Доктрина Хальштейна

редактировать
Политика единой Германии во время холодной войны Вальтер Хальштейн

Доктрина Хальштейна (немецкий : Hallstein-Doktrin), названный в честь Вальтера Хальштейна, был ключевым принципом внешней политики Федеративной Республики Германия (Западная Германия) с 1955 по 1970. Как обычно представлялось, он предписывал, что Федеративная Республика не будет устанавливать или поддерживать дипломатические отношения с каким-либо государством, которое признает Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия). На самом деле это было более тонко. Публично официального текста «доктрины» не было, но ее главный создатель, Вильгельм Греве, публично объяснил это в радиоинтервью. Конрад Аденауэр, который был канцлером Германии с 1949 по 1963 год, объяснил основные направления политики в заявлении парламенту Германии от 22 сентября 1955 года. Это означало, что федеральное правительство Германии расценило бы это как недружественный акт (acte peu amical), если третьи страны должны были признать «Германскую Демократическую Республику» (Восточная Германия) или поддерживать с ней дипломатические отношения - за исключением Советского Союза (как одной из Четырех держав, ответственных за Германию). Ответ Западной Германии на это мог означать разрыв дипломатических отношений, хотя это не было заявлено как автоматическая реакция в рамках политики и фактически оставалось ultima ratio (последнее средство).

Федеративная Республика отказалась от важных аспектов доктрина после 1970 года, когда ее стало трудно поддерживать, и федеральное правительство изменило свою политику в отношении Германской Демократической Республики. Соглашение о четырех державах по Берлину в 1971 году и подписание Основного договора в 1972 году положили конец этой доктрине в соответствии с новой стратегией Ostpolitik.

Содержание
  • 1 Историческая справка
    • 1.1 Раздел Германии
    • 1.2 Советское признание Восточной Германии
    • 1.3 Немецкий суверенитет
    • 1.4 Исключительный мандат
  • 2 Происхождение «доктрины»
    • 2.1 Авторство и название
  • 3 Содержание и обоснование
  • 4 Правовое основание
  • 5 Реакция Германской Демократической Республики («Восточная Германия»)
  • 6 История доктрины Хальштейна
    • 6.1 Проблемы доктрины
  • 7 Отмена
  • 8 Подобные ситуации
  • 9 Новый подход
  • 10 Примечания и ссылки
Историческая справка

Раздел Германии

После поражения Германии во Второй мировой войне, территория к востоку от линии Одер – Нейсе находилась под советской или польской администрацией и де-факто была аннексирована. Остальная часть территории к западу от нее была разделена на четыре оккупационные зоны, контролируемые союзниками, при этом бывшая столица, Берлин, также была разделена на четыре сектора.

Западные зоны, контролируемые Францией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, были объединены в мае 1949 года и образовали Федеративную Республику Германия (Bundesrepublik Deutschland); в октябре 1949 года советская зона стала Германской Демократической Республикой (Deutsche Demokratische Republik, или ГДР). Они были неофициально известны как «Западная Германия» и «Восточная Германия». Однако до 1954 года союзники по-прежнему официально сохраняли ответственность за всю Германию, и ни Восточная Германия, ни Западная Германия не восстановили свой суверенитет.

Основной закон Федеративной Республики Германии, которая вступила в силу в 1949 году, была написана как конституция для всей Германии, включая Западную Германию и Восточную Германию. Он сформулировал воссоединение Германии как цель и требование и был провозглашен от имени всего немецкого народа.

Советское признание Восточной Германии

23 В марте 1954 года Советский Союз заявил, что он установит дипломатические отношения с Германской Демократической Республикой. Это рассматривалось как придание Германской Демократической Республике (Восточной Германии) степени легитимности как отдельного государства. Правительство Западной Германии в Бонне отвергло это, заявив, что Федеративная Республика Германия была законным наследником Германского рейха.

суверенитета Германии

после ратификации из Парижских соглашений 5 мая 1955 г. вступил в силу Общий договор (Deutschlandvertrag), который в значительной степени восстановил суверенитет (Западной) Германии.

Исключительно мандат

Правительство Федеративной Республики Германии заявило, что говорит от лица всего немецкого народа; это было повторено в нескольких объявлениях. В Нью-Йоркской декларации от 18 сентября 1951 года западные оккупационные державы заявили, что они «рассматривают [ред] правительство Федеративной Республики Германии как единственное правительство Германии, свободно и законно созданное и, следовательно, имеющее право на выступать от имени германской нации в международных делах ».

Федеративная Республика Германия не признала Германскую Демократическую Республику и не поддерживала дипломатические отношения ни с Германской Демократической Республикой, ни с другими коммунистическими государствами Восточной Европы.

Происхождение «доктрины»

В 1955 году Конрад Аденауэр посетил Москву, где была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между Федеративной Республикой Германия и Советским Союзом. Это явно отвечало интересам Федеративной Республики Германии, но - поскольку Советский Союз также поддерживал дипломатические отношения с Германской Демократической Республикой - это явно противоречило политике исключительного мандата, которая настаивала на том, чтобы другие государства не поддерживать дипломатические отношения с обоими немецкими «государствами». Таким образом, возникла необходимость публично определить политику и усилить сигнал о том, что Федеративная Республика не приемлет никаких других государств, поддерживающих дипломатические отношения как с Федеративной Республикой Германии, так и с («так называемой») Германской Демократической Республикой.

Вальтер Хальштейн и Вильгельм Греве были членами делегации, сопровождавшей Аденауэра в Москву. Именно на обратном пути из Москвы были сформулированы основные элементы политики, хотя элементы политики уже были разработаны и реализованы Министерством иностранных дел ранее. Хальштейн сослался на установление дипломатических отношений с Советским Союзом, несмотря на признание последним Восточной Германии как «исключительный акт» из-за привилегированного статуса Советского Союза как оккупирующей державы.

Аденауэр говорил о политике на пресс-конференции 16 сентября 1955 г. и снова в заявлении правительства парламенту 22 сентября 1955 г., в котором другие государства предупреждали, что установление дипломатических отношений с Германской Демократической Республикой будет рассматриваться как недружественный акт. 8 декабря 1955 года состоялась встреча глав всех крупных посольств Германии и руководства министерства иностранных дел. Политика непризнания Германской Демократической Республики была одним из основных пунктов повестки дня. Текст выступлений министров иностранных дел Брентано, Хальштейна и Греве позже был распространен среди посольств по всему миру.

Авторство и имя

Вальтер Халльштейн в 1969 году, получив Премию Роберта Шумана.

Доктрина Хальштейна была названа в честь Вальтера Хальштейна, тогдашнего «государственного секретаря» (высшего государственного служащего) в министерстве иностранных дел Германии, хотя в значительной степени она была разработана и реализована главой политического департамент Министерства иностранных дел Германии, Вильгельм Греве.

В то время, когда доктрина Хальштейна родилась (или, по крайней мере, получила название), Генрих фон Брентано был министром иностранных дел, пост, который был создан недавно, после того как Западная Германия в значительной степени восстановила свой суверенитет в 1955 году - до этого политическая ответственность за внешнюю политику сохранялась за канцлером Конрадом Аденауэром. Также известно, что Брентано называл эту политику или ее разновидность Доктриной Брентано.

Некоторое время спустя, в 1958 году, журналисты назвали эту политику Доктриной Хальштейна-Греве, которая позже была сокращена до Доктрина Хальштейна. Сам Греве пишет, что он разработал общие контуры политики, но главным образом как один из нескольких вариантов, решения принимались министром иностранных дел Брентано и канцлером Аденауэром; в любом случае название доктрина Хальштейна может быть неправильно употреблено.

Конрад Аденауэр в Москве, 1955
Содержание и обоснование

Доктрина Хальштейна, вытекающая из заявленных Федеративной Республикой исключительный мандат представлять всю Германию (Alleinvertretungsanspruch). В нем указывалось, что федеральное правительство Германии будет рассматривать как недружественный акт (acte peu amical), если третьи страны признают «Германскую Демократическую Республику» (Восточная Германия) или сохранят с ней дипломатические отношения - за исключением Советского Союза, как одна из четырех держав, ответственных за Германию. Реакция на такой недружественный акт часто понималась как разрыв дипломатических отношений, но это не было заявлено как автоматическая реакция в соответствии с политикой, хотя оставалось ultima ratio.

Какие действия без официального признания и полного дипломатические отношения вызвали бы санкции, и то, что это были за санкции, намеренно держалось неясным - по крайней мере, публично - для того, чтобы иностранные правительства не испытали пределы. Греве в частном порядке предупредил, что гибкость имеет важное значение и что нельзя делать вид, будто государственное образование Восточной Германии не существует, и дал дипломатической службе указания относительно того, какие виды деятельности будут допускаться в рамках этой политики.

Ни полные дипломатические отношения, ни консульские отношения с аналогичным признанием (экзекватура ) не допускаются. То же самое применимо к договорам, которые не содержат специальных оговорок, указывающих, что договор не подразумевает признания. Однако нормальная коммерческая деятельность, включая негосударственные торговые представительства и т. Д., Допускается. Также существовала значительная серая зона, открытая для интерпретации. Хотя Греве был несколько осторожен, министр иностранных дел Брентано дал понять, что - независимо от экономических последствий - Федеративная Республика немедленно разорвет дипломатические отношения с любым государством, которое признает Германскую Демократическую Республику де-юре или признает "реальность двух Германские государства ".

Правовая основа

Юрист представил юридическое заключение, в котором говорилось, что советская декларация (установление дипломатических отношений с Германской Демократической Республикой) окончательно разделила советскую зону из трех западных зон, но поскольку он находился под контролем Советского Союза, у него не было отдельного государственного управления и, следовательно, он не отвечал минимальным требованиям государственности. Далее в юридическом заключении утверждалось, что любое государство, которое установило дипломатические отношения с Федеративной Республикой Германия или объявило об окончании состояния войны, косвенно признало Федеративную Республику как имеющую исключительный мандат на представление Германии.

западные союзники в различных соглашениях, включая Генеральный договор 1955 года, соглашались признать только Федеративную Республику Германия. Западные оккупационные державы (Франция, Великобритания и США) согласились с продолжением существовавшего ранее германского государства; и в Нью-Йоркской декларации от 18 сентября 1950 г. говорилось, что они «рассматривают [ред] правительство Федеративной Республики Германии как единственное правительство Германии, образованное свободно и законно и, следовательно, имеющее право говорить от имени немецкой нации в международных делах». В неопубликованном «пояснительном протоколе», представленном в то же время, уточняется, что данная формула не означала признание правительства Федеративной Республики в качестве де-юре правительства всей Германии ».

оправданием политики было то, что существовало обязательство (основанное на конституции и Общем договоре, стремиться к воссоединению Германии и, следовательно, избегать или предотвращать признание Восточной Германии и, следовательно, раздел Германии. Политические аргументы были следующими: признание подразумевало принятие раздела Германии; это непризнание означало отказ от статус-кво; это непризнание оказывало моральную поддержку населению Восточной Германии в отказе от коммунистического режима; это непризнание ослабляло международный авторитет Германской Демократической Республики и Советского Союза и повысил авторитет Федеративной Республики Германии; и что признание Германской Демократической Республики не приведет к воссоединению Это связано с тем, что от другой стороны не ожидается политического самоубийства.

Реакция Германской Демократической Республики («Восточная Германия»)

Вначале Германская Демократическая Республика настаивала на воссоединении, хотя они не были готовы согласиться на свободные выборы с участие ООН. Примерно с 1955 года они выступали за решение «двух государств» и категорически возражали против претензий Федеративной Республики представлять всю Германию; но сами они таких заявлений не делали. В 1960-х годах, после возведения Берлинской стены Вальтером Ульбрихтом, лидер Восточной Германии все чаще заявлял, что представляет всю Германию

Всякий раз, когда Германская Демократическая Республика открывала ту или иную форму представительства в другой стране, они пытались убедить эту страну открыть подобное представительство в Германской Демократической Республике. Хотя они были готовы предоставить финансовые стимулы для этой цели, их успех был ограниченным. На первом этапе развития дипломатических отношений Германская Демократическая Республика часто использовала помощь местной коммунистической партии страны, и восточногерманские журналисты также были привлечены к работе. Следующим этапом было заключение торгового соглашения. Это не было особенно проблематично, поскольку Федеративная Республика Германии не возражала против торговых отношений, при условии, что они не предполагали явного дипломатического признания. Так что министр внешней торговли Генрих Рау был вовлечен одним из первых. Следующим этапом после установления торговых отношений стало открытие постоянных офисов торговой палаты. Это тоже обычно не встречало сопротивления со стороны Федеративной Республики Германии, при условии, что участвующие субъекты формально не являлись органами государства. Следующим этапом было открытие торговых представительств. Федеративная Республика Германия обычно терпела их, если не было видимых признаков дипломатических привилегий, таких как поднос официального флага или вымпела или приглашение на официальные мероприятия, обычно закрепленные за дипломатическим корпусом. Германская Демократическая Республика все чаще использовала их в консульских целях и пыталась «модернизировать» их дипломатически, называя их «торговыми представительствами» и используя дипломатические титулы для своих офицеров. Это встретило сопротивление со стороны Федеративной Республики Германии. Последним этапом, к которому стремилась Германская Демократическая Республика, было создание генерального консульства. Обычно это предполагало выдачу экзекватуры, документа, гарантирующего права и привилегии консула. Это было расценено Федеративной Республикой Германия как эквивалент официального дипломатического признания, и можно было ожидать, что за него будут приняты санкции в той или иной форме. Такие страны, как Египет, попытались не расстроить ни одну из сторон, выпустив экзекватуру, но добавив примечание, что это не означает признания Германской Демократической Республики.

Однако вплоть до 1969 года Германская Демократическая Республика не могла добиться полного дипломатического представительства - за двумя возможными исключениями:

  • В марте 1960 года посол из Гвинеи официально представил его документы главе восточногерманского государства, президенту Вильгельму Пику. Однако после протестов со стороны Федеративной Республики Германии гвинейцы заявили, что произошла ошибка, и посол Германской Демократической Республики так и не получил аккредитации в Гвинее.
  • В 1963 году остров Занзибар получил независимость от Великобритании, и в начале 1964 года произошла революция, которая привела к созданию Народной Республики Занзибар и Пемба, которая согласилась на дипломатические отношения с Германией. Демократическая Республика. Однако в апреле 1964 года новая республика объединилась с Танганьикой, получившееся государство вскоре было переименовано в Объединенную Республику Танзания, и Германской Демократической Республике пришлось закрыть свое посольство.
История доктрины Хальштейна

Доктрина применялась дважды: к Югославии в 1957 году и к Кубе в 1963 году. Оба они впервые признали ГДР.

В 1958 году недавно основанная республика Гвинея приняла федерального посла Германии и торговое представительство ГДР. Когда страна в 1960 году направила посла в ГДР, Федеративная республика отозвала своего собственного. Затем Гвинея заявила, что никогда не отправляла посла в ГДР.

Проблемы доктрины

Лидер ГДР Вальтер Ульбрихт в 1965 году посетил Египет.

Доктрина, казалось, на долгое время преуспела в изоляции ГДР, по крайней мере, от важные государства Запада или Третьего мира. Но это также ограничивало политику федерального правительства, и в 1960-х годах поддерживать ее становилось все труднее.

В некоторых случаях доктрина фактически не применялась. Когда в 1957 году ГДР открыла офис в Каире для установления контактов со всем арабским миром, Федеративная Республика не отозвала своего посла из Египта. Более того, когда в 1965 году Федеративная Республика установила дипломатические отношения с Израилем, многие арабские государства прекратили свои отношения с Федеративной Республикой, но не признали ГДР. В конечном итоге это произошло после 1967 года, потому что ГДР поддержала арабские государства в Шестидневной войне. Доктрина также не применялась к Камбодже в 1969 году, хотя она признала ГДР.

Федеративная Республика установила дипломатические отношения с Румынией в 1967 году и восстановила их с Югославией в 1968 году. Правительство аргументировало это тем, что коммунистические государства фактически были вынуждены признать ГДР и не должны быть за это наказан.

Отмена

В 1969 г. Вилли Брандт стал канцлером Германии в качестве главы социал-демократического / либерального правительства. Новое правительство поддерживало основные политические цели, такие как воссоединение Германии в условиях мира и свободы, но изменило способ достижения этих целей. Новая Ostpolitik Брандта была политикой переговоров с правительством Германской Демократической Республики с целью улучшения положения немцев в Германской Демократической Республике и включала поддержку визитов из одной части Германии в другую. В рамках этого Федеративная Республика де-юре признала Германскую Демократическую Республику как государственную организацию частей Германии, не входящих в Федеративную Республику, подчеркнув, что оба немецких государства не могут быть «чужими» друг другу, что их отношения могут быть только особого вида.

Соглашение о четырех державах по Берлину в 1971 году и подписание Основного договора в 1972 году положили конец этой доктрине в соответствии с новой стратегией Ostpolitik..

Подобные ситуации

В дипломатии непризнание другого государства и нежелание третьих государств делать то же самое - старый инструмент. В первые годы после образования коммунистического Советского Союза и Китайской Народной Республики Соединенные Штаты отказывались поддерживать с ними дипломатические контакты. Аналогичные политики исключительного мандата (политика одного Китая ) проводились (и продолжают осуществляться) Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой (Тайвань), и ситуация во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме была в чем-то похожей.

Новый подход

В 2016 году Торбен Гюльсторфф дал новую интерпретацию доктрины Хальштейна. По его словам, влияние доктрины на Запад и внешнюю политику Восточной Германии было лишь маргинальным, скорее мифом, чем реальностью. На протяжении всей холодной войны национальные экономические и международные геостратегические интересы доминировали во внешней политике Германии - по обе стороны стены.

Примечания и ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:29:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте