Преподобный. Густаво Гутьеррес. OP | |
---|---|
Гутьеррес 2007 г. | |
Родился | Густаво Гутьеррес Мерино. (1928-06-08) 8 июня 1928 (возраст 92). Лима, Перу |
Гражданство | перуанец |
Альма mater | Католический университет Лювена, Католический университет Лиона |
Профессия | Священник и профессор |
Работодатель | Университет Нотр-Дам |
Известен | Теология освобождения, льготный вариант для бедных |
Награды | Премия Pacem in Terris, Премия Принсипи де Астурия, Почетный легион, Американская академия искусств и наук |
Густаво Гутьеррес Мерино OP (родился 8 июня 1928 г.) - перуанский философ, теолог и доминиканский священник, считающийся одним из основателей Теология освобождения. В настоящее время он Джон Кардинал О'Хара Профессор богословия в Университете Нотр-Дам, а ранее был приглашенным профессором во многих крупных университетах Северной Америки и Европа.
Он изучал медицину и литературу в Национальном университете Сан-Маркос, где также участвовал в Католическом действии, что сильно повлияло на его теологические аргументы. На богословском факультете Лювена в Бельгии и Лиона, Франция, он начал изучать богословие. Он преподавал в Мичиганском университете, Гарварде, Кембридже, Беркли, Монреальском университете, а также другие школы.
Его теологическая направленность направлена на то, чтобы связать спасение и освобождение через предпочтительный вариант для бедных или упор на улучшение материальных условий бедных. Гутьеррес предполагает, что откровение и эсхатология были чрезмерно идеализированы за счет усилий по установлению Царства Божьего на Земле. Таким образом, его методология часто критикует социальную и экономическую несправедливость, которую он считает причиной бедности в Латинской Америке и духовенства в католической церкви. Главный пастырский вопрос его работы: «Как передать бедным, что Бог любит их?»
В 1974 году Гутьеррес основал в Лиме филиал Института Бартоломе де Лас Касаса. В своем заявлении о миссии Институт стремится использовать теологию как средство решения современных социальных проблем и обучения посредством исследований, взаимодействия с законодателями и сотрудничества с низовыми организациями.
Гутьеррес - член Перуанской языковой академии. В 1993 году французское правительство наградило его Почетным легионом за его неустанный труд. В 2002 году Гутьеррес был избран в американскую Академия искусств и наук, а в 2003 году он получил награду Príncipe de Asturias. В 2016 году он получил премию Pacem in Terris Award от Университета Святого Амвросия.
8 июня 1928 года Густаво Гутьеррес родился у метисы по происхождению, наполовину латиноамериканцы, наполовину коренные жители.
Гутьеррес в подростковом возрасте страдал остеомиелитом и часто был прикован к постели. Ему приходилось передвигаться в инвалидном кресле с 12 до 18 лет. Тем не менее, он описывает это время как формирующий опыт, утверждая, что он внушил ценность надежды через молитву и любовь к семье в друзьях. По его словам, этот опыт сильно повлиял на его интерес к теологии.
Изначально он изучал медицину в Национальном университете Сан-Маркос в Перу, чтобы чтобы стать психиатром, он понял, что хочет стать священником. Он закончил богословское образование на богословском факультете Левена в Бельгии и в Лионе во Франции, где учился у Анри де Любака, Ива Конгара, Мари Доминик Чену, Кристиан Дукок и ряд других. Именно здесь Гутьеррес познакомился с идеологиями доминиканцев и иезуитов, и на него повлияли работы Эдварда Шиллебекса, Карла Ранера, Ганса Кюнга и Иоганн Баптист Мец. Его пребывание в Европе побудило Гутьерреса обсудить открытость Церкви современному миру. На него также повлияли протестантские богословы, такие как Карл Барт, и социологи, такие как Франсуа Перру, и его идея развития. В 1959 году Гутьеррес был рукоположен в священник.
. Во время учебы в Европе Гутьеррес познакомился с другими, нерелигиозными мыслителями, которые оказали глубокое влияние на его идеологию и, в конечном итоге, на формирование теологии освобождения. На богословском факультете в Лионе, Франция, он изучал Карла Маркса, Зигмунда Фрейда, у которого он получил лицензию на философию в Лувренском университете, и теоретиков эволюции Традиционно против или не одобряет церковь. Обсуждение Марксом классовой борьбы и материальных условий бедности предоставило Гутьерресу основу для понимания социально-экономического неравенства.
Гутьеррес одно время был приходским священником Iglesia Cristo Redentor (Церковь Святой Искупитель) в Римак, Перу.
Вернувшись в Перу, Гутьеррес начал формулировать свое понимание латиноамериканской «реальности» - основы и движущей силы теология освобождения. Он заявляет: «Я приехал с континента, на котором более 60% населения живет в состоянии бедности, а 82% из них находятся в крайней бедности ». Гутьеррес сосредоточил свои усилия на том, чтобы вновь открыть любовь к ближнему как центральную аксиому христианской жизни. Он чувствовал, что европейское богословие, которое он изучал, не отражает тяжелых материальных условий в Латинской Америке. В 2003 году Гутьеррес вспомнил, что его «прихожане в Лиме... научат меня томам о надежде посреди страданий». Эти отношения с христианством вдохновили его книгу «О Иове», опубликованную в 1987 году.
План богословского предложения Гутьерреса был составлен на его конференции «К теологии освобождения» во время Второй встречи священников и мирян в Чимботе. Перу, с 21 по 25 июля 1968 года. В этом предложении он неоднократно цитирует Ватикан II Gaudium et Spes и Павел VI Populorum Progressio. Для Гутьерреса источником проблем Латинской Америки был грех, проявленный в несправедливой социальной структуре. Его решение этой проблемы заключалось в том, чтобы подчеркнуть достоинство бедных, отдавая приоритет присутствующей в них славе Божьей. Эта точка зрения будет уточнена в течение следующих пяти лет, пока Гутьеррес не опубликовал «Теологию освобождения» в 1973 году.
Теология освобождения, таким образом, возникла как библейский анализ бедности. Гутьеррес различал две формы бедности: «скандальное состояние» и «духовное детство». Он отметил, что, в то время как первое ненавидит Бог, второе ценится. Гутьеррес определил, что каждая форма бедности присутствует в Латинской Америке, где человек жаждет хлеба и Бога. Только через проявление твердой веры цели Бога могут быть явлены человеку, независимо от цвета кожи или социального класса, в котором он родился. Теология освобождения настаивает на том, чтобы отдавать предпочтение дару жизни как высшему проявлению Бога.
Гутьеррес утверждает, что его понимание бедности как «скандального состояния» отражено в блаженстве Луки «Блаженны вы, бедные, для царства Бог твой », тогда как его интерпретация этого явления как« духовного детства »имеет прецедент в стихе Матфея:« Блаженны бедные в глазах, ибо их есть Царство Небесное ». Он утверждает, что существуют формы бедности, помимо экономической.
Гутьеррес призывает к пониманию реальности бедных. Быть бедным - это не просто отсутствие экономических ресурсов для развития. Напротив, Гутьеррес понимает бедность как «образ жизни, мышления, любви, молитвы, веры и ожидания, проведения свободного времени, борьбы за жизнь». С другой стороны, доминиканец подчеркивает, что бедность является результатом несовершенных социальных институтов. Хотя многие теологи слишком упрощают социальные корни бедности, для Гутьерреса происхождение бедности намного сложнее. В Латинской Америке он берет свое начало со времен завоевания, и к этому добавляется несколько политических, географических и личных факторов.
Провозглашение Евангелия посреди несправедливой ситуации в Латинской Америке ведет к практике, основанной на принципах, взятых из слова Божьего. В статье «Богословие и бедность» Гутьеррес напоминает, что этот вариант должен привести к трем четко определенным действиям, при этом предпочтительный вариант для бедных разворачивается как фундаментальная ось христианской жизни на трех уровнях:
Основное библейское основание этой практики лежит в кенотическом воплощении Христа. Для Гутьерреса служение Христа среди отвергнутых и презираемых в его время является ярким примером для современной церкви. Кроме того, «воплощение - это акт любви. Христос становится человеком, умирает и восходит, освобождает нас и заставляет нас наслаждаться свобода. Умереть и воскреснуть со Христом - значит преодолеть смерть и войти в новую жизнь. Крест и воскресение скрепляют нашу свободу ». Свобода Христа рассматривается Гутьерресом как источник духовной и экономической свободы.
Богословские размышления об освобождении - это не просто дискурс без практических и конкретных значений. Размышление о положении бедных приводит к тому, что теологи освобождения называют «освободительной практикой», когда они пытаются исправить процесс, посредством которого вера Церкви строит экономическое, духовное и интеллектуальное освобождение социально угнетенных народов как осуществление царства Бог. Таким образом, освобождающая практика основана на любви, которую Бог проявляет к нам, а также на чувстве солидарности и братства, которые должны существовать в межличностных отношениях между детьми Бога. Это концепции, которые Гутьеррес разработал совместно с активистом / философом в области образования Пауло Фрейре, чья основополагающая работа 1971 года «Педагогика угнетенных» исследовала концепцию праксиса и предпочтительного варианта для бедных.
Гутьеррес - влиятельная фигура в теологии 20 века в целом, и отзывы на его работы были поляризованными. Артур Макговерн определяет теологию освобождения как аномалию в области теологии, утверждая, что дискурс богословия обычно ограничивается академическими кругами. Он утверждает, что теории Гутьерреса, однако, оказывают значительное и ощутимое влияние на социально-экономические условия Латинской Америки.
Теология освобождения была задумана как призыв ко всем верующим в Латинской Америке действовать в соответствии с библейскими обязательствами по отношению к бедным.. Послание Гутьерреса о материальных и экономических условиях служит тому, чтобы поместить неравенство как в религиозный, так и в политический дискурс. Мысли Гутьерреса повлияли на богословие как в Латинской Америке, так и за рубежом. Это влияние можно наблюдать от евангельского предложения «интегральной миссии », разработанного спустя годы после зарождения освобождения, до развития социальных служений в евангельских церквях в последние десятилетия.
Среди его наиболее выдающихся последователей Уго Эчегарай и Луис Фелипе Зегарра Руссо. Среди его друзей - немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер, бывший префект Конгрегации доктрины веры. По поводу мысли Густаво Гутьерреса, учеником которой он был, Мюллер заявил: «Теология Густаво Гутьерреса, как ее считают, является ортодоксальной, потому что она ортопрактична и учит нас правильному христианскому образу действий, поскольку она происходит от подлинная вера ". В день 90-летия Гутьерреса в 2018 году Папа Франциск поблагодарил его за его вклад «в церковь и человечество через ваше богословское служение и вашу любовь к бедным и отверженным из общества». Хотя позиции Гутьерреса никогда не подвергались цензуре со стороны церкви, его попросили изменить некоторые из его предложений.
В начале 1970-х годов Гутьеррес прочитал неоднозначную лекцию в Кордове, Аргентина, будучи приглашенным Движением священников для третьего мира. Он отказался говорить, если отец Херонимо Подеста - коллега-теолог-освободитель, который, в отличие от Гутьерреса, боролся за право священников жениться, не покинул комнату. Спустя годы вдова Подесты и соратник, критикующий обязательное безбрачие внутри церкви, Клелия Луро сочла отношение Гитерреса к этому вопросу дискриминационным, критикуя его в следующем письме:
Уважаемый Густаво,Я Клелия Луро, партнер Херонимо Подеста, если вы помните? Вы приехали в Кордову для выступления на «Движении священников» третьего мира. Херонимо был приглашен Маримичи впервые. Он отправился в Кордову очень счастливым, поскольку священники пригласили его впервые. На следующий день Херонимо вернулся домой. Я спросил его, что случилось, и он ответил: «Густаво не хотел начинать, если я был в комнате», не скрывая боли. Я подумал: «Теология освобождения, какое освобождение он предложил?» Клерикальное освобождение от ложных ценностей? И я пожалел вас. Я знаю, что вы также вели себя таким же образом по отношению к Леонардо Боффу, лучшему теологу, который есть сегодня в Церкви. В прошлую субботу Франциск позвонил мне, и я напомнил ему об этом инциденте, и он ответил, что он вспомнил, потому что я уже рассказал ему, когда он был еще нашим кардиналом Бергольо. Густаво, если теология освобождения заставляет нас судить наших братьев, нам придется освободиться от этого богословия.
Клелия Луро
В 1984 году Святой Престол - при Папе Иоанне Павле II - осудил теологию освобождения, особо обратив внимание на использование марксистской экономической теории. Тогдашний кардинал Джозеф Ратцингер попросил перуанских епископов изучить труды Гитерреса, выразив обеспокоенность тем, что аргументы Гутьерреса воплощают в себе «идеализацию веры». В результате он и теология освобождения стали предметом 36-страничной статьи. Отчет Ватикана, в котором марксизм объявлен несовместимым с католическим учением. Католическая церковь в Перу затем провела голосование, чтобы осудить рукоположение Гутьерреса внутри группы, которое закончилось ничьей.
Согласно Артуру Макговерну, споры относительно Гутьерреса и теологии освобождения не ограничивались католической церковью: Новая York Times и Wall Street Journal напечатали полномасштабные рекламные объявления, предупреждающие читателей о потенциальном коммунистическом государстве в Мексике, утверждая, что «теология освобождения… [установит] коммунизм во имя христианства» и поощряет террористические акты
<203.>Избранные произведенияВикицитатник содержит цитаты, связанные с: Густаво Гутьеррес |