Гюстав Ле Бон

редактировать
Гюстав Ле Бон
Портрет мужчины лет тридцати с зачесанными назад волосами и большой бородой Гюстав Ле Бон, 1888
РодилсяШарль-Мари-Гюстав Ле Бон. (1841-05-07) 7 мая 1841. Ножан-ле-Ротру, Франция
Умер13 декабря 1931 (1931-12-13) (в возрасте 90). Марн-ла-Кокетт, Франция
Место упокоенияКладбище Пер-Лашез
НациональностьФранцузский
Alma materПарижский университет (Доктор медицины )
Научная карьера
ВлиянияБенедикт Морель, Чарльз Дарвин, Жан-Мартен Шарко, Поль Брока, Герберт Спенсер, Габриэль Тард, Эрнст Геккель, Ипполит Тейн
Под влияниемБенито Муссолини, Хосе Ортега-и-Гассет, Зигмунд Фрейд, Уилфред Троттер, Освальд Шпенглер, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Эдвард Бернейс, Роберт Э. Парк, Уилфред Бион, Мухаммад Абдух

Шарль-Мари Густав Ле Бон (французский: ; 7 мая 1841 - 13 декабря 1931) был ведущим французским эрудитом, чьи интересы включали антропологию, психологию, социологию., медицина, изобретения и физика. Он наиболее известен своей работой 1895 года Толпа: исследование общественного мнения, которая считается одной из основополагающих работ психологии толпы.

Уроженец Ножан-ле. -Ротру, Ле Бон получил квалификацию доктора медицины в Парижском университете в 1866 году. Он отказался от формальной медицинской практики в качестве врача, вместо этого начал свою писательскую карьеру в том же году выпускной. Он опубликовал ряд медицинских статей и книг перед тем, как присоединиться к французской армии после начала франко-прусской войны. Поражение в войне вкупе с непосредственным свидетелем Парижской Коммуны 1871 года сильно повлияли на мировоззрение Ле Бона. Затем он много путешествовал, объезжая Европу, Азию и Северную Африку. Он проанализировал народы и цивилизации, с которыми он столкнулся в рамках зарождающейся области антропологии, разработав эссенциалистский взгляд на человечество, и изобрел портативный цефалометр во время своих путешествий.

В 1890-х годах он обратился к психологии и социологии, в которых он выпустил свои наиболее успешные работы. Ле Бон развил точку зрения, согласно которой толпа не является суммой отдельных ее частей, предположив, что внутри толпы образуется новая психологическая сущность, характеристики которой определяются «расовым бессознательным » толпы. В то же время он создал свои психологические и социологические теории, он проводил эксперименты по физике и опубликовал популярные книги на эту тему, предвосхищая эквивалент массы и энергии и предсказывая атомный век. Ле Бон сохранял свои эклектические интересы вплоть до своей смерти в 1931 году.

Игнорируемый или очерняемый частями французского академического и научного истеблишмента в течение своей жизни из-за его политически консервативного и реакционного взглядов, Ле Бон был критически настроен по отношению к демократии и социализму. Работы Ле Бона оказали влияние на таких разрозненных фигур, как Теодор Рузвельт и Бенито Муссолини, Зигмунд Фрейд и Хосе Ортега-и-Гассет, Адольф Гитлер и Владимир Ленин.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Молодежь
    • 1.2 Жизнь в Париже
    • 1.3 Многократные путешествия
    • 1.4 Развитие теорий
    • 1.5 Дальнейшая жизнь и смерть
  • 2 Мысли Ле Бониана
    • 2.1 Вдохновение
    • 2.2 Толпы
  • 3 Влияние
  • 4 Работы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Юность

Шарль-Мари Гюстав Ле Бон родился в Ножан-ле-Ротру, Центр-Валь-де-Луар 7 мая 1841 г. в семье бретонского происхождения. На момент рождения Ле Бона его матери, Аннет Жозефин Эжен Тетиот Десмарлине, было двадцать шесть лет, а его отцу, Жан-Мари Шарлю Ле Бону, был сорок один год, и он был провинциальным чиновником французского правительства. Ле Бон был прямым потомком Жана-Оде Карно, у чьего деда, Жана Карно, был брат Дени, от которого был пятый президент Третьей французской республики, Мари Франсуа Сади Карно, был прямым потомком.

Когда Ле Бону было восемь лет, его отец получил новый пост во французском правительстве, и семья, включая младшего брата Гюстава Жоржа, покинула Ножан-ле-Ротру, чтобы никогда не вернуться. Тем не менее, город гордился тем, что здесь родился Гюстав Ле Бон и позже назвал в его честь улицу. Мало что известно о детстве Ле Бона, кроме его посещения лицея в Туре, где он был обычным учеником.

В 1860 году он начал изучать медицину в Парижский университет. Он прошел стажировку в Hôtel-Dieu de Paris и получил докторскую степень в 1866 году. С этого времени он называл себя «доктором», хотя формально никогда не работал в качестве врача. врач. Во время учебы в университете Ле Бон писал статьи на различные медицинские темы, первая из которых была связана с болезнями, от которых страдали те, кто жил в условиях, подобных болоту. Он опубликовал несколько других статей о филяриозе лоа-лоа и асфиксии до того, как в 1866 году выпустил свою первую полную книгу La mort apparente et inhumations prématurées. Эта работа посвящена определению смерти, предшествующему 20 веку юридическим дебатам по этому вопросу.

Жизнь в Париже

Портрет Гюстава Лебона, ок. 1870

После окончания учебы Ле Бон остался в Париже, где изучал английский и немецкий, читая Шекспира ' s работает на всех языках. Он сохранил страсть к написанию и написал несколько статей по физиологическим исследованиям, а также учебник 1868 года о половом размножении, прежде чем присоединиться к французской армии в качестве врача. офицер после начала франко-прусской войны в июле 1870 года. Во время войны Ле Бон организовал подразделение военных машин скорой помощи. В этом качестве он наблюдал за поведением военных в наихудшем из возможных условий - полном поражении, и писал о своих размышлениях о военной дисциплине, лидерстве и поведении людей в состоянии стресса и страданий. Эти размышления получили похвалу от генералов, а затем изучались в Сен-Сир и других военных академиях Франции. В конце войны Ле Бон был удостоен звания кавалера Почетного легиона.

. Ле Бон также стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 года, которая глубоко повлияла на его мировоззрение. Тридцатилетний Ле Бон наблюдал, как толпы парижских революционеров сожгли дворец Тюильри, библиотеку Лувра, Hôtel de Ville, Мануфактура гобеленов, Дворец правосудия и другие незаменимые произведения архитектурного искусства.

С 1871 года Ле Бон был ярым противником социалистов. пацифисты и протекционисты, которые, по его мнению, останавливают военное развитие Франции и сдерживают ее промышленный рост; заявив в 1913 году: «Только люди с большим количеством пушек имеют право быть пацифистами». Он также предупреждал своих соотечественников о пагубных последствиях политического соперничества перед лицом немецкой военной мощи и быстрой индустриализации, и поэтому не был вовлечен в Дело Дрейфуса, которое дихотомизировало Францию.

Широко распространенные путешествия

Ле Бон в Алжире, 1880 г.

Ле Бон заинтересовался развивающейся областью антропологии в 1870-х годах и путешествовал по Европе, Азия и Северная Африка. Под влиянием Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера и Эрнста Геккеля Ле Бон поддерживал биологический детерминизм и иерархический взгляд на расы и полы; после обширных полевых исследований он постулировал корреляцию между объемом черепа и интеллектом в книге «Recherches anatomiques et mathématiques sur leschanges de volume du cerveau et sur leurs Relations avec l'intelligence» (1879), которая принесла ему премию Годара от французов. Академия наук. Во время своих исследований он изобрел портативный цефалометр, чтобы помочь в измерении физических характеристик отдаленных людей, и в 1881 году опубликовал статью «Карманный цефалометр, или компас координат», подробно описывая свое изобретение и его применение..

В 1884 году французское правительство поручило ему путешествовать по Азии и рассказывать о существовавших там цивилизациях. Результатом его путешествий стал ряд книг и развитие мышления Ле Бона, которое также рассматривало культуру как находящуюся под влиянием наследственных факторов, таких как уникальные расовые особенности людей. Первая книга, озаглавленная «Цивилизация арабов», была выпущена в 1884 году. В ней Ле Бон высоко оценил арабов за их вклад в цивилизацию, но критиковал исламизм как средство застоя. Он также описал их культуру как более высокую по сравнению с турками, которые правили ими, и переводы этого произведения вдохновили первых арабских националистов. После этого он совершил поездку в Непал, став первым французом, посетившим страну, и выпустил «Путешествие по Непалу» в 1886 году.

Затем он опубликовал Les Civilizations de l'Inde (1887)., в котором он приветствовал индийскую архитектуру, искусство и религию, но утверждал, что индийцы сравнительно уступают европейцам в отношении научных достижений, и что это способствовало британскому господству. В 1889 году он выпустил Les Premières Civilizations de l'Orient, в которых дал обзор месопотамской, индийской, китайской и египетской цивилизаций. В том же году он выступил перед Международным колониальным конгрессом с критикой колониальной политики, которая включала попытки культурной ассимиляции, заявив: «Оставьте туземцам их обычаи, их институты и их законы». Ле Бон выпустил последнюю книгу по теме своих путешествий, озаглавленную Les Monitors de l'Inde, в 1893 году, снова восхваляя архитектурные достижения индийского народа.

Развитие теорий

Гюстав Ле Бон о верховая езда

В своих путешествиях Ле Бон в основном путешествовал верхом и заметил, что техники, используемые коневодами и дрессировщиками, варьируются в зависимости от региона. Он вернулся в Париж, и в 1892 году, когда он ехал на энергичной лошади, он был сбит с толку и чудом избежал смерти. Он не был уверен, что заставило его быть сброшенным с лошади, и решил начать изучение того, что он сделал не так, как наездник. Результатом его исследования стала L'Equitation actuelle et ses Principes. Recherches expérimentales (1892), который состоял из многочисленных фотографий лошадей в действии в сочетании с анализом Ле Бона. Эта работа стала уважаемым руководством по кавалерии, и Ле Бон экстраполировал свои исследования поведения лошадей на развитие теорий дошкольного образования.

Исследование поведения лошадей Ле Боном также вызвало давний интерес к психологии., а в 1894 году он выпустил «Психологические исследования людей». Этот труд был посвящен его другу Шарлю Рише, хотя он во многом опирался на теории Теодюля-Арман Рибо, которому Ле Бон посвятил Psychologie des Foules (1895).). Psychologie des Foules была отчасти обобщением работы Ле Бона 1881 года L'Homme et les sociétés, на которую Эмиль Дюркгейм ссылался в своей докторской диссертации De la Division du Travail Social.

Оба были бестселлерами, а Psychologie des Foules был переведен на девятнадцать языков в течение одного года после его появления. За ними Ле Бон выпустил еще две книги по психологии, Psychologie du Socialisme и Psychologie de l'Education, в 1896 и 1902 годах соответственно. Эти работы вызвали недовольство преимущественно социалистическим академическим истеблишментом Франции.

Гюстав Ле Бон, c. 1900

Ле Бон построил домашнюю лабораторию в начале 1890-х годов, а в 1896 году сообщил о наблюдении «черного света», новый вид излучения, который, по его мнению, отличался от рентгеновских лучей и катодных лучей, но, возможно, связан с ними. Это не тот же тип излучения, что сейчас известен как черный свет, его существование никогда не подтверждалось, и, как и N лучей, теперь принято считать, что его не существует, но заявление об открытии привлекло в то время большое внимание французских ученых, многие из которых поддержали его и общие идеи Ле Бона о материи и излучении, и он даже был номинирован на Нобелевскую премию по физике в 1903 году.

В 1902 году Ле Бон начал серию еженедельных обедов, на которые он приглашал выдающихся интеллектуалов, аристократов и модниц. Сила его личных связей очевидна из списка гостей: среди участников были двоюродные братья Анри и Раймон Пуанкаре, Поль Валери, Александр Извольский, Анри Бергсон, Марселлен Бертело и Аристид Бриан.

В L'Evolution de la Matière (1905) Ле Бон предвидел эквивалентность массы и энергии, а в письме 1922 г. Альберту Эйнштейну жаловался на то, что его не узнают. Эйнштейн ответил и признал, что эквивалент массы и энергии был предложен до него, но только теория относительности убедительно доказала это. Гастон Мох воздал должное Ле Бону за то, что он предвосхитил теорию Эйнштейна. относительность. В «Эволюции сил» (1907) Ле Бон предсказал атомный век. Он писал о «проявлении новой силы, а именно внутриатомной энергии, которая превосходит все другие по своей колоссальной величине», и заявил, что ученый, открывший способ диссоциации быстро один грамм любого металла «не станет свидетелем результатов его экспериментов... произведенный взрыв будет настолько мощным, что его лаборатория и все соседние дома с их обитателями будут мгновенно превращены в порошок».

Доктор Гюстав Ле Бон, 1914

Ле Бон прекратил свои исследования в области физики в 1908 году и снова обратился к психологии. Он выпустил «Политическую психологию и защиту общества», «Мнения и взгляды», «Французскую революцию и психологию революции», «Афоризмы нынешних времен» и «Жизнь веритес» в период с 1910 по 1914 год, разъясняя, в чем его взгляды на аффективное и рациональное мышление, психологию рас и историю цивилизации.

Дальнейшая жизнь и смерть

Ле Бон в 1929 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет

Ле Бон продолжал писать на протяжении Первой мировой войны, публикуя Enseignements Psychologiques de la Guerre Européenne (1915), Premières conséquences de la guerre: психологическая трансформация людей (1916) и Hier et demain. Pensées brèves (1918) во время войны.

Затем он выпустил «Психологию новых времен» (1920), после чего ушел с должности профессора психологии и смежных наук в Парижском университете и удалился к себе домой.

Он выпустил Le Déséquilibre du Monde, Les Incertitude de l'heure présente и L'évolution actuelle du monde, illusions et réalités в 1923, 1924 и 1927 годах соответственно, дав в них свои взгляды на мир во время нестабильного межвоенный период.

Он стал Гранд-Круа Почетного легиона в 1929 году. Он опубликовал свою последнюю работу, озаглавленную «Научные основы философии истории», в 1931 году и 13 декабря умер в Марн-ла-Кокетт, Иль-де-Франс в возрасте девяноста.

Положив конец долгой, разнообразной и плодотворной деятельности Гюстава Лебона, смерть лишила его жизни. наша культура поистине замечательного человека. Это был человек исключительного интеллекта; он возник полностью внутри него самого; он был сам себе хозяином, своим собственным инициатором.... Наука и философия понесли жестокую утрату.

мысль Ле Бониана

Убежденный, что человеческие действия руководствуются вечными законами, Ле Бон попытался синтезировать Огюст Конт и Герберт Спенсер с Жюлем Мишле и Алексис де Токвиль.

Вдохновение

Согласно Стиву Райхеру, Ле Бон не был первым психологом толпы : «Первые дебаты по психологии толпы произошли между двумя криминологами и Габриэлем Тардом относительно того, как определять и назначать уголовную ответственность в толпе и, следовательно, кого арестовать ». Хотя эта предыдущая атрибуция может быть верной, стоит отметить, что Ле Бон указал, что влияние толпы было не только отрицательным явлением, но также могло иметь положительное влияние. Он считал это недостатком тех авторов, которые рассматривали только криминальный аспект психологии толпы.

Толпа

Ле Бон предположил, что новая сущность, «психологическая толпа», которая возникает в результате включения собранная популяция не только формирует новое тело, но и создает коллективное «бессознательное». Когда группа людей собирается вместе и сливается в толпу, возникает «магнетическое влияние, исходящее от толпы», которое трансмутирует поведение каждого человека до тех пор, пока им не управляет «групповой разум ». Эта модель рассматривает толпу как единое целое, которое лишает каждого отдельного члена его мнения, ценностей и убеждений; как утверждает Ле Бон: «Человек в толпе - это песчинка среди других песчинок, которую ветер поднимает по своему желанию».

Ле Бон подробно описал три ключевых процесса, которые создают психологическую толпу: i) анонимность, ii) заражение и iii) внушаемость. Анонимность дает разумным людям чувство непобедимости и потери личной ответственности. Человек становится примитивным, бездумным и эмоциональным. Это отсутствие самоограничения позволяет людям «уступать инстинктам» и принимать инстинктивные побуждения своего «расового бессознательного ». По мнению Ле Бона, толпа переворачивает закон эволюции Дарвина и становится атавистом, подтверждая эмбриологическую теорию Эрнста Геккеля : «онтогенез повторяет филогенез ». Заражение относится к распространению в толпе определенного поведения, и люди жертвуют своими личными интересами ради коллективных интересов. Внушаемость - это механизм, с помощью которого достигается заражение; по мере того, как толпа сливается в единый разум, внушения, сделанные сильными голосами в толпе, создают пространство для расового бессознательного, чтобы выйти на первый план и направить его поведение. На этой стадии психологическая толпа становится однородной и податливой для предложений самых сильных ее членов. «Лидеры, о которых мы говорим, - говорит Ле Бон, - обычно люди дела, а не слов. Они не одарены острым предвидением... Их особенно набирают из рядов тех болезненно нервных, полусумасшедших людей, которые граничат с безумием ».

Влияние

«Тип героя, дорогого толпе, всегда будет иметь подобие Цезаря. Его знаки отличия привлекают их, его авторитет побуждает их, а его меч внушает им силу страх ».

Джордж Лахманн Моссе утверждал, что фашистские теории лидерства, появившиеся в 1920-х годах, во многом обязаны теориям Ле Бона о психологии толпы. Адольф Гитлер, как известно, читал The Crowd и в Mein Kampf использовал методы пропаганды, предложенные Ле Боном. Бенито Муссолини также внимательно изучил Le Бон. Ле Бон также оказал влияние на Владимира Ленина и большевиков.

Незадолго до Первой мировой войны Уилфред Троттер представил Уилфред Бион к трудам Ле Бона и Зигмунда Фрейда Групповая психология и анализ эго. Книга Троттера «Инстинкты стада в мир и войну» (1919) стала основой для исследований Уилфреда Биона и Эрнеста Джонса, которые установили то, что можно было бы назвать групповой динамикой. В первой половине двадцатого века труды Ле Бона использовались исследователями СМИ, такими как Хэдли Кантрил и Герберт Блумер, для описания реакции подчиненных групп на СМИ.

Эдвард Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда, находился под влиянием Ле Бона и Троттера. В своей влиятельной книге Пропаганда он заявил, что главной особенностью демократии является манипулирование электоратом с помощью средств массовой информации и рекламы. Теодор Рузвельт, а также Чарльз Г. Доус и многие другие американские прогрессисты в начале 20-го века также были глубоко затронуты трудами Ле Бона.

Работы

Библиография составлена ​​из переиздания 1984 года.

Медицина

  • La mort apparente et inhumations prématurées (1866); («Очевидная смерть и преждевременные захоронения»)
  • Практическая практика болезней органов женских мочаров (1869); («Практический трактат болезней мочеполовой системы»)
  • La vie (Traité de Physiologie Humaine) (1874 г.); («Жизнь (Трактат о физиологии человека)»)

Антропология, психология и социология

  • История происхождения и развития человека и общества (1877 г.); («История происхождения и развития человека и общества»)
  • Путешествие по Мон-Татрам (1881); («Путешествие в Татры»)
  • «Человек и общество» (1881); («Человек и общество»)
  • «Арабская цивилизация» (1884); «Мир исламской цивилизации» (1884)
  • Путешествие в Непал (1886); («Путешествие в Непал»)
  • Les Civilizations de l'Inde (1887); («Цивилизации Индии»)
  • Премьер цивилизаций Ориента (1889 г.); («Первые цивилизации Востока»)
  • Les Monuments de l'Inde (1893); («Памятники Индии»)
  • «Психологические науки эволюции людей» (1894 г.); ("Психология народов", 1898) Доступна аудиокнига.
  • Psychologie des Foules (1895); ("Толпа: исследование общественного мнения ", 1986) Доступен полный текст ; Доступна аудиокнига.
  • Психология социализма (1896 г.); Психология социализма (1899)
  • Psychologie de l'éducation (1902); («Психология образования»)
  • «Политическая психология и социальная защита» (1910); («Психология политики и социальной защиты»)
  • «Мнения и мнения» (1911); («Мнения и убеждения»)
  • «Французская революция и психология революций» (1912); Психология революции (1913) Доступна аудиокнига ; Французская революция и психология революции (1980).
  • Aphorismes du temps présent (1913); («Афоризмы настоящего времени»)
  • «Жизнь верит» (1914); («Истины жизни»)
  • Enseignements Psychologiques de la Guerre Européenne (1915); Психология Великой войны (1916)
  • Premières conséquences de la guerre: психологическая трансформация людей (1916); («Первые последствия войны: ментальное преобразование народов»)
  • Hier et demain. «Пенсе брев» (1918); («Вчера и завтра. Краткие размышления»)
  • «Психология новых времен» (1920); Мир в восстании (1921)
  • Le Déséquilibre du Monde (1923); Несбалансированный мир (1924)
  • Les Incertitude de l'heure présente (1924); («Неопределенности настоящего времени»)
  • «Актуальная эволюция мира, иллюзии и реальность» (1927); («Современная эволюция мира, иллюзий и реальностей»)
  • Основные научные основы философии истории (1931); («Научная основа философии истории»)

Естествознание

  • La Méthode graphique et les appareils enregistreurs (1878); («Графический метод и записывающие устройства»)
  • Изучить анатомические и математические исследования по вариациям объема серво и других взаимоотношений с интеллектом (1879); («Анатомические и математические исследования изменений объема мозга и его взаимосвязи с интеллектом»)
  • La Fumée du tabac (1880); («Табачный дым»)
  • «Фотографические работы» (1888 г.); («Фотосъемка»)
  • L'Équitation actuelle et ses Principes. Recherches Expérimentales (1892); ("Верховая езда: Психология лошади")
  • L'Evolution de la Matière (1905); Эволюция материи (1907)
  • La naissance et l'évanouissement de la matière (1907); («Рождение и исчезновение материи»)
  • «Эволюция сил» (1907); Эволюция сил (1908)

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Гюстав Ле Бон
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гюставом Ле Бон.
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:03:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте