Ганс Витдок или Ян Витдок (Антверпен, крестился 8 декабря 1615 г. - вероятно, Антверпен, после 1642 г.) был фламандским гравером, рисовальщиком и торговцем произведениями искусства. Он принадлежал к последнему поколению репродуктивных граверов, которые работали в мастерской Рубенса с середины 1630-х годов.
Ганс Витдок был учеником гравера Лукаса Форстермана в 1630-1631 годах. Форстерман присоединился к мастерской Рубенса около 1617 или 1618 годов и с тех пор зарекомендовал себя как главный гравер Рубенса. Ханс Витдок разорвал трехлетний тренировочный контракт с Форстерманом всего через два года по наущению своего отца. Затем он два года обучался у художника Корнелиса Шута, который познакомил его с живописью. Впоследствии он обучался у Рубенса, где научился гравировать большие пластины. После смерти Рубенса в 1640 году Витдук в основном работал торговцем произведениями искусства.
Он женился на Катерине Гоммартс 24 июня 1642 года. Поскольку более поздних записей о Витдоке после его женитьбы нет, предполагается, что он умер вскоре после этого.
Ужин в ЭммаусеВ своих ранних гравюрах, которые он сделал для Корнелиса Шута, Витдук следовал традиционному стилю, аналогичному стилю Корнелиса Галле и его мастерской. Этот ранний стиль характеризовался сухими линиями с множеством кривых и акцентом на пластичность. Витдок сделал две гравюры после картин Корнелиса Шута и девять изображений Мадонны, обычно небольшого размера.
Его стиль стал более плавным, когда он работал в мастерской Рубенса, где он создал свои лучшие работы. В мастерской Рубенса Витдок научился гравировать большие пластины. Витдок работал между 1634 и 1638 годами под пристальным наблюдением Рубенса над многими гравюрами, в том числе Авраам и Мелхиседек, Поклонение волхвов, трехчастный Поднятие креста, Вечеря в Эммаусе, Святой Ильдефонсо получает ризу, Цицерон и Демосфен. Рубенс указал 1638 год для всех этих гравюр, вероятно, так что ему нужно было подать заявку только на одну привилегию печати для партии. В следующем году были опубликованы Успение Пресвятой Богородицы и Чудо святого Юста Витдока. Витдок также сделал несколько недатированных гравюр в мастерской Рубенса.
М. Туллий ЦицеронИз процесса редактирования и производства этих гравюр становится ясно, что Рубенс принимал непосредственное участие в их разработке и исполнении. Об этом свидетельствует процесс создания серии из двенадцати пластин по образцу античных мраморных портретных скульптур (головы, бюсты, гермы) четырьмя граверами Гансом Витдоком, Паулюсом Понтием, Лукасом Форстерманом и Боэтиус Болсверт работает на Рубенса. Изготовление оттисков тщательно контролировалось Рубенсом, что подтверждается пятью ретушированными оттисками. Сохранилось только шесть подготовительных рисунков Рубенса к серии. Витдок показал в своих гравюрах вслед за Рубенсом большое мастерство в передаче движения и разнообразия цветов в оригинальных произведениях за счет умного использования черного, серого и белого тонов. Типичный пример - Авраам и Мелхиседек.