Ханс Вайхингер

редактировать
Ханс Вайхингер
Vaihinger.jpg
Родился25 сентября 1852 г.. Нерен, Королевство Вюртемберг
Умер18 декабря 1933 (1933-12-19) (81 год). Галле, провинция Саксония
Alma materTübinger Stift, Тюбинген. Лейпцигский университет. Берлинский университет
ЭраСовременная философия
РегионЗападная философия
Школа Неокантианство. Художественный
Основные интересыЭпистемология
Известные идеиФикционализм. (философия «как будто»)
Влияния
Под влиянием

Ганс Вайхингер (немецкий: ; 25 сентября 1852 г. - декабрь 18, 1933) был немецким философом, наиболее известным как кантовский ученый, и его книга Die Philos ophie des Als Ob (Философия «как будто» ), опубликованная в 1911 году, хотя изложение основных принципов было написано более тридцати лет назад.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философские работы
    • 2.1 Философия As If
  • 3 Критический прием и наследие
  • 4 Работы
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Вайхингер родился в Нерен, Вюртемберг, Германия, около Тюбингена, и вырос в том, что он описал как «очень религиозную атмосферу». Он получил образование в Тюбингенском университете (Tübinger Stift ), Лейпцигском университете и Берлинском университете. Затем он стал наставником, а затем профессором философии в Страсбургском университете, а затем в 1884 году перешел в Университет Галле, где с 1892 года был профессором.

Философские работы

Философия как будто

В Die Philosophie des Als Ob, Вайхингер утверждал, что люди никогда не могут по-настоящему познать основную реальность мира, и что как в результате мы конструируем системы мышления, а затем предполагаем, что они соответствуют действительности: мы ведем себя «так, как будто» мир соответствует нашим моделям. В частности, он использовал примеры из физических наук, такие как протоны, электроны и электромагнитные волны. Ни одно из этих явлений не наблюдалось напрямую, но наука утверждает, что они существуют, и использует наблюдения, сделанные на основе этих предположений, для создания новых и более совершенных конструкций.

Вайхингер признал несколько предшественников, особенно Канта, но не знал о Теория художественных произведений Джереми Бентама, пока она не была представлена ​​его вниманию его переводчиком С.К. Огденом в самом конце его жизни. В предисловии к английскому изданию своей работы Вайхингер выразил свой принцип фикционализма : «Идея, теоретическая ложность или ошибочность которой признается, а вместе с тем и ее ложность, по этой причине не является практически бесполезной и бесполезной. ; ибо такая идея, несмотря на ее теоретическую несостоятельность [,], может иметь большое практическое значение ». Более того, Вайхингер отрицал, что его философия была формой скептицизма, потому что скептицизм подразумевает сомнение, тогда как в его философии «как будто» принятие заведомо ложных вымыслов оправдывается как прагматическое нерациональное решение проблем, которые не имеют рациональных ответов.

Художественная литература в этом смысле, однако, Вайхингер считает лишь «полу-фикцией или полу-фикцией». Скорее, «настоящие вымыслы» - это те, которые «не только противоречат реальности, но и сами по себе противоречат друг другу; например, концепция атома или« Ding an sich ». Однако эти два типа "резко не отделены друг от друга, а связаны переходами. Мысль начинается с небольших первоначальных отклонений от реальности (полуфантастики) и, становясь все более и более смелыми, заканчивается оперированием конструкциями, которые не только противоположны фактам, но они противоречат друг другу ".

Эта философия, однако, шире, чем просто наука. Никогда нельзя быть уверенным в том, что мир будет существовать завтра, но мы обычно предполагаем, что это так. Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, находился под глубоким влиянием теории полезных вымыслов Вайхингера, включив идею психологических вымыслов в свою личностную конструкцию вымышленной конечной цели.

философия Вайхингера ' как если бы »можно рассматривать как одну из центральных предпосылок, на которых Джордж Келли психология личных конструктов базируется. Келли приписал Вайхингеру влияние на его теорию, особенно идею о том, что наши конструкции лучше рассматривать как полезные гипотезы, а не как представления объективной реальности. Келли писал: «Философия« как будто »Вайхингера имеет ценность для психологии (...) Вайхингер начал развивать систему философии, которую он назвал« философией «как будто» ». В ней он предложил систему мысли, в которой Бог и реальность лучше всего можно было бы представить в виде парадигм. Это не означало, что ни Бог, ни реальность были менее определенными, чем что-либо еще в сфере человеческого осознания, а только то, что все вопросы, с которыми сталкивается человек, лучше всего можно было бы рассматривать гипотетически ". 170>Книга Фрэнка Кермоде «Чувство конца» (1967) была первым упоминанием Вайхингера как полезного методолога повествования. Он говорит, что «литературные произведения принадлежат к категории« сознательно ложных »Вайхингера. Они не подлежат, как гипотезы, доказательствам или опровержениям, только если они теряют свою оперативную эффективность, ими нельзя пренебрегать ».

Позже Джеймс Хиллман разработал работы Файхингера и Адлера. с психологическими вымыслами в основную тему своей работы «Исцеляющая фантастика», в которой он делает один из своих наиболее доступных случаев для выявления тенденции буквализировать, а не «видеть сквозь наши значения» невроз и безумие.

Критический прием и наследие

При его жизни работы Вайхингера были в целом хорошо приняты как в Германии, так и за рубежом, особенно в Америке. Когда в 1924 году его «Философия как будто» была опубликована на английском языке, оригинальная книга 1911 года уже вышла в шестое издание. Однако американский журналист Менкен резко критиковал книгу, которую он отверг как неважную «сноску ко всем существующим системам». Вайхингер также подвергался критике со стороны логических позитивистов, которые делали «резкие и пренебрежительные ссылки» на его работу.

После его смерти и кардинальных изменений в интеллектуальном мире, последовавших за Второй мировой войной, работа Вайхингера получил мало внимания со стороны философов. Его основные идеи были предоставлены психологам, таким как Келли, и писателям, таким как Кермод. Тем не менее, интерес литературоведов умеренно продолжился после публикации некоторых недавних «критических произведений, основанных на вайхингерах». Переоценка Вайхингера американским философом Артуром Файном пришла к выводу, что Вайхингер на самом деле был «выдающимся философом моделирования двадцатого века». С тех пор влияние Вайхингера заметно возросло, и стремительно развивающееся в настоящее время движение беллетристики в философии науки берет его вклад в качестве главного исторического ориентира и вдохновения.

Работы

  • 1876 г. Хартманн, Дюринг и Ланге (, Дюринг и Ланге )
  • 1897–1922 Кант-Студиен, основатель и главный редактор
  • 1899 Кант - ein Metaphysiker? (Kant - метафизик?)
  • 1902 Nietzsche Als Philosoph (Ницше как философ)
  • 1906 Philosophie in der Staatsprüfung. Winke für Examinatoren und Examinanden. (Философия в Степень. Подсказки для учителей и учеников.)
  • 1911 Die Philosophie des Als Ob (Философия «как будто»)
  • 1922 Комментарий zu Kants Kritik der Reinen Vernunft (Комментарий Канта к Критике чистого разума ), под редакцией
  • 1924 г. Философия «как будто»: система теоретических, практических и религиозных фикций человечества, Перевод С.К. Огден, Барнс и Ноб le, New York, 1968 (Впервые опубликовано в Англии компанией Routledge and Kegan Paul, Ltd., 1924).

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 12:58:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте