Хатха-йога

редактировать
Раздел йоги, сосредоточенный на физических техниках Компоненты Хатха-йоги включают Шаткармы (очищения, здесь Наули ), Асаны (позы, здесь Маюрасана, Поза Павлина), Мудры (манипуляции с жизненной энергией, здесь Випарита Карани ), Пранаяма (контроль дыхания, здесь Анулома Вилома ).

Хатха-йога - ветвь йоги. Санскритское слово हठ haha ​​буквально означает «сила» и, таким образом, относится к системе физических техник.

В Индии хатха-йога связана в популярной традиции с йогами Натха-сампрадаи через своего традиционного основателя. Матсиендранатх. Почти все хатхайогические тексты принадлежат натхам сиддхам, а самые важные приписываются ученику Матсиендранатха, Горакхнатху или Горакшанатху. Матсиендранатх, также известный как Минанатх или Минапа в Тибете, почитается как святой на обоих языках Hind u и буддийские школы тантры и хатха-йоги. Однако Джеймс Мэллинсон связывает хатха-йогу с Дашанами Сампрадаей и мистической фигурой Даттатрейи. Согласно Даттатрея Йога Шастра, существует две формы хатха-йоги: одна практикуется Яджнявалкья и состоит из восьми частей аштанга-йоги, а другая практикуется Капилой состоящий из восьми мудр.

В настоящее время самый старый датированный текст для описания хатха-йоги, XI век н.э. Амритасиддхи, происходит из тантрической буддийской среды. Самые старые тексты, использующие терминологию хатхи, также относятся к ваджраяне буддийским. Более поздние тексты хатха-йоги перенимают практики хатха-йоги мудры в систему шайва, объединяя их с методами лайайоги, которые сосредоточены на воспитании куналини через энергетические каналы и чакры.

В 20-м веке развитие хатха-йоги, уделяя особое внимание асанам (физические позы), стало популярным во всем мире. мир как форма физических упражнений. Эта современная форма йоги теперь широко известна просто как «йога».

Содержание

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Самые ранние текстовые ссылки
    • 1.2 Ранняя хатха-йога
    • 1.3 Классическая хатха-йога
      • 1.3.1 Хатхайогапрадипика
      • 1.3.2 Тексты пост-хатхапрадипики
    • 1.4 Современная эпоха
    • 1.5 Йога как упражнение
  • 2 Практика
    • 2.1 Правильная диета
    • 2.2 Правильное очищение тела
    • 2.3 Правильное дыхание
    • 2.4 Правильная осанка
    • 2.5 Кундалини
    • 2.6 Медитация
    • 2.7 Цели
  • 3 Отличия от йоги Патанджали
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Истоки

Самые ранние текстовые ссылки

тибетское изображение Туммо (чандали, внутреннее тепло), показывающее центральный канал, сушумну

Согласно индологу Джеймсу Маллинсону, некоторые Техники хатха-йоги можно проследить, по крайней мере, до I века н.э. в таких текстах, как санскритский эпос (индуизм) и палийский канон (буддизм). Палийский канон содержит три отрывка, в которых Будда описывает прижатие языка к нёбу с целью контроля голода или ума, в зависимости от отрывка. Однако нет никаких упоминаний о том, что язык вставляется в носоглотку, как в истинном кхекари мудра. Будда также использовал позу, в которой на промежность давят пяткой, аналогично современным позам, используемым для стимуляции Кундалини. В сутте Махасаччака (MN 36) Будда упоминает, как физические практики, такие как различные медитации на задержку дыхания, не помогли ему «достичь большего совершенства в благородном знании и прозрении, превосходящих человеческие условия». Попробовав их, он затем нашел другой путь к просветлению.

Согласно Берчу, самые ранние упоминания о хатха-йоге, в частности, взяты из буддийских текстов, в основном тантрических работ, начиная с 8-го века и далее, таких как комментарий Вималапрабхи Пухарики к Калачакратантра. В этом тексте хатха-йога определяется в контексте тантрического сексуального ритуала:

когда бессмертный момент не возникает, потому что дыхание безудержно [даже], когда образ виден посредством отхода ( пратьяхара ) и другие (вспомогательные средства йоги, т.е. дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмрити и самадхи ), затем, принудительно (хатена) заставив дыхание течь в центральном канале посредством практики нада, которая вот-вот будет объяснена, [йог] должен достичь бессмертного момента, сдерживая бинду бодхичитты [т.е. сперма] в ваджре [т.е. пенис], когда он находится в лотосе мудрости [т.е. влагалище].

Хотя фактические способы практики не указаны, принудительное дыхание в центральный канал и ограничение бинду являются центральными чертами более поздних текстов о практике хатха-йоги. Другие авторы ставят под сомнение связь между тантрой и хатха-йогой.

Ранняя хатха-йога

Примерно в 11 веке некоторые техники, связанные с хатха-йогой, начинают описываться в ряде ранних текстов. Целями этих практик были сиддхи (сверхъестественные силы, такие как левитация) и мукти (освобождение). Джеймс Мэллинсон приводит список того, что он называет «ранним» работы по хатха-йоге, которые он противопоставляет более поздним «классическим» работам, таким как Хатхапрадипика :

  • Амритасиддхи (11 век н.э.) - это самый ранний «исходный текст» для Хатха-йога и это тантрическая буддийская работа. Согласно Мэллинсону, первоначальный текст был составлен тантрическими буддистами и является самым ранним текстом, кодифицирующим практики хатхи. Текст учит махабандхе, махамудре и махаведхе, которые включают в себя позы тела и контроль дыхания как средство сохранения амриты или бинду (жизненной энергии) в голове («луна»). от капель по центральному каналу и ожогов от огня («солнца») в промежности. Текст также критикует Ваджраяну Божественную йогу как неэффективную. По словам Мэллисона, более поздние рукописи и издания этого текста затеняли или опускали буддийские элементы (например, божество Чиннамаста, которое появляется в самых ранних рукописях и изначально было буддийским божеством, появляющееся в индуистских произведениях только после 16-ый век). Однако из самой ранней рукописи ясно видно, что этот текст возник в среде буддистов Ваджраяны. Надпись в конце одной из рукописей Амритасиддхи приписывает текст Мадхавачандре или Авадхутачандре и, как говорят, «представляет учение Вирупакши». Согласно Маллисону, эта фигура, скорее всего, является буддистом махасиддха Вирупа.
  • Даттатрейайога-шастра, вайшнавский текст, вероятно составленный в 13 веке н.э., является самым ранним текстом, который обеспечил систематизированную форму хатха-йоги. Это также самый ранний текст хатха-йоги который упоминает свои техники йоги под названием хатха. Он учит восьмиступенчатой ​​йоге, идентичной восьми конечностям Патанджали, которые он приписывает Яджнавалкье и другим, а также восьми мудрам, которые, по его словам, были предприняты риши Капила и другие шиши. Даттатрейайогашастра учит махамудре, махабандхе, кхечаримудре, джаландхарабандхе, удиянабандхе <28улу>, мудре>, випаритакарани, ваджроли, амароли и сахаджоли.
  • Ви vekamārtaṇḍa, который является современником Dattātreyayogaśāstra, учит набхомудре (т.е. кхечаримудра ), махамудра, випаритакарани и три бандхи. Он также учит шести чакрам и поднятию Кундалини с помощью «огненной йоги» (вахнийогена).
  • Горакшашатаки, текст Натх, который также является современником Даттатрейайогашастры, учит шактичаланимудре («стимулирующий Сарасвати ») вместе с тремя бандхами. «Стимулировать Сарасвати» можно, оборачивая язык тканью и натягивая его, стимулируя богиню Кундалини, которая, как говорят, обитает на другом конце центрального канала. В этом тексте не упоминается о сохранении бинду, а просто говорится, что освобождение достигается путем управления умом посредством управления дыханием.
  • ̣ ārṅgadharapaddhati - это антология стихов по широкому кругу вопросов, собранных в 1363 году н.э., которые в своем описании хатха-йоги включают учения Даттатрейайогашастры о пяти мудрах.
  • Кхекаривидья учит только методу khecarīmudrā, который предназначен для того, чтобы дать человеку доступ к запасам амриты в теле и поднять Кундалини через шесть чакр.
  • Йогабиджа учит три бандхи и śakticālanīmudra («стимулирующие Сарасвати ») с целью пробуждения Кундалини.
  • Амараугхапрабодха описывает три бандхи, как в Амритасиддхи, но также добавляет подъем Кундалини.
  • Śivasamhitā - это текст недвойственности Шайва и Шривидья Шактизм. Он учит всем десяти мудрам, изложенным в более ранних трудах, а также различным практикам шакта, таким как повторение Шривидья мантрараджи. Он также учит йонимудре, особой позе шакта-йоги, и его цель - пробудить Кундалини, чтобы она пронзила различные лотосы и узлы, поднимаясь вверх по центральному каналу.

Самая ранняя хатха-йога. Методы Амритасиддхи, Даттатрейайогашастры и Вивекамартаны используются для подъема и сохранения бинду (семя, а у женщин раджас - менструальная жидкость), которая рассматривалась как физическая сущность жизни, которая постоянно капала с головы и быть потерянным. Эту жизненную сущность также иногда называют амрита (нектар бессмертия). Эти техники были направлены на то, чтобы либо физически обратить этот процесс (с помощью перевернутых поз, таких как випаритакарани ), либо использовать дыхание, чтобы заставить бинду двигаться вверх через центральный канал.

В отличие от них, ранние Натх работает аналогично Горакшашатаки, а Йогабиджа обучают йоге, основанной на подъёме Кундалини (через шактичалани мудру). В этих ранних текстах это называется не хатха-йогой, а Лайайогой («йога растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как «Вивекамарта», можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги, предназначенных для сохранения бинду. Затем, в более поздних текстах Натха, а также в текстах Шакта, принятие хатха-йоги более развито и сосредоточено исключительно на подъеме Кундалини без упоминания бинду.

Мэллинсон рассматривает эти более поздние тексты как продвижение универсалистской йоги, доступной для всех, без необходимости изучать метафизику санкхья-йоги или сложный эзотеризм Шайва-тантры. Вместо этого эта «демократизация йоги» привела к обучению этим техникам всех людей «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных атрибутах или сектантских инициациях».

Классическая хатха-йога

Хатхайогапрадипика

Хатхайогапрадипика - один из самых влиятельных текстов хатха-йоги. Он был составлен Святмарамой в 15 веке нашей эры на основе более ранних текстов хатха-йоги. Эти ранние тексты были ориентированы на веданту или недвойственную шайву. От обоих Хатха Йога Прадипика заимствовала философию недвойственности (адвайта). По словам Джеймса Мэллинсона, эта опора на недвойственность помогла хатха-йоге процветать в средневековый период, поскольку недвойственность стала «доминирующим сотериологическим методом в научном религиозном дискурсе в Индии»

Хатха. Йога Прадипика перечисляет 35 великих йога сиддхов, начиная с Ади Натха (индуистского бога Шивы), за которым следуют Матсиендранатх и Горакшанатх. Он включает информацию о шаткарме (шести актах самоочищения), 15 асанах (позы: сидя, лежа и не сидя), пранаяме (дыхание) и кумбхака (задержка дыхания), мудры (усвоенные энергетические практики), медитация, чакры (центры энергии), кундалини, наданусандхана (концентрация на внутреннем звуке.) и другие темы.

Хатха-йога-прадипика - самый известный и наиболее широко используемый текст по хатха-йоге. Он состоит из 389 шлок (стихов) в четырех главах:

  • Глава 1 с 67 стихами посвящена созданию надлежащей среды для йоги, этическим обязанностям йога и асанам (порам)
  • Глава 2 с 78 стихами посвящена пранаяме (дыхательные упражнения, контроль жизненной энергии внутри) и саткармани (очищение тела)
  • Глава 3, содержащая 130 стихов, обсуждает мудры и их преимущества.
  • Глава 4 со 114 стихами посвящена медитации и самадхи как пути личного духовного роста.

Тексты пост-хатхапрадипики

18 век йоги в Раджастхане

Пост-хатхапрадипика Тексты по Хатха-йоге включают:

  • Амараугхасасана: рукопись Шарада этого текста Хатха-йоги была скопирована в 1525 году нашей эры. Это примечательно тем, что фрагменты этой рукописи также были найдены возле Куча в Синьцзяне (Китай). В тексте обсуждается кхекаримудра, но она называется саранами.
  • Хатха Ратнавали : текст 17-го века, в котором говорится, что хатха-йога состоит из десяти мудр, восьми методов очищения, девяти кумбхак и 84 асан (по сравнению с 15 асанами Хатхапрадипики).. Текст также примечателен отказом от техники наданусандханы (внутреннего звука).
  • Хатхапрадипика Сиддхантамуктавали: текст начала 18-го века, который расширяет Хатхапрадипикш, добавляя практические идеи и цитаты к другим индийским текстам по йоге.
  • Гхеранда-самхита : текст 17 или 18 века, в котором хатха-йога представлена ​​как «гхатастха-йога», согласно Мэллинсону. В нем представлены 6 методов очищения, 32 асаны, 25 мудр и 10 пранаям. Это один из наиболее энциклопедических текстов по хатха-йоге.
  • Джогапрадипика : текст XVIII века на языке брадж, написанный Рамананди Джаятарамой, который представляет хатха-йогу просто как «йогу». В нем представлены 6 методов очищения, 84 асаны, 24 мудры и 8 кумбхак.

Современная эпоха

Согласно Мэллинсону, хатха-йога была широким движением в индийских традициях, открыто доступным каждому:

Хатха-йогу, как и другие методы йоги, могут практиковать все, независимо от пола, касты, класса или вероисповедания. Во многих текстах прямо говорится, что только практика ведет к успеху. Сектантская принадлежность и философские наклонности не имеют значения. Тексты хатха-йоги, за некоторыми исключениями, не включают учений по метафизике или сектантским практикам.

Хатха-йога представляла собой тенденцию к демократизации идей йоги и религии, аналогичную движению бхакти. Это устранило необходимость «либо аскетического отречения, либо священнических посредников, ритуальных принадлежностей и сектантских посвящений». Это привело к его широкой исторической популярности в Индии. Позже, в 20-м веке, утверждает Мэллинсон, это отделение хатха-йоги от религиозных аспектов и демократический доступ к хатха-йоге позволили ей распространиться по всему миру.

Однако между 17-м и 19-м веками различные города Индуистские и мусульманские элиты и правящие классы относились к йогам с насмешкой. Их преследовали во время правления Аурангзеба ; на этом закончился долгий период религиозной терпимости, который определил правление его предшественников, начиная с Акбара, который, как известно, учился у йогов и других мистиков. Хатха-йога оставалась популярной в сельских районах Индии. Негативное впечатление на хатха-йогов продолжалось в эпоху британского колониального правления. Согласно Марку Синглтону, этот исторический негатив и колониальная антипатия, вероятно, побудили Свами Вивекананда провести решительное различие между «просто физическими упражнениями хатха-йоги» и «высшим духовным путем раджа-йоги». ". Это обычное пренебрежение со стороны официальных лиц и интеллектуалов замедлило изучение и принятие хатха-йоги.

Хорошо известной школой хатха-йоги 20-го века является Общество божественной жизни, основанное Свами Шивананда из Ришикеша (1887–1963) и его многочисленные ученики, включая, среди прочего, Свами Вишну-девананда - основатель международных Центров веданты Шивананда йоги ; Свами Сатьянанда - из Бихарской школы йоги ; и Свами Сатчидананда из Интегральная йога. Бихарская школа йоги была одним из крупнейших центров подготовки учителей хатха-йоги в Индии, но мало известна в Европе и Америке.

Теос Казимир Бернар в 1943 году описал традиционную хатха-йогу как духовный путь, Хатха-йога: отчет о личном опыте - это редкое представление о том, как эти практики, известные из средневековых документов, таких как Хатха-йога Прадипика, на самом деле работали.

Йога как упражнение

Йога как упражнение получила распространение в различных формах, таких как Аштанга Виньяса Йога, Бикрам Йога, Йога Айенгара и Шивананда Йога.

Йога как упражнение, типичное для Запада, находилась под сильным влиянием Свами Кувалайананды и его ученика Тирумалая Кришнамачарья, которые преподавали с 1924 года до своей смерти в 1989. И Кувалаянанда, и Кришнамачарья объединили асаны из хатха-йоги с гимнастическими упражнениями из физической культуры того времени, отбросив большую часть своей релевантности. благих аспектов, чтобы развить плавный стиль физической йоги, в котором мало или совсем не уделяется внимания духовным целям хатха-йоги. Среди учеников Кришнамачарьи, выдающихся в популяризации йоги на Западе, были К. Паттабхи Джойс известен популяризацией энергичного стиля Аштанга Виньяса Йоги, Б. К. С. Айенгар, который подчеркивал выравнивание и использование опор в Йоге Айенгара, Индра Деви и сын Кришнамачарьи Т. К. В. Десикачар. Школы, связанные с Кришнамачарьей, стали широко известны в западном мире. Примеры других фирменных форм йоги, с некоторыми противоречиями, которые используют хатха-йогу, включают анусара-йогу, бикрам-йогу, интегральную йогу, дживамукти. Йога, Кундалини-йога, Крипалу-йога, Крия-йога, Шивананда-йога и Вини-йога. Примерно после 1975 года техники йоги становятся все более популярными во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах.

Практика

Практика хатха-йоги включает множество элементов, как поведенческих, так и практических. В текстах хатха-йоги говорится, что успешный йог имеет определенные характеристики. В разделе 1.16 «Хатха-йога прадипики», например, говорится, что этими характеристиками являются утсаха (энтузиазм, сила духа), сахаса (смелость), дхаирья (терпение), гьяна таттва (сущность знания), нишчайа (решимость, решимость) и тьяга ( уединение, отречение).

В западной культуре хатха-йога обычно понимается как асаны, и ее можно практиковать как таковую. В индийских и тибетских традициях хатха-йога - это намного больше. Он выходит далеко за рамки сложной системы физических упражнений и объединяет идеи этики, диеты, очищения, пранаямы (дыхательные упражнения), медитации и системы духовного развития йога.

Правильная диета

Тексты хатха-йоги делают основной упор на mitahara, что означает «умеренная диета» или «умеренное питание». Например, разделы 1.58–1.63 и 2.14 Хатха Йога Прадипики и разделы 5.16–5.32 Гхеранда самхиты обсуждают важность правильного питания для тела. Они связывают пищу, которую человек ест, и его пищевые привычки, чтобы сбалансировать тело и получить максимальную пользу от практики хатха-йоги. Еда, утверждает Гхеранда-самхита, является формой поклонения храму тела, как если бы человек выражал привязанность к богам. Точно так же разделы 3.20 и 5.25 текста Шива-самхиты по хатха-йоге включают митахару как неотъемлемую часть целостной практики хатха-йоги.

Стих 1.57 Хатха-йоги прадипики утверждает, что брахмачари, практикующий Митахара в сочетании с тьяга (отречение, одиночество) «достигает успеха в своих исследованиях и усилиях в течение полугода».

Стихи с 1.57 по 1.63 критического издания Хатха Йога Прадипика предполагают, что тяга к вкусу не должна влиять на пищевые привычки, скорее, лучшая диета - это такая, которая вкусна, питательна и приятна, а также достаточна для удовлетворения потребностей тела и внутренней сущности. Он рекомендует «есть только тогда, когда вы голодны» и «не переедать и не есть, чтобы полностью насытить желудок; лучше оставить четверть порции пустой и заполнить три четверти качественной едой и свежей водой».

Согласно Согласно другому тексту Хатха-йоги, Горакша Сатака, соблюдение контролируемой диеты - одна из трех важных частей полной и успешной практики. В тексте нет подробностей или рецептов. Текст гласит, согласно Мэллинсону, «еда должна быть елейной и сладкой», нельзя переедать и останавливаться, когда еще немного голоден (оставьте четверть желудка пустым), и все, что вы едите, должно доставить удовольствие Шива.

Правильное очищение тела

Хатха-йога учит различным этапам очищения внутреннего тела с консультациями учителя йоги. Его тексты различаются по специфике и количеству методов очищения - от простых гигиенических практик до особых упражнений, таких как изменение направления потока семенной жидкости. Самый распространенный список называется шаткарма, или шесть очищающих действий: дхаути (очищение зубов и тела), басти (очищение мочевого пузыря), нети (очистить носовые ходы), тратака (очистить глаза), наули (массаж живота) и капалабхати (очистить мокроту). Фактическая процедура очищения варьируется в зависимости от текста хатха-йоги: некоторые предлагают мытье водой, а другие описывают использование очищающих средств, таких как ткань.

Правильное дыхание

Сиддхасана рекомендуется для дыхательных упражнений Текст прадипики хатха-йоги.

Prāṇāyāma состоит из двух санскритских слов prāa (प्राण, дыхание, жизненная энергия, жизненная сила) и āyāma (आयाम, сдерживание, расширение, растяжение).

Некоторые тексты по хатха-йоге учите дыхательным упражнениям, но не называйте их пранаямой. Например, в Гхеранда-самхите в разделе 3.55 это называется Гхатавастха (состояние сосуда). В других случаях термин Кумбхака или Прана-самродха заменяет Пранаяму. Независимо от номенклатуры, правильное дыхание и использование дыхательных техник во время позы - это основа хатха-йоги. В его текстах говорится, что правильные дыхательные упражнения очищают и уравновешивают тело.

Пранаяма - одна из основных практик хатха-йоги, которая в ее основных текстах фигурирует как одна из конечностей независимо от того, является ли общее количество преподаваемых конечностей одинаковым. четыре и более. Это практика сознательного регулирования дыхания (вдох и выдох), концепция, разделяемая всеми школами йоги.

Это делается несколькими способами: вдох и затем приостановка выдоха на время, выдох и затем остановка вдоха. на время, замедляя вдох и выдох, сознательно изменяя время / длину дыхания (глубокое, короткое дыхание), комбинируя их с определенными сфокусированными мышечными упражнениями. Пранаяма или правильное дыхание - неотъемлемая часть асан. Согласно разделу 1.38 Хатха-йоги прадипики, Сиддхасана - наиболее подходящая и самая легкая поза для изучения дыхательных упражнений.

В различных текстах хатха-йоги пранаяма обсуждается по-разному. Например, хатха-йога прадипка в разделе 2.71 объясняет это как тройную практику: речака (выдох), пурака (вдох) и кумбхака (задержка). В тексте говорится, что во время выдоха и вдоха движутся три вещи: воздух, прана и мысли йога, и все три неразрывно связаны. Это кумбхака, в которой возникает покой и растворение. Текст делит кумбхаку на два вида: сахита (поддерживаемая) и кевала (полная). Сахита-кумбхака подразделяется на два типа: задержка с вдохом и задержка с выдохом. Затем каждая из этих единиц дыхания комбинируется в различных комбинациях, продолжительности, осанке и целевых мышечных упражнениях, полагая, что они аэрируют и способствуют притоку крови к целевым областям тела.

Правильная осанка

Перед тем как приступить к практике йоги, изложите тексты хатха-йоги, йог должен найти подходящее место для практики йоги. Это место должно быть вдали от всех отвлекающих факторов, желательно в матике (уединенном месте), вдали от падающих камней, огня и подвижной влажной поверхности.

Санскритское названиеАнглийскийImageГхеранда Самхита. стих №Хатха Йога Прадипика. стих №Шива Самхита. стих №
Бхадрасана УдачливыйБхадрасана.JPG 2.9-101.53-54Отсутствует
Бхуджангасана ЗмейБхуджангасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2.42-43ОтсутствуетОтсутствует
Дханурасана ЛукДханурасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,181,25. (отклонение)Отсутствует
Гарунасана ОрелГарудасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,37ОтсутствуетОтсутствует
Гомукхасана Коровья мордаГомукхасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,161,20Отсутствует
Горакшасана Пастух2,24-251.28-293.108-112
Гуптасана СекретБронзовая фигура Кашмира в Медитации Мальвины Хоффман Велком M0005215.jpg 2.20ОтсутствуетОтсутствует
Куккутасана ПетухYoga shaktipat kukkutasana by alexey baykov.jpg 2,311,23Отсутствует
Курмасана ЧерепахаКурмасана.jpg 2,321,22Отсутствует
Макарас ана КрокодилМакарасана Асана (Поза Крокодила).jpg 2,40ОтсутствуетОтсутствует
Мандукасана ЛягушкаБхекасана-лягушка.jpg 2,34ОтсутствуетОтсутствует
Матсьясана РыбаМатсьясана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,21ОтсутствуетОтсутствует
Матсиендрасана Повелитель рыбАрдха-Мат syendrasana Yoga-Asana Nina-Mel.jpg 2,22-231,26- 27Отсутствует
Маюрасана ПавлинПавлинья поза.jpg 2.29-301.30-31Отсутствует
Муктасана СвободаСаманасана.jpg 2.11ОтсутствуетОтсутствует
Падмасана ЛотосТануманаси в Медитации Лото Падмасана.JPG 2,81,44-493,102-107
Пашчимоттанасана Наклон вперед сидяPaschimottanasana.jpg 2,261: 30-31Отсутствует
СанкатасанаСжато2,28ОтсутствуетОтсутствует
Шалабхасана Саранча. (Кузнечик)Поза Саранчи.JPG 2.39ОтсутствуетОтсутствует
Шавасана ТрупShavasana.jpg 2,191,34Отсутствует
Сиддхасана ВыполненоСидхасана.JPG 2,71,35-433,97-101
Ситхасана ЛевСимхасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,14-151,50-52Отсутствует
Y ogasana Союз2.44-45ОтсутствуетОтсутствует
Свастикасана Благоприятно2,131,193.113-115
ТришасанаБык2.38ОтсутствуетОтсутствует
Уштрасана ВерблюдУстрасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2.41ОтсутствуетОтсутствует
Утканасана ВысшийУткатасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,27ОтсутствуетОтсутствует
Уттана КурмасанаВыросшая черепахаМистер-йога-перевернутая черепаха e.jpg 2.331.24Отсутствует
Уттана Мандукасана Пышная лягушка2.35ОтсутствуетОтсутствует
Ваджрасана ТандерболтВаджрасана.jpg 2,12ОтсутствуетОтсутствует
Вирасана ГеройВирасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2,17Отсутствует3,21
Врикшасана ДеревоВрикшасана Йога-Асана Нина-Мел.jpg 2.36ОтсутствуетОтсутствует

Как только выбрано спокойное стабильное место, йог начинает выполнять упражнения позы, называемые асанами. Эти позы хатха-йоги бывают разных форм. Для новичка, как утверждает историк религии Мирча Элиаде, эти асаны неудобны, обычно трудны, вызывают тряску тела и, как правило, их невозможно удерживать в течение длительного периода времени. Однако при повторении и настойчивости по мере улучшения мышечного тонуса усилия уменьшаются, а осанка улучшается. Согласно текстам хатха-йоги, каждая поза становится идеальной, когда «усилие исчезает», человек больше не думает о позе и положении своего тела, нормально дышит во время пранаямы и может пребывать в медитации (анантасамапаттибхьям).

Асаны, обсуждаемые в разных текстах хатха-йоги, значительно различаются. В отличие от древних текстов йоги буддизма, индуизма и джайнизма, именно тексты хатха-йоги предоставляют пошаговую методологию того, как войти в асану. Например, индуистский текст «Гхеранда самхита» в разделе 2.8 описывает падмасану для медитации. Большинство асан вдохновлены природой, например, формой союза с симметричными, гармонично плавными формами животных, птиц или растений.

Кундалини

взгляд хатха-йоги на тонкое тело и чакры.

Согласно Мэллинсону, в самых ранних формулировках хатха-йога была средством повышения и сохранения бинду (семени), которое считалось одной из жизненных энергий. Двумя ранними техниками хатха-йоги для достижения этого были перевернутые позы, такие как Випарита Карани, известная как реверсивная, или чтобы заставить дыхание течь в центральный канал, который заставляет бинду подниматься вверх.

Однако, в более поздней хатха-йоге Каула визуализация Кудалини, поднимающегося через систему чакр, накладывается на более раннюю систему, ориентированную на бинду. Цель состояла в том, чтобы получить доступ к амрите (нектару бессмертия), находящейся в голове, которая впоследствии затопляет тело. Эта цель противоречит ранней цели хатха-йоги по сохранению бинду.

Медитация

Текст Хатха-йоги прадипики посвящает почти треть своих стихов. Точно так же медитация обсуждается в других основных текстах хатха-йоги, таких как Шива-самхита и Гхеранда-самхита. Во всех трех текстах медитация является конечной целью всех подготовительных очищений, асан, пранаямы и других шагов. Цель этой медитации - осознать Нада- Брахман, или полное погружение и единение с Брахманом через внутренний мистический звук. По словам Гая Бека - профессора религиоведения, известного своими исследованиями йоги и музыки, хатха-йог на этой стадии практики ищет «внутреннего союза физических противоположностей» во внутреннем состоянии самадхи, то есть описывается текстами хатха-йоги в терминах божественных звуков и как союз с Нада-Брахманом в музыкальной литературе древней Индии.

Цели

Цели хатха-йоги в различных индийских традициях были такие же, как и в других разновидностях йоги. К ним относятся физические сиддхи (особые силы, телесные преимущества, такие как эффекты замедления старения, магические силы) и духовное освобождение (мокша, мукти). По словам Микеля Берли, некоторые сиддхи являются символическими отсылками к заветным сотериологическим целям индийских религий. Например, Вайю Сиддхи или «покорение воздуха» буквально означает подъем в воздух, как при левитации, но, вероятно, имеет символическое значение «состояния сознания в безбрежном океане космоса» или идеи «пустоты», найденные соответственно. в индуизме и буддизме.

Некоторые традиции, такие как Каула тантрическая секта индуизма и тантрическая секта Сахаджия в буддизме, преследовали более эзотерические цели, такие как алхимия (Нагарджуна, Карпита), магия, калаванчана ( обман смерти) и паракайаправеша (проникновение в тело другого человека). Джеймс Мэллинсон, однако, не согласен и предполагает, что такие второстепенные практики далеки от основной цели йоги как средства освобождения в индийских религиях, основанного на медитации. Большинство исторических текстов хатха-йоги не придают значения сиддхи. Традиционная практика рассматривала погоню за магическими силами как отвлечение или препятствие на пути к высшей цели хатха-йоги - духовному освобождению, самопознанию или освобождению от перерождения, что индийские традиции называют мукти или мокшей.

Целями хатха-йоги, в своих ранних текстах были связаны с мумукшу (искатель освобождения, мокша). Более поздние тексты добавляли и экспериментировали с целями бубхукшу (искателя удовольствия, бхога).

Практика хатха-йоги была связана со снижением уровня хронической тазовой боли и улучшением качества жизни у женщин с эндометриозом.

Отличия от Патанджали-йоги

Хатха-йога - это ветвь йоги. Он разделяет многочисленные идеи и доктрины с другими формами йоги, такими как более древняя система, которой учил Патанджали. Различия заключаются в добавлении некоторых аспектов и различном акценте на других аспектах. Например, пранаяма имеет решающее значение во всех йогах, но это основа хатха-йоги. Мудры и определенные идеи, связанные с кундалини, включены в хатха-йогу, но не упомянуты в «Йога-сутрах» Патанджали. Патанджали-йога считает асаны важными, но уделяет меньше внимания различным асанам, чем текстам хатха-йоги. Напротив, тексты хатха-йоги считают медитацию важной, но уделяют меньше внимания методологии медитации, чем йогу Патанджали.

Тексты хатха-йоги признают и ссылаются на йогу Патанджали, что свидетельствует о ее древности. Однако это признание, по сути, лишь мимолетное, поскольку они не предлагают серьезных комментариев или изложения системы Патанджали. Это говорит о том, что хатха-йога развивалась как ветвь более древней йоги. По мнению П.В. Кейн, йога Патанджали больше концентрируется на йоге ума, а хатха-йога - на теле и здоровье. Некоторые индуистские тексты не признают этого различия. Например, Йогататтва Упанишада учит системе, которая включает все аспекты йогасутр Патанджали, а также все дополнительные элементы практики хатха-йоги.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Хатха-йогой.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:17:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте