Железнодорожные линии Харлеммермера (Голландский : Haarlemmermeerspoorlijnen) - это бывшая сеть железнодорожных линий в районе между Харлем, Амстердам, Утрехт и Лейден. Несмотря на название, они не все путешествовали по территории, на которой раньше находилось озеро Харлеммермер, прежде чем оно было углублено.
Первые планы железнодорожных линий через польдер Харлеммермер были представлены в 1864 году мэром Амерсфортом, через двенадцать лет после углубления озера и создания польдера.. Однако ни один из планов не был выполнен. В 1898 году была основана компания HESM (Hollandsche Electrische-Spoorweg-Maatschappij, «Голландская электрическая железнодорожная компания») с целью строительства электрических железных дорог в регионе между районом к югу от Амстердама и Харлемом. После того, как HSM выкупила акции, планы были изменены, и это привело, в конце концов, к созданию местной сети паровых железных дорог.
Линии построены HESM. Несмотря на название, включающее термин «электрические», линии никогда не были электрифицированы. Пассажирские перевозки обслуживали только паровозы.
Первые линии открылись в 1912 году, намного позже, чем планировалось изначально, почти через полвека после того, как были составлены первые планы. Линии пролегали на участке между Амстердам, Харлем, Лейден, Альфен-ан-ден-Рейн и Ньиверслюис и были открыты между 1912 и 1918. Из-за депрессии 1930-х годов различные очереди были закрыты всего через два десятилетия. Только линии Amsterdam Haarlemmermeerstation - Amstelveen - Aalsmeer и Bovenkerk - Uithoorn - Nieuwersluis остались в эксплуатации для пассажирских и грузовых перевозок.
Последний пассажирский поезд ходил в 1950 году. В 1972 году линии были закрыты для грузовых перевозок, за исключением маршрута Амстердам - Уитхорн, который оставался в эксплуатации с 1976 по 1981 год для перевозки строительных материалов для нового Схипхоллин. (который изначально не имел связи с остальной частью национальной железнодорожной сети) и Uithoorn - Nieuwersluis, который оставался в эксплуатации до 1986 года, для компании по сносу Koek в Mijdrecht, где голландские железные дороги снесли много оборудования.
Между тем все линии были выкопаны, за исключением линии Амстердам - Амстелвен - Бовенкерк, которая была электрифицирована в период с 1975 по 1997 год и используется Амстердамским музеем электрических трамваев.
Во многих местах до сих пор сохранились остатки дамб, а различные станции и остановки до сих пор узнаваемы и используются в качестве жилых домов, в том числе станции в Амстердаме, Амстелвине, Алсмеере, Уитхорне, Хофддорпе, Мидрехте, Ньиввене, Вилнисе и Арландервене..
В сентябре 2004 г. линия легкорельсового транспорта Амстелвин была продлена от Поортвахтер до Вествейк и использовалась старая железнодорожная дамба старой линии Бовенкерк – Уитхорн на западном повороте. из Spinnerij к югу от Вествейка. Существуют планы продлить линию Амстелвин до Уитхорна. В Уитхоорне часть старой железнодорожной дамбы используется как полоса для автобусов. Южнее части железнодорожной дамбы использовались в качестве полосы проезда для новых провинциальных автомагистралей.
Станция Хофддорп около 1912 года
Станция Лейден-Херензингель около 1912 года
Станция Амстердам Харлеммермер
Станция Алсмер
Станция Амстелвин
остановка Де Квакель
Станция Uithoorn
Станция Vijhuizen
остановка Rijksstraatweg
Табличка станции Aarlanderveen