HMS Royal Oak (08)

редактировать
Линкор класса British Revenge 20-го века

Координаты : 58 ° 55 ′ 44 ″ с.ш., 2 ° 59'09 ″ з.д. / 58 92889 ° с.ш., 2 98583 ° з. Д. / 58 92889; -2.98583 (HMS Royal Oak)

HMS Royal Oak (08).jpg Royal Oak на якоре в 1937 г.
История
Великобритания
Имя:Royal Oak
Строитель:Devonport Royal Dockyard
Стоимость:2468269 фунтов стерлингов
Заложен :15 января 1914 г.
Спущен на воду:17 ноября 1914 г.
Введен в эксплуатацию:1 мая 1916 г.
Идентификация:Номер вымпела : 08
Прозвище (и):Могучий Дуб
Судьба:Затонувший от U-47, 14 октября 1939 г.
Статус:Охраняемая военная могила
Общие характеристики (в состоянии постройки)
Класс и тип:Класс «Месть» линкор
Водоизмещение:
Длина:620 футов 7 дюймов (189, 2 м)
Ширина:88 футов 6 (дюймов 27 м)
Осадка:33 футов 7 дюймов (10,2 м) (Глубокая нагрузка)
Установленная мощность:
Тяга:4 вала; 2 паровая турбина устанавливает
Скорость:2 2 узла (41 км / ч; 25 миль / ч)
Дальность:7000 морских миль (12 960 км; 8 060 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Экипаж:909
Вооружение:
Броня:

HMS Royal Oak был одним из пяти линкоров класса Revenge , построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны. Построенный в 1916 году, корабль впервые участвовал в боях в Ютландской битве в составе Великого флота. В мирное время она служила в Атлантике, Дом и на флотах, не подвергаясь случайным нападениям. Royal Oak обратил внимание во всем мире в 1928 году, когда ее старшие офицеры были спорно под суд, событие, которое принесли значительные затруднения в мире, то самый большой флот. Попытки модернизировать Royal Oak на протяжении ее 25-летней карьеры не смогли исправить ее фундаментальную нехватку скорости, и к началу Второй мировой войны она больше не подходила для на передовой.

14 октября 1939 г. Royal Oak стоял на якоре в Скапа-Флоу в Оркнейских островах, Шотландия, когда он был торпедирован немецкой подводной лодкой У-47. Из 1234 мужчин и мальчиков в Royal Oak 835 были убиты той ночью или умерли позже ран. Потеря устаревшего корабля - первого из пяти линкоров Королевского флота и линейных крейсеров, затонувших во время Второй мировой войны - мало повлияла на численное превосходство своего флота и его союзников, но затопление повлияло на боевой дух военного времени. Рейд сразу сделал знаменитости и героя войны из командира подводной лодки Гюнтера Прин, который стал первым немецким офицером-подводником, награжденным Рыцарским крестом Железный Крест. До затопления Royal Oak Королевский флот считал военно-морскую базу в Скапа-Флоу неприступной для атак подводных лодок, но рейд U-47 соответствует, что германский флот способен довести войну до британских родных вод. Шок привел к быстрым изменениям в охране доков и строительству барьеров Черчилля вокруг Скапа-Флоу.

Обломки Royal Oak, обозначенные военной могилой, лежат почти вверх ногами на глубине 100 футов (30 м), а ее корпус находится на глубине 16 футов (4,9 м) под поверхностью. На ежегодной церемонии, посвященной гибели корабля, водолазы Королевского флота помещают белый прапорщик под воду у его кормы. Неавторизованным дайверам запрещается приближаться к затонувшему кораблю в соответствии с Законом о защите останков 1986 года.

Содержание

  • 1 Дизайн и описание
    • 1.1 Основные изменения
  • 2 Строительство и обслуживание
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Ютландская битва
      • 2.1.2 Последующие действия
    • 2.2 1920-е годы
    • 2.3 1930-е годы
    • 2.4 Вторая мировая война
  • 3 Затопление
    • 3.1 Скапа -Флоу
    • 3.2 Особые Операция P: рейд U-47
    • 3.3 Спасательные работы
  • 4 Последствия
    • 4.1 Выжившие
  • 5 Затонувшие корабли
    • 5.1 Статус военной могилы
    • 5.2 Экологические проблемы
    • 5.3 Исследование 2019 г.
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 литература
  • 11 Внешние ссылки

Дизайн и описание

Иллюстрация HMS Revenge Иллюстрация HMS Revenge, родственный корабль Royal Oak, как он появился в 1916 году

Были разработаны Корабли класса Revenge как немного меньшие, более медленные и более защищенные версии предшествующих линкоров класса Queen Elizabeth. В качестве меры экономии они намеревались вернуться к прежней практике использования и мазута, и угля, но Первый морской лорд Джеки Фишер отменили решение по углю. в Октябрь 1914 года. Во время строительства корабли были модернизированы для использования масляных котлов, что увеличило мощность двигателей на 9000 лошадиных сил на валу (6700 кВт) по сравнению с исходной спецификацией.

Royal Oak имел общую длину 620 футов 7 дюймов (189,2 м), балку 88 футов 6 дюймов (27 м) и глубину осадка 33 фута 7 дюймов (10,2 м). Она проектное водоизмещение 27 790 длинных тонн (28 240 т) и водоизмещение 31 130 длинных тонн (31 630 т) при глубокой нагрузки. Она была приведена в действие двумя наборами паровых турбин Парсонса , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от 18 котлов Ярроу. Турбины рассчитаны на 40 000 лошадиных сил на валу (30 000 кВт) и предназначены для достижения максимальной скорости 23 узла (42,6 км / ч; 26,5 миль / ч). Во время ходовых испытаний 22 мая 1916 года корабль максимальной скорости всего 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) при мощности 40 360 л.с. (30 100 кВт). Он имел дальность полета 7000 морских миль (12 964 км; 8 055 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (18,5 км / ч; 11,5 миль в час). В 1916 году ее экипаж насчитывал 909 офицеров и рядовых.

Класс Revenge оборудован восемью казенниками (BL) 15-дюймовыми (381 мм) Mk I орудия в четырех спаренных орудийных башнях, в двух парах супервстрела в носовой и кормовой частях надстройки, обозначенных 'A', 'B', 'X' и «Y» спереди назад. Двенадцать из четырнадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII были установлены в казематах вдоль борта судна миделя ; Установленная на палубе утия и защищена орудийными щитами. Их зенитное (AA) вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) 20-ти пушек Mk I. Корабли были установлены четырьмя подводными 21-дюймовыми (533 мм) торпедными аппаратами, по два на каждом бортовом борту.

Royal Oak был укомплектован двумя огнем -управляющими устройствами, снабженными 15-футовыми (4,6 м) дальномерами. Один был установлен над боевой рубкой , защищен бронированным капотом, а другой находился в топке над треногой фок-мачтой. Каждая башня была также оснащена 15-футовым дальномером. Основное вооружение также могло управляться башней X. Вторичное вооружение в основном управлялось директорами, установленными с каждой стороны компасной платформы на фок-мачте, после того, как они были установлены в марте 1917 года. На кормовом конце надстройки был установлен директор управления торпедой с 15-футовым дальномером.

Корабельный ватерлиний состоял из цементированной брони Круппа (KC) толщиной 13 дюймов (330 мм) между буквами «A» и «Y» барбетами и утончались до 4–6 дюймов (102–152 мм) к концам корабля, но не доходили до носа или кормы. Выше этого была полоса брони толщиной 6 дюймов, которая проходила между барбетами «А» и «Х». Поперечные переборки толщиной от 4 до 6 дюймов проходили под углом от концов наиболее толстой части ватерлинии до барбетов «А» и «Y». Орудийные башни были защищены броней KC от 11 до 13 дюймов (279–330 мм), за исключением крыши башни, толщина которой составляет 4,75–5 дюймов (121–127 мм). Барбеты имели толщину от 6 до 10 дюймов (152–254 мм) над верхней палубой, но были только от 4 до 6 дюймов под ней. Корабли класса Revenge имели несколько бронепалуб толщиной от 1 до 4 дюймов (от 25 до 102 мм). Основная боевая рубка 13 дюймов брони по бортам с 3-дюймовой крышей. Направляющий торпедоносец в задней надстройке имеет 6-дюймовую броню, защищающую его. После Ютландской битвы на главную палубу поверх магазинов был добавлен 1 дюйм высокопрочной стали, и в них было установлено дополнительное противовоспалительное оборудование.

Корабль был оборудован с отлетными платформами, установленными на крышах башен «Б» и «Х», в 1918 г.; с которых могли стартовать истребители и самолеты-разведчики. В 1934 году платформы были сняты с башен, и на крыше башни X была установлена ​​катапульта , а также кран для подъема гидросамолета .

Большая переделки

Royal Дуб на якоре после переоборудования в 1924 г.

Royal Oak был тщательно переоборудован в период с 1922 по 1924 г., когда ее противовоздушная оборона была модернизирована путем замены оригинальных трехдюймовых зенитных орудий парой QF четырехдюймовые (102-мм) зенитные орудия Mk V. В башне «B» был установлен 30-футовый (9,1 м) дальномер, а над мостиком был добавлен простой дальномер с большим углом наклона. Подводная защита улучшена за счет добавления противоторпедных выступов . Они были разработаны, чтобы уменьшить эффект детонации торпед и улучшить остойчивость за счет расширения луча более чем на 13 футов (4 м). Они увеличили ее ширину до 102 футов 1 дюйм (31,1 м), уменьшили ее осадку до 29 футов 6 дюймов (9 м), увеличили ее метацентрическую высоту до 6,3 футов (1,9 м) при глубокой нагрузке, и все изменения в ее оборудовании увеличились. ее экипаж в общей сложности 1188 человек. Несмотря на выпуклости, она была в состоянии развивать скорость 21,75 узла (40,28 км / ч; 25,03 миль / ч). В ходе краткого переоборудования в начале 1927 года были добавлены еще два четырехдюймовых зенитных орудия и убраны шестидюймовые орудия с палубы укрытия. Примерно в 1931 году на прицеле дальномер с большим директором угла обзора был заменен Система управления большим углом (HACS) Mk I. Два года спустя кормовую пару торпедных аппаратов сняли.

Корабль прошел окончательный ремонт между 1934 и 1936 годами, когда его палубная броня была увеличена до 5 дюймов (12,7 см) над магазинами и до 3,5 дюймов. (8,9 см) над машинным отделением. Помимо общей модернизации систем корабля, его противовоздушная оборона была усилена за счет замены одиночных установок зенитными орудиями сдвоенными установками для 4-дюймовой установки Mark XVI QF и добавлена ​​пара восьмеричных креплений для двухфунтовых пушек Mk VIII «помпоны» на спонсоны в ряду воронки. На новых платформах в ряду и ниже начальника управления огнем в верхней части прицела добавлены две позиции для "помповых" зенитчиков. Директор HACS Mk III заменил Mk I в топике, а другой заменил управляющую торпеду на корме. Рядом с боевой рубкой была добавлена ​​пара четверных креплений для пулеметов Виккерс.50. Грот-мачта была реконструирована как тренога, чтобы выдержать вес офиса радиопеленгации и второй высоконадежной диспетчерской станции. Передняя пара подводных торпедных аппаратов была удалена, и четыре экспериментальных 21-дюймовых торпедных аппарата были добавлены над водой перед башней «А».

Строительство и обслуживание

Royal Oak заложено спущен в Королевская верфь Девонпорта 15 января 1914 года. Он был спущен на воду 17 ноября и после достройки был введен в эксплуатацию 1 мая 1916 года по окончательной стоимости 2 468 269 фунтов стерлингов. Названный в честь дуба, в котором Карл II спрятался после своего в 1651 битве при Вустере, он стал восьмым судном, носившим это имя Royal Oak, заменивший дредноут, списанный в 1914 году. По завершении Royal Oak был передан в состав третьего дивизиона четвертой боевой эскадрильи Великого флота под командованием капитана.

Первая мировая война

Ютландская битва

Британский флот плыл из северной Британии на восток, а немцы плыли из Германии на юг; противостоящие флотилии встретились у датского побережья Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкий (красный) флотов 31 мая - 1 мая. Июнь 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, немецкий флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов, 6 легких крейсеров и 31 торпедного катера, покинул Джейд рано утром 31 мая. Флот шел вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера и вспомогательными крейсерами и торпедными катерами. Комната 40 Королевского флота перехватывала и расшифровывала немецкие радиопередачи, планы операции. Адмиралтейство приказало адмиралу Джону Джеллико, командующему Великим флотом, насчитывавшим 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить вылазку накануне ночью, чтобы отрезать и уничтожить флот открытого моря. Первоначальный бой велся в основном британскими и немецкими соединениями линейных крейсеров во второй половине дня, но к 18:00 к месту происшествия подошел Великий флот. Пятнадцать минут спустя Джеллико отдал приказ закрыть и отключить флот к действиям.

Акварель Royal Oak в Ютландии, Уильям Л. Уилли

Немецкий крейсер SMS Висбаден получил его выведен из строя британским обстрелом, и обе стороны сосредоточились в этом районе, немцы пытались защитить свой крейсер, а британцы пытались потопить. В 18:29 «Ройал Оук» открыла огонь по немецкому крейсеру, выпустив четыре залпа из своих основных орудий в быстрой последовательности со своей вторичной батареей. Третьим залпом она попала на корму Висбадена. В свою очередь, в 18:33 на Royal Oak попал немецкий залп, но он не был поврежден. Немецкие торпедные катера попытались достичь Висбадена вскоре после 19:00, и в 19:07 вспомогательные орудия Royal Oak открыли по ним огонь, полагая, что они вместо этого пытались провести торпедную атаку. К 19:15 артиллеристы Royal Oak заметили эскадру немецких линейных крейсеров и открыли огонь по головному судну, SMS Derfflinger. Поначалу артиллеристы переоценили дальность, но к 19:20 нашли правильную дистанцию ​​и сделали пару попаданий в корму, которые не нанесли серьезных повреждений. Затем Дерффлингер исчез в дымке, поэтому Royal Oak переключил огонь на следующий линейный крейсер, SMS Seydlitz. В 19:27 она попала в цель, прежде чем Зейдлиц тоже затерялся в тумане.

Пока Royal Oak атаковал линейные крейсеры, флотилия немецких торпедных катеров начала атаку на британский фронт. Вспомогательные орудия Royal Oak первыми открыли огонь в 19:16, за ними быстроали остальные британские корабли. После атаки немецкого эсминца флот открытого моря вышел из боя, и Royal Oak и остальная часть Великого флота больше не участвовали в битве. Отчасти это произошло из-за путаницы на борту флагмана с точным местонахождением флота; без этой Джеллико не смог бы трансформироваться в действие свой флот. В 21:30 Гранд Флот начал перестраиваться в ночной крейсерский строй. Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но после нескольких часов поисков не нашел ни одного. В ходе боя Royal Oak выпустила 38 выстрелов из своей главной батареи и 84 выстрела из вспомогательных орудий.

Дальнейшие действия

Зенитный расчет на борту бит Royal Oak

, Ройал Оук был переведен в Первую боевую эскадрилью. 18 августа немцы снова вылетели, на этот раз для бомбардировки Сандерленда ; Вице-адмирал Рейнхард Шеер, командующий немецким флотом, надеялся вывести британские линейные крейсеры и уничтожить их. Британская сигнальная разведка расшифровала немецкие беспроводные передачи, что дало Джеллико достаточно времени, чтобы выполнить попытку в решающую битве. Обе отступили после того, как подводные лодки их противников понесли потери: британские крейсера Ноттингем и Фалмут были торпедированы и потоплены немецкими подводными лодками, немецкий линкор SMS Westfalen был поврежден британской подводной лодкой E23. Вернувшись в порт, Джеллико издал приказ, запрещающий рисковать флотом в южной части Северного моря из-за огромного риска от мин и подводных лодок. В конце 1917 года немцы начали использовать эсминцы и легкие крейсеры для нападения на британские конвои в Норвегию; это вынудило британцев произвести крупные корабли для защиты конвоев. В апреле 1918 года немецкий флот предпринял попытку схватить одну из британских эскадр, хотя конвой уже благополучно прошел. Великий флот вышел слишком поздно, чтобы поймать отступающих немцев, хотя линейный крейсер SMS Мольтке был торпедирован и сильно поврежден подводной лодкой HMS E42.

5 ноября 1918 года, в последнюю неделю войны. Во время Первой мировой войны Royal Oak стояла на якоре у Бернтисленда в Ферт-оф-Форт в сопровождении тендера на гидросамолёт Campania и легкого линейный крейсер славный. Внезапный шквал Force 10 заставил Кампанию потащить свой якорь, столкнуться с Royal Oak, а с Glorious. Оба крупных корабля понесли лишь незначительные повреждения, но Кампания была забита в результате первоначального столкновения с Royal Oak. Машинные отделения корабля затопило, он осел на корме и через пять часов затонул без потерь.

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года союзники интернировали большую часть флота открытого моря в Скапа-Флоу.. Флот встретился с британским легким крейсером Cardiff, который привел корабли к флоту союзников, который должен был сопровождать немцев в Скапа-Флоу. Флот состоял из 370 британских, американских и французских военных кораблей. Флот открытого моря оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к Версальскому договору. Контерадмирал Людвиг фон Рейтер считал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, когда Германия подписала мирный договор в крайний срок. В то утро Великий флот покинул Скапа-Флоу, чтобы провести учебные маневры, и пока они были в отъезде, фон Рейтер отдал приказ затопить флот открытого моря.

1920-е годы

Официальная служебная фотография капитана Кеннета Дьюара в официальной позе. капитан. Кеннет Дьюар, предстал перед военным трибуналом в 1928 году

После реорганизации Королевского флота в мирное время Ройал Оук был передан в состав Второй боевой эскадрильи Атлантического флота. Модернизированный в 1922–24 годах, он был переведен в 1926 году в Гранд-Харбор, Мальта. В начале 1928 года при исполнении этой службы произошел печально известный инцидент, который современная пресса окрестила «восстанием королевского дуба». То, что началось как простой спор между контр-адмиралом Бернаром Коллардом и двумя старшими офицерами RoyalДуб, капитаном Кеннетом Дьюаром и командиром Генри Дэниэлом, из-за оркестра в кают-компании корабль, спустился в горькая личная вражда, продолжавшаяся несколько месяцев. Дьюар и Дэниел обвинили Колларда в «мстительном выявлении недостатков» и в откровенном унижении и оскорблении их перед командой; в свою очередь, Коллард обвинил обоих в невыполнении приказов и обращении с ним «хуже, чем гардемарин».

Когда Дьюар и Дэниел написали письма с жалобой начальнику Колларда, вице-адмиралу Джону Келли, он немедленно передал их главнокомандующему адмиралу сэру Роджеру Кизу. Осознав, что отношения между ними и их адмиралом флага безвозвратно разорваны, Киз снял всех троих с их постов и отправил их обратно в Англию. Это произошло накануне крупных военно-морских учений, которые он вынужден отложить, и по флоту распространились слухи о том, что «Ройал Оук» пережил мятеж. История была подхвачена прессой по всему миру, которая описала роман с некоторыми преувеличениями. Общественное внимание достигло таких масштабов, что вызвало озабоченность короля, который вызвал первого лорда адмиралтейства Уильяма Бриджмена для объяснения.

Для их письма жалоба, Дьюар и Даниэль был спорное обвинение в письменной форме «подрывные документы». В паре получивших широкую огласку военно-полевых судов оба были признаны виновными и получили строгий выговор, в результате чего Дэниел ушел из флота. Сам Коллар подвергся критике за чрезмерное поведение со стороны прессы и в парламенте, а после того, как Бриджмен осудил его как «неспособного удерживать высшее командование», был насильственно уволен со службы. Из этих трех только Дьюар избежал своей карьеры, хотя и испорченной: он остался в Королевском флоте, но в нескольких более мелких команд. Его повышение до контр-адмирала, которое обычно было до его выхода на пенсию, было отложено до следующего года. Дэниел попытался сделать карьеру в журналистике, но когда это и другие предприятия оказались неудачными, он исчез в безвестности на фоне здоровья в Южной Африке. Коллард ушел в личную жизнь и больше публично не рассказывал об инциденте. В отставном списке он был повышен от контр-адмирала до вице-адмирала 1 апреля 1931 года.

Скандал поставил под сомнение репутацию Королевского флота, тогда его высмеивали. и за границей через редакционные статьи, карикатуры и даже комическую джазовую ораторию, сочиненную Эрвином Шульгофом. Одним из последствий нанесения ущерба было обязательство Адмиралтейства посмотреть средства, с помощью которых военно-морские офицеры могли подавать жалобы на поведение своих начальников.

1930-е годы

Во время Гражданской войны в Испании Война, Королевскому дубу было поручено провести патрулирование без вмешательства вокруг Пиренейского полуострова. Во время такого патрулирования и проходя в 30 морских милях (56 км; 35 миль) к востоку от реализациятара 2 февраля 1937 года она подверглась воздушной атаке трех самолетов республиканских войск. Они сбросили три бомбы (две из которых взорвались) в пределах 3 кабеля (550 м) от носа правого борта, не причинив повреждений. Британский поверенный в делах выразил протест по поводу инцидента республиканскому правительству, которое признало свою ошибку и принесло извинения за нападение. Позже в том же месяце, находясь 23 февраля 1937 г. в районе Валенсии во время бомбардировки с воздуха националистами, она была случайно поражена зенитным снарядом, выпущенным с позиции республиканцев. Были ранены пять человек, в том числе капитан Royal Oak Т. Б. Дрю. В этом случае британцы не протестовали перед республиканцами, посчитав этот инцидент "стихийным бедствием ".

. В мае 1937 года она и HMS Forester сопровождали SS Habana, лайнер с Баскские дети В июле, когда вспыхнула война на севере Испании, Ройал Оук вместе со своей сестрой Решение HMS спасли пароход «Гордония», когда испанские националистические военные корабли попытались захватить его. Сантандер. 14 июля она не смогла предотвратить захват британского сухогруза Молтон испанским националистическим крейсером Альмиранте Сервера при попытке войти в Сантандер. Торговцы участвовали в эвакуации

Аэроснимок корабля Royal Oak возвращает тело королевы Мод в Норвегии под норвежским флагом и Белый прапорщик на полумачте, около 24 ноября 1938 года

В этот же период был Royal Oak вместе с четырнадцатью другими кораблями Королевского флота в британском фильме 1937 года мелодрама Наш боевой флот, стр. Многие из них связаны с переворотом в вымышленной южноамериканской республике Бьянко. Royal Oak изображает повстанческий линкор Эль Миранте, командир которого заставляет британского капитана (которого играет Роберт Дуглас ) сделать выбор между любовником и своим долгом. Фильм был плохо воспринят критиками, но получил некоторое признание благодаря драматическим сценам военно-морских действий.

В 1938 году Royal Oak вернулся на флот метрополии и стал флагманом второй боевой эскадрильи, базирующейся в Портсмуте. 24 ноября 1938 года она вернула тело уроженки Великобритании королевы Норвегии Мод, которая умерла в Лондоне, в Осло для государственного похорон в сопровождении своего мужа короля Хокона VII. Расплатившись в декабре 1938 года, Royal Oak был повторно введен в эксплуатацию в начале следующего года, а в 1939 году был отправлен в короткий тренировочный круиз по Ла-Манш в рамках подготовки к очередному 30- месячному турне по Средиземное море, для которого ее экипажу была выдана тропическая форма. В связи с приближением боевых действий линкор был отправлен на север в Скапа-Флоу и стоял там на якоре, когда 3 сентября была объявлена ​​война.

Вторая мировая война

Несколько недель фальшивой войны прошли без происшествий, но в октябре 1939 года Royal Oak присоединилась к поискам немецкого линкора Гнейзенау, который был отправлен в Северное море в качестве отвлекающего маневра для совершают набег на торговлю тяжелые крейсера Deutschland и адмирал Граф Шпее. Поиски были в конечном итоге безрезультатными, особенно для Royal Oak, максимальная скорость которого к тому времени составляет менее 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), что было недостаточно для того, чтобы поспевать за остальным флотом. 12 октября Royal Oak вернулся к обороне Скапа-Флоу в том состоянии, разбитый штормами в Северной Атлантике. Многие из ее поплавков Карли были разбиты, а несколько орудий меньшего калибра вышли из строя из-за наводнения. Миссия подчеркнула моральный износ 25-летнего военного корабля. Обеспокоенный недавним пролетом немецкого разведывательного самолета, он предвещал неминуемую воздушную атаку на Скапа-Флоу, адмирал Флота метрополии Чарльз Форбс приказал большей части флота разойтись в более безопасные порты. Royal Oak осталась позади, ее зенитные орудия все еще считались полезным добавлением к скудной противовоздушной обороне Скапы.

Тонущий

Скапа-Флоу

Есть три основных острова и множество более мелких, которые почти полностью окружают центральный залив. Скапа-Флоу

Скапа-Флоу сделала почти идеальную якорную стоянку. Расположенная в центре Оркнейских островов северного побережья Шотландии, естественная гавань, достаточно большая, чтобы вместить весь Великий флот, была окружена кольцом островов, разделенных мелкими слоями, подверженными быстрым гонкам. приливы. То, что подводные лодки все еще представляли угрозу, было давно осознано, и в первые годы Первой мировой войны был установлен ряд контрмер. Блок-корабли были потоплены в критических точках; и плавучие боны, установленные для перекрытия трех широких каналов, управляемые буксирами, чтобы обеспечить дружественных судов. Считалось возможным, но весьма маловероятным, что командир подводной лодки может попытаться проехать незамеченным до того, как заграждение будет закрыто. Две подводные лодки безуспешно пытались проникнуть во время Первой мировой войны: 23 ноября 1914 года U-18 была дважды тарана, прежде чем села на мель вместе с экипажем, а UB-116 была обнаружена гидрофон и разрушен с потерей всех рук 28 октября 1918 года.

Скапа-Флоу служил основным якорем для Великого британского флота на протяжении большей части Первой мировой войны., но в межвоенный период это перешло в Росайт, южнее, в заливе Ферт-оф-Форт. Ска-Флоу была восстановлена ​​с начала Второй мировой войны, ставой для Британского флота метрополии. Его естественная и искусственная оборона, хотя и оставалась сильной, была признана нуждающейся в улучшении, и в первые недели войны она находилась в процессе усиления за счет установки дополнительных блокирующих кораблей.

Специальная операция P: рейд U-47

Карта маршрута, пройденного Прином, когда он проник в Скапа-Флоу, выпустил свои торпеды и бежал из гавани. Есть много изгибов и поворотов, избегая островов и кораблей и пытаясь найти цель. Проникновение U-47 в Скапа-Флоу

Командир подводных лодок Кригсмарине (Befehlshaber der U-Boote ) Карл Дёниц разработал план атаки Скапа-Флоу на подводной лодке в считанные дни после начала войны. Его цель будет двоякой: во-первых, вытеснение Флота метрополии из Скапа-Флоу ослабит британскую блокаду Северного моря и предоставит Германии большую свободу для нападения на атлантические конвои; во-втором, этот удар будет символическим актом мести, нанесенным в том же месте, где немецкий флот открытого моря затопил себя после поражения Германии в Первой мировой войне. Дёниц тщательно отобрал капитанлейтнанта Гюнтера Прин для этой задачи, запланировав рейд на ночь 13/14 октября 1939 года, когда приливы будут высокими и ночью безлунной.

Деницу помогли качественные фотографии разведывательного полета Зигфрида Кнемейера (который получил свой первый Железный крест за эту миссию), которые выявили слабые места обороны и множество целей. Он приказал Прину войти в Скапа-Флоу с востока через пролив Кирк, проходя к северу от Лэмб Холм, небольшого низкорасположенного острова между Беррей и Материком. Первоначально Принцесса приняла более выбранный маршрут, и его внезапное осознание того, что U-47 движется по неглубокому перекрытому проходу, заставило его приказать быстро повернуть на северо-восток. На поверхности и освещенная ярким изображением aurora borealis, подводная лодка прошла между затонувшими кораблями Сериано и Нумидии, временно заземлившись на тросе, натянутом на Сериано. Его ненадолго осветили фары такси на берегу, но водитель не поднял тревогу. Войдя в гавань в 00:27 14 октября, Прин вошел в триумфальный Wir sind в Скапа-Флоу !!! в журнале и установите курс на юго-запад на несколько километров, прежде чем изменить направление. К его удивлению, якорная стоянка оказалась почти пустой; Емуно, что приказ Форбса о рассредоточении флота устранил некоторые из самых больших неизвестных целей. U-47 была прямо к четырем боевым кораблям, включая недавно введенный в строй легкий крейсер Белфаст, стоящий на якоре у берегов Flotta и Хой в 4 морских милях ( 8 км, 5 км). миль) далеко, но Прин не дал никаких указаний на то, что видел их.

На обратном курсе наблюдатели на мосту заметили Ройал Оук, лежащую примерно в 4 400 ярдах (4 000 м) к северу, и правильно опознали ее как линкор класса Месть. По большей части за ней был спрятан второй корабль, только носовая часть которого была видна U-47. Прин принял ее за линейный крейсер класса Слава, немецкая разведка позже назвала ее Репульс. На самом деле это был тендер-гидросамолет времен Первой мировой войны Пегас.

. В 00:58 U-47 выпустил залп из трех торпед из носовых стволов, четвертая застряла в его стволе. Двое не смогли найти цель, но одна торпеда попала в нос Royal Oak в 01:04, потрясая корабль и разбудив команду. Видимых повреждений было мало, но якорная цепь правого борта была разорвана и с грохотом грохотала по проскальзыванию. Первоначально предполагалось, что произошел взрыв в носовом складском помещении корабля, где хранились такие материалы, как керосин. Памятуя о необъяснимом взрыве, уничтожившем HMS Vanguard в Скапа-Флоу в 1917 году, через систему tannoy Royal Oak было сделано объявление для проверки температуры магазинов, но многие моряки вернулись в свои гамаки., не подозревая, что корабль атаковали.

Прин развернул свою подводную лодку и попытался сделать еще один выстрел через кормовую трубу, но он тоже промахнулся. Перезарядив носовые стволы, он повернулся назад и выпустил залп из трех торпед, все по Ройал-Оук. На этот раз ему удалось. В 01:16 все трое быстро ударили по линкору на миде и взорвались. Взрывы пробили дыру в бронированной палубе, уничтожив «Кочегар», «Мальчиков» и морских пехотинцев ' и потеряв электроэнергию. Кордит из магазина загорелся, и последовавший за этим огненный шар быстро прошел через внутренние пространства корабля. Royal Oak быстро кренился на 15 °, что было достаточно, чтобы открыть иллюминаторы по правому борту ниже ватерлинии. Вскоре она перевернулась на бок до 45 °, висела там несколько минут, прежде чем исчезнуть под поверхностью в 01:29, через 13 минут после второго удара Прина. 835 человек погибли вместе с кораблем или скончались позже от ран. Среди погибших был контр-адмирал Генри Благров, командир второй боевой эскадрильи. 134 погибших были мальчишками-моряками, которым еще не исполнилось 18 лет, это самая большая потеря за всю историю Королевского флота. Деревянная кабина адмирала, пришвартованная рядом, была затоплена Royal Oak.

Спасательные работы

тендер Daisy 2, которым руководил Джон Гатт, был привязан на ночь к левому борту Royal Oak. Когда тонущий линкор начал крениться по правому борту, Гатт приказал отсечь Дейзи 2, его судно ненадолго зацепилось за поднимающийся антитерпедный выступ Royal Oak и поднялось из моря, прежде чем освободиться.

Многие из Royal Экипаж Оука, которому удалось спрыгнуть с тонущего корабля, был одет только в ночную одежду и не был готов к леденящей воде. Толстый слой мазута покрыл поверхность, наполняя легкие и желудки людей и мешая им плавать. Из тех, кто пытался переплыть 800 м до ближайшего берега, выжила лишь горстка.

Левый борт Royal Oak булавка была отведена от тонущего корабля и поплыла прочь. с использованием деревянных досок, поскольку было недостаточно t время поднять пар. Лодка перегрузилась и перевернулась в 300 метров от Ройал Оук, бросив тех, кто был на палубе, в воду и заманил в ловушку тех, что внизу.

Гатт включил фары Дейзи 2, и ему и его команде удалось вывести 386 человек из вода, включая командира Ройал Оук, капитана Уильяма Бенна. Спасательные работы продолжались еще два с половиной часа почти до 4 часов утра, когда Гатт отказался от поисков выживших и увез их на Пегас. С помощью лодок из Пегаса и гавани он был ответственен за спасение почти всех выживших, за что он был награжден Крестом за выдачу заслуги, единственной военной наградой, присужденной британцами в связи с катастрофой.. Pegasus отправил сигнальной лампой на сигнальную станцию ​​порта примерно через пять минут после затопления, говоря: «Генерал. Отправьте все лодки », а через полчаса« Royal Oak тонет после нескольких внутренних взрывов ».. Общее количество выживших составило 424 человека.

Последствия

Веселый Прин в униформе Гюнтер Прин в 1940 г.

Британцы изначально были сбиты с толку того, что он стал причиной затопления, либо подозревая либо взрыв на борту, либо воздушное нападение. Как только стало ясно, что нападение подводной лодки было наиболее вероятным объяснением, были быстро предприняты шаги по закрытию якорной стоянки, но U-47 уже сбежала и возвращалась в Германию. BBC передало сообщение о передаче поздно утром 14 октября, были приняты немецкими службами прослушивания и самой U-47. Водолазы, сброшенные наутро после взрыва, остатки немецкой торпеды, подтверждающие средства атаки. 17 октября первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль официально объявил о потере Royal Oak Палате общин, сначала признав, что рейд был «замечательным подвигом профессионального мастерства и смелость», но затем заявив, что потеря не С 18 по 24 октября Адмиралтейства следственная комиссия собралась для защитных обстоятельств прорыва якорной стоянки. Черчиллю пришлось отвечать на вопросы в палате о том, почему на «Ройал Оук» было столько, из которых большинство из погибли. 15 до 17 лет, но эта практика прекращения вскоре после катастрофы, и юноши до 18 лет служили на боевых кораблях только в самых исключительных обстоятельствах. дуб ял; Большинство остается на затонувшем военном корабле

Нацистское Министерство пропаганды быстрое извлекло выгоды из успешного рейда, и радиопередачи популярного журналиста Ханса Фриче, ощущается по Германии. Прин и его команда достигли Вильгельмсхафена в 11:44 17 октября и были немедленно встречены как герои, узнав, что Прин был награжден Железным крестом первого класса, и каждый член экипажа Железный крест второго класса. Гитлер послал свой личный, чтобы доставить экипаж в самолет Берлин, где он в дальнейшем наградил Приена Рыцарским крестом Железного креста. Это украшение, впервые сделанное немецким офицеру-подводнику, стало обычным украшением успешных командировных подводных лодок. Дёниц был награжден повышением от коммодора до контр-адмирала и стал флагманом подводных лодок.

Прин получил прозвище «Бык Скапа-Флоу», его экипажал U-47 боевая рубка с фыркающим талисманом быка, принятая как эмблема 7-й флотилии подводных лодок. Он оказался востребованным в интервью на радио и в газетах, и его «автобиография» была опубликована в следующем году под названием Mein Weg nach Scapa Flow. Написано для него призраком журналистом Полом Веймаром после краткого выступления. Во время интервью с Прином в марте и апреле 1940 г. рукопись редактировалась верховным командованием вермахта и министерством пропаганды Рейха. Он задумывался как приключенческий рассказ для мальчиков. Веймар написал письмо протеста британскому издателю, в котором сообщалось, что «явно ложная» версия не была опубликована вне контекста, и говорилось. он пожертвовал свои гонорары на благотворительность.

Дамба, сделанная из множества бетонных блоков, ведет между островами. Море бурное с одной стороны барьера, но спокойное с другой. Черчилльский барьер 1, теперь блокирующий Кирк-Саунд, вход Приена в Скапа-Флоу

Президентом Следственной комиссии Адмиралтейства был адмирал Реджинальд Планкетт-Эрнль -Эрле-Дракс, при поддержке адмирала Роберта Райкса и капитана Джерарда Мюрхед-Гулда. В их официальном отчете о катастрофе осудили оборону Скапа-Флоу и осудили сэра Уилфреда Френча, адмирала, Оркнейских островов и Шетландских островов за их неподготовленность. Френч был помещен в список отставных, что в прошлом году он предупреждал о недостаточной противолодочной обороне, вызвал небольшой корабль или подводную лодку через блок-корабли, чтобы доказать свою точку зрения. По приказу Черчилля восточные подходы к Скапа-Флоу были перекрыты бетонными дамбами, соединяющими Лэмб Холм, Глимпс Холм, Беррей и Южный Рональдсей с Материком. Построенные в основном итальянскими военнопленными, барьеры Черчилля, как они стали называться, были практически завершены к сентябрю 1944 года и были официально открыты сразу после Дня Победы в мае 1945 года. являются частью транспортной инфраструктуры Оркнейских островов, воспользовавшись A961 между островами.

Во втором отчете Комиссия по расследованию сочла фактическое затопление «Ройял Оук» и последовавшие за этим человеческие жертвы, которые находились в порту и на тихой воде, как «очень тяжелые». В отчете был сделан вывод, что основная причина заключалась в том, что под главной бронепалубойилось необычно большое количество людей, которые были отправлены на станции ПВО. Их побег замедлился из-за количества водонепроницаемых дверей, которые были закрыты. Также рассматривался вопрос о «мертвых точках»; это были вентилируемые металлические пластины, которые заменяли стекла в иллюминаторах или иллюминаторах, когда корабли находились в порту, что позволяло наблюдать в военное время. Считалось, что протекание воды через них ускорило первоначальный крен, но закрытие вентиляторов не спасло бы корабль.

В последующие годы ходил слух, что Принц был направлен в Скапу благодаря Альфред Веринг, немецкий агент, живущий на Оркнейских островах под видом швейцарского часовщика Альберта Ортеля; После нападения «Эртель» предположительно сбежал на подводной лодке B-06 в Германию. Этот отчет о событиях возник в виде статьи журналиста Курта Рисса в номере американского журнала Saturday Evening Post от 16 мая 1942 г., а позже был приукрашен другими авторами. Посещенные поиски в немецких и оркадских архивах не смогли найти никаких доказательств существования Эртеля, Веринга или подводной лодки под названием B-06, и теперь эта история считается полностью вымышленной. Главный библиотекарь Оркнейских островов в письме к историку Найджелу Уэсту в 1983 году предположил, что имя Альберт Эртель, вероятно, является каламбуром на хорошем известном отеле Альберта в Киркуолл.

Выжившие

Родственники списка чтения выживших Royal Oak

Сразу после затопления выжившие Royal Oak были расквартированы в городах и деревнях Оркнейских островов. Похоронный парад по умершим прошел в Лайнесс на острове Хой 16 октября; многие из выживших членов экипажа, потерявших свою одежду на корабле, пришли в одолженные комбинезоны и спортивные туфли. Как правило, военно-морской флот предоставляет им отпуск выжившим на несколько дней, а затем распределяет их по кораблям и ролям в других местах. Кеннет Тоуп, который пережил затопление, был мальчиком в первом классе на Royal Oak, служил почетным секретарем HMS Royal Oak Association. Последний в живых из Royal Oak, Артур Смит, который был оставлен 17-летним мальчиком, первым классом, когда корабль был сбит, умер 11 декабря 2016 года. Он дежурил на мостике и спрыгнул с тонущего. корабль плыл в неправильном направлении, пока его не подобрала лодка и не перебросила на «Дейзи 2».

Прин не пережил войну: он и U-47 были потеряны 7 марта 1941 г., возможно, как результат атаки британского эсминца HMS Wolverine. Новости о потере нацистского правительства держали в секрете в течение десяти недель. Несколько экипажей U-47 из миссии Royal Oak выжили, переведены на другие суда. Некоторые из них установились со своими бывшими отношениями из Royal Oak.

Ассоциация HMS Royal Oak ежегодно проводит Акт памяти в Портсмуте, порту приписки Royal Oak, в субботу, ближайшую к 13 часам. Октябрь; установлена ​​в военно-морском мемориале в Саутси, но позже в церкви Святой Анны, Портсмутская военно-морская база. Во время службы 9 октября 2019 года, через восемьдесят лет после затопления, Анна, королевская принцесса, главнокомандующий HMNB Портсмута, открыла мемориальный камень в церкви. Присутствовало около ста пятидесяти родственников и потомков членов экипажа.

Затонувший корабль

Белый флаг и флаг Союза пересекаются на внутренней каменной стене над медным колоколом и деревянной доской. Под ним - шкаф из стекла и дерева. По бокам лежат маковые венки. Мемориал в Сент-Магнусе с изображением колокола Роял Оук

Статус военной могилы

Несмотря на относительно На мелководье, в котором она затонула, большинство тел не удалось найти из Королевский дуб. Отмечено буем на 58 ° 55'44 ″ с.ш., 2 ° 59'09 ″ з.д. / 58,92889 ° с.ш., 2,98583 ° з.д. / 58,92889; -2.98583, затонувший корабль был признан военной могилой, и все дайвинг или другие несанкционированные исследования формы запрещены Законом о защите останков 1986. В условиях чистой воды можно увидеть перевернутый корпус, достиг 5 м от поверхности. Латунные буквы, образующие название Royal Oak, были удалены на память дайвером-любителем в 1970-х годах. Их вернули почти двадцать лет спустя, и теперь они выставлены в центре для посетителей Scapa Flow в Лайнессе. В память о гибели Royal Oak проводится ежегодная церемония, на которой водолазы Королевского флота помещают White Ensign под воду на ее корму.

Памятник в соборе Святого Магнуса в соседнем Киркволле На ней установлена ​​мемориальная доска, посвященная погибшим, под которой в системе памяти их имена. Этот список был опубликован правительством только через 40 лет после затопления. Каждую неделю переворачивается страница книги. Корабельный колокол был восстановлен в 1970-х годах и после реставрации был добавлен мемориоколалу в Святом Магнусе. Двадцать шесть тел, восемь из которых не удалось опознать, были захоронены на военно-морском кладбище в близлежащем Линессе.

Проблемы окружающей среды

Место атаки сегодня, вид со скалы над заливом. Небольшой зеленый буй для затонувших кораблей находится в нескольких сотнях метров от отеля. Тонкое пятно нефти на поверхности моря. Место атаки на Ройал-Оук, из-за обломков корабля видна нефть

Royal Oak затонул, полностью заправившись топливом, на борту которого было около 3 000 тонн топочного мазута. Масло утекало из корродирующего корпуса в 1990-х годах, опасения по поводу воздействия на всеобщее время вынудили министерство обороны рассмотреть планы по его добыче. Статус Royal Oak как военной могилы требовал осторожного обращения с исследованиями и любыми предлагаемыми методами удаления нефти: планы по подъему и спасению останков в 1950-х годах были отброшены ответ на сопротивление общественности. В дополнение к этим соображениям, плохо организованные усилия дестабилизировать место крушения, что приведет к массовому выбросу оставшейся нефти; судовые магазины также содержат много тонн неразорвавшихся боеприпасов.

Министерство обороны заказало серию многолучевых гидролокаторов для места съемки и оценки его состояния. Сонограммы с высоким разрешением, что Royal Oak лежала почти вверх ногами, а ее верхние части были прижаты к морскому дну. Кончик носа был оторван первой торпедой U-47, а зияющая дыра на правом борту была результатом тройного удара ее второго успешного залпа. После нескольких лет задержек с Briggs Marine был заключен контракт с министерством обороны на выполнение работ по откачке оставшейся нефти. Переоборудование средней конструкции Royal Oak на мазут поставило ее топливные баки в нетрадиционное положение, что усложнило операции. В 2006 году все резервуары с двойным дном были очищены, и в следующем году началась работа по удалению масла из резервуаров внутреннего крыла с помощью оборудования холодной резки. К 2010 году было удалено 1600 тонн мазута, и было объявлено, что затонувший корабль больше не выпускает нефть в Скапа-Флоу. Предполагается, что внутри корабля остается до 783 м нефти; существуют планы возобновления откачки в середине 2021 года.

Опрос 2019 года

В декабре 2018 года дайвер с ребризером Эмили Тертон объявила на конференции EUROTEK по продвинутому дайвингу, что международная группа экспертов изучает остатки крушения. Royal Oak для создания трехмерного изображения военной могилы. (Этот процесс занимает тысячи человеко-часов в течение нескольких месяцев). Команда использовала широкий спектр технологий, включая видеосъемку, подводную и 3D-фотограмметрию, чтобы записать место крушения. Исследование было полностью поддержано Королевским флотом и Ассоциацией Royal Oak.

См. Также

  • icon Портал линкоров

Примечания

Сноски

Ссылки

  • Адмиралтейство (1939 г.), ADM199 / 158: Комиссия по расследованию затопления HMS Royal Oak, HM Stationery Office
  • Берт, Р.А. (2012), Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.), Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 978-1 -59114-052-8
  • Берт, Р.А. (1986), Британские линкоры Первой мировой войны, Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-863-8
  • Кэмпбелл, Джон (1998), Ютландия: анализ боевых действий, Лондон: Conway Maritime Press, ISBN 978-1-55821-759-1
  • Chesneau, Roger, ed. (1980), Все мировые боевые корабли Конвея, 1922–1946, Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press, ISBN 0-85177-146-7
  • Колледж, Дж. Дж. ; Варлоу, Бен (2006) [1969], Корабли Королевского флота: Полная запись всех боевых кораблей Королевского флота (Ред. Ред.), Лондон: Chatham Publishing, ISBN 978 -1-86176-281-8
  • Дёниц, Карл (1959), Мемуары: десять лет и двадцать дней, английский перевод Р. Х. Стивенса, Da Capo Press, ISBN 0-306-80764-5
  • Гардинер, Лесли (1965). Королевский дубовый суд. Эдинбург: Уильям Блэквуд и сыновья. OCLC 794019632. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Глентон, Роберт (1991), Дело Royal Oak: Сага об адмирале Колларде и Дирижер Барнакл, Лео Купер, ISBN 0 -85052-266-8
  • Греттон, Питер (1984), Забытый фактор: морские аспекты гражданской войны в Испании, Oxford University Press
  • Халперн, Пол Г. (1995), Военно-морская история Первой мировой войны, Аннаполис : Издательство военно-морского института, ISBN 1-55750-352-4
  • Хейворд, Джеймс (2003), Мифы и легенды Второй мировой войны, Sutton Publishing, ISBN 0-7509-3875-7
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980], «Роскошный» флот: Imperial German Navy 1888–1918, Amherst: Humanity Books, ISBN 978-1-57392-286-9
  • Kriegsmarine (1939), журнал U-47, воспроизведенный в Snyder and Уивер
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-679-45671-1. Обслуживание CS1: r ef = h arv (ссылка )
  • Миллер, Джеймс (2000), Скапа: знаменитая военно-морская база Великобритании, Англия: Бирлинн, ISBN 1-84158-005-8
  • Макки, Александр (1959), Черная суббота: Трагедия Королевского дуба в Скапа-Флоу, Англия: Cerberus, ISBN 1-84145-045-6
  • Прин, Гюнтер (1969), Mein Weg nach Scapa Flow, Перевод на английский Жоржем Вэтином, когда я потопил Royal Oak, Wingate-Baker, ISBN 0-09-305060-7
  • Raven, Alan Roberts, Джон (1976), Британские линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкора и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год, Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 0-87021 -817-4
  • Саркар, Дилип (2010), Hearts of Oak: Human Tragedy of HMS Royal Oak, Amberley, ISBN 978-1-84868-944-2
  • Смит, Питер (1989), Морские затонувшие корабли Скапа-Флоу, The Orkney Press, ISBN 0-907618-20-0
  • Снайдер, Джеральд (1976), The Royal Oak Disaster, P Remix Press, ISBN 0-89141-063-5
  • Tarrant, VE (1995), Ютландия: немецкая перспектива, Лондон: военные книги в мягкой обложке Cassell, ISBN 0-304-35848-7
  • Тейлор, Дэвидлоу (2008), Last Dawn: The Royal Oak Tragedy в Скапа-Фалл, Аргайл, ISBN 978-1- 906134-13-6
  • Уивер, HJ (1980), Кошмар в Скапа-Флоу: правда о затоплении HMS Royal Oak, Англия: Cressrelles, ISBN 0-85956-025-2

Дополнительная литература

  • Кригсмарине. «Отчет о затоплении Королевского Дуба». uboatarchive.net. Британское Адмиралтейство Отдел морской разведки перевод 24 / Т 16/45. Архивировано из оригинала 3 января 2007 г. Получено 22 декабря 2006 г.
  • Лентон, Х. Т. (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7.
  • Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры (перепечатка изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Royal Oak.

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:21:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте