Святой Гутлак из Кроуленда | |
---|---|
Святой Гутлак держит бич, данный ему святым Варфоломеем, с демоном, лежащим у его ног. Статуя XV века из второго яруса разрушенного нефа Кройландского аббатства | |
Родился | 673. Королевство Мерсия |
Умер | 714. Кройланд, Королевство Мерсия |
Почитается в | Римско-католической церкви |
Праздник | 11 апреля |
Святой Гутлак из Кроуленда (Древнеанглийский : Gūðlāc; Латинский : Guthlacus; 674 г. н.э. - 3 апреля 715 г.) был христианином святым из Линкольншира в Англии. Его особенно почитают в болотах восточной Англии.
Гутлак был сыном Пенвалха или Пенвальда, дворянина английского королевства из Мерсии и его жены Тетт. Его сестра также почитается как Св. Пега. В молодости Гутлак сражался в армии Этельреда Мерсийского. Впоследствии он стал монахом в Монастыре Рептона в Дербишире в возрасте 24 лет, под руководством настоятельницы там, где Рептон был двойным монастырем. Два года спустя он стремился жить жизнью отшельника и переехал на остров Кройланд, ныне называемый Кроуленд, в День святого Варфоломея, 699 г. Его ранний биограф Феликс утверждает, что Гутлак мог понять strimulentes loquelas («свистящую речь») англоязычных демонов, которые преследовали его там, только потому, что Гутлак провел некоторое время в изгнании среди кельтских бриттов.
Гутлак построил дом маленькие молельни и камеры в стороне разграбленного кургана на острове. Там он жил до своей смерти 11 апреля 714 года. Феликс, живущий в память о Гутлаке, описал жизнь своего отшельника:
На упомянутом острове был холм, сложенный из комьев земли, которые выкопали жадные пришельцы в пустоши. открыть, в надежде найти там сокровище; сбоку от него было что-то вроде цистерны, и в этом Гутлаке начал жить человек благословенной памяти, построив над ним хижину. С тех пор, как он впервые поселился в этой обители, это было его неизменным правилом жизни: не носить ни шерстяной, ни льняной одежды, ни каких-либо других мягких материалов, но он провел всю свою уединенную жизнь в одежде из кожи. Воздержание в повседневной жизни было настолько велико, что с тех пор, как он начал заселять пустыню, он не ел никакой пищи, кроме того, что после захода солнца он взял кусок ячменного хлеба и маленькую чашку мутной воды. Ибо, когда солнце достигло западных границ, он, к счастью, попробовал немного припасов для нужд этой смертной жизни.
Гутлак страдал лихорадкой и болотной лихорадкой.
благочестивый и святой Гутлака. аскетическая жизнь стала разговором в стране, и многие люди посещали Гутлака в течение его жизни, чтобы искать у него духовного руководства. Он дал убежище Этельбальду, будущему королю Мерсии, который бежал от своего кузена Кеолреда. Гутлак предсказал, что Этельбальд станет королем, а Этельбальд пообещал построить ему аббатство, если его пророчество сбудется. Этельбальд действительно стал королем, и хотя Гутлак умер двумя годами ранее, он сдержал свое слово и начал строительство Кроулендского аббатства в день Святого Варфоломея, 716 г. Праздник Гутлака отмечается 11 апреля.
Святой Гутлак, терзаемый демонами, получил бич от Святого Варфоломея, Гутлак Ролл, 1210, Британская библиотека Крест Святого Гутлака с 1200 г. надпись Hanc Petra Guthlac..., обозначенная границами аббатства CrowlandЛатинская Vita sancti Guthlaci 8-го века, написанная Феликсом, описывает проникновение демонов в камеру Гутлака:
Они были свирепыми на вид, ужасными по форме с большими головами, длинными шеями, тонкими лицами, желтым цветом лица, грязными бородами, косматыми ушами, дикими лбами, свирепыми глазами, скверными ртами, лошадьми зубами, горлом, извергающим пламя, искривленными челюстями, толстыми губами, резкими голосами, опаленными волосами, жирные щеки, голубиная грудь, шершавые бедра, узловатые колени, кривые ноги, опухшие лодыжки, растопыренные ступни, раздвинутые рты, хриплые крики. Ибо им стало так страшно слышать их могучие вопли, что они заполнили почти все пространство между землей и небом своим несогласным мычанием.
Феликс записывает предвидение Гутлака о его собственной смерти, беседуя с ангелами в его последние дни. В момент смерти из его рта исходил сладкий нектароподобный запах, когда его душа покидала его тело в луче света, пока ангелы пели. Гутлак попросил у Экгбурга, аббатисы Рептонского аббатства свинцовый гроб и льняную простыню, чтобы его поминальные обряды могла совершить его сестра Пега. Прибыв на следующий день после его смерти, она обнаружила, что остров Кроуленд наполнен ароматом амброзии. Она похоронила тело на кургане после трех дней молитвы. Год спустя у Пеги было божественное призвание перенести гробницу и реликвии в ближайшую часовню: говорят, что тело Гутлака было обнаружено целым, а его саван сиял светом. Впоследствии Гутлак явился в чудесном видении Этельбальду, предсказывая, что он станет будущим королем Мерсии. Культ Гутлака продолжался среди монашеской общины в Кроуленде, с возможным основанием аббатства Кроуленд в качестве бенедиктинского ордена в 971 году. Серия пожаров в аббатстве означает, что сохранилось мало записей. до 12 века. Известно, что в 1136 году останки Гутлака были перенесены еще раз, и, наконец, в 1196 году его святыня была помещена над главным алтарем.
Краткая древнеанглийская проповедь (Верчелли XXIII) и более длинный прозаический перевод на староанглийский язык основаны на «Житии» Феликса. Есть также два стихотворения на древнеанглийском языке, известные как Guthlac A и Guthlac B, часть X века Exeter Book, старейшего сохранившегося собрания Англосаксонская поэзия. Отношение Гутлака А к Вите Феликса обсуждается, но Гутлак Б основан на рассказе Феликса о смерти святого.
История Гутлака представлена в виде иллюстраций в «Свитке Гутлака», наборе подробных иллюстраций начала 13 века. Он хранится в Британской библиотеке, а копии выставлены в аббатстве Кроуленд.
Другой отчет, также датируемый нормандским завоеванием, был включен в церковную историю Orderic Vitalis, которая, как и свиток Гутлака, была заказана аббатом Кроулендское аббатство. В то время, когда корона оспаривала это, аббатство в значительной степени полагалось на культ Гутлака, который сделал его местом паломничества и исцеления. Это отражено в смещении акцента с более ранних рассказов Феликса и других. В рассказах после завоевания он изображается скорее как защитник церкви, чем как святой аскет; вместо того, чтобы жить в древнем кургане, они изображают Гутлака, наблюдающего за строительством каменной часовни на месте аббатства.
Йоркширская деревня Голкар на окраине Хаддерсфилда. назван в честь Святого Гутлака, проповедовавшего в этом районе в 8 веке. Название деревни записано в Книге Судного дня как Гуллакаррес.
Основанное в 1987 году, Общество Святого Гутлака - это группа церквей, разделяющих посвящение святому Гутлаку. Его собратья:
Рундел из Гутлак Ролл, 1210: Гутлак в созерцании
Рундел из Guthlac Roll, 1210: Гутлак строит часовню в Crowland
Crowland Abbey
Герб в Crowland Abbey показывает бичи и сдирающие кожу k нивы Св. Варфоломея
Св. Гутлака, витражи, Кроулендское аббатство
Церковь Св. Гутлака (12C), Литтл-Кауарн, Херефордшир
Церковь Св. Гатлака, Аствик, Бедфордшир
Церковь Святого Гутлака, Статерн, Лестершир
Церковь Святого Гутлака, Маркет-Дипинг, Линкольншир
Церковь Святого Гутлака, Литл-Понтон, Линкольншир
Церковь Святого Гутлака, Фиштофт, Линкольншир
Церковь Всех Святых, Бранстон, Линкольншир
Церковь Святого Гатлака, Пассенхем, Нортгемптоншир
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Saint Guthlac. |