Haerlempjes относится к особый жанр из пейзажной живописи, включающий вид на Харлем (ранее назывался Харлем). Чаще всего он используется для обозначения панорамных видов города Якоба ван Рейсдала, но этот термин образован из упоминаний в архивах Харлема как о типе живописи, включенной в инвентарь домашнего хозяйства. уменьшительное суффикс «pje» будет обозначать небольшую картину размером с шкаф, но даже самые большие пейзажи сегодня могут упоминаться как Haerlempjes.
В своей биографии Альберта ван Уотера, Карел ван Мандер утверждал, что это сказано из уст старейшего художники, эта пейзажная живопись зародилась в Харлеме. Ван Мандер писал в 1604 году для своего спонсируемого Харлемом Schilder-boeck, и это была одна из многих инициатив по восстановлению города и прославлению его истории. После того, как его книга была опубликована, город привлек несколько художников-пейзажистов в 1620-х годах, в том числе Эсайаса ван де Вельде, Яна ван Гойена и братьев Рейсдал Саломон и Исаак.
Харлем - это сегодня шумный город, который составляет часть области Рандстад в Нидерландах, поэтому при просмотре этих старых картин помогает ориентироваться в соответствии со старыми картами.
Карта Харлема после осады 1578 года, показывающая повреждения от огня
Карта 1628 года
Карта 1652 года
Карта 1698 года
Любители любят смотреть на старые городские пейзажи Харлема и выделять особенности такие как шпили и лодки. Доказано, что для картин, традиционно называемых Haerlempjes, такие черты основаны больше на исторической точности, чем на фантазии художника. Хотя фантастические городские пейзажи были популярны в Нидерландах на протяжении XVII века, они, похоже, чаще представляют собой стилизацию южных гаваней или итальянских пейзажей, чем места, которые предположительно посещали художники. Сегодня, например, предполагается, что Якоб ван Рейсдал работал в Бентхайме, потому что он нарисовал там много точных видов замка. Тем не менее, он часто рисовал такие виды замка, расположенного в фантастическом пейзаже на вершине горы, хотя на самом деле замок находится в низко холмистой местности. В Харлеме, хотя он нарисовал множество пейзажей дюн в районе Кеннемерланда, он так и не превратил эти дюны в горы.
Большинство путешественников, посетивших Харлем в середине 17-го века, направлялись из Гааги в Амстердам и видел город со стороны реки Спаарне, так как большинство междугородних путешествий совершалось на трекшуит или парусном судне. Таким образом, многие ранние городские пейзажи взяты с точки зрения речного путешественника.
Хендрик Корнелис Врум, c.1625
Корнелис Клас ван Виринген, 1620-е годы
Алларт ван Эвердинген, 1640-е?
Саломон ван Рейсдал, 1647
Популярность таких речных городских пейзажей была компенсирована другим типом ландшафта с дюнами или ветряными мельницами, в том числе городским пейзажем Харлема на горизонте.
Ян Уилс 1644
Якоб ван Рейсдал, 1647
Якоб ван Рейсдал, ок. 1649
Якоб ван Рейсдал, 1650-е
Якоб ван Рейсдал, 1651
Только в 1650-х годах началось создание панорамных видов, которые позже были скопированы другими. Возможно, самым известным является вид Рейсдаля на белесые поля Харлема с северо-востока, поэтому многие полагали, что все Харлемпьес были нарисованы с одной и той же точки зрения, не понимая, что вся территория относительно плоская, и поэтому они были нарисованы с воображаемой точки. где-то в воздухе, а не с вершины горы. В Блумендаале есть высокая дюна под названием Het Kopje, а в Heemstede раньше была гряда высоких дюн, которые позже были медленно удалены песчаными баржами для использования в строительстве фундаментов для особняки в расширении Амстердама, известном сегодня как Амстердамские каналы. На старых картах Сант-Варт четко обозначен, где когда-то ходили такие баржи. Этот канал существует до сих пор и образует современную границу между Харлемом и Хемстеде и называется Крайенестерваарт.
В 1997 году Питер Бисбоер написал короткую статью, объясняющую точки зрения некоторых из этих картин на основе старых карт, в первую очередь Белых полей к северо-северо-востоку от Харлема в коллекции Художественный музей Филадельфии. На этой картине, несмотря на название, Харлем вообще не показан с севера, а с юга, с воображаемой точки где-то над старым гребнем дюн недалеко от улицы, известной как Блекерсваарт в Хемстеде, вероятно, недалеко от Дорстиг Куил., трактир, любимый художниками в 17 веке. Церковь на картине ясно показывает изогнутую сторону хора справа, а не слева. Бисбоер также заметил, что на этой картине изображено намного больше деревьев, что логично, потому что парк Харлеммерхаут находится там.
В той же статье упоминаются несколько других картин, в том числе вид Рейсдаля на Белые поля Харлема в коллекции Монреальского музея изящных искусств, где показаны руины Huis ter Kleef, также показанные с той же точки зрения на картине в музее. Жакемар-Андре. Он смог отследить отбеливание Клерка и Бека на Клеверлаане, показанном на правом переднем плане на этой картине, до картины, принадлежащей Лукасу де Клерку, портрет которого был написан Франсом Хальсом. Эта сцена Клерка и Бека была снова нарисована Рейсдалом с некоторыми деталями в версии, находящейся в Маурицхейс.
Huis ter Kleef, где Клеверлаан представлен двойным рядом деревьев, Якоб ван Рейсдал, 1660-е годы
Версия Монреаля: Отбеливание к северу от Клерка и Бека с той же точки зрения, Якоб ван Рейсдал, ок. 1670
Версия Маурицхейс: Клерк и Бек немного южнее, Якоб ван Рейсдал, ок. 1670
Лукас де Клерк, владелец отбеливателя «Клерк и Бек»
Картина из Маурицхейса представляет собой тот же вид Бека и Клерка, что и картина в Рейксмузеуме, а картина в Gemäldegalerie одного и того же общего взгляда между ними и монреальским:
версия Маурицхейс: Клерк и Бек немного южнее, Якоб ван Рейсдал, ок. 1670
Версия Рейксмузеума, Якоб ван Рейсдал, после 1650 года
Берлинская версия, Якоб ван Рейсдал, 1670–75
Картина из Филадельфийского музея представляет собой тот же вид из Хемстеде, что и картина в Художественный музей Тимкен :
Якоб ван Рейсдал, ок. 1670
Якоб ван Рейсдал, ок. 1665-70
Хотя не на всех этих панорамных картинах изображены поля отбеливания, эти отбеливания были также часто упоминается на картах и служил простой ориентиром для тех, кто смотрел на пейзаж с высоких дюн. Возможно, некоторые из этих картин были заказаны самими отбеливателями для использования в магазинах Харлема, где продавались и обменивались товары. Лукас де Клерк зимой жил в Харлеме, а летом - в своем имении Клерк и Бек. Даже Рембрандт сделал набросок обесцвеченных полей, хотя они были идентифицированы как таковые только через несколько столетий после этого.
Казалось, что Haerlempjes стали популярными не только в Харлеме, но и продавались повсюду, и даже были выпущены различные книги, содержащие репродукции таких видов Харлема, сделанные семьей Рогман и другими.
Якоб ван Рейсдал, 1660-е годы
Якоб ван Рейсдал, 1670 год
Рулант Рогман, около 1660 года
Ян Вермеер ван Харлем Старший, 1660-е годы
Ян ван Кессель, 1670-е годы
Рейер ван Бломмендель, 1673
Корнелис ван Норд, 1767
Андреас Шелфхаут, 1845
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Харлемом в статье. |