Hampshire at anchor | |
History | |
---|---|
United Kingdom | |
Имя : | HMS Хэмпшир |
Тезка: | Хэмпшир |
Строитель: | Армстронг Уитворт, Элсвик |
Заложен: | 1 сентября 1902 года |
Запущен: | 24 сентября 1903 года |
Завершено: | 15 июля 1905 года |
Судьба: | Потоплен шахтой, 5 июня 1916 года |
Статус: | Защищенная военная могила |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Девонширский класс броненосный крейсер |
Водоизмещение: | 10850 длинные тонны (11,020 т ) (нормальный) |
Длина: | 473 футов 6 дюймов (144,3 м) (o / a ) |
Ширина: | 68 футов 6 дюймов (20,9 м) |
Осадка: | 24 фута (7,3 м) |
Установленная мощность: |
|
Силовая установка: |
|
Скорость : | 22 узлов (41 км / ч; 25 миль / ч) |
Производительность: | 1033 длинных тонны (1050 т) угля |
Комплектация: | 610 |
Вооружение: |
|
Броня: |
|
HMS Hampshire был одним из шести Броненосные крейсера типа «Девоншир» , построенные для Королевского флота в первом десятилетии ХХ века. По завершении она была назначена в 1-ю крейсерскую эскадрилью Флота Ла-Манша. После переоборудования она была направлена в резерв Третьего флота в 1909 году, а затем отправилась в 1911. В 1912 году она была переведена на Китайскую станцию и оставалась там до начала Первая мировая война в августе 1914 года.
Корабль преследовал немецких торговых рейдеров, пока в конце 1914 года его не перевели на Большой флот. 7-я крейсерская эскадрилья по возвращении домой. Она была переведена в 2-ю крейсерскую эскадрилью в 1916 году и участвовала в Ютландской битве. Несколько дней спустя она плыла в Россию, неся государственного секретаря по вопросам войны, фельдмаршала лорда Китченера, когда она была предположительно подорвался на мине, заложенной немецкой подводной лодкой 5 июня. Она затонула с тяжелыми человеческими жертвами, включая Китченера и его сотрудников. Позже распространились слухи о причастности к потоплению немецких шпионов и диверсий. Ее обломки перечислены в соответствии с Законом о защите военных останков, хотя часть была позже спасена. Было снято несколько фильмов об обстоятельствах ее потери.
Хэмпшир был разработан для вытеснения 10 850 длинных тонн (11 020 т). Судно имело общую длину 473 футов 6 дюймов (144,3 м), ширину 162>68 футов 6 дюймов (20,9 м) и глубокую осадку 24 фута (7,3 м). Она была оснащена двумя 4-цилиндровыми паровыми двигателями тройного расширения, каждая из которых приводила в движение один вал, что давало в общей сложности 21000 условных лошадиных сил (16000 кВт ) и давал максимальную скорость 22 узлов (41 км / ч ; 25 миль / ч ). Двигатели были оснащены семнадцатью Ярроу и шестью цилиндрическими котлами. Она несла максимум 1033 длинных тонны (1050 т) угля, а ее экипаж состоял из 610 офицеров и рядовых.
Ее основное вооружение состояло из четырех казнозарядных (BL) 7,5-дюймовые (191-мм) орудия Mk I установлены в четырех одинарных орудийных башнях, по одной на носу и корме надстройки и по одной на каждом борту. Орудия стреляли 200-фунтовыми (91 кг) снарядами на дальность около 13 800 ярдов (12 600 м). Ее вторичное вооружение из шести 6-дюймовых (152-мм) орудий Mk VII BL было размещено в казематах на миделе. Четыре из них были установлены на главной палубе и могли использоваться только в безветренную погоду. У них была максимальная дальность стрельбы около 12 200 ярдов (11 200 м) с их 100-фунтовыми (45 кг) снарядами. Хэмпшир также имел 18 скорострельных (QF) 3-фунтовых орудий Гочкиса и два подводных 18-дюймовых (457 мм) торпедные аппараты. Ее два 12-фунтовых орудия 8 кт могли быть сняты для службы на берегу.
В какой-то момент войны шестидюймовые орудия на главной палубе кораблей типа «Девоншир» были перемещены на берег. верхняя палуба и даны орудийные щиты. Их казематы были покрыты металлическими пластинами для улучшения мореходности, и четыре трехфунтовых орудия, перемещенные при переброске, были высажены.
ватерлиния бронепояс имел максимальную толщину 6 дюймов (152 мм) и был закрыт 5-дюймовыми (127 мм) поперечными переборками . Броня орудийных башен также имела толщину пять дюймов, а броня их барбетов - шесть дюймов. Защитная палубная броня имела толщину от 0,75–2 дюйма (19–51 мм), а боевая рубка была защищена 12-дюймовым (305 мм) броней.
Хэмпшир, названный в честь английского графства, был положен Армстронгом Уитвортом в их Верфь Elswick 1 сентября 1902 г. и спущена на воду 24 сентября 1903 г. Она была построена 15 июля 1905 г. и первоначально была назначена в 1-ю крейсерскую эскадру флота Ла-Манш вместе с большей частью ее сестринские корабли. Она начала переоборудование на Королевской верфи Портсмута в декабре 1908 года, а затем была направлена в резервный Третий флот в августе 1909 года. В декабре 1911 года она повторно вошла в состав для своего назначения с 6-м судном. Крейсерская эскадра Средиземноморского флота была переведена на Китайскую станцию в 1912 году.
Когда началась война, она была в Вэй Хай Вэй и был приписан к небольшой эскадрилье под командованием вице-адмирала Мартина Джеррама, главнокомандующего китайской станцией. Ей было приказано уничтожить немецкую радиостанцию в Яп вместе с броненосным крейсером Минотавр и легким крейсером Ньюкасл. По пути 11 августа корабли захватили угольщик и потопили его; К тому времени в Хэмпшире не хватило угля, чтобы добраться до острова, поэтому Джеррам приказал ей вернуться в Гонконг с командой «Элспет». В конце месяца ей было приказано спуститься в Голландскую Ост-Индию для поиска любых немецких кораблей в море, едва не заметив немецкий легкий крейсер Emden. О немецком корабле не сообщалось с начала войны, и он вошел в Бенгальский залив и начал охотиться на ничего не подозревающих британских кораблей, начиная с 14 сентября. Хэмпширу было приказано искать Эмден, и он оставался там до октября и ноября вместе с вооруженным торговым крейсером Императрица Азии, разыскивая налетчика, пока тот не был уничтожен 9 ноября HMAS Сидней. Затем Хэмпшир сопровождал конвой с войсками АНЗАК через Индийский океан и Красное море в Египет. Хэмпшир был переоборудован в Гибралтар в декабре, прежде чем вернуться домой для службы в Великом флоте. В январе 1915 г. она была направлена в 7-ю крейсерскую эскадру, а в ноябре была выделена для сопровождения судов в Белом море. Она вернулась домой вовремя, чтобы участвовать в Ютландской битве 31 мая 1916 года в составе 2-й крейсерской эскадрильи. Во время боя она никогда не вступала в бой и только выпустила четыре залпа по немцам, которые сильно не достигли своих целей, в дополнение к стрельбе по иллюзорным подводным лодкам перископам в течение дня.
Сразу после битвы ей было приказано нести лорда Китченера из Скапа-Флоу с дипломатической миссией в Россию через порт Архангельск. Из-за штормовой силы было решено, что Хэмпшир проплывет через Пентленд-Ферт, а затем повернет на север вдоль западного побережья Оркнейских островов. Этот курс обеспечит защиту от сильных ветров, позволяя эсминцам сопровождать ее. Она покинула Скапа-Флоу в 16:45 и примерно через час встретилась со своими двумя эскортами, эсминцами класса «Акаста» и. Когда корабли повернули на северо-запад, шторм усилился и изменил направление, так что корабли смотрели на него прямо. Это привело к отставанию эсминцев от Хэмпшира. Поскольку считалось маловероятным, что вражеские подводные лодки будут активны в таких условиях, капитан Сэвилл из Хэмпшира приказал Юнити и Виктору вернуться в Скапа-Флоу.
Плыть в одиночку в сильном море, Хэмпшир находился примерно в 1,5 мили (2,4 км).) у материковой части Оркнейских островов между Бро-оф-Бирсей и Марвик-Хедом в 19:40 5 июня, когда произошел взрыв, и корабль накренился на правый борт. Она подорвала одну из нескольких мин, установленных немецкой минной подводной лодкой U-75 28–29 мая, незадолго до Ютландского сражения. В результате взрыва крейсер пробил между носом и мостиком, и при спуске спасательные шлюпки были разбиты о борт корабля сильным волнением. Примерно через 15 минут после взрыва Хэмпшир затонул на носу. Из 735 членов экипажа и 14 пассажиров на борту только 12 членов экипажа выжили после того, как сошли на берег на трех поплавках Carley. Всего было потеряно 737 человек, включая Китченера и всех членов миссии в России.
Фриц Жубер Дюкен - бур и немецкий шпион - утверждал, что принял личность русского графа Бориса Закревского и присоединился к Китченеру в Шотландии. Дюкен предположительно дал сигнал немецкой подводной лодке вскоре после отплытия из Скапа-Флоу, чтобы предупредить их о приближении корабля Китченера. Затем он был спасен подводной лодкой, когда Хэмпшир затонул. В 1930-х и 40-х годах он руководил шпионской сетью Duquesne и был схвачен ФБР вместе с 32 другими нацистскими агентами по самому большому обвинению в шпионаже в США.
Место крушения обозначено как контролируемое место согласно Закон о защите военных останков в точке с координатами 59 ° 7,065'N 3 ° 23,843'W / 59,117750 ° N 3,397383 ° W / 59,117750; -3,397383 (местоположение затонувшего корабля HMS Hampshire) Координаты : 59 ° 7,065'N 3 ° 23,843'W / 59,117750 ° N 3,397383 ° W / 59,117750; -3.397383 (Место затонувшего корабля HMS Hampshire), а дайвинг без лицензии запрещен. Корабль перевернут на глубине 180–230 футов (55–70 м) воды.
В 1983 году один пропеллер и часть приводного вала Хэмпшира были спасены от крушения. Теперь они выставлены на обозрение в Центре и музее для посетителей Скапа-Флоу, Лайнесс, Хой, Оркнейские острова.
Память погибших 737 Гэмпшира на правой стороне базы в Хэмпшире, на острове Уайт и военном мемориале Винчестера за пределами Винчестерского собора.
В 1924 году жители Оркнейских островов возвели башню в память о Китченере и офицерах и люди Хэмпшира.
Затопление корабля и события, связанные со смертью Китченера, изображены в фильме 1921 года Как Китченер был предан и фильме 1969 года Фройлен Доктор о женщине-шпионе.
Корабль также занимает видное место в романе 2010 года Crescent Dawn Клайва Касслера, в котором корабль разрушен бомбой внутри корабль, помещенный там Англиканской церковью, чтобы устранить Китченера, который в этой истории оскорбил церковные верования.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Hampshire (1903). |