Шаайда, Шаадас, Шаад, Шаат | |
---|---|
Флаг Совета народа хайда (CHN) | |
Карта традиционной территории хайда | |
Регионы со значительным населением | |
Канада | 4,787 |
США | 5,977 |
Языки | |
Хайда, английский | |
Религия | |
Хайда, Христианство |
Хайда (английский:, Хайда : Xaayda, Xaadas, X̱aad, Xaat) - коренная группа, которая традиционно занимала Хайда-Гвайи, архипелаг недалеко от побережья Британской Колумбии, Канада.
Хайда известны своим мастерством, торговыми навыками и мореплаванием. Считается, что они были воинственными и рабами. Антрополог Даймонд Дженнесс сравнил хайда с викингами, в то время как хайда ответил, что викинги подобны хайде.
В Хайда-Гвайи правительство Хайда состоит из матрицы национальных и региональных наследственных, законодательных, а также исполнительные органы, включая Совет наследственных вождей, Совет нации хайда (CHN), Совет деревни Олд Массетт, Совет группы Skidegate и Секретариат народа хайда. Кайгани Хайда живут к северу от границы Канады и США, которая проходит через Диксон-Въезд на Остров Принца Уэльского (Тлинкиты : Таан) в Юго-Восточной Аляске, США; Хайда из Киис-Гвайи в регионе Дуу-Гусд Хайда-Гвайи мигрировала на север в начале 18 века. После случайной гибели хайда от тлингиита тлингиитские правительства официально передали хайда территориям.
История хайда начинается с прибытия прародительниц женского пола хайда в Хайда-Гвайи примерно от 14000 до 19000 лет. с. назад. К ним относятся Сгуулуу Джаад (женщина из пены), Джилла Кунс (женщина из ручья) и Калга Джаад (ледяная женщина). Канон устных историй и археологических находок хайда согласен с тем, что предки хайда жили рядом с ледниками и присутствовали во время появления на Хайда-Гвайи первого дерева - сосны-домика. На протяжении тысячелетий с тех пор Хайда участвовал в жесткой прибрежной правовой системе под названием Потлач. После того, как около 7500 лет назад на острова повсеместно появился красный кедр, общество хайда преобразовалось, сосредоточившись вокруг прибрежного «древа жизни». Массивные резные памятники из кедра и большие дома из кедра получили широкое распространение по всему Хайда-Гвайи.
Первый зарегистрированный контакт между хайда и европейцами был в июле 1774 года с испанским исследователем Хуаном Пересом, который плыл на север в экспедиции, чтобы найти и найти претендовать на новую территорию для Испании. Два дня подряд «Сантьяго» сидели у берега Хайда-Гвайи, ожидая, пока течение уляжется достаточно, чтобы позволить им пристыковаться и ступить на сушу. Пока они ждали, несколько каноэ Хайды отплыли, чтобы поприветствовать их и, в конце концов, торговать с Пересом и его людьми. Однако после двух дней плохих условий «Сантьяго» не смогли пристыковаться, и они были вынуждены отплыть, не ступив на Хайда-Гвайи.
Хайда вела регулярную торговлю с русскими, испанцами, британцами и американцами. торговцы мехом и китобои. Согласно отчетам мореплавателей, они старательно поддерживали прочные торговые отношения с жителями Запада, прибрежными жителями и между собой. Торговля шкурами каланов была начата англичанами с хайда в 1787 году. Хайда хорошо себя зарекомендовали в этой отрасли и до середины 1800-х годов были в центре прибыльной торговли китайскими каланами.
Хотя они совершали экспедиции до штата Вашингтон, сначала у них было минимальное столкновение с европейцами. Несмотря на это между 1780 и 1830 годами, хайда направили свою агрессию против европейских и американских торговцев. Среди десятков кораблей, захваченных племенем, были «Элеонора» и «Сьюзен Стерджис». Племя использовало приобретенное таким образом оружие, используя пушки и установленные на каноэ поворотные ружья.
Барабанщики и певцы Хайда приветствуют гостей на берегу Чай Линагай, тысячелетней деревни в Хайда-Гвайи.Также в 1857 году USS Massachusetts был отправлен из Сиэтла в соседний Порт-Гэмбл, где совершали набеги отряды аборигенов Хайда (с территории, на которую претендуют британцы) и Тонгасс (с территория, на которую претендуют русские) нападала и порабощала прибрежные салиши там. Когда воины хайда и тонгасс (племя морских львов тлинкитов ) отказались признать американскую юрисдикцию и передать тех из них, кто напал на общины Пьюджет-Саунд, началась битва, в которой 26 уроженцы и один правительственный солдат были убиты. После этого полковник Исаак Эби, американский военный офицер и первый поселенец на острове Уидби, был застрелен и обезглавлен 11 августа 1857 года небольшой группой тлинкитов из Каке, Аляска, в отместку за убийство уважаемого вождя каке в ходе рейда годом ранее. Скальп Эби был куплен у Каке американским торговцем в 1860 году.
В марте 1862 года пароход «Брат Джонатан» прибыл в Викторию из Сан-Франциско с пассажиром, инфицированным оспой. Болезнь быстро распространилась на лагеря первых наций, расположенные на окраине города. Первые нации с севера периодически разбивали лагеря за пределами города Виктория, чтобы воспользоваться торговлей, и во время эпидемии их насчитывалось почти 2000 человек, многие из которых были хайдами. Колониальное правительство не предприняло никаких усилий для вакцинации первых наций в регионе или карантина инфицированных. В июне 1862 года лагеря были принудительно очищены полицией, и 20 каноэ Хайдаса, многие из которых, вероятно, уже были заражены оспой, были вынуждены вернуться в Хайда-Гвайи в сопровождении канонерской лодки.
Болезнь быстро заболела. распространились по деревням Хайда-Гвайи, опустошая целые деревни и семьи и создавая приток беженцев. Доэпидемическое население Хайда-Гвайи оценивалось в 6 607 человек, но в 1881 году оно сократилось до 829. Остались только две деревни: Массетт и Скидгейт. Коллапс населения, вызванный эпидемией, ослабил суверенитет и власть хайда, что в конечном итоге открыло путь для колонизации.
Модель Дома удовлетворенности, конец XIX века, Бруклинский музейВ 1885 году Хайда потлач (Хайда : waahlgahl) был объявлен вне закона в соответствии с запретом Потлача. Ликвидация системы потлача разрушила финансовые отношения и серьезно подорвала культурное наследие прибрежных жителей. Когда острова были обращены в христианство, многие культурные объекты, такие как тотемные столбы, были уничтожены или отправлены в музеи по всему миру. Это значительно подорвало самопознание Хайды и еще больше снизило моральный дух.
Правительство начало насильственно отправлять некоторых детей хайда в школы-интернаты еще в 1911 году. Детей хайда отправили так далеко, как Альберта, жить среди англичан. говорящие семьи, где они должны были быть ассимилированы в доминирующую культуру.
В 1911 году Канада и Британская Колумбия отклонили предложение Хайда, согласно которому в обмен на полные права на британское гражданство Хайдас официально присоединится к Доминиону Канады.
в ноябре В 1985 году представители нации хайда протестовали против продолжающейся вырубки старовозрастных лесов на Хайда-Гвайи, установив блокаду для предотвращения вырубки леса на острове Лайл Western Forest Products. Противостояние протестующих, полиции и лесорубов длилось две недели, в течение которых были арестованы 72 Хайдаса. Изображения арестованных пожилых людей получили поддержку СМИ, что повысило осведомленность и поддержку хайда по всей Канаде. В 1987 году правительства Канады и Британской Колумбии подписали Соглашение о Саут-Морсби, в соответствии с которым был учрежден Национальный парк Гвайи-Хаанас, которым совместно управляют правительство Канады и народ хайда.
В декабре 2009 года правительство Британской Колумбии официально переименовало архипелаг с острова Королевы Шарлотты в Хайда Гвайи. Нация хайда утверждает титул хайда над всем хайда-гвайи и ведет переговоры с провинциальными и федеральными правительствами. Власти Хайда продолжают принимать законы и управлять деятельностью человека в Хайда-Гвайи, что включает в себя заключение официальных соглашений с канадскими общинами, основанными на островах. Усилия Хайда в основном направлены на защиту земли и воды и функционирующих экосистем, и это выражается в охраняемом статусе почти 70% архипелага в миллион гектаров. Охраняемый статус распространяется на ландшафт и воду, а также на небольшие культурно значимые территории. Они также вынудили сократить крупномасштабную промышленную деятельность и тщательно регулировать доступ к ресурсам.
В Британской Колумбии термин «народ хайда» часто относится к народу хайда в целом, однако он также относится к их правительству, Совету нации хайда. В то время как все люди происхождения хайда имеют право на гражданство хайда, включая кайгани, которые, как аляскинцы, также являются частью правительства.
Хайда язык считается изолятом. Несмотря на фактический запрет языка хайда с введением школ-интернатов и принудительное использование английского языка, проекты возрождения языка хайда начали действовать в 1970-х годах и продолжаются по сей день. Подсчитано, что существует всего 3 или 4 дюжины говорящих на языке хайда, причем почти все они в возрасте 70 лет и старше.
Хайда ждут, пока их хозяева Хейльцук поприветствуют их петь и танцевать в мирной обстановке потлач в Ваглисле.Потлатчи в Хайде были сложными экономическими и социальными политическими процессами которые включают приобретение бестелесного богатства, такого как имена, и распространение собственности в форме подарков. Их часто проводят, когда гражданин желает отметить важное событие. Например, смерть любимого человека, браки и другие гражданские процессы. На подготовку наиболее важных потлатчей уходят годы, и они могут продолжаться в течение нескольких дней.
Общество хайда продолжает создавать прочную и высоко стилизованную форму искусства, ведущую составляющую искусства Северо-Западного побережья. Хотя художники часто выражали это в большой деревянной резьбе (тотемные столбы ), чилкатском ткачестве или декоративных украшениях, в 21-м веке молодые люди также занимаются искусством в популярных выражениях, таких как Манга Хайда.
Хайда также создали «представления о богатстве», и Дженнесс приписывает им введение тотемного столба (Хайда: ǥyaagang) и коробки изогнутого дерева. Миссионеры считали резные шесты изваяниями, а не репрезентациями семейных историй, сплетавших воедино общество хайда. В основном семьи демонстрировали свою историю, устанавливая тотемы возле своих домов или на столбах домов, образующих здание.
Маски трансформации носили церемониально, использовали танцоры и представляли или иллюстрировали связь между разными духами. Маски обычно изображали животное, превращающееся в другое животное, духовное или мифическое существо. Маски были олицетворением душ семьи владельца маски, ожидающей своего возрождения в загробной жизни. Маски, которые носят во время церемониальных танцев, были созданы со струнами, открывающими маску, превращая духовное животное в резное изображение предка под ним. Также был сделан акцент на идее метаморфозы и реинкарнации. После запрета канадского правительства в 1885 году многие маски были конфискованы. Маски и многие другие предметы считаются священными и предназначены только для просмотра конкретными людьми. Было неизвестно, кто носит маску, поскольку каждая маска была сделана для души каждого человека и духовного животного. Из-за конфискации масок и сакрального значения для каждого человека, который носил маску, неизвестно, действительно ли маски в музеях предназначены для того, чтобы их видели, или они являются аспектом европейского колониализма и неприятием религиозных и духовных взглядов хайда. традиции.
В 2018 году был выпущен первый полнометражный фильм на языке хайда Лезвие ножа (Хайда : SG̲aawaay Ḵʹuuna). выпущен, с актерским составом, полностью посвященным хайде. Актеры выучили Хайду во время своих выступлений в фильме с двухнедельным тренировочным лагерем, за которым следовали уроки в течение пяти недель съемок. Художник Хайда Гваи Эденшоу и Цилкот'ин режиссер Режиссеры Хелен Хейг-Браун, Эденшоу и его брат были соавторами сценария, вместе с Грэмом Ричардом и Леони Сандеркок.
Весной 2020 года документальный фильм режиссера Хайды Кристофера Ауктера «Сейчас самое время» был выбран для показа на кинофестивале Sundance.
Народ хайда был разделен на две группы, Ворон и Орёл. Браки между двумя людьми одной группы были запрещены. Благодаря этому любые дети, рожденные после брака, официально становились частью той группы, из которой произошла мать. Каждая группа предоставляла своим членам право на широкий спектр экономических ресурсов, таких как места для рыбной ловли, места для охоты или собирательства, а также места для проживания. Каждая группа также имела права на свои собственные мифы и легенды, танцы, песни и музыку. Орлы и Вороны были очень важны для семей хайда, поскольку они отождествляли себя с тем или другим, и это означало, на какой стороне деревни они будут жить. У семьи также была своя собственность, были специальные места для сбора еды. Эти категории Орлов и Воронов разделили их в еще большем масштабе, указав их землю, историю и обычаи.
К концу XIX века социальная система хайда существенно изменилась. К этому моменту большинство хайда приняли формы нуклеарной семьи, и членам семей, принадлежащих к одной группе (Вороны и Орлы), было разрешено жениться друг на друге.
Роли семьи у мужчин и женщин различались. Мужчины отвечали за охоту и рыбалку, строительство домов, резьбу каноэ и тотемных шестов. Обязанности женщин заключались в том, чтобы оставаться рядом с домом, выполняя большую часть своей работы на земле. Женщины несли ответственность за всю работу по дому. Женщины также занимались обработкой кедра для ткачества и изготовления одежды. В обязанности женщин входило также собирать ягоды и копать моллюсков и моллюсков.
Когда мальчик достигал половой зрелости, его дяди со стороны матери рассказывали им об истории их семьи и о том, как вести себя теперь, когда они стали мужчинами. Считалось, что специальная диета увеличит его способности. Например, утиные языки помогали ему задерживать дыхание под водой, а языки синей сойки помогали ему быть сильным альпинистом.
Тети по отцовской линии молодой женщины хайда научили ее своим обязанностям перед своим племенем, как только у нее впервые начнется менструация. Молодая женщина уходила в уединенное место в своем семейном доме. Они считали, что, заставляя ее спать на каменной подушке и позволяя ей есть и пить только небольшое количество, она станет жестче.
Сегодня это обычно не практикуется, но молодые мальчики и девочки, вступающие в половую зрелость, отправлялись на поиски видения. Эти квесты отправляли их в одиночестве на несколько дней, они путешествовали по лесам в надежде найти дух, который проведет их по жизни. Были уникальные духи для мальчиков и девочек, которым суждено было стать великими. Успешный квест видения отмечался ношением масок, красок для лица и костюмов.
Многие хайда верят в абсолютное существо, называемое Ne-kilst-lass, которое может быть выражено через форму и выходки ворона. Ne-kilst-девушка открыла мир и была активным игроком в создании жизни. Хотя Ne-kilst-girl имеет щедрые наклонности, она также включает в себя более темные, снисходительные качества и качества обманщика.
До контакта с европейцами другие коренные общины считали хайда агрессивными воинами и пытались избежать морских сражений с ними. Археологические данные показывают, что племена северо-западного побережья, к которым принадлежат хайда, участвовали в войнах еще в 10 000 году до нашей эры. Хотя хайда чаще участвовала в морских сражениях, они нередко участвовали в рукопашном бою или в дальних атаках. Военные действия не всегда были насильственными, часто ритуализированными, и некоторые из них приводили к заключению мирных договоров, все еще действующих сотни лет спустя.
Анализ повреждений скелета, датируемых Архаический период показывает, что народы северо-западного побережья, особенно на севере, где располагалось большинство общин хайда, участвовали в каких-то битвах, хотя количество битв неизвестно. Наличие оборонительных укреплений, относящихся к периоду Средней части Тихого океана, показывает, что частота сражений возросла где-то между 1800 г. до н.э. и 500 г. н.э. Эти укрепления продолжали использоваться в 18 веке, о чем свидетельствует капитан Джеймс Кук обнаружил одно из таких укреплений на вершине холма в деревне Хайда. В течение этого столетия другие европейские исследователи зафиксировали множество других наблюдений таких укреплений.
У народа хайда было множество мотивов для участия в войне. Различные источники объясняют, что хайда воевали больше из-за мести и рабов, чем из-за чего-либо еще. Согласно антропологу Маргарет Блэкман, война на Хайда Гвайи была главным образом мотивирована местью. Многие легенды северо-западного побережья повествуют о том, что общины хайда совершали набеги и дрались с соседними общинами из-за оскорблений. Другие причины включали споры по поводу собственности, территории, ресурсов, торговых путей и даже женщин. Однако битва между общиной хайда и другой часто не имела единой причины. Фактически, многие сражения были результатом споров, которые давались десятилетиями. Хайда, как и многие общины коренных народов Северо-Западного побережья, участвовали в набегах на рабов, так как рабы пользовались большим спросом в качестве рабочей силы, а также в качестве телохранителей и воинов. В 19 веке хайда воевали с другими коренными народами, чтобы обеспечить господство меховой торговли с европейскими купцами. У групп хайда с этими европейскими купцами также была вражда, которая длилась годами. В 1789 году некоторых хайдамов обвинили в краже вещей, большинство из которых включали сушку белья. Кендрик схватил двух вождей хайда и пригрозил убить их из пушек, если они не вернут украденные вещи. Хотя община хайда в то время подчинилась, менее чем через два года от 100 до 200 ее людей атаковали тот же корабль.
Миссионер W. Х. Коллисон описывает, что видел флот Хайда, насчитывающий около сорока каноэ. Однако он не сообщает количество воинов в этих каноэ, и нет других известных отчетов, описывающих количество воинов в военном отряде. Структура военного отряда хайда в целом соответствовала структуре самого сообщества, с той лишь разницей, что во время сражений лидировал вождь; в противном случае его титул был более или менее бессмысленным. Лекарей часто приводили в набеги или перед битвами, чтобы «уничтожить души врагов» и обеспечить победу.
Битвы между группой воинов хайда и другим сообществом иногда приводили к уничтожению одной или обеих участвующих групп. Во время битвы деревни будут сожжены, что было обычной практикой во время сражений на северо-западном побережье. Хайда сжигали своих воинов, погибших в битвах, хотя неизвестно, совершалось ли это действие после каждого сражения или только после битв, в которых они одержали победу. Хайда считали, что павшие воины отправляются на смерть, что считалось весьма почетной смертью. По этой причине для вождей готовили специальный военный костюм, если они пали в бою. Рабы, принадлежавшие вождям, погибшим в битвах, были сожжены вместе с ними.
Хайда использовали лук и стрелы, пока его не заменили на огнестрельное оружие было приобретено у европейцев в XIX веке, но все же предпочтение отдавалось другому традиционному оружию. Оружие, которое использовали хайда, часто было многофункциональным; их использовали не только в бою, но и во время других действий. Например, кинжалы были очень распространены и почти всегда использовались в рукопашном бою, а также использовались во время охоты и для создания других инструментов. Кинжал одного знахаря, который Александр Маккензи обнаружил во время исследования Хайды Гвайи, использовался как для драки, так и для удержания лба-знахаря за волосы. Другой кинжал, который Маккензи получил в деревне Хайда, был связан с легендой Хайды; у многих кинжалов была индивидуальная история, которая делала их уникальными друг от друга.
Хайда носили доспехи. Это означало поножи для бедер и поясницы, а также планки (длинную деревянную полоску) в боковых частях для большей гибкости во время движения. Они носили лоси шкуры туники под доспехами и деревянные шлемы. Стрелы не могли пробить эту броню, и русские исследователи обнаружили, что пули могут пробить броню только при выстреле с расстояния менее 20 футов. Хайда редко использовали щиты из-за развитой брони.
Исторические деревни Хайда были:
Это неполный список антропологов и ученых, проводивших исследования хайда.
.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с людьми хайда. |
| state = collapsed: