Ганс Мейзер (16 февраля 1881 г., Нюрнберг - 8 июня 1956 г., Мюнхен ) был немецким протестантским теологом, пастором и с 1933 по 1955 год первым « ландесбишофом » евангелическо-лютеранской церкви в Баварии.
Сегодня политическая позиция Мейзера между 1933 и 1945 годами интенсивно изучается и обсуждается в рамках немецкой культуры памяти. В своей безуспешной попытке сохранить свою «ландескирхе» и ее независимость он решил пойти на несколько компромиссов с нацистским государством. Его отношение к иудаизму также неоднозначно в свете исследований Холокоста.
Теологически Майзер был в традициях Вильгельма Лёэ, поддерживая единую церковь с единой ясной лютеранской конфессиональной идентичностью. В отличие от других баварских профессоров теологии, таких как Вернер Элерт, Пауль Альтхаус и Герман Зассе, Мейзер открыто признал Богословскую декларацию Бармена и занялся связями, которые она привела к унитарианцам и реформатской церкви. Его конфессиональная ориентация сблизила его с Теофилом Вурмом и отделила от Мартина Нимёллера.
В 1933 году Гитлер стремился централизовать свой контроль над протестантскими церквями Германии, основав « Рейхскую церковь », которая поставила бы всех 28 протестантских епископов под власть одного рейхсского епископа, подотчетного Гитлеру. Несмотря на согласие с этим планом подавляющего большинства протестантских епископов, епископ Баварской епархии Ханс Мейзер вместе с Феофилом Вурмом, епископом соседней епархии, отказались. Их возражение было вызвано не теологическими причинами, а скорее требованием сохранения их церквями своей традиционной независимости. Мейзер и Вурм не протестовали ни против нацистского режима, ни против Гитлера.
После их отказов Мейзер и Вурм мобилизовали свои конгрегации на оппозицию церкви Рейха. Выступая с речью, Мейзер смог сформировать общественное мнение во всей протестантской Баварии, что региональные нацисты не могут свергнуть. Например, «около шести тысяч человек собрались в поддержку Мейзера, в то время как лишь немногие из них послушно явились на встречу с региональным лидером партии Юлиусом Штрейхером ». Эта мобилизация и информация, предоставленная членам церкви, увеличили число участников протестов и протестных служб. Региональная газета обвинила епископа Мейзера в государственной измене в заголовках газет. В октябре 1934 года гитлеровский рейхский епископ (Reichsbischof) Людвиг Мюллер поместил епископов Мейзера и Вурма под домашний арест, объявил, что они больше не являются церковными должностными лицами, и назначил преемников епископами вместо них. В течение двух недель после ареста Мейзера массовый общественный протест перерос в «один из крупнейших» протестов в Третьем рейхе.
После того, как епископы находились под домашним арестом в течение двух недель, Гитлер отступил, освободил Мейзера и Вурма и восстановил их в качестве епископов своих епархий. Кроме того, был смещен рейхский епископ Мюллер. Эти драматические события продемонстрировали, как это протестное движение проверило режим и его пределы. По сравнению с жестокой ответной реакцией режима, такой как « Ночь длинных ножей», Гитлер предпочел умиротворить протестантских протестантов, хотя, по сути, его надежды на создание церкви Рейха теперь были опровергнуты.
Титулы в лютеранстве | ||
---|---|---|
Новое название | Landesbischof из Баварии 1933-1955 | Преемник Германа Дицфельбингера |