Ханна Ригген | |
---|---|
Ханна Ригген (справа) и Ханс Ригген около 1935-1940 гг. | |
Родился | (1894-03-21) 21 марта 1894. Мальмё, Швеция |
Умер | 2 февраля 1970 (1970-02-02) (75 лет) |
Гражданство | Норвежец |
Профессия | художник по текстилю |
Ханна Ригген (21 марта 1894 г., Мальме - 2 февраля 1970 г.) была норвежским художником по текстилю шведского происхождения. Самостоятельно она работала на стоячем ткацком станке, построенном ее мужем, художником Гансом Риггеном. Она жила на ферме в норвежском фьорде и красила свою пряжу местными растениями.
Она была пацифисткой, подписавшейся на скандинавские феминистские и левые журналы, и был активным участником Коммунистической партии Норвегии и международных рабочих движений. Она обратила пристальное внимание на рост фашизма в Европе и сделала свою работу в ответ на это. Ее гобелен 1935 года «Этиопия» (Эфиопия) был вызван вторжением Бенито Муссолини в африканскую страну. Он был показан на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, рядом с картиной Пикассо Герника (1937). Этиопию также показали в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, но часть сцены была покрыта тканью с копьем, пронзившим голову Муссолини. В 1936 году она создала один гобелен под названием «Hitlerteppet» (Ковер Гитлера) с двумя обезглавленными фигурами, стоящими на коленях перед парящим крестом, и один под названием «Drømmedød» («Смерть мечты»), изображающий заключенных и кровожадных нацистов в концентрационном лагере. По словам Марты Кузьмы, хотя Ригган «был близок к Кете Коллвиц, которая также выбрала в качестве своего повествования социальные, духовные и политические беспорядки своего времени, Ригган обошел склонность Кольвица к рисованию аллегорических фигур (таких как Черная Анна) и вместо этого идентифицировал исторических личностей, которые создали, установили и позволили тоталитарный режим в те годы - Муссолини, Гитлер, Геринг, Квислинг, Черчилль и норвежский писатель Кнут Гамсун."
Ригген создал около сотни крупных ковры при ее жизни. Следуя формальным традициям норвежского народного текстильного искусства XVII и XVIII веков, ее работы сочетают в себе фигуративные и абстрактные элементы. Ее «Хендерс брук» 1949 года стал первым текстильным произведением искусства, приобретенным Национальной галереей Норвегии. Двадцать восемь ее работ были показаны на персональной выставке в Moderna Museet в Стокгольме в 1962 году, и она была первой норвежской художницей, представленной на Венецианской биеннале в 1964 году. В 2012 г. избранные ее работы были включены в dOCUMENTA (13) в Касселе.