HMS Royal Sovereign (05)

редактировать
Линкор класса Revenge

HMS Royal Sovereign Royal Sovereign в Филадельфии, сентябрь 1943 г.
История
Соединенное Королевство
Имя :Royal Sovereign
Строитель:HM Dockyard, Портсмут
Стоимость:2 570 504 фунтов стерлингов
Заложено:15 января 1914 г.
Спущен на воду:29 апреля 1915 г.
Выполнен:май 1916 г.
Не используется:Передан в ВМФ СССР, 30 мая 1944 г.
Идентификация:Номер вымпела : 05
Советский Союз
Введен в эксплуатацию:30 мая 1944 г.
Переименовано:Архангельск
Судьба:Возвращение в Королевский флот, январь 1949 г.
Соединенное Королевство
Принято :январь 1949
Переименовано:Royal Sovereign
Fate:Scrapped, 1949
Общие характеристики (в исходном состоянии)
Класс и тип:Revenge-class линкор
Водоизмещение:
Длина:620 футов 7 дюймов (189,2 м)
Ширина:88 футов 6 дюймов (27,0 м)
Осадка:33 фута 7 дюймов (10,2 м) (глубокая нагрузка)
Установленная мощность:
Силовая установка:4 вала; 4 паровые турбины
Скорость:23 узлов (43 км / ч; 26 миль / ч)
Диапазон:7000 нм (13000 км; 8100 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Экипаж:1240 (1921)
Вооружение:
Броня:

HMS Royal Sovereign (вымпел с номером 05) был Revenge-class (также известный как Royal Sovereign и R-class) линкор из Royal Navy водоизмещением 29 970 длинных тонн (30 450 т) и вооруженный восемью 15-дюймовыми (381 мм) орудиями в четырех спаренных орудийных башнях. Заложен в январе 1914 г., спущен на воду в апреле 1915 г.; она была завершена в мае 1916 года, но не была готова к эксплуатации вовремя, чтобы участвовать в Ютландской битве в конце месяца. Она служила с Великим флотом до конца Первой мировой войны, но не принимала участия в боевых действиях. В начале 1930-х он был назначен на Мальту и базировался на Мальте.

В отличие от линкоров класса Queen Elizabeth, Royal Sovereign и ее сестры не модернизировались в межвоенный период. До начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года в его зенитную батарею были внесены лишь незначительные изменения. Отнесенный к Флоту метрополии, корабль до мая 1940 года выполнял охрану конвоев., когда она вернулась на Средиземноморский флот. Royal Sovereign присутствовала во время битвы при Калабрии в июле 1940 года, но ее низкая скорость помешала ей вступить в бой с итальянскими линкорами. К марту 1942 года он был назначен на Восточный флот в Индийском океане, но после рейда адмирала Нагумо Кидо Бутая корабль был отозван. в Восточную Африку для сопровождения конвоев. В январе 1944 года он вернулся в Великобританию, а в мае Королевский флот передал Royal Sovereign Советскому флоту, который переименовал его в Архангельск. Затем она сопровождала арктические конвои на Кольу до конца войны. Советский Союз вернул корабль в 1949 году, после чего его разобрали на лом.

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Вооружение
    • 1.2 Управление огнем
    • 1.3 Защита
    • 1.4 Самолет
  • 2 История службы
    • 2.1 Первая мировая война
    • 2.2 Межвоенный период
    • 2.3 Вторая мировая война
      • 2.3.1 Служба в ВМФ СССР
  • 3 Сноски
  • 4 Цитаты
  • 5 Ссылки

Описание

Иллюстрация HMS Revenge, как она появилась в 1916 году

Royal Sovereign имела общую длину 620 футов 7 дюймов (189,2 м), луч 88 футов 6 дюймов (27,0 м) и глубокая осадка 33 фута 7 дюймов (10 м). Он имел проектное водоизмещение 27 790 длинных тонн (28 240 т) и водоизмещение 31 130 длинных тонн (31 630 т) при глубокой нагрузке. Она была приведена в действие четырьмя паровыми турбинами Парсонс , использующими пар от восемнадцати работающих на жидком топливе котлов Babcock Wilcox. Турбины были рассчитаны на 40,000 лошадиных сил (29,828 кВт ) и максимальную скорость 21 узлов (38,9 км / ч ; 24,2 миль / ч ). Он имел дальность полета 7000 морских миль (12 964 км; 8 055 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (18,5 км / ч; 11,5 миль в час). В 1921 году ее экипаж насчитывал 1240 офицеров и рядовых. Стоимость Royal Sovereign по завершении строительства составила 2 570 504 фунтов.

Вооружение

Корабль был оборудован восемью заряжающими с казенной части (BL) 15-дюймовые (381-мм) орудия Mk I в четырех спаренных орудийных башнях, в двух парах сверхстрелов на носу и на корме надстройка, обозначенная буквами «A», «B», «X» и «Y» спереди назад. Двенадцать из четырнадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII были установлены в казематах вдоль борта судна миделя ; оставшаяся пара была установлена ​​на палубе укрытия и была защищена орудийными щитами. Ее зенитное вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) 20 цвт Mk I зенитных орудий.

В августе – сентябре 1924 г., 3-дюймовые орудия были заменены парой 4-дюймовых (102-мм) орудий Mk V QF. Во время переоборудования корабля в 1927–28 годах 6-дюймовые орудия с палубы убежища были сняты, а другая пара добавлены 4-дюймовые зенитные орудия. Они были заменены восемью 4-дюймовыми орудиями QF Mk XVI в сдвоенных башнях во время переоборудования Royal Sovereign в 1937–1938 годах. Пара восьмиствольных двухфунтовых «помпонов» была добавлена ​​в 1932 году рядом с воронкой, а два четырехствольных «помпона» были добавлены в начале 1942 года наверху. Башни типа «B» и «X». Десять 20-мм орудий Oerlikon были добавлены в 1941 году. Еще шесть были добавлены в 1943 году. Royal Sovereign изначально была оснащена четырьмя подводными 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами на бортовом борту, хотя задняя пара была удалена в 1932 году. Передняя пара также была снята в 1937–1938 годах, во время последнего довоенного ремонта корабля.

Управление огнем

Royal Sovereign было дополнено двумя директора управления огнем, оснащенные 15-футовыми (4,6 м) дальномерами. Один был установлен над боевой рубкой , защищен бронированным капюшоном, а другой находился в зоне подстроечной рубки над треногой фок-мачтой. Каждая башня была также оснащена 15-футовым дальномером. Основное вооружение также могло управляться башней X. Вторичное вооружение в основном контролировалось директорами, установленными с каждой стороны компасной платформы на фок-мачте, после того, как они были установлены в марте 1917 года. 30-футовый (9,1 м) дальномер заменил меньший, первоначально установленный в башне «X» в 1919 году. Точно так же еще один большой дальномер был установлен в башне «B» во время переоборудования корабля в 1921–1922 годах. Во время того же ремонта над мостиком был добавлен простой дальномер с большим углом.

Примерно в 1931 году директор High-Angle Control System (HACS) Mk I заменил дальномер с большим углом на пятнистая вершина. Во время переоборудования 1932 года на новых платформах были добавлены две позиции для двухфунтовых зенитных орудий, расположенные рядом и ниже начальника управления огнем в верхней части прицела. В период переоборудования 1937–1938 годов директор HACS Mark III заменил Mk I в подстроечной вершине, а другой был добавлен в кормовую башню управления торпедами. К 1942 году появилась РЛС предупреждения о воздушном движении Тип 279, РЛС обнаружения поверхности Тип 273, артиллерийская РЛС Тип 284 и две Тип 285 <60.>Установлены зенитные радары. К сентябрю 1943 года радар Тип 284 был заменен на улучшенный Тип 284В, а для «помпонов» были установлены два РЛС Тип 282.

Защита

Ремень ватерлинии Royal Sovereign состоял из закаленной цементированной брони Krupp (KC) толщиной 13 дюймов (330 мм) между буквами A и Y барбетами и уменьшился до 4–6 дюймов (от 102 до 152 мм) к концам корабля, но не достиг ни носа, ни кормы. Выше этого была полоса брони толщиной 6 дюймов, которая тянулась между барбетами «А» и «Х». Поперечные переборки толщиной от 4 до 6 дюймов проходили под углом от концов наиболее толстой части ватерлинии к барбетам «А» и «Y».

Башни орудий были защищены От 11 до 13 дюймов (от 279 до 330 мм) брони KC, за исключением крыши башни, толщина которой составляла 4,75–5 дюймов (121–127 мм). Барбеты имели толщину от 6 до 10 дюймов (152–254 мм) над верхней палубой, но были только от 4 до 6 дюймов под ней. Корабли класса Revenge имели несколько бронепалуб толщиной от 1 до 4 дюймов (от 25 до 102 мм). Основная боевая рубка имела 13 дюймов брони по бокам с 3-дюймовой (76 мм) крышей. Башня управления торпедами в задней надстройке имела 6-дюймовую броню. После Ютландской битвы, 1 дюйм высокопрочной стали был добавлен к основной палубе поверх магазинов, а в магазины было добавлено дополнительное противовоспалительное оборудование. В 1918 г. орудийные щиты для 6-дюймовых орудий верхней палубы были заменены бронированными казематами.

Для защиты от подводных взрывов на корабле были установлены продольные торпедные переборки от 1 до 1,5 дюймов ( 38 мм) дюймов толщиной, которая проходила от переднего к заднему магазину. Во время переоборудования в 1921 году Royal Sovereign была оснащена противоторпедной выпуклостью , которая проходила по длине корабля между носовой и кормовой планками. Он был разделен на водонепроницаемый пустой нижний отсек и верхний отсек, заполненный водонепроницаемыми «дробящими трубками», предназначенными для поглощения и распределения силы взрыва. Пространство между трубами было заполнено деревом и цементом.

Самолет

Корабль был оборудован взлетными платформами, установленными на крышах «B» и «». X 'в 1918 году, из которых могли запускать истребители и разведывательные самолеты. В 1932 году платформы были сняты с башен, и на ее квартердеке была установлена ​​обучаемая катапульта вместе с краном для подъема гидросамолета <60.>. Катапульта и подъемный кран были сняты к марту 1937 года.

История службы

Королевский правитель, проводивший обучение стрельбе во время Первой мировой войны

Первая мировая война

Королевский правитель был заложен 15 Январь 1914 г. на верфи HM, Портсмут. Корабль был спущен на воду 29 апреля 1915 года и сдан в эксплуатацию в мае 1916 года. 30 мая 1916 года, через три недели после его ввода в эксплуатацию, Royal Sovereign присутствовала в Scapa Flow, когда командующий флотом адмирал Джон Джеллико приказал Великому флоту выйти в море. Джеллико намеренно оставила Royal Sovereign в порту из-за неопытности ее команды; из-за чего она пропустила Ютландскую битву на следующий день. В течение нескольких месяцев после сражения Royal Sovereign был быстро подготовлен к службе с флотом, чтобы еще больше увеличить численное превосходство Большого флота над немецким флотом открытого моря.

Великий флот вышел 18 августа 1916 года, чтобы устроить засаду флоту открытого моря, когда он продвигался в южную часть Северного моря, но серия недопониманий и ошибок помешала Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать крупными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин. Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазок, если немецкий флот не пытается вторгнуться в Британию или если существует большая вероятность, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях.

В апреле 1918 года флот открытого моря снова вылетел, чтобы атаковать британские конвои в Норвегию. Во время операции они установили строгую беспроводную тишину, что не позволило криптоаналитикам комнаты 40 предупредить нового командующего Великим флотом адмирала Дэвида Битти. Британцы узнали об операции только после того, как авария на борту линейного крейсера SMS Moltke вынудила ее нарушить радиомолчание, чтобы сообщить немецкому командующему о своем состоянии. Затем Битти приказал Великому флоту выйти в море, чтобы перехватить немцев, но он не смог достичь Флот открытого моря, прежде чем он повернул обратно в Германию. Это был последний раз, когда Royal Sovereign и остальная часть Великого Флота выходили в море до конца войны. 21 ноября 1918 г., после перемирия, весь Великий флот покинул порт, чтобы сопровождать сдавшийся немецкий флот для интернирования в Скапа-Флоу.

Межвоенный период

Отряд Royal Marines, приписанный к Royal Sovereign, покинул корабль 21 июня 1919 года для проведения учений. Тем временем в сентябре корабль вошел в сухой док в Инвергордон. В результате послевоенной демобилизации в 1919 году около 500 человек покинули корабль, когда он находился в доке. После возвращения в строй в конце 1919 года корабль был передан в состав 1-й боевой эскадры Атлантического флота. Конфликты между Грецией и распадающейся Османской империей побудили Королевский флот развернуть войска в восточном Средиземноморье. В апреле 1920 года Royal Sovereign и ее родственный корабль Resolution отправились в регион через Мальту. Находясь в столице Османской империи Константинополе, Royal Sovereign и другие британские военные корабли встретили белых эмигрантов, спасающихся от коммунистической Красной армии. Среди этих беженцев на борту Royal Sovereign была принцесса из семьи Галицинов.

Вашингтонский военно-морской договор 1922 года сократил численность линкоров Королевского флота с сорока до пятнадцати.. Оставшиеся боевые корабли были разделены между Атлантикой и ежегодно проводили совместные операции. Royal Sovereign оставался с Атлантическим флотом до 1926 года. 4 октября 1927 года корабль был переведен в резерв для проведения капитального ремонта. Были установлены четыре новых дальномера и восемь прожекторов. 15 мая 1929 года переоборудование было завершено, и корабль был передан в состав 1-й боевой эскадры Средиземноморского флота. Эскадрилья состояла из Королевского Суверена, ее сестер Резолюция и Месть и Королевы Елизаветы и базировалась на Мальте. К 1930-м годам пять кораблей класса Queen Elizabeth претерпели ротацию путем обширной модернизации. Однако Royal Sovereign и ее сестры были меньше и медленнее, чем класс Queen Elizabeth, поэтому в межвоенный период они не подвергались значительной модернизации. Единственными изменениями были усиление их зенитных батарей.

Учения флота в 1934 году проводились в Бискайском заливе, после чего была проведена регата в Залив Наварино у берегов Греции. В 1935 году корабль вернулся в Великобританию на юбилейный Fleet Review для King George V. В августе 1935 года Royal Sovereign была переведена во 2-ю боевую эскадрилью Атлантического флота, где она служила в качестве флагмана контр-адмирала Чарльза Рэмси. Судно служило учебным судном до 2 июня 1937 года, когда оно снова было переведено в резерв для капитального ремонта. Так продолжалось до 18 февраля 1938 года, после чего она вернулась во 2-ю боевую эскадрилью. В 1939 г. король Георг VI совершил государственный визит в Канаду; Royal Sovereign и остальной флот сопровождали его корабль на полпути через Атлантику и встретили его на обратном этапе плавания.

В начале 1939 года Адмиралтейство рассматривало планы отправки Royal Sovereign и ее четырех сестер в Азию. противостоять японскому экспансионизму. Они рассудили, что принятая тогда «сингапурская стратегия », которая предусматривала формирование в Великобритании флота для отражения японского нападения, была изначально рискованной из-за долгой задержки. Они утверждали, что специальный боевой флот позволит быстрее реагировать. Однако от этого плана отказались, так как новые линкоры King George V-class поступят на вооружение только в 1941 году. В последние недели августа 1939 года Королевский флот начал концентрироваться на базах военного времени из-за напряженности. с Германией поднялся. Royal Sovereign отправилась в Инвергордон, где она присоединилась к своим сестрам Резолюшн и Ройал Оук, Родни и battlecruiser Repulse. К 31 августа к отряду присоединился Нельсон, флагман адмирала Чарльза Форбса, командующего Флотом метрополии.

Вторая мировая война

Королевский правитель на якоре в Скапа-Флоу

31 августа, за день до вторжения Германии в Польшу, Royal Sovereign был назначен в качестве прикрытия в промежутке Гренландия-Исландия-Соединенное Королевство для патрулирования немецких торговых судов, которые могли будет пытаться добраться до Германии. В начале войны в сентябре 1939 года Royal Sovereign был назначен во 2-ю боевую эскадрилью Флота метрополии. Она была прикомандирована к Североатлантическим эскортным силам, которые базировались в Галифаксе, Новая Шотландия, и ей было поручено охранять конвои в Великобританию. По возвращении в Плимут она прошла короткую переоборудование. В мае 1940 года перебрался на Средиземноморский флот. Там она базировалась в Александрии с линкорами WarsPite, Malaya и Valiant под командованием адмирала Эндрю Каннингема.. 25–27 июня она и ее сестринское судно HMS Ramillies сопровождали два конвоя из Александрии на Мальту. 28 июня воздушная разведка обнаружила итальянские эсминцы у берега Закинфа ; Адмирал Джон Тови занял 7-ю крейсерскую эскадрилью. Royal Sovereign осталась позади из-за ее низкой скорости. Каннингем разделил свой флот на три группы; Royal Sovereign и Malaya были ядром Группы C. Она участвовала в битве при Калабрии 18 июля, но ее низкая скорость помешала ей вступить в бой с итальянскими линкорами. На Варспите пришлось тяжело сражаться, так как Royal Sovereign и Малая отставали.

В середине августа 1940 года, плавая в Красном море, Royal Sovereign был безуспешно атакован итальянской подводной лодкой. Галилео Феррарис. Позже в том же месяце она вернулась к обязанностям конвоя в Атлантике. Так продолжалось до августа 1941 года, когда в Норфолке, Вирджиния было произведено периодическое техническое обслуживание. В мае 1941 года Адмиралтейство решило разместить в Сингапуре мощный флот, чтобы противостоять любой попытке японцев вторгнуться в западные колонии в Юго-Восточной Азии. Роял Властелин и ее сестры Месть, Рамиллис и Резолюция были назначены на службу. Агрегат должен был быть собран в Сингапуре к марту 1942 года, хотя Royal Sovereign прибыл в театр раньше. В начале марта 1942 года Royal Sovereign, тяжелый крейсер Cornwall и несколько небольших судов сопровождали конвой SU.1 из двенадцати военных кораблей с 10 090 солдатами. Конвой отбыл Коломбо 1 марта, направляясь в Австралию. Конвой без происшествий достиг Фримантла 15 марта.

Royal Sovereign в Индийском океане

К концу марта 1942 года Восточный флот был сформированы под командованием адмирала Джеймса Сомервилля. Флот состоял из пары авианосцев, старого авианосца Hermes и пяти линкоров, четыре из которых были Royal Sovereign и ее сестрами; пятым был Варспайт. Флот также включал семь крейсеров и шестнадцать эсминцев. Несмотря на численность Восточного флота, многие его подразделения, включая четыре линкора типа «Месть», больше не были боевыми кораблями на передовой. Мощный Кидо Бутай вице-адмирала Чуичи Нагумо, состоящий из шести авианосцев и четырех быстрых линкоров, был значительно сильнее, чем Восточный флот Сомервилля. В результате с двумя авианосцами мог работать только модернизированный WarsPit; Королевский правитель, три ее сестры и Гермес не участвовали в боевых действиях, чтобы сопровождать конвои в Индийском океане.

В конце марта взломщики Дальневосточного объединенного бюро, a филиал Блетчли-Парк сообщил Сомервиллю, что японцы планируют набег в Индийский океан, чтобы атаковать Коломбо и Тринкомали и уничтожить его флот. Поэтому он разделил свой флот на две группы: отряд А, состоящий из двух авианосцев, Варспайта и четырех крейсеров, и отряд В, сосредоточенный на Королевской Повелительнице и ее сестрах, а также авианосце Гермес. Он намеревался устроить засаду на флот Нагумо в ночном бою, это был единственный метод, с помощью которого, как он думал, он мог добиться победы. После трех дней безуспешных поисков японского флота Сомервилль вернулся на атолл Адду для дозаправки. Заправляя свои корабли топливом, Сомервилль получил сообщение о приближении японского флота к Коломбо, который они атаковали на следующий день, 5 апреля, после чего 9 апреля последовали атаки на Тринкомали.

После рейда в апреле 1942 г. Сомервилль отозвал Ройал Суверен и трех ее сестер в Момбасу, где они могли обеспечить безопасность судоходных путей на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Рано утром 9 апреля Royal Sovereign и ее сестры покинули атолл Адду и направились в Момбасу. Здесь они оставались до сентября 1943 года, за исключением еще одного длительного периода на верфи в Филадельфии в конце 1942 года. Пока Royal Sovereign был пришвартован в Филадельфии, американский легкий крейсер USS Boise, сильно пострадавший ветеран из Битвы у мыса Эсперанс, делил с ней пирс. Во время ремонта броня палубы корабля была увеличена на 2 дюйма (51 мм), а четыре шестидюймовых орудия были сняты. Royal Sovereign была отправлена ​​обратно в Соединенные Штаты для капитального ремонта в Филадельфии с марта по сентябрь 1943 года. Затем она вернулась в Индийский океан, чтобы возобновить свои патрульные обязанности. В январе 1944 года он покинул Индийский океан и направился в Великобританию.

Служба в ВМФ СССР

Королевский Государь в качестве Архангельска на советской службе

После возвращения в Великобританию Королевский Государь был отправлен на военно-морской флот. база в Скапа-Флоу. 30 мая 1944 года он был передан в аренду Советскому флоту как Архангельск вместо военных репараций со стороны Италии. Корабль покинул Великобританию 17 августа 1944 года в составе эскорта, в составе которого находилось тридцать три торговых судна. Шесть дней спустя, еще в пути, конвой был атакован подводной лодкой U-711. Капитан подводной лодки Ханс-Гюнтер Ланге неверно сообщил о попадании в Архангельск и эсминец, хотя его торпеды взорвались преждевременно. Под впечатлением, что линкор искалечили, немцы нанесли несколько ударов подводных лодок по кораблю, стоявшему в Колье. Однако противоторпедные сети обеспечили провал атак. Затем немцы планировали использовать шесть сверхмалых подводных лодок Biber для атаки корабля, но механические трудности в конечном итоге вынудили отказаться от этого плана. Тем не менее, Архангельск уже покинул Колу для патрулирования Белого моря к тому времени, когда Биберы должны были прибыть. Советский экипаж сдал судно в эксплуатацию 29 августа 1944 года в Полярном. Архангельск был самым большим кораблем советского флота во время войны. Находясь на советской службе, он был флагманом адмирала Гордея Левченко, и ему было поручено встречать конвои союзников в Северном Ледовитом океане и сопровождать их в Колу.

Архангельск сел на мель в Белом море в конец 1947 г.; размер ущерба, если таковой имеется, неизвестен. Советский флот вернул корабль Королевскому флоту 4 февраля 1949 года, после того как бывший итальянский линкор Giulio Cesare был передан Советскому Черноморскому флоту. Советский военно-морской флот изначально стремился избежать отправки корабля обратно, утверждая, что оно недостаточно мореходное, чтобы вернуться в Великобританию. Однако после осмотра офицером Королевского флота советский военно-морской флот согласился вернуть судно в январе 1949 года. Вернувшись на военно-морскую базу, сотрудники Королевского флота тщательно осмотрели корабль и обнаружили большую часть его оборудования. быть непригодным к эксплуатации. Инспекторам показалось, что башни ГК не поворачивались, пока корабль находился на советской службе, и заклинило по центральной линии. Из-за плохого состояния она была продана на металлолом. Судно прибыло на свалку Thos W Ward в Inverkeithing, Шотландия, 18 мая, где было разбито. Механизмы подъема от ее орудийных башен главной батареи были позже повторно использованы в 250-футовом (76 м) Mark I радиотелескопе в Джодрелл-Бэнк, Чешир, построенном в 1955–1957.

Сноски

Цитаты

Ссылки

  • значок Портал линкоров
На Викискладе есть материалы, относящиеся к HMS Royal Sovereign.
  • Будзбон, Пшемыслав (1989). Советский флот в войне 1941–1945 гг. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-948-2.
  • Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8.
  • Берт Р. А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Кастильо, Деннис Анджело (2006). Мальтийский крест: стратегическая история Мальты. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International. ISBN 0-313-32329-1.
  • Connell, Royal W.; Мак, Уильям П. (2003). Морские церемонии, обычаи и традиции. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-330-3.
  • Дэниел Р. Дж. (2003). Конец эпохи: мемуары морского конструктора. Пензанс, Великобритания: Periscope Publishing. ISBN 1-904381-18-9.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3.
  • Grove, Philip D.; Финлан, Аластер и Гроув, Марк Дж. (2002). Вторая мировая война: война на море. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-397-7.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4.
  • Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война. Лондон: Hambledon Continuum. ISBN 1-85285-417-0.
  • Джексон, Роберт (1997). Королевский флот во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-712-0.
  • Констам, Ангус (2009). Британские линкоры 1939–45: Королева Елизавета и королевские суверенные классы. 1 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-388-9.
  • Леви, Джеймс П. (2003). Флот базы Королевского флота во время Второй мировой войны. Хэмпшир, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1-4039-1773-6.
  • Ловелл, Бернард (1967). Наше настоящее знание Вселенной. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. OCLC 529639.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-0-679-45671-1.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
  • О'Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид и Уорт, Ричард (2010). На морях оспаривается: семь великих флотов Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-646-9.
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3.
  • Патерсон, Лоуренс (2006). Оружие отчаяния: немецкие лягушки и сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-929-0.
  • Пахарь, Питер (2003). Через море к войне. Центр доставки Dural, Новый Южный Уэльс: Розенберг. ISBN 1-877058-06-8.
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 0-87021-817-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Смит, Питер Чарльз (2009). Линкоры в состоянии войны: HMS Royal Sovereign и ее сестры. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen Sword Maritime. ISBN 978-1-84415-982-6.
  • Уорд, Джон (2000). Корабли Второй мировой войны. Оцеола, Висконсин: MBI. ISBN 0-7603-0935-3.
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:21:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте