Халим Абдул Мессие Эль- Дабх (арабский : حليم عبد المسيح الضبع, alīm ʻAbd al-Masī al-ab`; 4 марта 1921 - 2 сентября 2017) был египетским Американский композитор, музыкант, этномузыковед и педагог, за плечами которого шесть десятилетий. Он особенно известен как пионер электронной музыки. В 1944 году он написал одно из самых ранних известных произведений кассетной музыки, или musique concrète. С конца 1950-х до начала 1960-х годов он продюсировал влиятельные работы в Колумбийско-Принстонском центре электронной музыки.
Эль-Дабх родился и вырос в Сакакини, Каир, Египет, член большой и богатой коптской христианской семьи, которая ранее эмигрировала из Абутига в Верхнего Египта провинция Асьют. Фамилия означает «гиена » и не редкость в Египте. В 1932 году семья переехала в пригород Каира Гелиополис. Следуя профессии своего отца в сельском хозяйстве, он окончил Университет Фуад I (ныне Каирский университет ) в 1945 году по специальности сельскохозяйственная инженерия, а также изучал, исполнял и сочинял музыку на неформальная основа. Хотя его основной доход был получен от работы в качестве консультанта по сельскому хозяйству, он добился признания в Египте с середины до конца 1940-х годов благодаря своим новаторским композициям и технике игры на фортепиано.
Еще будучи студентом в Каире, он начал свои эксперименты в электронной музыке. Эль-Дабх впервые провел там эксперименты по обработке звука с помощью проводных магнитофонов в начале 1940-х годов. К 1944 году он написал одно из самых ранних известных произведений кассетной музыки или musique concrète, названное The Expression of Zaar, предшествующее Пьеру Шефферу. работать на четыре года. Взяв магнитофон в офисе Радио Ближнего Востока, Эль-Дабх вышел на улицу, чтобы записывать внешние звуки, в частности, древнюю церемонию заар, разновидность экзорцизма, проводимого в общественность. Заинтригованный возможностями манипулирования записанным звуком в музыкальных целях, он полагал, что это может открыть необработанное аудиосодержание церемонии заар для дальнейшего исследования «внутреннего звука», содержащегося внутри.
Согласно Эль-Дабху, "Я только начал экспериментировать с оборудованием на станции, включая реверберацию, эхо-камеры, регуляторы напряжения и комнату для перезаписи с подвижными стенками для создания реверберации различных видов и уровней ». Далее он объясняет: «Я сконцентрировался на тех высоких тонах, которые реверберировались и имели разные биты и столкновения, и начал устранять основные тона, изолировать высокие обертоны, так что в законченной записи голоса больше не распознаются, только высокие могут быть слышны обертоны с их ударами и столкновениями ". Таким образом, он обнаружил потенциал звукозаписей как исходного материала для создания музыки. Его последний 20–25-минутный фрагмент был записан на магнитную ленту и назывался «Выражение Заара», который был публично представлен в 1944 году на мероприятии в художественной галерее в Каире. После хорошо принятого выступления в 1949 году в Соборе Всех Святых в Каире он был приглашен официальным лицом посольства США для обучения в Соединенных Штатах.
Переехать в Соединенные Штаты в 1950 году по стипендии Фулбрайта (расширена за счет включения Египта в соответствии с Законом Смита-Мундта 1948 г.), Эль-Дабх изучал композицию у Джона Дональда Робба и Эрнста Кренека в Университете Нью-Мексико ; с Фрэнсисом Джаддом Куком в Консерватории Новой Англии ; с Аароном Коплендом, Ирвингом Файном и Луиджи Даллапиккола в Музыкальном центре Беркшира ; и с Ирвином Файном в Университете Брандейса. Эль-Дабх и его семья сняли дом в Демаресте, штат Нью-Джерси, прежде чем купить дом в Кресскилле, штат Нью-Джерси, где они жили некоторое время
Эль- Вскоре Дабх стал частью новой музыкальной сцены Нью-Йорка 1950-х годов вместе с такими композиторами-единомышленниками, как Генри Коуэлл, Джон Кейдж, Эдгард Варез, Алан Ховхенесс и Пегги Гланвилл-Хикс. Он получил гражданство США в 1961 году.
Среди работ Эль-Дабха четыре балетные партитуры для Марты Грэм, в том числе ее шедевр «Клитемнестра» (1958), а также «Еще одна безвкусная ночь» (1961)., Взгляд на молнию (1962) и Люцифер (1975). Многие из его композиций основаны на древнеегипетских темах или текстах, и одна из таких работ - его оркестровая / хоровая партитура для шоу Звук и свет на месте Великой пирамиды Гиза, который исполняется здесь каждый вечер с 1961 года.
Основные инструменты Эль-Дабха - фортепиано и дарабуха (египетский ручной барабан в форме кубка или вазы с корпус из огня закаленных глин), и, следовательно, многие из его работ составлены для этих инструментов. В 1958 году он исполнил сложную сольную партию в нью-йоркской премьере своей пьесы «Фантазия-Тахмил» для дарабухи и струнного оркестра (вероятно, первая оркестровая работа с этим инструментом) с оркестром под управлением Леопольда Стокского. В 1959 году он написал несколько произведений для ансамбля ударных инструментов из Индии, для New York Percussion Trio.
После знакомства с Отто Луенингом и Владимир Усачевский к 1955 году, когда Эль-Дабх уже десять лет экспериментировал с электронной музыкой, его позже пригласили работать в Columbia-Princeton Electronic Music Center в 1959 году как один из первых композиторов-сторонников там, где он станет одним из самых влиятельных композиторов, связанных с ранними годами студии. Уникальный подход Эль-Дабха к объединению произносимых слов, пения и звуков перкуссии с электронными сигналами и обработкой в значительной степени способствовал развитию ранних электроакустических техник в центре. В некоторых из его композиций также широко использовался RCA Synthesizer компании Columbia-Princeton, первый программируемый синтезатор . Он работал там время от времени до 1961 года, создав различные кассетные произведения, в том числе по крайней мере две в сотрудничестве с Луенингом. Среди других композиторов, с которыми он познакомился в Колумбийско-Принстонском университете, были Джон Кейдж, Аарон Копленд и Леонард Бернстайн.
Эль-Дабх только в 1959 году выпустил восемь электронных пьес. включая его многосерийную электронную музыкальную драму Лейла и Поэт, которая считается классикой жанра и позже была выпущена в 1964 году на пластинке Columbia-Princeton Electronic Музыкальный центр. Его музыкальный стиль контрастировал с более математическими композициями Милтона Бэббита и других сериальных композиторов, работающих в центре, с интересом Эль-Дабха к этномузыкологии и фьюжн народной музыки с электронными звуками, которые выделяют его творчество своей оригинальностью. По словам Эль-Дабха: «Творческий процесс происходит от взаимодействия с материалом. Когда вы открыты для идей и мыслей, музыка придет к вам». В отличие от своих сверстников (таких как Отто Луенинг, Джон Кейдж и Ла Монте Янг ), которые, согласно Незнакомец, звучали больше как «математические уравнения (художники стремятся доказать point), чем настоящая музыка, «экспериментальная электронная музыка Эль-Дабха была« более стройной и ритмической конструкцией », которая включала традиционные струнные и перкуссионные звуки, вдохновленные традициями народной музыки (включая египетские и индейские традиции).
В полной мере использовать все десять Ampex магнитофонов, доступных ему в Колумбии., его подход к написанию электронной музыки был для погружения, с его бесшовным сочетанием вокала, электронных тонов, манипуляциями с лентой, такими как скоростное транспонирование и зацикливание музыки, придавая Лейле и Поэту "неземное качество", которое сделало он пользовался влиянием среди многих композиторов того времени. Число музыкантов, признавших важность его записей для своей работы, варьируется от Нила Ролника, Чарльза Амирханяна и Элис Шилдс до рок-музыкантов, например, Фрэнк Заппа и Экспериментальная группа поп-арта Западного побережья. «Органические текстуры и сырая энергия» Лейлы и Поэта, в частности, вдохновляли многих композиторов ранней электронной музыки. Лейла и Поэт также отличались «звучным, эхом голосом, сигналами сонара, искаженными удами, перкуссией, которая звучит как металл,» и "темная, изменчивая музыка сновидений ". Среди других сочинений, которые он написал там, - пьесы «Медитация в белом звуке» 1959 года, «Монолог Алчибиадиса Сократу» и химей, ритмическая «Электроника и слово», а также пьеса 1961 года «Венеция» "что напоминает эксперименты Стива Райха по полевой записи в середине 1960-х годов. Эль-Дабх также помог привнести «египетскую народную чувствительность» в западную авангардную музыку. Полная коллекция электронных работ Эль-Дабха была восстановлена Майком Хованчеком. Этот компакт-диск, названный Crossing into the Electric-Magnetic, включает в себя сотрудничество с Отто Луенингом, записи окружающей среды и проводные записи, которые в примечаниях к обложке упоминаются как «возможно, самый ранний образец электронной музыки».
Как и Бела Барток до него, Эль-Дабх также совершил многочисленные исследовательские поездки в разные страны, записывая и иным образом документируя традиционную музыку и используя результаты, чтобы обогатить его сочинения и обучение. С 1959 по 1964 год наиболее значительными из этих поездок были исследования музыкальных произведений по всей территории Египта и Эфиопии, а позднее полевые исследования проводились в Мали, Сенегал, Нигер, Гвинея, Заир, Бразилия и несколько других стран. В 1970-е годы Эль-Дабх работал консультантом Смитсоновского института и проводил исследования традиционного кукольного искусства Египта и Гвинеи.
Эль-Дабх работал доцентом музыки в Университет Хайле Селассие I (ныне Университет Аддис-Абебы ) в Аддис-Абебе, Эфиопия, профессор африканистики в Университете Ховарда (1966–69) и профессор музыки и панафриканских исследований в Государственном университете Кента (1969–91); он продолжал преподавать там африканские исследования на неполной ставке до 2012 года. Среди полученных им наград и наград - две награды Фулбрайта (1950 и 1967), три Колония Макдауэлла резиденции (1954, 1956 и 1957), две стипендии Гуггенхайма (1959–60 и 1961–62), две стипендии Фонда Рокфеллера (1961 и 2001), грант Meet-the-Composer (1999), грант Совета искусств Огайо (2000) и две почетные докторские степени (Государственный университет Кента, 2001; и Консерватория Новой Англии, 2007).
Эль-Дабх, вероятно, самый известный композитор арабского происхождения, и его произведения высоко ценятся в Египте, где он считался самым выдающимся композитором среди «второго поколения » современной нации композиторы. Он был приглашен на родину в апреле 2002 года на фестиваль его музыки в недавно построенной Александрийской библиотеке в Александрии, Египет ; большинство представленных композиций египетская публика услышала впервые.
Многие партитуры Эль-Дабха публикуются, а его музыка записана лейблами Folkways и Columbia. Ранее неопубликованные работы также производятся Деборой Эль-Дабх из Halim El-Dabh Music, LLC. Первая биография композитора, «Музыкальный мир Халима Эль-Даба» Дениз А. Сичрист, была опубликована в Kent State University Press в 2003 году.
Он часто выступал. и выступал на симпозиуме WinterStar и фестивале Starwood, где он выступал с другом на всю жизнь и главным барабанщиком Бабатунде Олатунджи в 1997 году и где проходил концерт традиционной духовной африканской музыки Эль-Дабха. записан в 2002 году. В 2003 году он был частью трехдневной дани покойному Олатунджи под названием Муруга Букер, Бадал Рой, Сикиру Адеподжу, Джефф Розенбаум и Джим Донован из Ржавый корень [1]. В 2005 году он выступал и проводил семинары в Johannesburg [2], который был первым симпозиумом и фестивалем электронной музыки, проводившимся в Африке.
Он является национальным патроном Delta Omicron, международного профессионального музыкального сообщества.
У него остались жена и трое взрослых детей.
Биография Дениз А. Сичрист за 2003 год описывает многослойную этническую и расовую идентичность Эль-Дабха. Будучи молодым студентом в Египте, он был вдохновлен секуляризмом и панарабизмом из Гамаля Абдель Насера , но разочаровался в арабской идентичности, когда Насер не смог действовать против институционализированной дискриминации против Копты Египта. После иммиграции в США Эль-Дабх столкнулся с расизмом. Поскольку он был выходцем из Верхнего (южного) Египта, он отмечает, что у него была более темная кожа, чем у большинства египетских иммигрантов в США.
Эль-Дабх был известен своей поддержкой афроамериканского сообщества и его активизм от имени гражданских прав, которые, по его словам, были мотивированы его собственным опытом расизма. В конце 50-х и 1960-х он жертвовал или участвовал в различных организациях гражданских прав. Его связи с афроамериканской культурой углубились, когда он преподавал музыку и афроамериканские исследования в Университете Говарда.
В 2003 году Эль-Дабх появился в телевизионной программе с Генри Луи Гейтсом, чтобы проанализировать его генетическое происхождение; результаты показали, что он примерно на 94% был египтянином (преимущественно из Верхнего Египта), 3% европейцем и 3% африканцем южнее Сахары.