Густав Тайхмюллер

редактировать
Густав Тайхмюллер
Густав Тейхмюллер.jpg Густав Тайхмюллер
Родился(1832-11-19) 19 ноября 1832 г.. Брауншвейг, Герцогство Брауншвейг
Умер22 мая 1888 г. (1888-05-22) (в возрасте 55). Тарту, Эстония
Alma materБерлинский университет
ЭпохаФилософия XIX века
РегионЗападная философия
Школа Немецкий идеализм, неолейбницианство
УчрежденияБазельский университет. Дерптский университет
Основные интересыАристотель, концепции, эпистемология, философия религии
Известные идеипродолжение идей Лейбница
Влияния
Под влиянием

Густав Тейхмюллер (19 ноября 1832 - 22 мая 1888) был немецким философом. Его работы, особенно его представление о перспективах, повлияли на философию Фридриха Ницше.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Карьера
  • 3 Философия
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Тайхмюллер родился в Брауншвейге в Герцогстве Брауншвейг. Он был сыном Августа Тейхмюллера и Шарлотты Джорджин Элизабет Тейхмюллер, урожденной фон Гирзевальдт. Его отец был лейтенантом прусской армии. Его мать тоже происходила из солдатской семьи.

Тейхмюллер получил классическое образование в местной гимназии, где у него появился интерес к философии, особенно эстетической философии. С 1852 года он изучал философию в Берлине у Фредерика Адольфа Тренделенбурга, известного специалиста по античной философии. Он также провел семестр, обучаясь в Тюбингене у Якоба Фридриха Райффа и Фридриха Теодора Фишера, приобретя более глубокие знания в области естествознания и классической филологии.

Он преподавал в качестве профессора в Базельский университет (с 1868 г.) и Императорский университет Дерпта (с 1871 г.). Умер в Дерпте, Российская Империя (ныне Тарту, Эстония ).

Карьера

После смерти отца Тайхмюллер был вынужден найти работу из-за финансовых трудностей. В августе 1855 года он был нанят учителем в доме барона Вертера. Тем не менее Тайхмюллер нашел время для защиты докторской степени в Галле, получив степень в 1856 году, защитив диссертацию под названием «Aristotelische Einteilung der Verfassungsformen» («Классификация форм правления Аристотеля»). Когда Вертера назначили послом Германии в России, Тайхмюллер последовал за своим работодателем в Санкт-Петербург.

. После двух лет в Санкт-Петербурге Тайхмюллер оставил службу Вертера и в 1858 году устроился на работу учитель греческого и немецкого языков в гимназии Анненкирхе (школа лютеранской церкви Святой Анны). В том же году он женился на своей первой жене Анне Крамер, дочери эстонского помещика. В 1860 году он принял должность адъюнкт-лектора (Privatdozent) по философии в Геттингенском университете, где он стал частью интеллектуального круга вместе с философом Рудольфом Германом Лотце и Генрих Риттер, историк философии. Одним из его учеников был Рудольф Кристоф Ойкен, который стал важным протеже. Лотце также стал близким другом семьи.

В 1861 году у него родилась первая дочь Анна, а годом позже - вторая дочь Лина. Вскоре после этого его жена умерла в возрасте 20 лет. В 1863 году, не имея возможности продолжить свою педагогическую карьеру, Тайхмюллер отправился в путешествие продолжительностью полтора года, которое привело его в Францию ​​, Испанию., Греция, Италия, Магриб, Левант и Малая Азия. Вернувшись в Геттинген, он возобновил преподавательскую деятельность, а в 1867 году получил звание экстраординарного профессора. Он также женился на своей невестке Лине Крамер, от которой у него родилось восемь детей.

Его ученица Э.А. Бобров охарактеризовал Тайхмюллера как «человека, который в своей жизни перенес много зла и несправедливости, но никогда никому не причинил зла или вреда. Чуткий, он тратил значительные суммы денег на помощь неимущим студентам. Он был опытным и влиятельным оратором и учителем, добрым и терпеливым наставником ». Бобров и Винценты Лютославский были среди его самых успешных учеников. Тейхмюллер оставался профессором философии в Дерпте (ныне эстонский город Тарту) до своей смерти в 1888 году.

Он преподавал в качестве профессора в Базельском университете (с тех пор 1868) и Императорский Дерптский университет (с 1871). Умер в Дерпте, Российская империя (ныне Тарту, Эстония).

Философия

Тайхмюллер считается философом идеалистической школы и основоположником русского персонализма. Его идеи сформировали его учителя Лотце и Я. Ф. Гербарт, который, в свою очередь, находился под влиянием Г. В. фон Лейбниц. Некоторые ученые описывают персонализм Тейхмюллера как разновидность неолейбницианства. Его доктрины также считаются разновидностью христианского персонализма, который противоречит как позитивизму, и эволюционизму, так и традиционному платонизму. Философия Тейхмюллера повлияла на Ницше, и эта связь была исследована такими учеными, как Герман Ноль, который проследил «Die wirkliche und die scheinbare Welt» 1882 года как источник перспективизма последнего. Тейхмюллер также оказал влияние на русских мыслителей А.А. Козлова, И.Ф. Озе, Э.А. Бобров.

Его философские работы можно разделить на три. Первый был посвящен изучению Аристотеля, в частности, работ под названием Aristotelische Forschungen (Аристотелевские исследования), которые были опубликованы в трех томах: Вклады в поэтику Аристотеля (1867 г.), Философию искусства Аристотеля ( 1869) и История концепции парусии (1873). Одна из его теорий, содержащихся в этих трудах, заключалась в том, что Никомахова этика была завершена до того, как Аристотель закончил Законы. Как видно из названия третьего тома, вторая классификация была отмечена интересом к истории понятий. Его главные работы этого периода включали Studien zur Geschichte der Begriffe (Исследования по истории концепций, 1874 г.) и Neue Studien zur Geschichte der Begriffe (Новые исследования в истории концепций, 3 тома, 1876–1879).

В своей третьей философской работе Тейхмюллер исследовал разрыв между реальным и видимым миром. Тейхмюллер считал необходимым отделить сознание, которое включает в себя чувство и действие, от конкретного теоретического знания, и рассматривал такие понятия, как пространство, время и движение, только как внешне проецируемые формы, чуждые самой реальности и конденсирующие внутренние процессы в интуиции. Его взгляды сформулированы в книгах Die wirkliche und die scheinbare Welt (Реальный и кажущийся миры, 1882) и Die Religionsphilosophie (Философия религии, 1886).

Библиография
  • Die aristotelische Eintheilung der Verwaltungsformen (Санкт-Петербург) 1859)
  • Studien zur Geschichte der Begriffe, 1874
  • Darwinismus und Philosophie, 1877
Ссылки
Внешнее ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:01:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте