Haken (занятость)

редактировать

Haken (派遣, haken) - это японский термин для обозначения временных сотрудников компаниям кадровыми агентствами.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Типы хакенов
  • 3 Увольнения
  • 4 Изменения Закона о рабочих местах
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Предпосылки

Отрасль временного найма персонала в Японии регулируется Законом о рабочих направлениях 1985 года.

Первоначальной целью этого закона было регулирование внезаконной системы распределения персонала субподрядчиков, которая стала обычное дело в автомобильной и электронной промышленности. Закон 1985 года, призванный обеспечить возможность проектной работы и временного персонала в секторах, страдающих от нехватки высококвалифицированных рабочих (например, специалистов по программному обеспечению), ограничил временный персонал «белым списком» из 13 профессий. Но последующие исправления постоянно расширяли сферу его применения. Примечательно, что в редакции 1999 г. «белый список» был заменен коротким «черным списком» профессий, в которых временный персонал оставался ограниченным. Это привело к открытию большей части рынка труда для индустрии временного персонала. Наконец, редакция 2004 года сняла большую часть оставшихся ограничений на привлечение временного персонала в производственный сектор.

Результатом стало огромное расширение временной занятости на японском рынке труда. В период с 2000 по 2007 год количество постоянных сотрудников в Японии сократилось примерно на 1,9 миллиона, а количество нерегулярных работников увеличилось примерно на 4,5 миллиона. К 2008 году количество нанятых по краткосрочным контрактам и временных сотрудников увеличилось с небольшого процента до более чем 30% японской рабочей силы.

Типы хакен

Есть два типа хакен:

(1) «Диспетчерские предприятия с конкретными работниками», в соответствии с которыми временное агентство на регулярной основе нанимает временных работников и отправляет их на работу в компании-клиенты.

(2) «Диспетчерские предприятия разнорабочих», в соответствии с которыми временное агентство регистрирует временных работников и отправляет их в компании-клиенты на условной основе, подписывая контракт на каждую работу каждый раз, когда агентство получает задание от своего клиента

Увольнения

Хакен-гири (派遣 切 り) - это японский термин, обозначающий увольнения временных сотрудников (хакен), направляемых в компании кадровыми агентствами. В частности, это относится к волне увольнений, последовавшей за финансовым кризисом 2008 года, который высветил последние структурные изменения на японском рынке труда и вызвал призывы к реформе трудового законодательства. По оценкам, количество увольнений в период с октября 2008 года по март 2009 года колеблется от 131 000, по данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, до 400 000, по данным отраслевых ассоциаций кадров. Проблема была особенно острой, потому что временные работники пользуются немногими правами и льготами, которые защищают штатных сотрудников, работающих полный рабочий день. Например, по крайней мере половина непостоянных рабочих в Японии не имеют права на пособие по безработице, потому что они не проработали на работе год или дольше. Во многих случаях как хакенских, так и краткосрочных подрядчиков увольняли до истечения срока их контрактов, но отсутствие штрафных санкций в трудовом законодательстве означало, что компенсация была возможна только через гражданские иски.

Общественный интерес к тяжелому положению уволенных рабочих достиг пика примерно в конце 2008 года, когда 500 безработных и бездомных временных рабочих собрались в «Новогодней деревне хакен-палаток» в парке Хибия в центре Токио. Известный юрист и защитник прав потребителей Кенджи Уцуномия был объявлен «почетным мэром» деревни. По данным оргкомитета, многие рабочие были в плохом физическом состоянии, а восемь были госпитализированы с пневмонией. В ответ некоторые компании отменили свои ранние увольнения или, по крайней мере, согласились разрешить временным работникам продолжать жить в общежитиях компании до срока действия их контрактов. Но широко распространенное общественное мнение о том, что крупные корпорации не выполнили свои социальные обязательства, привело к призывам к реформе трудового законодательства. В феврале Токийская коллегия адвокатов опубликовала заявление из 10 пунктов, в котором содержится призыв к реформам, таким как восстановление «белого списка» квалифицированных профессий, установление верхнего предела маржи, взимаемой кадровыми агентствами, запрет на отправку внутри корпоративных групп и более строгие штрафы за досрочные увольнения.

Поправки к Закону об отправке рабочих

В 2010 году правительство Японии заявило, что оно намеревается пересмотреть Закон об отправке рабочих в отношении временных сотрудников. Основные моменты пересмотра были сосредоточены на:

(1) проблемные отправления регистрационного типа будут запрещены в принципе, за исключением узкоспециализированных работ, таких как устный перевод;

(2) отправка в обрабатывающую промышленность будет запрещена в принципе, за исключением постоянной работы на постоянной основе;

(3) ежедневные рабочие отправления и отправка короче двух месяцев будут запрещены в принципе; и

(4) в случае незаконной отправки компания-пользователь или другая организация-пользователь будут обязаны предложить командированному работнику трудовой договор.

В 2015 году вступили в силу дальнейшие изменения., которые рассматривались как неоднозначное благо для временных работников и, как ожидалось, увеличат использование такой рабочей силы в отрасли.

1 апреля 2020 года японское правительство внесло дополнительные изменения в закон о диспетчеризации в Японии, чтобы улучшить льготы для контрактных рабочих в рамках реформы государственного стиля работы. Правила обязывают диспетчерские агентства выбирать между методом диспетчеризации «Равная оплата и льготы» или «Соглашение об управлении трудовыми ресурсами». Вкратце, новое законодательство требует, чтобы диспетчерские рабочие получали такие же льготы и вознаграждения, что и эквивалентные постоянные рабочие. Это достигается путем анализа всех категорий льгот и вознаграждений, таких как заработная плата, поездки на работу, отпуск, пенсия и все другие льготы. Заработная плата также должна сравниваться с утвержденной правительством средней таблицей заработной платы (которая имеет различные ставки в зависимости от типа работы, стажа и местоположения), а затем со всеми финансовыми и нефинансовыми льготами, предлагаемыми диспетчерским агентством.

Примечания
Ссылки
  • Шир, Карен; Ван Яарсвельд, Даниэль Д. (2008). «Индустрия временного персонала в странах с защищенной занятостью: Германия, Япония и Нидерланды». Доклад конференции отраслевых исследований 2008 года. SSRN 1126820. Отсутствует или пусто |url=()
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:58:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте