Народы хабеша

редактировать
Этническая группа в Эфиопии и Эритрее
Народы хабеша
геэз : ሐበሠተ, романизированные: шабашат или шабашат. амхарский : ሐበሻ, አበሻ, романизированный : хабаша, 'абаша. тигринья
  • Эритрейские австралийцы
  • эфиопские австралийцы
  • эфиопские канадцы
  • эритрейцы в Дании
  • эфиопские евреи в Израиле
  • эритрейцы в Норвегии
  • эритрейцы в Швеции
  • эритрейцы в Великобритании
  • Эфиопы Королевство
  • Языки
    Языки Эфиопии, Языки Эритреи
    Религия
    Религия Эритреи, Религия в Эфиопии
    Файл: традиционная историческая музыка Хабеша.webm Play media традиционная историческая музыка хабеша

    народы хабеша (геэз : ሐበሠተ, романизированный: шабашат или шабашат; Амхарский : ሐበሻ, አበሻ, романизированный : Häbäša, 'äbäša; тигринья : ሓበሻ, романизированный: шабаша; этимологически связанный с английским «Abyssinia» и «Abyssinians » посредством латыни) является этническим (или панэтническим) используемым обозначением семитского языка говорящих народов нагорья. Эфиопия и Эритрея. Исторически этот использует использование преимущественно христианским группам, и это использование используется распространенным сегодня. В мусульманских общинах, а также христианах, используется этот термин в ограничительном смысле только для обозначения носителей тигриньи. В последнее время некоторые представители диаспоры приняли этот термин для обозначения людей эритрейского или эфиопского происхождения.

    Содержание

    • 1 Использование
    • 2 Этимология
    • 3 История
      • 3.1 Античность
      • 3.2 Средневековье и раннее Новое время
    • 4 Происхождение
      • 4.1 Теория популярного народов
      • 4.2 Южноаравийская / Сабейская теория происхождения
    • 5 Культура
      • 5.1 Язык и литература северных горцев
      • 5.2 Обычаи
    • 6 Религия
      • 6.1 Христианство
        • 6.1.1 Переходы с иудаизмом и исламом
      • 6.2
      • 6.3 Иудаизм
    • 7 Известные хабеши
    • 8 См. Также
    • 9 Примечания
    • 10 Ссылки

    Использование

    Исторически термин «Хабеша» представляет северное Эфиопское нагорье православные христиане, в то время как оромосы и другие этнические группы, а также мусульмане считались периферии. Преимущественно мусульманские этнические группы в Эритрейском нагорье, такие как Тигре, исторически выступали против названия Хабеша; Мусульмане, говорящие на тигринья, обычно появляются как народ джеберти. На рубеже 20-го века элиты династии Соломона использовали обращение различных этнических групп в ортодоксальном христианстве, тевахедо и насаждение языков амхарский и тигринья для распространения общей национальной идентичности хабеша.

    в Эфиопии и Эритрея диаспорного населения, некоторые иммигранты второго поколения приняли термин «Habesha» в более широком смысле, как наднациональной этнической идентификатор с учетом всех эритрейцев и эфиопов. Для тех, кто использует этот термин, он полезным противодействием более исключающим потребностям. Тем не менее, это использование не является бесспорным: с одной стороны, те, кто вырос в Эфиопии или Эритрея, может возражать против сокрытия национальной специфики. С другой стороны, группы, которые были порабощены в Эфиопии или Эритрее, иногда находят этот термин оскорбительным.

    Этимология

    Современный термин происходит из семитских языков: геэз : ሓበሠት, романизированный: abäśät, сначала написано негласным шрифтом как Ge ' ez : ሐበሠት, романизированный: ḤBŚT; Сабейский : ḤBS²T; арабский : حبش, романизированный : шабаш. Самое раннее известное использование этого термина относится ко второму или третьему веку сабейская надпись, рассказывающая о поражении нэгу («царя») ГДРТ Аксума и ḤBŠT. Ранний семитский термин, по-видимому, относится к группе народов, а не к определенным этническим принадлежностям.

    египетские надписи к людям, с которыми они торговали в Пунте, как к древнеегипетским : ḫbś.tj.w, «бородатые». Фрэнсис Брейер считает, что египетский демоним является семитским терминалом.

    Первое свидетельство позднего латинского Abissensis относится к V веку нашей эры. Современные западноевропейские языки, включая английский, по-видимому, заимствовали этот термин из постклассической формы Абиссини середины шестнадцатого века. (Английский Абиссин засвидетельствован с 1576 года, а Абиссиния и Абиссиния - с 1620-х годов.)

    История

    Абиссиния изображена на карте до 1884 года Берлинская конференция по разделу Африки.

    Абиссинская цивилизация. уходит своими корнями в доаксумскую культуру. Одним из первых возникших царств было царство Дамта в 8 веке до нашей эры. Аксумское царство, одна из могущественных цивилизаций древнего мира, базировалось здесь примерно со 150 г. до н.э. до середины 12 века нашей эры. Распространившись далеко за пределы города Аксум, он сформировал одну из самых ранних культурных Эфиопии и Эритреи. Архитектурные остатки включают тонко вырезанные стелы, обширные дворцы и древние культовые сооружения, которые используются до сих пор.

    Примерно в то время, когда Аксумская империя начала приходить в упадок, расцветающая религия ислам впервые проникла в Абиссинское нагорье. В течение первой хиджры сподвижники пророка Мухаммада были приняты в Аксумское царство. Султанат Сева, основанный около 896 года, был одним из старейших местных мусульманских государств. Он был сосредоточен в бывшей провинция Шева в центральной Эфиопии. Наследием государства Султанат Ифат около 1285. Ифат управлялся из его столицы в Зейла на севере Сомали и был самым восточным районом бывшей Шева Султанат.

    Античность

    Примерное царство древнего Королевства Домт.

    На протяжении всей истории населения Африканского Рога взаимодействовало посредством перемещения, торговли, войн и смешанных браков. Большинство людей в регионе говорят на афроазиатских языках, при этом преобладали кушитские и семитские ветви. Еще в 3-м тысячелетии до н.э. доаксумиты начали торговлю вдоль Красного моря. В основном они торговали с Египтом. Ранее торговые экспедиции совершались пешком по долине Нила. Основная древних египтян цель в торговле Красным морем заключалась в приобретении мирры. Этот товар имелся в изобилии в районе Рога, который древние египтяне называли Землей Пунт. Большая часть благовоний и по сей день создается в Сомали.

    Аксумское королевство могло быть основано еще в 300 г. до н. Э. О временном периоде между серединой 1-го тысячелетия до н. Э. И подъема Аксума около 1-го века н. Э. Известно очень мало. Считается, что это царство-преемник Дамта, царства в начале 1-го тысячелетия до н.э., скорее всего, с центром поблизости Йеха.

    Королевство Аксум было расположено в северной Эфиопии и Эритрее, с его столица в Северной Эфиопии. Аксум оставался его столицей до 7 века. Царство было выгодно расположено недалеко от бассейна Голубого Нила и Афарской впадины. Первый богат золотом, второй - солью: оба материала очень важны для аксумитов. Аксум был доступен для порта Адулис, Эритрея на побережье Красного моря. Царство торговало с Египтом, Индией, Аравией и Византийской империей. «Плодородная» и «хорошо орошаемая» местность Аксума давала достаточно еды для своего населения. Среди диких животных были слоны и носороги.

    Из своей столицы Аксум вел торговлю слоновой костью. Он также доминировал на торговом пути в Красном море, ведущем к Аденскому заливу. Его успех зависел от изобретательных методов, производства монет, постоянных миграций греко-римских купцов и кораблей, высадившихся в Адулисе. В обмен на аксумские товары торговцы стали оружием многих видов тканей, ювелирных изделий, металлов и металлов.

    На пике своего развития Аксум контролал территории до южного Египта, на восток до Аденского залива, на юг до реки Омо и на запад до Нубийского королевства из Мероэ. Южно-Аравийское королевство химьяритов, а также часть западной Саудовской Аравии также находились под властью Аксума. Их потомки включают современные этнические группы, известные народы амхара, тиграяне и гураге.

    Средневековье и раннее время

    После падения Аксума из-за упадка морской торговли из-за жесткой конкуренции со стороны Мусульмане и изменения климата, опора власти королевства мигрировала на юг и перенесла свою столицу в Кубар (недалеко от Агью). Они двинулись на юг, потому что, хотя Аксумское Королевство приветствовало и защищало сподвижников Пророка Мухаммеда в Эфиопию, которые прибыли в качестве предохранителей, чтобы избежать преследований правящих семей Мекки и заслужили дружбу и уважение Пророка. Их дружба ухудшилась, когда южноаравийцы вторглись на острова Дахлак через Адулис и разрушили его, который был разрушающегося Аксумского королевства. Опасаясь того, что недавно произошло, Аксум перенес свою столицу в районе Агью. В середине шестнадцатого века Султанат Ада армии во главе с Хараром лидером Ахмедом Грагном вторглись в земли Хабеша. в так называемом «Завоевании Хабаши». После вторжений грагнов южная часть Империи была потеряна для Эфиопии и рассеяна Хабеша, как люди Гураге были отрезаны от остальной Абиссинии. В конце шестнадцатого века кочевой народ оромо проник на равнину Хабеша, заняв большие территории во время миграций оромо. Абиссинские военачальники часто соревновались друг с другом за господство над королевством. Амхары, казалось, одержали верх с приходом на престол Екуно Амлака из Древней Бете Амхара в 1270 году, после победы над лордами Агау из Ласты (в те дни не семитоязычный регион Абиссинии)

    Император Йоханнес IV со своим сыном и наследником Расом Арая Селассие Йоханнес.

    Династия Гондариан, которая с 16 века стала королевской пышности и церемоний в Абиссинии, окончательно утратила свое влияние как результат появления могущественных региональных властителей после убийства Иясу I, также известный как Иясу Великий. Упадок престижа династии привел к полуанархической эпохе Zemene Mesafint («Эра князей»), в которой соперничающие военачальники боролись за власть и Едзю оромо እንደራሴ enderase s («регенты ») Имели эффективный контроль. императоры считались подставными лицами. Пока молодой человек по имени Касса Хайле Гиоргис, также известный как император Теодрос, не положил конец Земене Месафинту, победив всех своих соперников и взяв трон в 1855 году. Тиграяне лишь ненадолго вернулись на престол в лице Йоханнес IV в 1872 году, чья смерть в 1889 году привела к, что основа власти вернулась к доминирующей амхароязычной элите. Его преемник Менелик II, император амхарского происхождения, захватил власть. Лига предоставила в 1935 году сообщила, что после вторжения войск Менелика на неабиссинские земли сомалийцев, Харари, Оромо, Сидама, Шанкелла и т. Д., Жители были порабощены и обложены налогами системой геббаров, что привело к депопуляции.

    Фасилидес 'Замок в Гондар, Регион Амхара.

    Некоторые ученые считают, что Амхара была правящей элитой Эфиопии на протяжении веков, представленной Соломоновой линией императоров, оканчивающаяся на Хайле Селассие I. Маркос Лемма и другие ученые оспаривают точность такого утверждения, утверждая, что другие этнические группы всегда были активны в политике страны. Эта путаница может в степени проистекать из неправильного обозначения всех говорящих на амхарском языке как «амхара» и факта, что многие люди из других этнических групп принимают амхарские имена. Другое утверждение, что большинство эфиопов могут проследить свою родословную до нескольких этнических групп, включая самопровозглашенного императора Хайле Селассие I и его императрицу Итеге Менен Асфау из Посла.

    Происхождение

    Теория народов

    Нигист (королева) Македа из Савы

    Императорская семья Эфиопии (которая находится в настоящее время в изгнании) заявляет, что она произошла непосредственно от происхождения Соломона и царица Савская (Ge'ez : ንግሥተ ሣብአ, романизированный: nəgəśtä ab'ä), которого зовут Македа (Геэз : ማክዳ, романизированный: Макода) в эфиопском описании. Эфиопское повествование Кебра Негаст («Слава царей»), написанное в 1225 году нашей эры, содержит рассказ о Македе и ее потомках. В этом рассказе говорится, что Соломон соблазнил царицу и произвел от нее сына, который в итоге стал Менеликом I, первым императором Эфиопии. Традиция о том, что библейская царица Савская была бесхитростной правительницей Эфиопии, посетившей царя Соломона в Иерусалиме, повторяется в рассказе I века римско-еврейского историка Иосифа. Он идентифицировал посетителя Соломона как царицу Египта и Эфиопии. Нет никаких первичных свидетельств, археологических или текстуальных, в царицы Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума - это на тысячу лет слишком поздно для царицы, современницы Соломона, если судить по традиционным для него датам 10 веком до нашей эры.

    В европейских ученых, в том числе Хайоб Люд и Карло Конти Россини постулировал, что древние сообщества, которые превратились в современное эфиопское государство, были сформированы миграцией через Красное море семитоязычных южных арабов около 1000 г. до н. говорящие народы. Аравии, и языки амхарского и тигринья в Эфиопии принадлежат к большой ветви южносемитских языков, в свою очередь, являются частью афро-азиатской языковой семьи. Несмотря на то, что эфиосемитские языки вооруженной ветви южносемитских языков субстратом кушитского языка, Эдвард Уллендорф и Карло Конти Россини 'Теория о том, что говорящие на эфиоэмитском языке с севера Эфиопского нагорья были древними иностранцами из Юго-зарегистрированной Аравии, оспаривается большинством современных ученых народов Африканского Рога, таких как и. Эфиопские ученые, специализирующиеся на эфиопских исследованиях, такие как Мессай Кебеде и Даниэль Э. Алему, в целом не согласны с этой теорией, утверждая, что миграция была результатом взаимного обмена, если это вообще произошло.

    Кебеде заявляет следующее:

    Это не означает, что событий, связанных с завоеванием, конфликтом и сопротивлением, не было. Несомненно, они должны были быть частыми. Но решающее различие заключается в склонности их как процесс, посредством которого посредством чужеродного установило свое правление, как часть продолжающейся системы местных сил, борющихся за господство в регионе. Устранение инопланетного правителя сделало историю Эфиопии коренной с точки зрения местного положения лиц.

    Ученые определили, что древний семитский язык Эфиопии не произошел от древнего южноаравийского языка, такого как сабейский. Есть свидетельства семитоязычного присутствия в Эфиопии и Эритрее еще в 2000 году до нашей эры. Существуют также источники существования древних южноаравийских общин в некоторых местах современной Эфиопии и Эритрее в некоторых местах, о чем свидетельствуют археологические артефакты и древние сабейские надписи на старом южноаравийском алфавите. Тем не менее, Стюарт Манро-Хей указывает на существование более старого королевства D'MT до любого перемещения сабейцев c. 4 или 5 век до н.э., а также свидетельства того, что сабейские иммигранты проживали в Эфиопии немногим более нескольких десятилетий на момент написания надписей. Археологические данные выявили регион под названием Саба в Северной Эфиопии и Эритрее; теперь его называют «эфиопская саба», чтобы избежать путаницы.

    По сути, никакие археологические свидетельства не подтверждают историю царицы Савской. «В 21 веке науки в степени опровергли давние предположение, что сабейские мигранты сыграли прямую роль в эфиопской цивилизации». Мунро-Мэй и другие ученые, что влияние сабеев было незначительным, ограничивалось местами и исчезло через несколько десятилетий или столетие. Возможно, он представляет собой торговую колонию (торговый пост) или военные объекты в симбиотическом или военном союзе между сабаэнами и D`MT.

    В правление короля Эзаны, ок. В начале IV века нашей эры термин «Эфиопия» указан как один из девяти регионов его владений, переведенных в греческой версии его надписи как Αἰθιοπία Aithiopía. Это первое известное использование этого термина для описания региона, известного сегодня как Эфиопия (а не Куш или весь регион Африки и Индии за пределами Египта). Автор 6-го века Стефан Византийский позже использовал термин «Αβασηγοί» (т.е. Abasēnoi) для обозначения:

    арабского народа, жившего рядом с сабеями вместе с Шаграмиты. Область Abasēnoi производит [d] мирру, ладан и хлопок, и они выращивают [d] растение, которое дает пурпурный краситель (вероятно, войны, т.е.). Он расположен на маршруте, который ведет от Забида на прибрежной равнине к столице Шимьяритов Цафар.

    Абасеной был расположен Германом фон Виссманом как регион в Джебель-Любайше (араб. : جَبَل حُبَيْش) гора в провинции Ибб, возможно, этимология связана с семитским корнем ḥbš ). Другие топонимы в Йемене содержат корень bš, например, Jabal abaši, жителей которого до сих пор называют al-Abuš (мн. Abaš). Расположение абасеной в Йемене, возможно, можно объяснить остатками аксумского населения, оставшимися после завоевания королем Калебом в 520-х годах. притязания царя Эзаны на Сэлен (Саба) и Зу-Райдан (Химьяр) в то время, когда такой контроль был маловероятным, могут указывать на присутствие аксумитов или прибрежный плацдарм. Традиционные ученые предполагают, что хабашат были племенем из современного Йемена, которое мигрировало в Эфиопию и Эритрею. Однако в сабейских надписях используется термин bšt только для обозначения Аксумского царства и его жителей, особенно в течение 3-го века, когда bšt (аксумиты) часто воевали с сабеями и химиратами.

    Южноаравийская / сабейская теория происхождения

    Древние каменные плиты с сабейскими надписями, найденные в Йеха, Эфиопия.

    До 20 века теория сабеев был наиболее распространенным, объясняющим происхождение Хабеши. Впервые он был предложен немецким востоковедом Хиобом Людольфом и возрожден итальянским ученым начала 20 века Конти Россини. Они сказали, что в раннюю эпоху южноаравийские племена, в том числе одно, называемое «хабашат», эмигрировали через Красное море из Йемена в Эритрею. Согласно этой теории, сабеи принесли с собой южноаравийские буквы и язык, которые постепенно превратились в язык геэз и письмо геэз. Лингвисты, однако, обнаружили, что, хотя его шрифт развился на основе эпиграфического южноаравийского (чьи самые древние надписи находятся в Йемене, Эфиопии и Эритрее), использовавшегося для написания древних южноаравийских языков, геэз происходит от другая ветвь семитизма, эфиосемитская или эфиопская часть.

    В большом корпусе южноаравийских надписей не упоминается ни миграция на западное побережье Красного моря, ни племя под названием «Хабашат». Все употребления этого термина относятся к III веку нашей эры и позже, когда они относились к народу Аксумского королевства. В 21-м веке теория сабея была встепени отброшена. Эдвард Уллендорф утверждал, что тиграяне и амхара составляют «собственно абиссинцев» и «семитский форпост», а Дональд Н. Левин утверждал, что эта точка зрения игнорирует решающую роль несемитских элементов в эфиопской культуре ». Эдвард Уллендорф и Теория Карло Конти Россини о том, что эфиоэмитский язык спикеры северного Эфиопского нагорья были древними иностранцами из Юго-Западной Аравии, которые вытеснили коренные народы Рога, что оспаривается большинством современных африканских ученых Рога, например, другими и другими. С генетической, географической и географической точек зрения хабеши (абиссинцы) традиционно относиться к кушитским народам.

    Эфиопия и Судан - одни из основных областей зрения, по мнению лингвистов, были ро-азиатскими урхейматами. Недавние лингвистические исследования происхождения эфиосемитских языков, по-видимому, подтверждают выводы ДНК об иммиграции с Аравийского полуострова, при этом недавнем исследовании с использованием байесовских вычислительных филогенетических методов показало, что «современные эфиосемитские языки Африки отражают единственное введение ранних эфиосемитских языков с юга. Аравия примерно 2800 лет назад », и это единственное введение эфиосемитского языка претерпело быструю диверсификацию в пределах Эфиопии и Эритреи.

    Существует многоорий относительно начала абиссинской цивилизации. Одна теория, которая сегодня более широко принята, берет свое начало в районе Рога. В более поздний период культура подверглась иудейскому воздействию, наиболее известными примерами которого являются кемант и эфиопские евреи (или бета-израиль ) по национальности. группы, но иудейские обычаи, терминология и верования можно найти среди доминирующей культуры Амхара и Тигринья. Некоторые утверждают, что индийские алфавиты использовались для создания системы гласных в Ge'ez abugida, но это утверждение еще не было эффективно доказано.

    Культура

    Хабеша развили сельскохозяйственное общество, которое в большинстве своем продолжает разводить верблюдов, ослов и овец. Они пашут на волах. Православная церковь - это неотъемлемая часть культуры. Храмовые постройки построены на холмах. Основные празднования в течение года проходят вокруг церкви, где люди собираются из деревень со всех сторон, чтобы петь, играть в игры и уникальную мессу церкви. Он включает в себя шествие по территории и сети Интернет.

    Кофе - очень важный церемониальный напиток. «Кофейная церемония» обычна для эфиопов и эритрейцев. Фасоль обжаривается на месте, перемалывается и заваривается, подается в крошечных керамических красках без ручек густой и насыщенной. Это количество кофе можно выпить одним глотком, если пить его холодным; но традиционно его пьют очень медленно, по мере разговора. Когда бобы обжариваются до дыма, их разносят по столу, и дым становится улучшением для посетителей. Традиционная еда, представленная в этих столовых, состоит из инжера, пористой лепешки, подаваемой с ват, острым мясным соусом.

    Дома в сельской местности строятся в основном из камня и грязи, самого доступного ресурса, а их конструкция обеспечивается деревянными опорами. Дома легко вписываются в всем природу. Часто ближайший источник воды находится на расстоянии более километра от дома. Кроме того, люди должны искать топливо для своих костров по всей территории.

    Народ Хабеша имеет богатое наследие музыки и танцев, использующих барабаны и струнные инструменты, настроенные на пентатонику. Декоративно-прикладное искусство и светская музыка исполняются в основном ремесленниками, которым к тому же с подозрением. Исполняется духовная музыка, а иконы пишут только люди, обученные в монастырях.

    Язык и литература северных горцев

    Письмо геэз в эфиопско-коптском молитвеннике XV века.

    абиссинцы говорят на языках, принадлежащих эфиопских семитах ветвь афроазиатской семьи. Среди этих языков - классический язык геэз. Королевство Демт написано прото-геэз на эпиграфическом южноаравийском языке еще в 9 веке нашей эры. Позже, независимый шрифт заменил его уже в V веке до нашей эры.

    Считается, что геэзская литература началась с принятия христианства в Эфиопии и Эритрее, а также цивилизации Аксума в 4 веке до н.э. во время правления Эзаны. В то время как геэз сегодня вымер и используется только для литургических целей в эритрейской православной церкви Тевахедо и эфиопской православной церкви Тевахедо. Язык геэз является предком языков тигре и тигринья.

    Некоторые историки в прошлом относили эфиопские семитские языки к абиссинским языкам. На них в основном говорят амхара, тиграяне, тигре, гураге, аргобба и харари народ. В древности геэз - говорящий народ населял империю Аксум ; древние семитоязычные Гафат населяли Восточный Дамот (Восточная Велега ) и Западная Шева ; клан Галила из Аймаллала (Содо ) населял юго-запад Шева ; Зай населял Восточную Шева ; Харла, которые являются предками Харари, жили в Сомали ; и другие древние Аргобба и Харари населяли Шева, Ифат и Адал.

    Обычаи

    Традиционный Хабеша инджера

    На протяжении всей истории различные европейские такие путешественники, как Джеронимо Лобо, Джеймс Брюс и Мэнсфилд Паркинс посетили Абиссинию. Их письменные отчеты о своем опыте включают наблюдения и описание абиссинских обычаев и нравов.

    Кухня

    Кухня хабеша, как правило, состоит из овощных и очень острых мясных блюд, обычно в ват (также ват или вот), густого тушеного мяса, подаваемого поверх инжера, большая закваска лепешка диаметром около 50 сантиметров (20 дюймов), изготовленная из ферментированной теф муки. Жители Эфиопии и Эритреи едят исключительно правыми руками, используя кусочки инжеры, чтобы подбирать закуски и гарниры. Женщины хабеша в лице хабеша кеми исполняют фольклорные танцы.

    Fit -fit, или ель-ель, - обычное блюдо для завтрака. Он сделан из измельченной инжеры или китча, обжаренного со специями или ват. Еще одно популярное блюдо для завтрака - фатира. Лакомство состоит из большого обжаренного блина, сделанного из муки, часто с яичным слоем, съеденного с медом. Чечебса (или кита фирфир) напоминает блин, покрытый бербером и нитр киббе, или специями, и его можно есть ложкой. каша, генфо - еще одно распространенное блюдо для завтрака. Обычно его в большой миске с выемкой, сделанной в середине генфо и наполненной пряным нитром киббе.

    Уот начинается с большого количества нарезанного красного лука, которое тушат на медленном огне или обжаривают в кастрюле. После того, как лук станет мягким, добавить нитр кеббех (или, в случае веганских блюд, растительное масло ). После этого добавляется бербер, чтобы получился пряный кей ват или кейи цебхи. Куркума используется вместо употребления более мягкого напитка или и то, и другое не используется при приготовлении овощного рагу. Мясо, такое как говядина (амхарский : ሥጋ, səga), курица (амхарский : ዶሮ, доро) или тигринья : деро), рыба (амхарский : ዓሣ, asa), козел или ягненок (амхарский : በግ, Бег или Тигринья : Бегги) также добавляется. Бобовые, такие как колотый горох (амхарский : ክክ, kək или тигринья : kikki) или чечевица ( амхарский : ምስር, мəсəр или бирсин); или овощи, такие как картофель (амхарский : ድንች, Dənəch), морковь и мангольд (Амхарский : ቆስጣ) также используется вместо веганских блюд.

    Еще одно блюдо, характерное для Хабеша, - это китфо (часто пишется кетфо). Он состоит из сырого (или редкого) говяжьего фарша, маринованного в mitmita (Ge'ez: ሚጥሚጣ mīṭmīṭā, очень острый порошок чили похожий на бербер) и нитр киббех. Бородка очень похожа на китфо, но использует кубики, а не говяжий фарш. Эфиопская православная церковь предписывает несколько периодов поста (цом геэз : ጾም, m), включая среду, пятницу и весь Постный сезон; поэтому в кухне Хабеша много блюд, которые веганские.

    Одеваются

    Хабеша кемис - это традиционная одежда женщин Хабеша. Платье длиной до щиколотки обычно надевают эфиопские и эритрейские женщины на официальных мероприятиях. Он выполнен из шифона и обычно бывает белого, серого или бежевого оттенков. Многие женщины также обматывают платье шалью нетела.

    нетела или нетела - это ткань ручной работы, многие эфиопские женщины используют, чтобы покрыть голову и плечи, когда они носят одежду из шифона, особенно при посещении церкви. Он состоит из двух слоев ткани, в отличие от габи, которое состоит из четырех. Кута - мужская версия.

    эфиопский или эритрейский костюм - традиционная официальная одежда мужчин хабеша. Он состоит из рубашки с длинным рукавом, рубашки до колен и брюк в тон. Большинство рубашек изготавливаются с воротником-стойкой, воротником-тесьмой или воротником Неру. Костюм выполнен из шифона, который представляет собой прозрачную ткань шелк или вискозу. Вокруг костюма накинута, шаль нетела или кута.

    Религия

    Христианство

    Империя Хабеша с центром в Аксуме и Адова была частью мира, в котором росло христианство. Прибытие христианства в Северную Эфиопию и Эритрею произошло примерно в 4 веке. Фактически аксумиты обратились в христианство большая за сотни лет до того, как часть Европы. Многие из их церквей были вырезаны в скалах или из цельных каменных блоков, как это было в Турции и в некоторых частях Греции, где христианство существовало с самых ранних лет. Церковь является центральным элементом сообществ и повседневной жизни каждой семьи. У каждой общины есть церковь с святым покровителем.

    . Эфиопия часто упоминается в Библии. Хорошо известным примером этого является история эфиопского евнуха, записанная в Деяниях (8: 27): «Тогда Ангел Господень сказал Филиппу: начни и иди на юг, к дороге, ведущей из Иерусалима в Газу. Итак, он отправился в путь и уже был в пути, когда увидел эфиопца. Этот человек был евнухом, высокопоставленным чиновником Кандаке (Кандаке) королевы Эфиопии всего ее сокровища ". Отрывок продолжается описанием того, как Филипп помог эфиопу понять один отрывок из Исайи, который читал эфиоп. После того, как эфиоп получил объяснение этого отрывка, он попросил Филиппа крестить его, что Филипп повиновался. Королева (очень похожая на Кандаке) была королевой Эфиопии с 42 по 52 год. Эфиопская православная церковь Тевахедо была основана в 4 веке сирийскими монахами. Исторически сложилось так, что Эфиопская православная церковь Тевахедо и Эритрейская православная церковь Тевахедо имели тесные связи с Коптской православной церковью Александрии, Коптской православной церковью Александрии, назначившей архиепископа Эритрейской православной церкви Тевахедо. Они обрели независимость от коптской православной церкви Александрии в 1950-х годах, хотя эритрейская православная церковь Тевахедо недавно изменила связь.

    Эритрейцы тиграяне : Традиционная свадьба. На этой кожаной картине изображены эфиопские православные священники, играющие систру и барабан

    Ряд уникальных верований и обычаев отличают эфиопское православное христианство от других христианских групп; например, Ковчег Завета очень важен. В каждой эфиопской церкви есть копия Ковчега. Кроме того, в Эфиопской церкви библейский канон больше, чем в других церквях.

    Церковные службы проводятся на геэз, древнем языке Эфиопии и Эритреи. Геэз больше не является живым языком, его использование теперь ограничено литургическим контекстом, занимая такое же место в церковной жизни Эритреи и Эфиопии, что и латынь в Римско-католической церкви.

    Другие эфиопские и Православные обычаи Эритреи включают такие вещи, как пост, предписанные молитвы и преданность святым и ангелам. Ребенка никогда не оставляют одного до тех пор, пока не будут проведены ритуалы крещения и очищения. Мальчиков крестят через сорок дней после рождения, а девочек крестят через восемьдесят дней после рождения.

    Лишенные сана священники и дьяконы обычно действуют как прорицатели, которые являются главными целителями. Одержимость духом - обычное явление, в первую очередь затрагивающее женщин. Женщины также являются обычными духовными медиумами. дебтера - это странствующий священник, обученный церковью как писец, кантор, а часто и народный целитель, который также может выполнять роли, сравнимые с дьяконом или экзорцистом. Фольклор и легенды приписывают дебтере роль волшебника.

    Небольшое количество абиссинских христиан придерживаются различных форм пятидесятничества или анабаптизма, известных под общим названием P'ent'ay.

    Сходства с иудаизмом и ислам

    Часовня Скрижали в церкви Богоматери Марии Сионской, как полагают, хранит оригинальный Ковчег Завета.

    . Эфиопская церковь уделяет больше внимания Древнему Учения Завета, чем можно найти в Римско-католической или протестантской церквях, и его последователи придерживаются определенных практик, которые можно найти в ортодоксальном или консервативном иудаизме. Эфиопские христиане, как и некоторые другие восточные христиане, традиционно следуют диетическим правилам, аналогичным еврейским кашруту, особенно в отношении того, как забивают животное. Точно так же свинина запрещена, хотя, в отличие от кашрута, эфиопская кухня действительно сочетает молочные продукты с мясом, что, в свою очередь, приближает ее к исламской диете. законы (см. Халяль ). Женщинам запрещается входить в церковь во время менструации ; от них также ожидается, что они будут покрывать волосы большим платком (или шашем) во время пребывания в церкви в соответствии с 1 Коринфянам 11. Как и в православных синагогах, мужчины и женщины сидят отдельно в эфиопской церкви, мужчины слева и женщины справа (лицом к алтарю). Тем не менее, женщины, покрывающие головы, и разделение полов в церковном здании официально характерны для многих восточных православных, восточно-православных и католических христиан, а не только для иудаизма. Прихожане эфиопской православной церкви снимают обувь при входе в церковь в соответствии с Исход 3: 5 (в котором Моисею, глядя на горящий куст, велено сними его обувь, стоя на святой земле). Кроме того, и суббота (суббота), и день Господень (воскресенье) считаются святыми, хотя из-за Воскресения Иисуса Христа больше внимания уделяется Святому. Воскресенье.

    Ислам

    Мечеть сподвижников, Массава, как сообщается, самая старая мечеть Африки, построенная товарищами Мухаммеда в 615 году н. Э.

    ислам в Эфиопии и Эритрее восходит к 615 году. В течение того года Мухаммад посоветовал группе мусульман преследований в Мекке и мигрировать в Абиссинию, правилах по оценке Мухаммеда, благочестивый христианский царь (ан-Наджаши). Последователи Мухаммеда пересекли Красное море и искали убежище в Аксумском королевстве, возможно, поселившись в Негаш, месте в мировом регионе Тыграй. Более того, согласно исламской традиции, Билал, один из главных сподвижников Мухаммеда, был из Абиссинии, как и многие неарабские сподвижники Мухаммеда ; Фактически, абиссинцы были единственной крупнейшей неарабской этнической группой, которая была сподвижницей Мухаммеда. Среди них была Умм Айман, которая заботилась о Мухаммеде в младенчестве, женщина, которую он называл «матерью». Таким образом, Абиссиния была самым ранним домом за пределами Аравии для распространения исламской мировой веры. Треть (34%) населения Эфиопии - мусульмане по последней переписи (2007 г.).

    Большинство мусульман Эфиопии и Эритреи - сунниты мусульмане, как и большинство мусульманского мира, следовательно, верования и обычаи мусульман Эфиопии и Эритреи являются в основном то же самое: воплощено в Коране и Сунне. Есть также суфийские ордена, присутствующие в Эфиопии. Согласно переписи населения Эфиопии 1994 года (с аналогичными цифрами по переписи 1984 года), около трети ее населения исповедует ислам, а члены мусульманской общины можно найти по всей стране. Ислам в Эфиопии является преобладающей религией в регионах Сомали, Афар, Берта и в районе Оромии к востоку от Великая рифтовая долина, а также в Джимма. Ислам в Эритрее является преобладающей религией всех этнических групп, за исключением народа тиграя, народа билен и народа кунама.

    . Наиболее важные исламские религиозные обряды, такие как ежедневные ритуалы. молитвы (alāt ) и пост (арабский : صوم awm, эфиопский ṣ, om - также используется местными христианами) во время священный месяц Рамадан отмечается как в городских центрах, так и в сельской местности, как у оседлых народов, так и у кочевников. Многочисленные эфиопские мусульмане ежегодно совершают паломничество в Мекку.

    Эфиопский Гуражтый : Знаменитый певец Махмуд Ахмед.

    Иудаизм

    Считается, что иудаизм в Эфиопии существует с очень древних времен. Однако остается неясным, какова была его ранняя история. Доминирующая в настоящее время эфиопская православная церковь Тевахедо утверждает, что она возникла в результате визита царицы Савской к царю Соломону еще в 10 веке до нашей эры. Этот визит упоминается в Еврейских Писаниях (3-я Царств 10: 1), Сева было царством, которое простиралось от Эфиопии до юга Йемена. Йемен находится очень близко к Эопии через Красное море, и было записано, что современная Эопия находилась под сильным расположением древнего сабейского царства. Более того, подробности визита царицы, в том числе предполагаемая кража Святого Ковчега, а также то, что Соломон забеременела ребенком, установившим «соломоновую» линию передачи в Эфиопии, как указано в христианской эфиопской традиции, были записаны в Кебра Нагаст эфиопская хроника его ранней истории. Самые старые из копий книги датируются XIII веком. Еврейские эфиопы регистрируются как в Торе Ветхом Завете, так и в христианском Новом Завете. Ясно, что еврейское присутствие в Эфиопии обнаруживает не менее 2500 лет.

    этнический еврей (Бета-Израиль эфиопский еврей) израильский пограничный полицейский

    Еврейская теория до поселения по существу утверждает, что начиная с с 8 века до н.э. примерно до 5 века до нашей эры был приток еврейских поселенцев как из Египта и Судана на севере, так и из южной Аравии на востоке.

    Основные семитские языки Эфиопии также предполагают древность иудаизма в Эфиопии. "Остается еще любопытное обстоятельство, что ряд абиссинских слов, связанных с религией - Ад, идол, Пасха, очищение, милостыня - имеют еврейское происхождение. Эти слова должны быть получены непосредственно из еврейского источника, поскольку абиссинская церковь знает Священные Писания только в геэзской версии, составленной из Септуагинты ».

    Традиции бета-Израиля утверждают, что эфиопские евреи происходят из рода самого Моисея, некоторые из детей и родственников которого, как говорят, отделились от других Детей Израиля после Исхода и ушли на юг, или, альтернативно или вместе с этим, что они происходят от колена Дана, которое бежало на юг по арабским прибрежным землям из Иудеи во время распада Израильского царства на два царства в 10 веке до нашей эры. (вызвано гнетущими требованиями Ровоама, наследника царя Соломона) или во время разрушения северного царства Израиля в 8 веке до нашей эры. Несомненно, торговля велась еще во времена царя Соломона вдоль Красного моря до Йемена и даже до Индии, согласно Библии, и поэтому еврейские поселения должны были существовать в различных точках вдоль торговых путей. Существуют определенные археологические свидетельства еврейских поселений и их культурного влияния по обе стороны Красного моря, по крайней мере, 2500 лет назад, как вдоль арабского побережья, так и в Йемене, на восточной стороне и вдоль южного побережья Египта и Судана. регионы.

    Известные хабеши

    Некоторые известные хабеши включают: Алемайеху Фентав Велдемариам, Мохамед Хикам Шейх Абдирахман, Амсалу Аклилу, Микаэль Бете-Селассие и Гебре Кристос Деста.

    См. Также

    Примечания

    ^Исходные тексты, RIE 185 и 189, не озвучены. Эти вокализации исходят от Райнера Войта и Фрэнсиса Брейера.

    Ссылки

    1. ^Макки, Фуад (2006). Эритрея между империями: национализм и антиколониальное воображение, 1890–1991 (доктор философии). СУНИ Бингемтон. С. 342–345.
    2. ^Эппл, Сюзанна (2014). Создание и пересечение границ в Эфиопии: динамика социальной категоризации и дифференциации. LIT Verlag Münster. п. 194. ISBN 9783643905345.
    3. ^Исторический словарь Эритреи. Scarecrow Press. 14 октября 2010. с. 279. ISBN 9780810875050.
    4. ^Создание граждан в Африке: этническая принадлежность, пол и национальная идентичность в Эфиопии. Издательство Кембриджского университета. 20 мая 2013. с. 54. ISBN 9781107035317.
    5. ^Джалата, Асафа (16 мая 2019 г.). Культурный капитал и перспективы демократии в Ботсване и Эфиопии. Рутледж. ISBN 9781000008562.
    6. ^Гойтом, Мэри (2017). «« Нетрадиционные канадцы »: молодежь во втором поколении« хабеша », принадлежащая к Торонто, Канада». Глобальное социальное обеспечение. Спрингер. 4(4): 179–190. DOI : 10.1007 / s40609-017-0098-0. S2CID 157892263.
    7. ^Хабекер, Шелли (2012). «Не чернокожие, а Хабаша: эфиопские и эритрейские иммигранты в американском обществе». Этнические и расовые исследования. 35 (7): 1200–1219. doi : 10.1080 / 01419870.2011.598232. S2CID 144464670.
    8. ^ Улиг, Зигберт, изд. Энциклопедия Aethiopica : Д-Ха. Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2005. стр. 948.
    9. ^ Брейер, Фрэнсис (2016). «Древнеегипетская этимология шабашата« Абессиния »». Ityop̣is. Дополнительный выпуск II: 8–18.
    10. ^«Абиссин, сущ. И прил.». Оксфордский словарь английского языка. Издательство Оксфордского университета. Проверено 25 сентября 2020 г.
    11. ^Фаттович, Родольфо (1975). Доаксумская цивилизация Эфиопии. Труды семинара арабских исследований, тома 5-7. п. 73. Проверено 6 февраля 2017 г.
    12. ^Katpeijns, Lidwien (2000). История ислама в Африке - Эфиопия и Африканский Рог. Издательство Университета Огайо. п. 228. ISBN 978-0821444610. Проверено 20 октября 2016 г.
    13. ^Мунро-Хай, Аксум, с. 62
    14. ^Мунро-Хай, Аксум, с. 4
    15. ^Панкхерст 1998, стр. 22-3
    16. ^Кук, Дэвид (15 января 2007 г.). Мученичество в исламе. Издательство Кембриджского университета. п. 91. ISBN 9780521615518.
    17. ^Nelson, Harold D.; Каплан, Ирвинг (1981). «Эфиопия, исследование страны». Типография правительства США. 28 : 13–14.
    18. ^Рид, Ричард (24 марта 2011 г.). Границы насилия в Северо-Восточной Африке: генеалогии конфликтов с 1800 г.. Издательство Оксфордского университета. п. 30. ISBN 9780199211883.
    19. ^Эфиопия: земля рабства и жестокости (PDF). Лига Наций. 1935. pp. 2–5.
    20. ^Император Хайле Селассие I, часть 1 Архивировано 19 января 2012 г. на Wayback Machine, официальном веб-сайте эфиопской монархии.
    21. ^Хаббард, Дэвид Аллен (1956). Литературные источники «Кебра Нагаст». Сент-Эндрюс. п. 358.
    22. ^«Царица Савская» Архивировано 2012-10-29 в Wayback Machine, BBC History
    23. ^Кебеде, Мессей (2003). «Евроцентризм и эфиопская историография: деконструкция семитизации». Дейтонский университет - философский факультет. Международный журнал эфиопских исследований. Издательство Цехай. 1: 1–19 - через JSTOR.
    24. ^Алему, Дэниел Э. (2007). «Переосмысление рога». Африканский ренессанс. 4 (1): 56–64 - через Ingenta.
    25. ^ Улиг, Зигберт, изд. Энциклопедия Aethiopica, "Ge'ez" (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2005), стр. 732.
    26. ^ Мунро-Хай, Аксум, с. 57.
    27. ^Панкхерст, Ричард К. П. (17 января 2003 г.). "Давайте посмотрим через Красное море I". Аддис Трибьюн. Архивировано из оригинала 30 августа 2006 г.
    28. ^Джабал Любайш, Geoview.info, извлечено 11.01.2018
    29. ^ Улиг, Зигберт, изд. Энциклопедия Aethiopica ;: D-Ha. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005. pp. 949.
    30. ^Munro-Hay. Аксум, с. 72.
    31. ^Кертис, Мэтью С. (2002). «Взаимодействие древних через Южное Красное море: культурный обмен и сложные общества в 1-м тысячелетии до нашей эры». Красное море Торговля и путешествия. Оксфорд: Археопресс. п. 60. ISBN 978-1841716220.
    32. ^Ирвин, А. К. (1965). «О личности Хабашата в южноаравийских надписях». Журнал семитских исследований. 10(2): 178–196. doi : 10.1093 / jss / 10.2.178.
    33. ^Стефан Венингер. "Äbäshat", Энциклопедия Aethiopica: D-Ha.
    34. ^Левин, Дональд (май 2000 г.). Великая Эфиопия: эволюция многонационального общества. Издательство Чикагского университета. п. 18. ISBN 9780226475615. Проверено 28 декабря 2016 г.
    35. ^Kebede, Messay (2003). «Евроцентризм и эфиопская историография: деконструкция семитизации». Дейтонский университет - философский факультет. Международный журнал эфиопских исследований. Издательство Цехай. 1 : 1–19 - через JSTOR.
    36. ^Алему, Дэниел Э. (2007). «Переосмысление рога». Африканский ренессанс. 4.1 : 56–64 - через Ingenta.
    37. ^Кухня, Андрей; Эрет, Кристофер; Ассефа, Шифероу; Маллиган, Конни Дж. (2009). «Байесовский филогенетический анализ семитских языков указывает на происхождение семитских языков на Ближнем Востоке в раннем бронзовом веке». Труды Королевского общества B: биологические науки. 276 (1668): 2703–2710. DOI : 10.1098 / rspb.2009.0408. PMC 2839953. PMID 19403539.Байесовский филогенетический анализ семитских языков определяет происхождение семитских языков в раннем бронзовом веке на Ближнем Востоке.
    38. ^Стюарт Манро-Хей, Аксум: африканская цивилизация позднего периода Античность. Эдинбург: University Press, 1991, стр. 57f.
    39. ^Для обзора этого влияния см. Уллендорф, Эфиопия и Библия, стр. 73 и далее.
    40. ^Хенце, Пол Б. (2000). Слои времени, история Эфиопии. Нью-Йорк: Пэлгрейв. п. 37. ISBN 978-0-312-22719-7.
    41. ^«Язык геэз». Британская энциклопедия.
    42. ^*Metalogicon, Volumes 12-13. L.E.R. 1999. с. 36.. *Уллендорф, Эдвард (1955). Семитские языки Эфиопии: сравнительная фонология. Taylor's (Foreign) Press. п. 45.. *Динянконов Игорь Михайлович (1965). Семито-хамитские языки: классификационное эссе. Наука, Центральный отдел восточной литературы. п. 12.
    43. ^Игорь Михайлович Дзинаньконов Семито-хамитские языки: классификационный очерк - Google Книги » : Наука, Центральный отдел восточной литературы, (1965), стр. 12
    44. ^Майкл Клейнер (2004). Верена Бёлль (ред.). Studia Aethiopica - Была ли группа Гамбо группой гафатов? Обсуждения более тонкого аспекта эфиопской этноистории. Отто Харрасовиц Верлаг. Стр. 154. ISBN 978-3447048910. Проверено 29 октября 2016 г.
    45. ^Роберт Хетцрон Эфиопский семит: исследования по классификации - Интернет-архив » : Manchester University Press, 1972 p. 6.
    46. ^Нехемия Левцион, Рэндалл Поуэлс История ислама в Африке - Google Книги » Архивировано 16 января 2017 г. на Wayback Machine Ohio University Press, 2000. стр. 228.
    47. ^Джордж Винн Бретон Хантингфорд Историческая география Эфиопии: от первого века нашей эры до 1704 года - Google Книги » Британская академия, 1989. стр. 78.
    48. ^ Джавинс, Мари. «Еда и питье в Эфиопии». Архивировано 31 января 2013 г. на Wayback Machine Gonomad.com Архивировано 28 мая 2014 г. на Wayback Machine. По состоянию на июль 2011 г.
    49. ^Selam Soft, "ሥጋ" Архивировано 2013-06-28 в Archive.today, Amharic-English Dictionary ', 4 / 30/13
    50. ^Селам Софт, "ዶሮ", Амхарско-английский словарь ', 30.04.13
    51. ^Селам Софт, "ዓሣ" Архивировано 2013-06-28 at Archive.today, Amharic-English Dictionary ', 30.04.13
    52. ^Selam Soft, "'በግ Архивировано 2013-06-28 at Archive.today, Amharic-English Dictionary ', 30.04.13
    53. ^Selam Soft, "ክክ" Архивировано 2013-06-28 в Archive.today, Амхарско-английский словарь ', 30.04.13
    54. ^Selam Soft, "ምስር" Архивировано 2013 -06-28 в Archive.today, Amharic-English Dictionary ', 30.04.13
    55. ^Selam Soft, "ድንች" Архивировано 2013- 08-03 at Archive.today, Amharic-English Dictionary ', 30.04.13
    56. ^Пол Б. Хенце, Layers of Time: a history of Ethiopia (New York: Palgrave, 2000), стр. 12 и примечание
    57. ^Путешествия и отдых, том 36, 2006 г. «Женщина со своим хайом. заплетенные в тугие косы и одетые в хабеша кемис - белое платье до щиколотки с замысловатой вышивкой - приходили к каждому из нас с серебряным чайником с теплой водой и серебряным тазом для мытья рук ».
    58. ^Лиза Л. Шуновер, 2012, Бабочка Индиго, стр.114
    59. ^Джанет Джеймс Грязное белье: мемуары. 2006, стр. 89.
    60. ^http://www.kebranegast.com Архивировано 2011-11-10 на Wayback Machine Кебра Негаст
    61. ^Монро, Элизабет (2001). История Эфиопии. Лондон: Саймон Пабликейшнс. п. 40. ISBN 978-1-931541-62-6.
    62. ^Войт, Райнер (2016). «Язык, сценарий и общество в Аксумском царстве». Ityop̣is. Дополнительный выпуск II: 59–80.
    63. ^Брейер, Фрэнсис (2016). «Древнеегипетская этимология шабашата« Абессиния »». Ityop̣is. Дополнительный выпуск II: 8–18.

    Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/ frd / cs /.

    Последняя правка сделана 2021-05-22 10:06:55
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте