Хатха-йога - ветвь йоги. Санскритское слово हठ haha буквально означает «сила» и, таким образом, относится к системе физических техник.
В Индии хатха-йога связана в популярной традиции с йогами Натха-сампрадаи через своего традиционного основателя. Матсиендранатх. Почти все хатхайогические тексты принадлежат натхам сиддхам, а самые важные приписываются ученику Матсиендранатха, Горакхнатху или Горакшанатху. Матсиендранатх, также известный как Минанатх или Минапа в Тибете, почитается как святой на обоих языках Hind u и буддийские школы тантры и хатха-йоги. Однако Джеймс Мэллинсон связывает хатха-йогу с Дашанами Сампрадаей и мистической фигурой Даттатрейи. Согласно Даттатрея Йога Шастра, существует две формы хатха-йоги: одна практикуется Яджнявалкья и состоит из восьми частей аштанга-йоги, а другая практикуется Капилой состоящий из восьми мудр.
В настоящее время самый старый датированный текст для описания хатха-йоги, XI век н.э. Амритасиддхи, происходит из тантрической буддийской среды. Самые старые тексты, использующие терминологию хатхи, также относятся к ваджраяне буддийским. Более поздние тексты хатха-йоги перенимают практики хатха-йоги мудры в систему шайва, объединяя их с методами лайайоги, которые сосредоточены на воспитании куналини через энергетические каналы и чакры.
В 20-м веке развитие хатха-йоги, уделяя особое внимание асанам (физические позы), стало популярным во всем мире. мир как форма физических упражнений. Эта современная форма йоги теперь широко известна просто как «йога».
Согласно индологу Джеймсу Маллинсону, некоторые Техники хатха-йоги можно проследить, по крайней мере, до I века н.э. в таких текстах, как санскритский эпос (индуизм) и палийский канон (буддизм). Палийский канон содержит три отрывка, в которых Будда описывает прижатие языка к нёбу с целью контроля голода или ума, в зависимости от отрывка. Однако нет никаких упоминаний о том, что язык вставляется в носоглотку, как в истинном кхекари мудра. Будда также использовал позу, в которой на промежность давят пяткой, аналогично современным позам, используемым для стимуляции Кундалини. В сутте Махасаччака (MN 36) Будда упоминает, как физические практики, такие как различные медитации на задержку дыхания, не помогли ему «достичь большего совершенства в благородном знании и прозрении, превосходящих человеческие условия». Попробовав их, он затем нашел другой путь к просветлению.
Согласно Берчу, самые ранние упоминания о хатха-йоге, в частности, взяты из буддийских текстов, в основном тантрических работ, начиная с 8-го века и далее, таких как комментарий Вималапрабхи Пухарики к Калачакратантра. В этом тексте хатха-йога определяется в контексте тантрического сексуального ритуала:
когда бессмертный момент не возникает, потому что дыхание безудержно [даже], когда образ виден посредством отхода ( пратьяхара ) и другие (вспомогательные средства йоги, т.е. дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмрити и самадхи ), затем, принудительно (хатена) заставив дыхание течь в центральном канале посредством практики нада, которая вот-вот будет объяснена, [йог] должен достичь бессмертного момента, сдерживая бинду бодхичитты [т.е. сперма] в ваджре [т.е. пенис], когда он находится в лотосе мудрости [т.е. влагалище].
Хотя фактические способы практики не указаны, принудительное дыхание в центральный канал и ограничение бинду являются центральными чертами более поздних текстов о практике хатха-йоги. Другие авторы ставят под сомнение связь между тантрой и хатха-йогой.
Примерно в 11 веке некоторые техники, связанные с хатха-йогой, начинают описываться в ряде ранних текстов. Целями этих практик были сиддхи (сверхъестественные силы, такие как левитация) и мукти (освобождение). Джеймс Мэллинсон приводит список того, что он называет «ранним» работы по хатха-йоге, которые он противопоставляет более поздним «классическим» работам, таким как Хатхапрадипика :
Самая ранняя хатха-йога. Методы Амритасиддхи, Даттатрейайогашастры и Вивекамартаны используются для подъема и сохранения бинду (семя, а у женщин раджас - менструальная жидкость), которая рассматривалась как физическая сущность жизни, которая постоянно капала с головы и быть потерянным. Эту жизненную сущность также иногда называют амрита (нектар бессмертия). Эти техники были направлены на то, чтобы либо физически обратить этот процесс (с помощью перевернутых поз, таких как випаритакарани ), либо использовать дыхание, чтобы заставить бинду двигаться вверх через центральный канал.
В отличие от них, ранние Натх работает аналогично Горакшашатаки, а Йогабиджа обучают йоге, основанной на подъёме Кундалини (через шактичалани мудру). В этих ранних текстах это называется не хатха-йогой, а Лайайогой («йога растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как «Вивекамарта», можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги, предназначенных для сохранения бинду. Затем, в более поздних текстах Натха, а также в текстах Шакта, принятие хатха-йоги более развито и сосредоточено исключительно на подъеме Кундалини без упоминания бинду.
Мэллинсон рассматривает эти более поздние тексты как продвижение универсалистской йоги, доступной для всех, без необходимости изучать метафизику санкхья-йоги или сложный эзотеризм Шайва-тантры. Вместо этого эта «демократизация йоги» привела к обучению этим техникам всех людей «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных атрибутах или сектантских инициациях».
Хатхайогапрадипика - один из самых влиятельных текстов хатха-йоги. Он был составлен Святмарамой в 15 веке нашей эры на основе более ранних текстов хатха-йоги. Эти ранние тексты были ориентированы на веданту или недвойственную шайву. От обоих Хатха Йога Прадипика заимствовала философию недвойственности (адвайта). По словам Джеймса Мэллинсона, эта опора на недвойственность помогла хатха-йоге процветать в средневековый период, поскольку недвойственность стала «доминирующим сотериологическим методом в научном религиозном дискурсе в Индии»
Хатха. Йога Прадипика перечисляет 35 великих йога сиддхов, начиная с Ади Натха (индуистского бога Шивы), за которым следуют Матсиендранатх и Горакшанатх. Он включает информацию о шаткарме (шести актах самоочищения), 15 асанах (позы: сидя, лежа и не сидя), пранаяме (дыхание) и кумбхака (задержка дыхания), мудры (усвоенные энергетические практики), медитация, чакры (центры энергии), кундалини, наданусандхана (концентрация на внутреннем звуке.) и другие темы.
Хатха-йога-прадипика - самый известный и наиболее широко используемый текст по хатха-йоге. Он состоит из 389 шлок (стихов) в четырех главах:
Пост-хатхапрадипика Тексты по Хатха-йоге включают:
Согласно Мэллинсону, хатха-йога была широким движением в индийских традициях, открыто доступным каждому:
Хатха-йогу, как и другие методы йоги, могут практиковать все, независимо от пола, касты, класса или вероисповедания. Во многих текстах прямо говорится, что только практика ведет к успеху. Сектантская принадлежность и философские наклонности не имеют значения. Тексты хатха-йоги, за некоторыми исключениями, не включают учений по метафизике или сектантским практикам.
Хатха-йога представляла собой тенденцию к демократизации идей йоги и религии, аналогичную движению бхакти. Это устранило необходимость «либо аскетического отречения, либо священнических посредников, ритуальных принадлежностей и сектантских посвящений». Это привело к его широкой исторической популярности в Индии. Позже, в 20-м веке, утверждает Мэллинсон, это отделение хатха-йоги от религиозных аспектов и демократический доступ к хатха-йоге позволили ей распространиться по всему миру.
Однако между 17-м и 19-м веками различные города Индуистские и мусульманские элиты и правящие классы относились к йогам с насмешкой. Их преследовали во время правления Аурангзеба ; на этом закончился долгий период религиозной терпимости, который определил правление его предшественников, начиная с Акбара, который, как известно, учился у йогов и других мистиков. Хатха-йога оставалась популярной в сельских районах Индии. Негативное впечатление на хатха-йогов продолжалось в эпоху британского колониального правления. Согласно Марку Синглтону, этот исторический негатив и колониальная антипатия, вероятно, побудили Свами Вивекананда провести решительное различие между «просто физическими упражнениями хатха-йоги» и «высшим духовным путем раджа-йоги». ". Это обычное пренебрежение со стороны официальных лиц и интеллектуалов замедлило изучение и принятие хатха-йоги.
Хорошо известной школой хатха-йоги 20-го века является Общество божественной жизни, основанное Свами Шивананда из Ришикеша (1887–1963) и его многочисленные ученики, включая, среди прочего, Свами Вишну-девананда - основатель международных Центров веданты Шивананда йоги ; Свами Сатьянанда - из Бихарской школы йоги ; и Свами Сатчидананда из Интегральная йога. Бихарская школа йоги была одним из крупнейших центров подготовки учителей хатха-йоги в Индии, но мало известна в Европе и Америке.
Теос Казимир Бернар в 1943 году описал традиционную хатха-йогу как духовный путь, Хатха-йога: отчет о личном опыте - это редкое представление о том, как эти практики, известные из средневековых документов, таких как Хатха-йога Прадипика, на самом деле работали.
Йога как упражнение, типичное для Запада, находилась под сильным влиянием Свами Кувалайананды и его ученика Тирумалая Кришнамачарья, которые преподавали с 1924 года до своей смерти в 1989. И Кувалаянанда, и Кришнамачарья объединили асаны из хатха-йоги с гимнастическими упражнениями из физической культуры того времени, отбросив большую часть своей релевантности. благих аспектов, чтобы развить плавный стиль физической йоги, в котором мало или совсем не уделяется внимания духовным целям хатха-йоги. Среди учеников Кришнамачарьи, выдающихся в популяризации йоги на Западе, были К. Паттабхи Джойс известен популяризацией энергичного стиля Аштанга Виньяса Йоги, Б. К. С. Айенгар, который подчеркивал выравнивание и использование опор в Йоге Айенгара, Индра Деви и сын Кришнамачарьи Т. К. В. Десикачар. Школы, связанные с Кришнамачарьей, стали широко известны в западном мире. Примеры других фирменных форм йоги, с некоторыми противоречиями, которые используют хатха-йогу, включают анусара-йогу, бикрам-йогу, интегральную йогу, дживамукти. Йога, Кундалини-йога, Крипалу-йога, Крия-йога, Шивананда-йога и Вини-йога. Примерно после 1975 года техники йоги становятся все более популярными во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Практика хатха-йоги включает множество элементов, как поведенческих, так и практических. В текстах хатха-йоги говорится, что успешный йог имеет определенные характеристики. В разделе 1.16 «Хатха-йога прадипики», например, говорится, что этими характеристиками являются утсаха (энтузиазм, сила духа), сахаса (смелость), дхаирья (терпение), гьяна таттва (сущность знания), нишчайа (решимость, решимость) и тьяга ( уединение, отречение).
В западной культуре хатха-йога обычно понимается как асаны, и ее можно практиковать как таковую. В индийских и тибетских традициях хатха-йога - это намного больше. Он выходит далеко за рамки сложной системы физических упражнений и объединяет идеи этики, диеты, очищения, пранаямы (дыхательные упражнения), медитации и системы духовного развития йога.
Тексты хатха-йоги делают основной упор на mitahara, что означает «умеренная диета» или «умеренное питание». Например, разделы 1.58–1.63 и 2.14 Хатха Йога Прадипики и разделы 5.16–5.32 Гхеранда самхиты обсуждают важность правильного питания для тела. Они связывают пищу, которую человек ест, и его пищевые привычки, чтобы сбалансировать тело и получить максимальную пользу от практики хатха-йоги. Еда, утверждает Гхеранда-самхита, является формой поклонения храму тела, как если бы человек выражал привязанность к богам. Точно так же разделы 3.20 и 5.25 текста Шива-самхиты по хатха-йоге включают митахару как неотъемлемую часть целостной практики хатха-йоги.
Стих 1.57 Хатха-йоги прадипики утверждает, что брахмачари, практикующий Митахара в сочетании с тьяга (отречение, одиночество) «достигает успеха в своих исследованиях и усилиях в течение полугода».
Стихи с 1.57 по 1.63 критического издания Хатха Йога Прадипика предполагают, что тяга к вкусу не должна влиять на пищевые привычки, скорее, лучшая диета - это такая, которая вкусна, питательна и приятна, а также достаточна для удовлетворения потребностей тела и внутренней сущности. Он рекомендует «есть только тогда, когда вы голодны» и «не переедать и не есть, чтобы полностью насытить желудок; лучше оставить четверть порции пустой и заполнить три четверти качественной едой и свежей водой».
Согласно Согласно другому тексту Хатха-йоги, Горакша Сатака, соблюдение контролируемой диеты - одна из трех важных частей полной и успешной практики. В тексте нет подробностей или рецептов. Текст гласит, согласно Мэллинсону, «еда должна быть елейной и сладкой», нельзя переедать и останавливаться, когда еще немного голоден (оставьте четверть желудка пустым), и все, что вы едите, должно доставить удовольствие Шива.
Хатха-йога учит различным этапам очищения внутреннего тела с консультациями учителя йоги. Его тексты различаются по специфике и количеству методов очищения - от простых гигиенических практик до особых упражнений, таких как изменение направления потока семенной жидкости. Самый распространенный список называется шаткарма, или шесть очищающих действий: дхаути (очищение зубов и тела), басти (очищение мочевого пузыря), нети (очистить носовые ходы), тратака (очистить глаза), наули (массаж живота) и капалабхати (очистить мокроту). Фактическая процедура очищения варьируется в зависимости от текста хатха-йоги: некоторые предлагают мытье водой, а другие описывают использование очищающих средств, таких как ткань.
Prāṇāyāma состоит из двух санскритских слов prāa (प्राण, дыхание, жизненная энергия, жизненная сила) и āyāma (आयाम, сдерживание, расширение, растяжение).
Некоторые тексты по хатха-йоге учите дыхательным упражнениям, но не называйте их пранаямой. Например, в Гхеранда-самхите в разделе 3.55 это называется Гхатавастха (состояние сосуда). В других случаях термин Кумбхака или Прана-самродха заменяет Пранаяму. Независимо от номенклатуры, правильное дыхание и использование дыхательных техник во время позы - это основа хатха-йоги. В его текстах говорится, что правильные дыхательные упражнения очищают и уравновешивают тело.
Пранаяма - одна из основных практик хатха-йоги, которая в ее основных текстах фигурирует как одна из конечностей независимо от того, является ли общее количество преподаваемых конечностей одинаковым. четыре и более. Это практика сознательного регулирования дыхания (вдох и выдох), концепция, разделяемая всеми школами йоги.
Это делается несколькими способами: вдох и затем приостановка выдоха на время, выдох и затем остановка вдоха. на время, замедляя вдох и выдох, сознательно изменяя время / длину дыхания (глубокое, короткое дыхание), комбинируя их с определенными сфокусированными мышечными упражнениями. Пранаяма или правильное дыхание - неотъемлемая часть асан. Согласно разделу 1.38 Хатха-йоги прадипики, Сиддхасана - наиболее подходящая и самая легкая поза для изучения дыхательных упражнений.
В различных текстах хатха-йоги пранаяма обсуждается по-разному. Например, хатха-йога прадипка в разделе 2.71 объясняет это как тройную практику: речака (выдох), пурака (вдох) и кумбхака (задержка). В тексте говорится, что во время выдоха и вдоха движутся три вещи: воздух, прана и мысли йога, и все три неразрывно связаны. Это кумбхака, в которой возникает покой и растворение. Текст делит кумбхаку на два вида: сахита (поддерживаемая) и кевала (полная). Сахита-кумбхака подразделяется на два типа: задержка с вдохом и задержка с выдохом. Затем каждая из этих единиц дыхания комбинируется в различных комбинациях, продолжительности, осанке и целевых мышечных упражнениях, полагая, что они аэрируют и способствуют притоку крови к целевым областям тела.
Перед тем как приступить к практике йоги, изложите тексты хатха-йоги, йог должен найти подходящее место для практики йоги. Это место должно быть вдали от всех отвлекающих факторов, желательно в матике (уединенном месте), вдали от падающих камней, огня и подвижной влажной поверхности.
Санскритское название | Английский | Image | Гхеранда Самхита. стих № | Хатха Йога Прадипика. стих № | Шива Самхита. стих № |
---|---|---|---|---|---|
Бхадрасана | Удачливый | 2.9-10 | 1.53-54 | Отсутствует | |
Бхуджангасана | Змей | 2.42-43 | Отсутствует | Отсутствует | |
Дханурасана | Лук | 2,18 | 1,25. (отклонение) | Отсутствует | |
Гарунасана | Орел | 2,37 | Отсутствует | Отсутствует | |
Гомукхасана | Коровья морда | 2,16 | 1,20 | Отсутствует | |
Горакшасана | Пастух | 2,24-25 | 1.28-29 | 3.108-112 | |
Гуптасана | Секрет | 2.20 | Отсутствует | Отсутствует | |
Куккутасана | Петух | 2,31 | 1,23 | Отсутствует | |
Курмасана | Черепаха | 2,32 | 1,22 | Отсутствует | |
Макарас ана | Крокодил | 2,40 | Отсутствует | Отсутствует | |
Мандукасана | Лягушка | 2,34 | Отсутствует | Отсутствует | |
Матсьясана | Рыба | 2,21 | Отсутствует | Отсутствует | |
Матсиендрасана | Повелитель рыб | 2,22-23 | 1,26- 27 | Отсутствует | |
Маюрасана | Павлин | 2.29-30 | 1.30-31 | Отсутствует | |
Муктасана | Свобода | 2.11 | Отсутствует | Отсутствует | |
Падмасана | Лотос | 2,8 | 1,44-49 | 3,102-107 | |
Пашчимоттанасана | Наклон вперед сидя | 2,26 | 1: 30-31 | Отсутствует | |
Санкатасана | Сжато | 2,28 | Отсутствует | Отсутствует | |
Шалабхасана | Саранча. (Кузнечик) | 2.39 | Отсутствует | Отсутствует | |
Шавасана | Труп | 2,19 | 1,34 | Отсутствует | |
Сиддхасана | Выполнено | 2,7 | 1,35-43 | 3,97-101 | |
Ситхасана | Лев | 2,14-15 | 1,50-52 | Отсутствует | |
Y ogasana | Союз | 2.44-45 | Отсутствует | Отсутствует | |
Свастикасана | Благоприятно | 2,13 | 1,19 | 3.113-115 | |
Тришасана | Бык | 2.38 | Отсутствует | Отсутствует | |
Уштрасана | Верблюд | 2.41 | Отсутствует | Отсутствует | |
Утканасана | Высший | 2,27 | Отсутствует | Отсутствует | |
Уттана Курмасана | Выросшая черепаха | 2.33 | 1.24 | Отсутствует | |
Уттана Мандукасана | Пышная лягушка | 2.35 | Отсутствует | Отсутствует | |
Ваджрасана | Тандерболт | 2,12 | Отсутствует | Отсутствует | |
Вирасана | Герой | 2,17 | Отсутствует | 3,21 | |
Врикшасана | Дерево | 2.36 | Отсутствует | Отсутствует |
Как только выбрано спокойное стабильное место, йог начинает выполнять упражнения позы, называемые асанами. Эти позы хатха-йоги бывают разных форм. Для новичка, как утверждает историк религии Мирча Элиаде, эти асаны неудобны, обычно трудны, вызывают тряску тела и, как правило, их невозможно удерживать в течение длительного периода времени. Однако при повторении и настойчивости по мере улучшения мышечного тонуса усилия уменьшаются, а осанка улучшается. Согласно текстам хатха-йоги, каждая поза становится идеальной, когда «усилие исчезает», человек больше не думает о позе и положении своего тела, нормально дышит во время пранаямы и может пребывать в медитации (анантасамапаттибхьям).
Асаны, обсуждаемые в разных текстах хатха-йоги, значительно различаются. В отличие от древних текстов йоги буддизма, индуизма и джайнизма, именно тексты хатха-йоги предоставляют пошаговую методологию того, как войти в асану. Например, индуистский текст «Гхеранда самхита» в разделе 2.8 описывает падмасану для медитации. Большинство асан вдохновлены природой, например, формой союза с симметричными, гармонично плавными формами животных, птиц или растений.
Согласно Мэллинсону, в самых ранних формулировках хатха-йога была средством повышения и сохранения бинду (семени), которое считалось одной из жизненных энергий. Двумя ранними техниками хатха-йоги для достижения этого были перевернутые позы, такие как Випарита Карани, известная как реверсивная, или чтобы заставить дыхание течь в центральный канал, который заставляет бинду подниматься вверх.
Однако, в более поздней хатха-йоге Каула визуализация Кудалини, поднимающегося через систему чакр, накладывается на более раннюю систему, ориентированную на бинду. Цель состояла в том, чтобы получить доступ к амрите (нектару бессмертия), находящейся в голове, которая впоследствии затопляет тело. Эта цель противоречит ранней цели хатха-йоги по сохранению бинду.
Текст Хатха-йоги прадипики посвящает почти треть своих стихов. Точно так же медитация обсуждается в других основных текстах хатха-йоги, таких как Шива-самхита и Гхеранда-самхита. Во всех трех текстах медитация является конечной целью всех подготовительных очищений, асан, пранаямы и других шагов. Цель этой медитации - осознать Нада- Брахман, или полное погружение и единение с Брахманом через внутренний мистический звук. По словам Гая Бека - профессора религиоведения, известного своими исследованиями йоги и музыки, хатха-йог на этой стадии практики ищет «внутреннего союза физических противоположностей» во внутреннем состоянии самадхи, то есть описывается текстами хатха-йоги в терминах божественных звуков и как союз с Нада-Брахманом в музыкальной литературе древней Индии.
Цели хатха-йоги в различных индийских традициях были такие же, как и в других разновидностях йоги. К ним относятся физические сиддхи (особые силы, телесные преимущества, такие как эффекты замедления старения, магические силы) и духовное освобождение (мокша, мукти). По словам Микеля Берли, некоторые сиддхи являются символическими отсылками к заветным сотериологическим целям индийских религий. Например, Вайю Сиддхи или «покорение воздуха» буквально означает подъем в воздух, как при левитации, но, вероятно, имеет символическое значение «состояния сознания в безбрежном океане космоса» или идеи «пустоты», найденные соответственно. в индуизме и буддизме.
Некоторые традиции, такие как Каула тантрическая секта индуизма и тантрическая секта Сахаджия в буддизме, преследовали более эзотерические цели, такие как алхимия (Нагарджуна, Карпита), магия, калаванчана ( обман смерти) и паракайаправеша (проникновение в тело другого человека). Джеймс Мэллинсон, однако, не согласен и предполагает, что такие второстепенные практики далеки от основной цели йоги как средства освобождения в индийских религиях, основанного на медитации. Большинство исторических текстов хатха-йоги не придают значения сиддхи. Традиционная практика рассматривала погоню за магическими силами как отвлечение или препятствие на пути к высшей цели хатха-йоги - духовному освобождению, самопознанию или освобождению от перерождения, что индийские традиции называют мукти или мокшей.
Целями хатха-йоги, в своих ранних текстах были связаны с мумукшу (искатель освобождения, мокша). Более поздние тексты добавляли и экспериментировали с целями бубхукшу (искателя удовольствия, бхога).
Практика хатха-йоги была связана со снижением уровня хронической тазовой боли и улучшением качества жизни у женщин с эндометриозом.
Хатха-йога - это ветвь йоги. Он разделяет многочисленные идеи и доктрины с другими формами йоги, такими как более древняя система, которой учил Патанджали. Различия заключаются в добавлении некоторых аспектов и различном акценте на других аспектах. Например, пранаяма имеет решающее значение во всех йогах, но это основа хатха-йоги. Мудры и определенные идеи, связанные с кундалини, включены в хатха-йогу, но не упомянуты в «Йога-сутрах» Патанджали. Патанджали-йога считает асаны важными, но уделяет меньше внимания различным асанам, чем текстам хатха-йоги. Напротив, тексты хатха-йоги считают медитацию важной, но уделяют меньше внимания методологии медитации, чем йогу Патанджали.
Тексты хатха-йоги признают и ссылаются на йогу Патанджали, что свидетельствует о ее древности. Однако это признание, по сути, лишь мимолетное, поскольку они не предлагают серьезных комментариев или изложения системы Патанджали. Это говорит о том, что хатха-йога развивалась как ветвь более древней йоги. По мнению П.В. Кейн, йога Патанджали больше концентрируется на йоге ума, а хатха-йога - на теле и здоровье. Некоторые индуистские тексты не признают этого различия. Например, Йогататтва Упанишада учит системе, которая включает все аспекты йогасутр Патанджали, а также все дополнительные элементы практики хатха-йоги.
Викискладе есть материалы, связанные с Хатха-йогой. |