Jetstream | |
---|---|
Роль | Региональный авиалайнер |
Производитель | Страница Handley. Scottish Aviation |
Первый полет | 18 августа 1967 г. |
Введение | 1969 |
На пенсии | 2011 |
Статус | На пенсии |
Произведено | 1967–1975 |
Построено | 66 |
Разработано в | BAe Jetstream 31. BAe Jetstream 41 |
The Handley Page HP.137 Jetstream представляет собой небольшой двухцилиндровый турбовинтовой авиалайнер с герметичным фюзеляжем. Самолет был разработан с учетом требований рынка пригородных и региональных авиакомпаний США. Позднее конструкция была усовершенствована и построена компанией British Aerospace как BAe Jetstream 31 и BAe Jetstream 32 с различными турбовинтовыми двигателями.
Хэндли Пейдж в 1960-х годах находился в неловком положении, желая остаться независимо от «большой двойки» британских компаний (Hawker Siddeley и British Aircraft Corporation ), но без денег, необходимых для разработки большого нового авиалайнера, который удерживал бы его на рынке. После изучения проблемы было решено, что следующим продуктом будет высококонкурентный небольшой авиалайнер, который заполнит нишу, которую он определил для высокоскоростной конструкции на 12–18 мест. Американский продавец и инженер по модификации Джек Райли утверждал, что написал проектные спецификации. Дизайн вызвал большой интерес в США, когда он был впервые представлен, и заказ на 20 штук был размещен еще до того, как чертежи были завершены. Чарльз Джой отвечал за дизайн.
Первоначальный дизайн был разработан в 1965 году как 12-местный (шесть рядов с центральным проходом) самолет. Самолет представлял собой низкоплан высокоплан моноплан традиционной компоновки. Значительное внимание было уделено оптимизации с целью улучшения характеристик, что привело к одной из наиболее отличительных черт конструкции - длинному профилю носа. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение для облегчения создания избыточного давления, что позволяло выполнять полеты на гораздо большей высоте и, как следствие, более высокую скорость и комфорт, чем у конкурирующих безнапорных конструкций. Одним из недостатков конструкции было то, что фюзеляж был настолько маленьким в поперечном сечении, что пол кабины пришлось «опустить», чтобы позволить стоящему пассажиру входить и выходить через заднюю дверь. Это означало, что главный лонжерон должен был пройти через кабину, что привело к опасности споткнуться.
Окончательная сборка проводилась на новом заводе на аэродроме Радлетт, но большие части конструкции были переданы субподрядчикам, в том числе целые крылья, построенные Scottish Aviation на Прествик, Шотландия и хвостовая часть компании Northwest Industries, Эдмонтон, Альберта,, Канада. В первоначальной конструкции использовались двигатели Turbomeca Astazou XIV мощностью примерно 840 л.с. (626 кВт), и он летал 18 августа 1967 года под именем Jetstream 1 . На протяжении всей программы испытаний двигатели оказались слабым местом: они, как правило, были недостаточно мощными для конструкции и удивительно темпераментны для того, что было тогда зрелой и широко используемой конструкцией турбовального вала. В конечном итоге испытания были перенесены на заводской аэродром Turboméca на юге Франции, как для ускорения ремонта двигателя, так и для улучшения графика за счет улучшения погоды.
Чтобы улучшить перспективы продаж в США, пятый прототип был оснащен американским Garrett TPE-331 вместо французского Astazou. Перехода на двигатель американского производства было достаточно, чтобы ВВС США рассмотрели его для использования в качестве грузового автомобиля. В конце концов он разместил заказ на 11 самолетов, оборудованных грузовой дверью и помещением для 12 пассажиров или шестью чемоданами на носилках, которые получили название C-10A, или Jetstream 3M . ВВС США отменили свой заказ в октябре 1969 года, сославшись на задержку поставки.
Первая серийная модель Jetstream 1 поднялась в воздух 6 декабря 1968 года, и в течение следующего года будет поставлено 36 самолетов. Однако к этому моменту Хэндли Пейдж отказался от оригинального двигателя, и был запущен Jetstream 2 с более мощным Astazou XVI мощностью 965 л.с. (720 кВт), поставки которого начались в конце 1969 года. Поздняя поставка и двигатель Проблемы привели к тому, что затраты на разработку превысили 13 миллионов фунтов стерлингов, что намного превышает первоначальные прогнозы в 3 миллиона фунтов стерлингов. До банкротства Хэндли Пейджа было построено всего три самолета Jetstream 2, а в 1970 году производственная линия была остановлена.
Интерес к проекту был настолько велик, что его впервые подхватило сотрудничество инвесторов и Шотландии. Aviation, которая создала компанию под названием «Jetstream Aircraft» для производства самолетов. Еще десять Jetstream 1 были произведены этой командой. Компания Scottish Aviation продолжила производство Jetstream 2, хотя и называла его Jetstream 200 . В феврале 1972 года 26 самолетов Jetstream 201 были заказаны Royal Air Force, которые использовали их в качестве многомоторных учебно-тренировочных как Jetstream T.1 . Четырнадцать из них были модифицированы как тренажеры-наблюдатели для Royal Navy, получив обозначение Jetstream T2 .
Самолет использовался в основном корпоративными операторами и регулярными пассажирскими пригородными / региональными авиакомпаниями.
Jetstream, управляемый Apollo Airways, пригородной авиакомпанией, базирующейся в аэропорту Санта-Барбара в Калифорнии, появился в фильме 1979 года «Лунный гонщик » с Роджером Муром в главной роли, где британский секретный агент Джеймс Бонд (007 ) выброшен из самолета. во время полета.
Данные Jane's All The World's Aircraft 1976–77.
Общие характеристики
Производительность
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Списки по теме
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Handley Page Jetstream. |