HMS Phaeton (1782)

редактировать

HMS Phaeton.jpg Современный японский рисунок HMS Phaeton (Музей истории и культуры Нагасаки)
История
Великобритания
Имя:HMS Phaeton
Оператор:Королевский флот
Заказано:3 марта 1780 г.
Строитель:Джон Смоллшоу, Ливерпуль
Заложен:июнь 1780 г.
Спущен:12 июня 1782 г.
Завершен:27 декабря 1782 г.
Введен в эксплуатацию:март 1782 г.
почетные звания и. награды:
Судьба:Продан на разборку 26 марта 1828 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Минерва-класса фрегат
Вес в тоннах:944 (bm )
Длина:141 фут 0 дюймов (42,98 м)
Ширина:39 футов 0 дюймов (11,89 м)
Глубина трюма:13 футов 10 дюймов (4,22 м)
Движущая сила:Парус
Состав:280
Вооружение:
  • Верхняя палуба: 28 x 18-фунтовые пушки
  • QD : 8 x 9-фунтовых пушек + 6 x 18-фунтовые карронады
  • Fc : 2 x 9-фунтовые пушки + 4 x 18-фунтовые пушки

HMS Phaeton были 38-пушечное, Minerva-class пятого ранга британского Королевского флота. Этот фрегат был наиболее известен своим вторжением в гавань Нагасаки в 1808 году. Джон Смоллшоу (Smallshaw Company) построил Phaeton в Ливерпуле между 1780 и 1782 годами. Она участвовала во многих сражениях во время Французские революционные войны и наполеоновские войны, во время которых она получила множество наград. Фрэнсис Бофорт, изобретатель Ветровой чешуи Бофорта, был лейтенантом на Фаэтоне, когда он отличился во время успешной экспедиции по вырезанию. Фаэтон отплыл в Тихий океан в 1805 году и вернулся в 1812 году. Наконец, он был продан 26 марта 1828 года.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Служба на проливе
  • 3 Капитан Роберт Стопфорд
  • 4 Средиземноморье
  • 5 Ост-Индия
  • 6 Инцидент в гавани Нагасаки
  • 7 После Нагасаки
  • 8 Послевоенный
  • 9 Судьба
  • 10 В популярных СМИ
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания, цитаты и ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Первые годы

Фаэтон был сдан в эксплуатацию в марте 1782 года. В течение года она была рассчитана.

Служба на канале

Сэр Эндрю Снейп Дуглас

В декабре 1792 года Фаэтон был введен в эксплуатацию под командованием сэра Эндрю Снейпа Дугласа. В марте 1793 года Фаэтон захватил 4-пушечный капер-люггер Aimable Liberté.

Затем 14 апреля Фаэтон заметил французского капера генерала Дюмурье (или генерала дю Мурье) с двадцатью двумя 6-фунтовыми орудиями и 196 солдатами. и ее испанский приз, Святой Яго, в 140 лигах к западу от мыса Финистерре. Фаэтон был частью эскадры адмирала Джона Гелла, и вся эскадра отправилась в погоню, но именно Фаэтон совершил настоящий захват.

Святой Яго плыл из Лимы в Испанию, когда генерал Дюмурье захватил ее 11 апреля. Пытаясь отбиться от генерала Дюмурье, Сент-Яго боролась пять часов, потеряв 10 человек убитыми и 37 ранеными, прежде чем она нанесла удар. Ей также был нанесен значительный ущерб ее верху. Груз Сент-Яго, сбор которого занял два года, был самым богатым, когда-либо находившимся на борту отдельного корабля. По предварительным оценкам, стоимость груза составила около 1,2 и 1,3 миллиона фунтов стерлингов. Самой ценной частью груза было большое количество золотых слитков с тонким покрытием из олова, которые были указаны в манифесте как «тонкие оловянные». Генерал Дюмурье взял на борт 680 ящиков, каждый из которых содержал 3000 долларов, плюс несколько пакетов стоимостью от двух до трех тысяч фунтов.

Корабли, доставившие Сент-Яго в Портсмут, были Сент-Джордж., Эгмонт, Эдгар, Ганг и Фаэтон. Деньги были доставлены по Лондонскому мосту в 21 вагоне в сопровождении группы легких драгунов и размещены в лондонском Тауэре.

11 декабря Высокий адмиралтейский суд постановил, что судно должно быть возвращено Испании, за вычетом одна восьмая стоимости после расходов на спасение, при условии, что испанские освобожденные британские корабли, находящиеся в Корунне. Агенты похитителей подали апелляцию, и 4 февраля 1795 года лорды Совета (Тайный совет) оценили груз в 935 000 фунтов стерлингов и присудили его похитителям. В то время весь экипаж, капитаны, офицеры и адмиралы могли рассчитывать разделить приз. доля адмирала Гуда составляла 50 000 фунтов стерлингов.

28 мая Фаэтон вывел 20-пушечное орудие у побережья Испании. Королевский флот принял Промпте на вооружение под ее нынешним именем.

Вместе с Фаэтоном в июне в Ла-Манше взяли двух каперов - Пуассона Воланте с десятью пушками и генерала Вашингтона. 27 ноября Phaeton и Latona были в числе шести судов эскадры, захватившей 28-пушечный французский корвет Blonde на оффе Ushant.

. В феврале 1794 г. Phaeton был выплачен, но в следующем месяце капитан Уильям Бентинк вернул ее в строй.

Во время битвы Славного Первого июня Фаэтон пришел на помощь снятым с мачты Защита. При этом Фаэтон обменялся залпами с французским линейным кораблем Impétueux. Фаэтон пострадал от трех человек убитыми и пятеро ранеными. Она была единственным из вспомогательных судов, понесших потери. В 1847 году Адмиралтейство наградило оставшихся в живых всех кораблей, участвовавших в сражении, включая «Фаэтон», медалью морского общего заслуги с застежкой «1 июня 1794 года».

Капитан Роберт Стопфорд

Портрет королевы Каролины, ок. 1820 г., Джеймс Лонсдейл

В сентябре Фаэтон перешел под командование капитана Стопфорда. В мае 1795 года Фаэтон сопровождал принцессу Каролину Брауншвейгскую в Англию. Затем началась захватывающая череда розыгрыша призов. Во время службы Стопфорда в проливе Фаэтон захватил около 13 каперов и три военных корабля, а также возвратил множество судов, захваченных французами.

Адмирал сэр Роберт Стопфорд, ок. 1840, автор Фредерик Ричард Сэй, из Национального морского музея, Гринвич, Лондон

10 марта 1796 года Фаэтон захватил французский корвет Bonne Citoyenne у мыса . Финистерре. Она была вооружена двадцатью 9-фунтовыми орудиями и имела экипаж из 145 человек. Она покинула Рошфор 4 марта в компании французских фрегатов Forte, Seine и Régénérée, а также брига Mutine. плавание в Иль-де-Франс с войсками и военными припасами. Стопфорд отвез ее обратно в Англию в качестве награды. Затем Королевский флот купил ее как Bonne Citoyenne, военный шлюп шестого ранга.

Во время круиза по Ла-Маншу 6 марта 1797 года Фаэтон взял французского капера Актифа. Она была вооружена 18 орудиями и имела экипаж из 120 человек. Она отплыла из Нанта 17 февраля и через десять дней захватила пакетный корабль «Принцесса Елизавета», который был ее единственным трофеем.

28 мая «Фаэтон», Мельпомена, и наемный вооруженный люггер Спидвелл задержал Фредерикштадт.

16 сентября Фаэтон захватил 6-пушечный Chasseur. Через два дня она забрала капера Брюнетку. Затем с помощью Unite 24 сентября она захватила Индиан с 16-ю пушками у Рош-Бонн. 9 октября Юнит захватил Декуверт с 32-пушечным фрегатом Олень и Фаэтон.

Фаэтон также отбил три британских корабля. Это были «Адамант» (24 сентября), «Аркада» (3 октября) и «Восстановление» (20 октября).

Затем 28 декабря Фаэтон принял на себя 12-пушечную опасность в Бискайском заливе. На следующий день 44-пушечный Энсон, капитан Филип Чарльз Дарем вместе с Phaeton отбили 20-пушечный почтовый корабль, который французы почти захватили ровно тремя годами ранее. Из 276 экипажей, в том числе 30 пассажиров разного состава, Дафна потеряла пять человек убитыми и несколько ранеными, прежде чем сдалась. Энсон не пострадал.

В первый день нового года 1798 года Фаэтон взял Авеню. 19 февраля она захватила 18-пушечный Лежер в Ла-Манше. 22 марта участвовал в повреждении 36-пушечного фрегата Charente в районе Кордуанского маяка. Фаэтон обстреляла Шаранту, преследуя ее первой в пределах досягаемости орудий 74-пушечного третьего курса Канада под командованием капитана сэра Джона Борлэса Уоррена, с которым она обменялась бортами. Шаранта заземлена, но затем и Канада. Фаэтону и Ансону пришлось отказаться от погони, чтобы освободить Канаду. Тем временем Шаранта выбросила свои ружья за борт, выплыла и достигла реки Бордо, гораздо более изношенной.

Вместе с Энсоном Фаэтон взял на борт 18-пушечного капера Mercure. 31 августа. Mercure был пробит 20 орудий и имел экипаж 132 человека. Однажды она была вне Бордо и ничего не поймала.

Неделей позже Энсон и Фаэтон захватили 32-пушечного капера Флора после 24-часовой погони. Стопфорд в своем письме описал Флора как фрегат из 36 орудий и 255 человек. Она находилась в круизе за восемь дней из Булони. Флора также служил в Королевском флоте в войне за независимость США ..

Затем 8 октября Фаэтон взял 16-пушечный капер Леврие. Вместе с Ambuscade и Stag 20 ноября она взяла Hirondelle.

24 ноября 1798 года Фаэтон захватил французский капер-бриг Resolue (или Resolu). Resolue был вооружен 18 орудиями и имел экипаж из 70 человек. Ранее она захватила английский торговый корабль General Wolfe, плывший из Пула в Ньюфаундленд, и американский шлюп, плывший из Бостона в Гамбург. Позже Олень отбил американца.

6 декабря Фаэтон и Олень захватили французский капер-бриг Ресурс. Она была вооружена 10 орудиями и имела экипаж из 66 человек. Она отплыла из Ла-Рошели двумя днями ранее и плыла к африканскому побережью. Ambuscade разделила призовые деньги за Resolu и Resource.

Mediterranean

В июле 1799 Капитан Сэр Джеймс Николл Моррис принял командование Фаэтоном и отправился с лордом Элджином из одноименного Элджин Марблс в Константинополь. Элгин была послом Великобритании в Османской империи до 1803 года. В мае 1800 года она участвовала в блокаде Генуи в составе эскадры лорда Кита. Осадивший город австрийский генерал барон д'Отт особенно ценил ее огонь в поддержку австрийской армии.

14 апреля 1800 г. Фаэтон и Петер захватили Сент-Розалию. Phaeton должна была разделить свою долю выручки с пятью судами по предварительному соглашению.

3 мая Mutine, Phaeton и Cameleon захватили восемь судов в Ангилье. Бэй:

  • Стелла де Норт;
  • Санта-Мария;
  • Ностра Сеньора дель Кармине;
  • Фиат Волантес Деус;
  • Ностра Синьора дель Ассунта;
  • Nostra Signora de Sonsove;
  • Сан-Николас; и
  • Сан-Иосиф (Сан-Джузеппе).

Через пять дней они захватили одиннадцать генуэзских судов. Они захватили первые восемь у Сен-Ремо :

  • Полакр корабль Сен-Джованни, который шел в балласте из Сен-Ремо;
  • Полакрский бриг Achille, который шел из Марселя в Геную с груз кукурузы и вина;
  • барк Polacre St. Antonio, который плыл из Cette в Геную с грузом вина;
  • Polacre brig Santa (Assunta), который плыл из Арда в Порт-Морис с грузом вина;
  • корабль Polacre Conception, шедший в балласте в Порт-Морис;
  • корабль Polacre Madona del Carmine, плывущий из Сетте в Геную с грузом вина;
  • Сетти Синьора дель Кармине, который плыл из Марселя в Геную с грузом кукурузы;
  • Сетти Св. Джузеппе, который плыл из Марсель в Порт-Морис с грузом кукурузы;
  • Диван Непорочного Зачатия, который плыл из Сетте в Геную с грузом вина;
  • Сетти Амина Пургаторио, плывущий из Сетте в Геную с груз вина; и
  • Settee Virgine Rosaria, которая плыла из Сетте в Геную с грузом вина.
Francis Beaufort

25 октября Фаэтон преследовал испанскую polacca до стоянки под батарея из пяти тяжелых орудий в Фуэнхироле, где она присоединилась к французскому каперскому бригу. На следующую ночь бриг сбежал, а полакка дважды безуспешно пытался бежать в Малагу. Ночью 27 октября Фрэнсис Бофорт возглавил лодку Фаэтона в поход. К сожалению, катер с carronade не смог угнаться за ним и все еще находился вне досягаемости, когда французская шхуна «Капер», незаметно зашедшая на якорную стоянку, обстреляла другие лодки. Баржа и два катера сразу двинулись прямо к полакке и к 5 часам утра успели ее закрепить. Захваченный корабль был «Сан-Джозеф», он же Aglies, с двумя 24-фунтовыми железными орудиями, двумя латунными 18-фунтовыми орудиями в качестве кормовых охотников, четырьмя латунными 12-фунтовыми орудиями и шестью 6-фунтовыми орудиями. Она была пакетом, перевозившим провизию между Малагой и Велиллой. У нее был экипаж из 49 моряков, хотя 15 были в отъезде, а также на борту было 22 солдата, которые действовали в качестве морских пехотинцев.

Абордажная группа потерпела убитым и ранеными, включая Бофорта, который получил, но выжил., 19 ран. Испанцы получили по меньшей мере 13 раненых.

Как только Моррис убедился, что его люди получили приз, он отправился на Фаэтона в погоню за вторым поллаком, который прошел ранее, плывя из Сеуты в Малагу. Фаэтону удалось поймать ее под батареей у мыса Моллено. Пока Фаэтон возвращался, чтобы забрать Бофорта, его людей и их трофей, французская каперская шхуна проплыла мимо, слишком далеко, чтобы Фаэтон мог ее перехватить.

Британцы немедленно наняли Сан-Джозеф как британский шлюп . of-war под названием Кальпе, древнее название Гибралтара. Хотя было обычным продвигать Бофорта, успешного и героического лидера экспедиции, командовать Кальпе, лорд Кейт вместо этого выбрал Джорджа Дандаса, который не только не присутствовал в битве, но и был младше Бофорта.. В 1847 году Адмиралтейство наградило оставшихся в живых к этой дате абордажа медалью морского общего заслуги с застежкой «27 октября.

16 мая 1801 года лодки из Фаэтона и Найяда под руководством первого лейтенанта Найада вошли в порт Марин, Понтеведра, в Галисии на северо-западе Испании.. Там они захватили испанский корвет «Алькудиа» и уничтожили вооруженный пакет «Рапосо», оба находились под защитой батареи из пяти 24-фунтовых орудий. Алькудия, которой командовал дон Жан Антонио Барбуто, была пришвартована на корме и корме недалеко от форта. Ранее ее паруса были выброшены на берег, поэтому лодкам пришлось отбуксировать ее, но вскоре после того, как поднялся сильный юго-западный ветер, пришлось поджечь ее. Были ранены только четыре человека с двух британских кораблей.

Затем Фаэтон вернулся в Британию и получил выплату в марте 1802 года.

Ост-Индия

В июле 1803 года капитан Джордж Кокберн повторно ввел Фаэтона в строй для службы в Дальний Восток. Позже в 1804 году она и HMS Lancaster преследовали французского капера Генриетту обратно в Порт-Луи. Кроме того, Фаэтон отбил Морнингтон, который французский капер Николас Сюркуф в Кэролайн захватил 14 августа 1804 года; Капитан Фаллонард с бригада Иль-де-Франс отбил Морнингтон. Британцы снова захватили Морнингтон, пока он продолжал плавать под британским прапорщиком, пока он не был сожжен в Бенгальском заливе в 1816 году.

2 августа 1805 года под командованием капитана Джона Вуда Фаэтон сражался с 40-орудиями Семильянте, капитан Леонар-Бернар Мотар, в проливе Сан-Бернардино от Сан-Хасинто, Филиппины, вместе с 18-пушкой Бриг-шлюп класса Cruizer Harrier, капитан Эдвард Рэтси. После перестрелки сначала с Харриером, а затем с Фаэтоном, Семильянте укрылся под орудиями береговой батареи. Не сумев отодвинуть ее, два британских судна в конце концов отплыли, на каждом из которых было ранено по два человека. Сообщается, что в Семильянте 13 человек убиты и 36 ранены. После пополнения запасов в Сан-Хасинто, Семилланте намеревался отправиться в Мексику в марте 1805 года, чтобы принести монету для Филиппин; встреча с Фаэтоном и Харриером сорвала план. Мотар вернулся в Индийский океан, в течение следующих трех лет действуя против британских судов с Иль-де-Франс.

18 ноября 1805 года Фаэтон был на Святой Елене. Там она взяла на борт 32 офицера и команду с захваченного французами Ост-Индиамана Брансуик. Французы освободили их на мысе Доброй Надежды, и картель доставил их на остров Святой Елены. Фаэтон уже нес маркиза Уэлсли и его свиту, которые возвращались в Англию после того, как служили генерал-губернатором Индии. Они прибыли в Спитхед 13 января 1806 года.

В октябре 1806 года капитан Джон Вуд принял командование Фаэтоном. Затем в июле 1808 года его сменил капитан Флитвуд Пеллью.

Инцидент в гавани Нагасаки

Капитан Флитвуд Пелью командовал Терпсихор против голландских судов на Батавиа-роуд, 24 ноября 1806. Нарисовано в Мадрасе, май 1807

После того, как французы аннексировали Голландскую республику и Наполеон начал использовать свои ресурсы против Великобритании, корабли Королевского флота начали атаковать голландское судоходство. В 1808 году Фаэтон, к тому моменту находившийся под командованием Пелью, вошел в гавань Нагасаки, чтобы устроить засаду на несколько голландских торговых судов, которые должны были вскоре прибыть.

Фаэтон вошел в гавань 4 октября тайком под голландским флагом. Несмотря на то, что «голландский» корабль прибыл позже обычного, японские и голландские представители ничего не подозревали. Итак, голландские представители из их торгового анклава Нагасаки Деджима поплыли, чтобы поприветствовать корабль посещения. Но когда они приблизились, Фаэтон опустил тендер и захватил голландских представителей, в то время как их японские эскорты прыгнули в море и скрылись. Пеллью держал голландских представителей в заложниках и потребовал, чтобы предметы снабжения (вода, еда, топливо) были доставлены Фаэтону в обмен на их возвращение. Пушки в оборонительных сооружениях японской гавани были старыми, и большинство из них не могло даже стрелять. Следовательно, скудные японские силы в Нагасаки были серьезно вооружены и не могли вмешаться.

Дедзима и залив Нагасаки, около 1820 года. Вид включает два голландских корабля и множество китайских торговых джонок.

В то время это было не так. клан Сага обратился к поддержке политики Сакоку и защите Нагасаки, но они сэкономили, разместив там только 100 солдат вместо 1000, официально необходимых для станции. Магистрат Нагасаки, [джа ], немедленно приказал войскам из соседних областей острова Кюсю. Японцы мобилизовали силы из 8000 самураев и 40 кораблей, чтобы противостоять Фаэтону, но они не могли прибыть в течение нескольких дней. Тем временем магистрат Нагасаки решил удовлетворить требования корабля и предоставил припасы.

Фаэтон ушел двумя днями позже, 7 октября, до прибытия японских подкреплений и после того, как Пелью узнал, что голландские торговые корабли в этом году не прибудут. Он оставил письмо голландскому режиссеру Хендрику Доффу. Магистрат Нагасаки, Мацудаира, взял на себя ответственность, выполнив сэппуку.

После нападения Фаэтона Бакуфу усилил береговую оборону и обнародовал закон, запрещающий выходить на берег иностранцам под страхом смерти ( 1825–1842, Мунинен-учиковаши-рей ). Бакуфу также потребовал, чтобы официальные переводчики изучали английский и русский языки, в отличие от изучения нидерландского языка. В 1814 году голландский переводчик написал первый англо-японский словарь (6000 слов). Хотя инцидент показал уязвимость системы Токугава для иностранного вмешательства, бакуфу не стал проводить более фундаментальную реформу своей обороны из-за своего приоритета по поддержанию внутреннего баланса сил с даймё страны.

После Нагасаки

14 октября 1808 года Пелью был утвержден в звании капитана почты, после чего принял участие в вторжении на Иль-де-Франс в 1810 г. и сокращении из Явы в 1811 году.

В мае Фаэтон сопровождал вторую дивизию британских войск под командованием генерал-майора Фредерика Августа Ветералла из Мадраса на Остров Принца Уэльского, а затем на Малакка. Когда экспедиция достигла Батавии, Фаэтон и три других фрегата начали патрулирование в поисках французских фрегатов, которые, как известно, находились в этом районе.

31 августа десант из Фаэтона вместе с морскими пехотинцами захватил форт у французов в Суменеп на острове Мадура, недалеко от Явы. Британцы потеряли трех человек убитыми и 28 ранеными.

Пеллью отплыл домой Фаэтону в августе 1812 года, сопровождая конвой из жителей Восточной Индии. За свои услуги он получил в подарок 500 гиней и благодарность Ост-Индской компании.

Послевоенный

В 1816 году капитан Фрэнсис Станфелл отплыл на Фаэтон из Ширнесса, направляясь в Святой Елены и мыс Доброй Надежды. Она прибыла на остров Святой Елены 14 апреля 1816 года, где родила нового военного губернатора генерал-лейтенанта сэра Хадсона Лоу, его жену Сьюзен де Ланси Лоу и двух ее дочерей от бывшего брака. Лоу был специально отправлен на остров в качестве тюремщика Наполеона Бонапарта, который умрет там в изгнании в 1821 году.

В апреле 1818 года капитан В. Х. Диллон поручил Фаэтону. Осенью 1818 года лейтенант Джон Гири, присоединившийся к «Фаэтону» при вводе в строй, предстал перед военным трибуналом. Обвинения заключались в том, что он утаил двух дезертиров из банды 18-го пешего полка. Более формально обвинения были такими: «Обман музыкантов одного из полков в гарнизоне и практика обмана в отношении офицеров, посланных на борт для их поиска». Совет признал его виновным. Ему сделали строгий выговор и выгнали из Фаэтона. Роберт Кавендиш Спенсер, опоздавший на пост капитана, подумал о Гири достаточно, чтобы пожать ему руку и предложить ему работу в будущем. Несколько лет спустя Спенсер выполнил свое предложение.

Фаэтон отправился в Ост-Индию. В октябре 1819 года она была выплачена, а затем вновь введена в строй в течение месяца под командованием капитана Уильяма Августа Монтегю на Галифакс. Она была выплачена в сентябре 1822 года. Она была немедленно возобновлена ​​под командованием капитана Генри Эвелин Питфилд Стерт. Она отплыла в Гибралтар и Альхесирас и окупилась примерно через три года.

Судьба

Фаэтон был продан 11 июля 1827 г. мистеру Фрику за 3430 фунтов стерлингов, но военно-морское ведомство отменило продажу, «мистера Фрика объявили сумасшедшим». Наконец, 26 марта 1828 года она была продана за 2500 фунтов стерлингов Джошуа Кристаллу за разрыв.

В популярных СМИ

Инцидент в гавани Нагасаки играет важную роль в романе Тысяча осени Джейкоб де Зоэт от Дэвид Митчелл. Однако это изображение сильно беллетризовано; корабль в романе - HMS Phoebus, инцидент произошел в 1800 году, и не обнаружив голландских кораблей, Phoebus из романа бомбардировал Деджиму.

Инцидент в гавани Нагасаки играет роль в романе Кровь тиранов Наоми Новик. Это изображение - историческая фантастика; японцы потопили HMS Phaeton с драконами, находившимися в то время в Нагасаки.

См. Также

Примечания, цитаты и ссылки

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • Остин, Гарольд Чомли Мэнсфилд (1935). Морские бои и корсары Индийского океана: морская история Маврикия с 1715 по 1810 год. Порт-Луи, Маврикий: Р. В. Брукс.
  • Демерлиак, Ален (2004). La Marine de Louis XVI: Nomenclature des Navires Français de 1774–1792 (на французском языке). Éditions Ancre. ISBN 2-906381-23-3.
  • Гардинер, Роберт (1994). Тяжелый фрегат. Лондон: Conway Maritime Press.
  • Хеддервик, Джанет Б. (1857). Секретарь капитана. Хатчинсон.
  • Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, от объявления войны Францией в 1793 году до прихода на престол Георга IV. Р. Бентли.
  • Стюарт-Браун, Р. (1932). Ливерпульские корабли в восемнадцатом веке. Ливерпуль: University Press of Liverpool.
  • Winfield, Rif (2008). Британские военные корабли в эпоху паруса 1793–1817: дизайн, строительство, карьера и судьбы. Издательство Сифорт. ISBN 1-86176-246-1.
  • Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусов 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы. Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:18:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте