Группа Гутай

редактировать

Группа Группа Гутай (具体 美術 協会, Гутаи Бидзюцу Кёкай) - первая радикальная послевоенная артистка. группа в Японии. Он был основан в 1954 году художником Дзиро Йошихара в Осаке, Япония, в ответ на реакционный художественный контекст того времени. Его молодые члены исследовали новые формы искусства, сочетающие перформанс, живопись и интерактивную среду, и реализовали «международную общую основу» экспериментального искусства через всемирный охват своей выставочной и публикационной деятельности. Эта влиятельная группа участвовала в крупномасштабных мультимедийных средах, представлениях и театральных мероприятиях и подчеркивает взаимосвязь между телом и материей в поисках оригинальности. Движение отвергало традиционные художественные стили в пользу перформативной непосредственности.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Манифест Гутая
  • 3 Метод
  • 4 Значимые произведения
    • 4.1 Журналы Гутая
    • 4.2 Живое выступления и музыка Гутай
    • 4.3 Мэйл-арт
    • 4.4 Биеннале Венеции 2009
  • 5 Критика
  • 6 Влияние
  • 7 Политика
  • 8 Выставки
    • 8.1 Значимые выставки
    • 8.2 Ретроспективные выставки
  • 9 Участники
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Общие ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Происхождение

Сёдзо Симамото и Основание Дзиро Йошихара Гутай вместе в 1954 году, и именно Симамото предложил имя Гутай. Кандзи использовалось для написания «гу», что означает инструмент, меры или способ делать что-либо, а «тай» означает тело. Йошихара считает, что это означает «воплощение» и «конкретность». Группа была официально известна как Gutai Bijutsu Kyokai (Художественная ассоциация Гутай).

Появившись во время послевоенной реконструкции Японии, Гутай подчеркнул свободу слова с помощью инновационных материалов и технологий. Гутай бросил вызов воображению, чтобы изобрести новые представления о том, что такое искусство, уделяя внимание отношениям между телом, материей, временем и пространством. После войны отношение народов к культурному обмену изменилось, поскольку художественная среда внушала большой оптимизм в отношении глобального сотрудничества. Поскольку художники добивались достижений в современном искусстве на международном уровне, художественная среда того времени создавала благоприятные условия для группы Гутай. Например, с подписанием Сан-Францисского договора в 1951 году произошел рост культурных обменов между Японией и ее новыми западными союзниками. Произведения искусства Гутай начали демонстрироваться на выставках как в американских, так и в европейских городах.

В начале 1950-х годов работы Йошихара были представлены на первых показах Nihon Kokusai Bijutsu-ten (Международная художественная выставка в Японии) и Gendai Nihon Bijutsu. -ten (Выставка современного искусства Японии) во время возрождения современного искусства в Японии. В «Осаке 1951» Ёсихара и другие основали Gendai Bijutsu Kondan Kai (дискуссионную группу по современному искусству), известную как «Genbi». Эта группа служила мастерской и форумом для создания новых форм искусства, объединяющих восточную и западную культуру, а также современную и традиционную. Основным направлением деятельности Йошихары было получение признания в мире искусства через японские традиции, и в 1952 году Йошихара участвовал, например, в Salon de Mai в Париже и снова в 1958 году после визита Жоржа Матье в Японию в 1957 году и открытие движения искусствоведом Мишелем Тапье.

С акцентом Японии после оккупации свободе, цель Соединенных Штатов также состояла в том, чтобы продвигать абстрактное искусство в целях продвижения демократии. Подобно социальным реформам союзников оккупации Японии после войны, Соединенные Штаты хотели увести Японию и другие страны оси от более коммунистического художественного стиля соцреализма. Это способствовало распространению искусства Гутай, поскольку оно спонсировало его создание. Одним из примеров является выставка Международной премии Гуггенхайма, которая началась после войны и тактично включала работы из Японии, бывшего государства оси, чтобы привлечь незападное искусство в сферу современного абстрактного искусства, поскольку оно сотрудничало с демократической пропагандой.

Ёсихара Дзиро был бизнесменом, художником-самоучкой, который основал искусство Гутай в 1954 году, собрав группу художественных протеже в Ашии, Хёго. Группа разделила пространство галереи в Осаке. Он направил художников попытаться сделать то, что никогда не делалось раньше. В этих ранних работах основное внимание уделялось следам движений тела. Йошихара видел в Гутаи интернациональность, что было очень правдоподобно, учитывая политический климат того времени. Распространение по всему миру сотен бюллетеней под названием «Гутай», возможно, является первой инициативой Йошихары на международном уровне. В бюллетени были включены авангардные работы, и Йошихара отправлял последующие бюллетени Гутая таким художникам, как Джексон Поллок, которым Йошихара очень восхищался, с тем же стремлением к международному признанию. Еще одно первое участие Гутая с глобальным расширением было в 1963 году, когда куратор музея Соломона Р. Гуггенхайма Лоуренс Аллоуэй выбрал искусство Гутая для представления на своей выставке, чтобы продемонстрировать универсальность искусства и одновременно восхищаться специфика его культуры. Это понятие Гутай действительно хотел выразить. Авангардное абстрактное искусство того времени создало универсальный язык. Гутай использовал этот язык, но при этом использовал свою культурную и физическую дистанцию, чтобы сохранить своеобразие. Искусство Гутая бросает вызов особенностям перформанса и живописи и может быть упрощено как сложное сочетание двух.

Группа Гутай разработала новый взгляд на индивидуальность и общность, которые были идеями, относящимися к послевоенной атмосфере. Группа развила «коллективный дух индивидуальности», подчеркнув важность личности в групповом контексте. Для группы Гутай сообщество было важным фактором в развитии творческих способностей человека. Что касается послевоенной атмосферы, в Японии было распространено мнение, что община виновата в том, что допустила такую ​​военную агрессию, и поэтому ее необходимо было отменить. Это то, что вдохновило Йошихару переосмыслить сообщество. Группа приняла горизонтальную систему сообщества в отличие от иерархической. Гутай считал, что община необходима для развития человека. Гутай рассматривал индивидуализм как вызов самому себе против внешних сил, таких как психологические силы фашизма, в котором личность становится средством утверждения свободы. Утверждение свободы - вот как можно предотвратить возвращение тоталитаризма. Эти взгляды были написаны в статьях и опубликованы в бюллетене Гутай. С художественной точки зрения группа Гутай сохраняла свою коллективную идентичность, проводя групповые выставки и групповые журналы. Важность личности проявляется в разнообразии самих художников. Стили и подходы сильно различались в группе. У них также было много экзистенциальных отражений, таких как Жан Фотрие и Джексон Поллок. Их принципы эмансипации исходили из быстрого бесчеловечного промышленного роста, происходившего в Японии. Их опасения были близки к проблемам Аллана Капроу, Situationist International, голландской группы Nul и бразильских неоконкретистов. Группа работала вместе 18 лет и распалась после внезапной смерти Йошихары в марте 1972 года.

Манифест Гутая

В декабре 1956 года Йошихара написал манифест для группы Гутай. В манифесте подчеркивается, что искусство Гутай не изменяет материю, а скорее говорит о тонком взаимодействии между духом и материей, которое в конечном итоге позволяет искусству рассказывать историю и обладать жизнью и свежестью.

Среди своих забот манифест выражает очарование с красотой, которая возникает, когда вещи портятся или разлагаются. Процесс повреждения или разрушения прославляется как способ раскрыть внутреннюю «жизнь» данного материала или объекта:

«Интересно, что современная красота разрушена в искусстве и архитектуре прошлого. с течением времени или стихийными бедствиями. Хотя их красота считается декадентской, может случиться так, что врожденная красота материи возрождается из-за маски искусственного украшения. Руины неожиданно приветствуют нас с теплотой и дружелюбием; они говорят с нами через свою красивые трещины и щебень - что могло бы быть местью материи, которая вернула свою врожденную жизнь. В этом смысле мы высоко ценим работы [Джексон] Поллок и [Жорж] Матье. Их работы раскрывают крики самой материи, крики краски и эмали. Эти два художника противостоят материи таким образом, который точно соответствует их индивидуальным открытиям. Или, скорее, они даже кажутся служащими материи. Удивительные эффекты дифференциации и интеграции требуютместо.".

Как сказано в манифесте, искусство Гутай стремится «выйти за рамки абстракции» и «с энтузиазмом использовать возможности чистого творчества». Цель Гутая - «объединить человеческие качества и свойства материалов, чтобы мы могли конкретно постичь абстрактное пространство».

В манифесте содержатся ссылки на многие произведения искусства, чтобы показать, что такое Гутай, а что нет. Ссылки на искусство, не относящееся к Гутаи, предлагают идеи о том, как искусство Гутай может расширять и продвигать искусство к новым высотам, в то время как ссылки на искусство Гутай предлагают краткую визуализацию того, как именно движение продвигает искусство к этим новым высотам. В манифесте говорится, что искусство Гутай - это эксперимент. Он приветствует все занятия, будь то действия, предметы или звуки; В искусстве гутаев нет правил.

Метод

Хотя все искусство гутаев чрезвычайно разнообразно по своей природе, оно подчеркивает метод, которым оно создано. Процесс творения очень важен для значения целого. Именно физическое взаимодействие со средой отличает искусство Гутай от других движений. Тело имело важное значение, но тело не имело приоритета перед самими материалами. Это скорее было воспринято как сотрудничество с материалом. Искусство Гутай включает в себя множество средств, таких как краска, перформанс, пленка, свет, звук и другие нетрадиционные материалы. Пытаясь создать беспрецедентное искусство, многие художники Гутая экспериментировали с материалами, которые бросали вызов границам искусства. Некоторые художники, бросившие вызов методу создания искусства, - это Сабуро Мураками, который протыкал бумагу своим телом, Ацуко Танака, который схематично подключал сигнальные колокольчики и носил платье из мигающих лампочек, и Сёдзо Симамото стрелял краской из пушек и бросал бутылки с краской с возвышенностей. Кадзуо Сирага, «художник по ногам», боролся с цементом, гравием, глиной, гипсом, галькой и ветками в том, что он называл «Сложной грязью», а затем продолжал создавать работы, в которых он подвешивался на холсте и рисовал его пальцы ног. Его работа «сочетала теорию с практикой», что было одним из стремлений Гутая. Среды, используемые для создания искусства Гутай, не имели ограничений.

Значимые работы

Гутайские журналы

Журналы были первым актом группы и были опубликованы 1 января 1955 года. Гутайские журналы состояли из задокументированных работ художника, так как а также очерки и статьи. Йошихара уделял первоочередное внимание записи деятельности группы в тексте, фотографиях и на пленке. Как известно, он отправил журнал Gutai и фотографии работ участников Аллану Капроу, Джексону Поллоку и Мишелю Тапье, а также другим художникам и знаменитостям. Это позволило Гутаю распространять свои работы. Именно через журнал многие зарубежные художники впервые столкнулись с экспериментами Гутая. Они искали способы установить контакт с аудиторией, художниками, критиками, историками искусства по всему миру. Это одна из причин того, что они так подробно документированы. Потому что они очень стеснялись того факта, что все, что они делали, никто не увидит, если они это не задокументировали и не распространили.

Живые выступления и музыка Гутай

«Искусство Гутай на сцене» «были два выступления, которые дала группа Гутай в 1957 и 1958 годах соответственно. Во время первого живого выступления Канаяма нарисовал красные и черные линии на большом воздушном шаре в виде паутины. Затем этот воздушный шар медленно надували (начиная с полностью сплющенного), так что он стал абстрактным скульптурным произведением. Этот шар, теперь вращающийся на месте, был помещен прямо под источники света, изменившие цвет. Затем воздушный шар был разрезан и спущен, почти вернув его в исходное состояние. Симамото сочинил «монотонную» музыку (именно так звук был включен в некоторые произведения искусства Гутая), которая игралась во время надувания воздушного шара и дополняла его.

Мартер, Джоан М. Абстрактный экспрессионизм: международный контекст. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Rutgers UP, 2007. Печать

Мэйл-арт

Как и в 1956 зарождающемся мэйл-арте Рэя Джонсона, художники Гутая использовали ненгаджо, или Новый Летние открытки, мейл арт. Nengajo были больше, чем просто поздравительные открытки. Они имеют давнее традиционное значение и служат ритуальным социальным взаимодействием, которое отражает цель Гутая - дать дух типично неодушевленным. В 1956 году Мотонага Садамаса отправил Ямадзаки Цуруко то, что считается первым гутаи-ненгаджо. На карточке были изображены зеленый, синий, красный, желтый и черный пигменты, которые затем были размазаны, чтобы оживить маркировку. Почтовая рассылка наполнила картины жизнью, а также раздвинула границы живописи во времени и пространстве. Это также расширило пределы выставочных площадей, что было еще одной целью группы Gutai. Как заявил Дик Хиггинс : «Есть два способа ввести время в произведение: превратить его в перформанс или позволить ему медленно проявляться по почте».

На 11-й художественной выставке Гутай посетители могли заплатить десять иен в коробку с картами Гутай, чтобы получить ненгаджо от одного из членов Гутая внутри коробки. Это рассматривалось как перформанс, а не потребительство, и деньги пошли на благотворительность для детей, которая поддержала идею подарка нэнгаджо.

Венецианская биеннале 2009 г.

критика

первая попытка Гутая Появление американца в галерее Марты Джексон в 1958 году натолкнулось на множество обвинений со стороны критиков, восклицавших, что это искусство имитирует Джексона Поллока. Однако искусство Гутая не копировало работы Поллока, а скорее черпало вдохновение, необходимое для решения проблемы свободы после мировой войны в Японии. Йошихара хвалил Поллока как величайшего из ныне живущих американских художников и восхищался его чистой оригинальностью и конкретной интерпретацией свободы. Йошихара разделял с Поллоком желание воплотить природу, а не создавать изобразительное искусство. Йошихара согласился быть в той же эстетической сфере, что и Поллок, однако он агрессивно стремился создать особый стиль. Склонный к предположению, что японские художники следуют за западными художниками, Йошихара настаивал на том, чтобы художники Гутая создавали исключительно выдающийся стиль. Одна вещь, которую сделал Йошихара, чтобы избежать производных обвинений, - это попросить своих учеников изучать в его библиотеке, чтобы узнать о современных проблемах, чтобы их работа могла конкурировать с искусством центра. Работа Gutai, созданная на основе процессов тела, действительно нашла вдохновение в картинах Джексона Поллока, но при этом значительно расширила эти концепции. На первый взгляд, ранние картины Гутая могут выглядеть как картины Джексона Поллока, однако их подход и методы были радикально другими. Если сравнить номер 7 Джексона Поллока с работой Суми Ясуо. Pollock's приготовлен специально и компостируется в пределах прямолинейных границ. В то время как Ясуо работал "безрассудно безумно" и разбрызгивая краску. Гутай также называли дадаизмом, в котором Йошихара обращался в манифесте: «Иногда, на первый взгляд, нас сравнивают и принимают за дадаизм, и мы сами полностью признаем достижения дадаизма. Но мы думаем иначе, в отличие от дадаизма, - наши работа - это результат исследования возможностей оживления материала ». Специалист по Гутаи Фергус Маккаффри сказал: «Ширага и другие члены Ассоциации художников Гутая были отклонены как производные от абстрактного экспрессионизма второго поколения при показе в галерее Марты Джексон в Нью-Йорке в 1958 году, и только недавно мы смогли избавиться от этого ужасного недоразумения ". Дзиро Ёсихара стремился создать жанр, который не поддается классификации в погоне за подлинной оригинальностью, несмотря на эти более ранние обвинения.

Влияние

Помимо Ёсихара и Симамото, в группу Гутай входили Такесада Мацутани, Садамаса Мотонага от: Садамаса Мотонага, Ацуко Танака, Акира Канаяма и другие. Формирующее влияние на более позднее движение Fluxus, группа также была связана с некоторыми европейскими (особенно французскими ) деятелями искусства мира, такими как Жорж Матье и искусствовед. Мишель Тапье, который продвигал искусство Гутая в Европе, и с ташизмомart informel »). Согласно онлайн-глоссарию Tate Gallery, художники Гутая также создали серию ярких работ, предвосхищающих более поздние Happenings и Performances, в частности, Yves Кляйн из 1957 года, который жил в Японии в 1952–1954 годах и познакомил Гутая с немецкими художниками ZERO и Пьеро Манцони, а также с концептуальным искусством. Художники Гутая также создавали работы, которые теперь будут называться инсталляциями, вдохновляя работы неяпонских художников, таких как Аллан Капроу, Нам Джун Пайк, Вольф Фостелл и Конрад Бо, что привело к более поздней сети Fluxus.

Политика

Гутай имел очень важное политическое послание. Они пытались сделать то, чего не делали раньше в истории Японии. В 1950-х годах в современном японском искусстве преобладала тема соцреализма. В то время изысканная абстракция (в частности, послевоенная Нихонга ) экспортировалась на зарубежные выставки как японское искусство, являющееся представителем их художественного выражения. Было очевидно растущее желание избежать этого однообразия. Дзиро Ёсихара действительно подтолкнул молодых членов Гутая к тому, чтобы избежать этого художественного / политического угнетения, искать индивидуальности и противостоять угнетению. Это определение свободы неизбежно встречается в идеалистической модели, основанной на правах, которая требует бегства от политического гнета. Йошихара прямо не подразумевал и не объявлял о политической повестке дня для Гутая. Историк искусства Александра Манро и куратор Пол Шиммель читают искусство Гутая как ответ на преобладающую политическую ситуацию в Японии в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Манро, например, предположил, что они участвовали в своих действиях, чтобы ускорить внедрение демократии в американском стиле в Японии. Их нарочитая двусмысленность в живописи освободила художников от тирании, которая придерживается одного взгляда и, следовательно, бегства к «свободе».

Выставки

Выставка, в самом общем смысле, представляет собой организованную презентацию и демонстрацию избранных предметов. На практике выставки обычно проходят в музеях, галереях и выставочных залах, а также на мировых ярмарках. Посетители художественных выставок обычно ожидают, что их поразит творчество других. Группа Гутай, однако, бросила вызов нашим определениям этого термина, организовав множество открытых, совместных, экспериментальных «выставок».

Значимые выставки

Первая выставка Гутая, «Экспериментальная выставка современного искусства под открытым небом, бросающая вызов палящему солнцу в летнее время», была организована Йошихарой ​​в июле 1955 года. Захватывая общественный парк в Ашии, Гутай представил двухнедельную круглосуточную выставку под открытым небом. Картина длиной около пятидесяти футов свисала с деревьев, освещенные скульптуры светились в ночи, ярко-розовая нейлоновая простыня, прикрепленная прямо над землей, колышалась на ветру. «Эксперимент, - объявила группа, - состоит в том, чтобы вынести искусство из закрытых комнат... подвергая произведения естественным силам солнца, ветра и дождя».

В 1970 году, с 15 марта по 13 сентября японская Expo '70 стала сценой для одного из их самых замечательных, а также их последних крупных выступлений и художественных представлений в качестве художественного движения Гутай перед окончательным расформированием Гутай двумя годами позже. Во время Expo '70 некоторые из представлений Гутая состояли из людей, плавающих на гигантских воздушных шарах, и людей в пожарных машинах, выдувающих пузыри.

Ретроспективные выставки

  • 2006

ZERO. Международная выставка Künstler-Avantgarde der 50 / 60er Jahre проходит в Museum Kunst Palast в Дюссельдорфе, а затем отправляется в Сент-Этьен. На выставке представлены работы Канаямы, Мотонаги, Мураками, Шимамото, Фудзико Ширага, Кадзуо Ширага, Ацуко Танака, Ямадзаки, Тосио Йошида, Дзиро Йошихара и Мичио Йошихара.

  • 2007

Выставка «Артемпо: место, где становится время» проходит в Палаццо Фортуни в Венеции. На выставке представлены работы Мураками, Шимамото, Фудзико Ширага, Кадзуо Ширага и Ямазаки.

  • 2009

53-я Международная художественная выставка Венецианская биеннале «Fare Mondi» включает в себя группу работ Гутая Канаямы, Мотонага, Мураками, Симамото, Кадзуо Ширага, Ацуко Танака, Ямазаки, Дзиро Йошихара и Мичио Йошихара.

  • 2009

«Под чарами друг друга»: выставка Gutai Group и Нью-Йорка проходит в Доме Поллока-Краснера и Исследовательском центре в Нью-Йорке. На выставке представлены работы Мотонаги, Симамото, Кадзуо Сирага, Ацуко Танака, Тосио Ёсида и Дзиро Ёсихара.

  • 2010

Выставка «Гутай: живопись со временем и пространством» проходит в Museo Cantonale d’Arte, Лугано. На выставке представлены работы Канаямы, Мотонаги, Мураками, Шимамото, Фудзико Ширага, Кадзуо Ширага, Ацуко Танака, Ямадзаки, Тосио Йошида, Дзиро Йошихара и Мичио Йошихара.

  • 2013

Музей Соломона Р. Гуггенхайма представил "Гутай: Великолепная площадка, ретроспективу Ассоциации художников Гутая". Это была первая музейная выставка в Северной Америке, посвященная группе Гутай. На выставке было представлено 145 работ 25 художников двух поколений художников Гутая.

Участники

Работу группы Гутая можно разделить на два отдельных этапа, первый длится с 1954 по 1961 год, и второе начало в 1962 году и продолжалось до распада Гутая в 1972 году. Первым этапом и первоначальным намерением Гутая при формировании было создание работ в новых медиа и расширение живописи, чтобы стать более перформативным. Художники этой фазы Гутая сосредоточились на эстетике разрушения как формы искусства, отвечающей послевоенной Японии. Художники смешали художника и материал для психологического облегчения, разбивая бутылки с краской о холст или пробивая дыры в японских бумажных ширмах, чтобы продемонстрировать разрыв и фрагментацию и их стремление к трансформации. Вторая фаза работ Гутая, начатая в 1962 году, была ответом на культурный сдвиг, происходящий в Японии в результате быстрого роста населения и технического прогресса.

См. Также
Примечания
Общие ссылки
  • Франсуаза Боннефой; Сара Клеман; Изабель Соваж; Galerie nationale du jeu de paume (Франция). Гутай (Париж : Galerie nationale du jeu de paume: Réunion des musées nationaux, 1999) ISBN 2-908901-68-4, ISBN 978-2-908901-68-9
  • Александра Манро ; Yokohama Bijutsukan.; Музей Соломона Р. Гуггенхайма.; Музей современного искусства Сан-Франциско. Японское искусство после 1945 года: крик против неба [= 戦 後 日本 の 前衛 美術 空 へ 叫 び /] (Нью-Йорк: HN Abrams, 1994) ISBN 0 -8109-3512-0, ISBN 978-0-8109-3512-9 [содержание включает «Нам Джун Пайк - бросить вызов солнцу середины лета: группа Гутай»]
  • Мишель Тапье. L'aventure informelle (согласно информации Worldcat "Details": "Other Titles: Gutaï.") (Nishinomiya, Japan, S. Shimamoto, 1957) OCLC 1194658
  • Тиампо, Мин. Гутай и Информель Послевоенное искусство Японии и Франции, 1945-1965. (Ссылка Worldcat: [3] ) (Международная ассоциация тезисов диссертаций, 65-01A) ISBN 0-496-66047-0, ISBN 978-0-496-66047-6
  • Джиро Йошихара ; Сёдзо Симамото ; Мишель Тапье ; Гутай Бидзюцу Кёкай. Gutai [= 具体] (具体 美術 協会, Nishinomiya-shi: Gutai Bijutsu Kyōkai, 1955-1965) [Японский: Серийное издание: Периодическое издание] OCLC 53194339 [Worldcat «Другие названия» информация: художественная выставка Гутай, «Aventure informelle», «Международное искусство новой эры», США, Япония, Европа, Международный фестиваль неба, Осака, 1960]
  • Маттийс Виссер ; Гутай. Нарушение связи; Создание миров, каталог выставки 53-я Международная художественная выставка, Венецианская биеннале 2009; ISBN 978-88-317-9696-5
  • "ZERO, Internationale Künstler Avantgarde", изданный Museum Kunst Palast and Cantz, с эссе Жана-Юбера Мартена, Валери Хиллинг, Кэтрин Милле и Маттис Виссер, Дюссельдорф / Остфильдерн, 2006 ISBN 3-9809060-4-3
  • Мин Тампо, приглашенный куратор, «Под чарами друг друга»: Гутаи и Нью-Йорк. Каталог © 2009 The Stony Brook Foundation, Inc.
  • "Gutai: Dipingere con il tempo e con lo spazio / Gutai: Painting with Time and Space", изданный Museo Cantonale d'Arte, Лугано. (Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2010)
  • Манро, Александра. Все пейзажи: Мир Гутая. В Gutai: Splendid Playground, под редакцией Минг Тиампо и Александры Манро, стр. 21–43. Exh. кошка. Нью-Йорк: Музей Гуггенхайма, 2013.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:07:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте