействия реки Мадейра.
Следующий перечень - это амаракаери, наиболее важный диалект. Другие диалекты, похоже, отличаются только наличием / h / или отсутствием / w /.
В Амаракаери десять гласных:
Передний | Центральная | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я ĩ | ты ũ | |
Близко-середина | e ẽ | o õ | |
Открытым | а ã |
Когда рядом с / a /, / e / имеет тенденцию повышаться до / i / или / j /. Это может вызвать палатализацию предшествующего согласного, например, kate-apo 'почему?' как [katiabɔ] или [kaabɔ]. Точно так же / o / имеет тенденцию повышаться до / u / или / w /, когда рядом с / a / или / e /, например ĩ-nõ-põ-ẽ-ỹ «Я знаю» как [ĩˈnõpwẽj̃].
Согласные звуки следующие:
Билабиальный | Альвеолярный | Velar | |
---|---|---|---|
Носовой | м | п | ŋ |
Стоп | п | т | k |
Fricative | s | ||
Приблизительный | ш | ||
Откидная створка | ɾ |
Фонематический статус [h] и [ʔ] не ясен. Они различаются между диалектами, но также и между носителями языка и даже с одним и тем же носителем в аракмбуте. Это могут быть эпентетические согласные, используемые для разграничения слогов, не имеющих начала или кодовой согласной.
/ tkns / встречается в слоговых кодах, а / ŋ / - только в слоговых кодах.
Остановки имеют тенденцию к [bd ɡ] в интервокальной позиции. (В Toyoeri и Sapiteri об этом сообщалось только для / k /.) Среди молодых людей, и часто среди их старших, альвеолярные / tn / палатализовались на [t͜ʃ] и [ɲ] (или [nd͜ʒ]) перед / i., ĩ /; / s / смягчается до [ʃ] перед / i, ĩ / и / u, ũ /. (В Toyoeri и Sapiteri это зарегистрировано только для / t /.)
Носовые согласные реализуются по-разному, в зависимости от того, являются ли соседние гласные оральными или носовыми, при этом / m / и / n / затрагиваются перед устными гласными, а / n / и / ŋ / - после одного:
V_ | Ṽ_ | _V | _Ṽ | |
---|---|---|---|---|
м | м | м | мб | м |
п | дн | п | nd | п |
ŋ | ɡŋ | ŋ | - |
Это аллофоническое изменение отражено в орфографии сообщества, и тот же образец был отмечен для Watipaeri, Arasaeri, Toyoeri и Sapiteri.
Природа назальности характербут еще не выяснена полностью, и в Амаракаэри, по крайней мере, есть некоторые свободные вариации аллофонов. Например, «пять» засвидетельствовано как [waˈmaʔnẽŋ], так и [waˈmbaʔnẽŋ]. Тем не менее, существует фонематическое различие назализации гласных после носовых согласных, как в имени собственном / moɾimõ /.
Ударение ставится на предпоследний слог, не считая флективных суффиксов, которые не меняют размещения ударения в слове.
Лукотка (1968) перечисляет следующие основные словарные элементы Тойери.
глянец | Тойери |
---|---|
один | унчинда |
два | Botta |
три | Baʔpa |
зуб | ua-ít |
язык | уа-нет |
рука | ua-mba |
женщина | uaxet |
воды | Meei |
Огонь | táʔak |
Луна | Pöxen |
кукуруза | тонуть |
ягуар | апане |
дом | хахак |