Гуру Арджан

редактировать
Пятый Гуру сикхизма

Гуру Арджан
ТитулПятый Гуру сикхизма
Другие именаПятый Мастер
Личный
Родился15 апреля 1563 г.. Гоиндвал, район Таран Таран, Могол Империя (Сегодня Индия )
Умер30 мая 1606 (1606-05-30) (в возрасте 43 лет). Лахор, Империя Великих Моголов (Сегодняшний день Пакистан )
Место упокоенияГурдвара Дера Сахиб, Обнесенный стеной город Лахор
РелигияСикхизм
СупругаМата Ганга
ДетиГуру Харгобинд
РодителиГуру Рам Дас и Мата Бхани
Известны
Другие именаПятый Учитель
Религия карьера
ПредшественникГуру Рам Дас
ПреемникГуру Харгобинд

Гуру Арджан (Пенджаби : ਗੁਰੂ ਅਰਜਨ ) 15 апреля 1563 г. - 30 мая 1606 г.) был первым из двух гуру, замученных в сикхской вере, и пятым из десяти всех сикхских гуру. Он составил первое официальное издание сикхского священного писания под названием Ади Грантх, которое позже расширилось до Гуру Грант Сахиб.

Он родился в Гоиндвале, в Пенджабе, младший сын Бхаи Джетхи, который позже стал Гуру Рам Дас, и Мата Бхани, дочерью Гуру Амар Даса. Он был первым гуру сикхизма, родившимся в сикхской семье. Гуру Арджан руководил сикхизмом четверть века. Он завершил строительство Дарбар Сахиб в Амритсаре после того, как четвертый сикхский гуру основал город и построил бассейн. Гуру Арджан собрал гимны предыдущих Гуру и других святых в Ади Грант, первое издание сикхского священного писания, и установил его в Харимандир Сахиб.

Гуру Арджан реорганизовал систему Масанд инициирован Гуру Рамом Дасом, предложив сикхам жертвовать, если возможно, одну десятую своего дохода, товаров или услуг сикхской организации (дасванд ). Масанды не только собирали эти средства, но и обучали принципам сикхизма и разрешали гражданские споры в своем регионе. Дасванд профинансировал строительство гурдвар и лангаров (общих общих кухонь).

Гуру Арджан был арестован по приказу императора Великих Моголов Джахангира И попросили принять ислам. Он отказался, был подвергнут пыткам и казнен в 1606 году нашей эры. Исторические записи и сикхская традиция неясны, был ли Гуру Арджан казнен утоплением или умер во время пыток. Его мученичество считается переломным моментом в истории сикхизма. Его помнят как Шахиди Див Гуру Арджана в мае или июне согласно календарю Нанакшахов, выпущенному Комитетом Широмани Гурдвара Парбандхак в 2003 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Наследование
    • 1.2 Мученичество
    • 1.3 Исторический ревизионизм, реконструкция и споры
  • 2 Влияние
    • 2.1 Амритсар
    • 2.2 Ади Грант
  • 3 Правописание
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Гуру Арджан родился в Гоиндвале у Биби Бхани и Джетхи Содхи. Биби Бхани была дочерью Гуру Амара Даса, а ее муж Джета Содхи позже стал известен как Гуру Рам Дас. Место рождения Гуру Арджана теперь увековечено как Гурдвара Чаубара Сахиб. У него было два брата: Прити Чанд и Махадев. Различные сикхские летописцы называют год его рождения 1553 или 1563, последний признан научным консенсусом как фактический год рождения с 15 апреля в качестве принятой даты рождения. Гуру Арджан провел первые 11 лет своей жизни в Гоиндвале, а следующие семь лет со своим отцом в Рамдаспуре. По сикхской традиции, он оставался на два года в Лахоре в юности после того, как его отец послал его на свадьбу сына своего двоюродного брата Сахари Мала, а также для создания сикхской общины. Он был назначен сикхским гуру в 1581 году после смерти своего отца. Гуру Рам Дас был Кхатри из подкасты Содхи. После того, как Гуру Арджан стал преемником, Гуру остался в семье Содхи Гуру Рам Даса.

Преемственность

У Гуру Арджана было два старших брата, Прити Чанд и Махадев. Гуру Рам Дас выбрал Арджана, младшего, своим преемником в качестве пятого сикхского гуру. Махадев, средний брат, избрал жизнь аскета . Его выбор Арджана в качестве преемника, как и на протяжении большей части истории преемственности сикхских гуру, приводил к спорам и внутренним разногласиям между сикхами.

Истории в сикхской традиции о споре о преемственности вокруг Гуру Арджана противоречивы. По одной из версий, Прити Чанд помнят в ортодоксальной сикхской традиции как яростный противник Гуру Арджана, создавший фракционную секту общины сикхов. Сикхи, последовавшие за Гуру Арджаном, называли фракцию Прити Чанда Минасом (буквально «негодяи»), которые якобы пытались убить молодого Харгобинда и подружились с агентами Моголов. Однако вторая версия, найденная в альтернативных конкурирующих текстах, написанных фракцией сикхов Прити Чанд, противоречит этой версии (их неуничижительное имя - Михарванские сикхи). Они предлагают другое объяснение покушению на Харгобинда и представляют его преданным своему младшему брату Гуру Арджану. Старший сын Прити Чанда, Манохар Дас, также известный как Михарван, упоминается в обеих традициях как росший под любящей опекой Прити Чанда и Гуру Арджана.

Конкурирующие тексты признают разногласия. Они заявляют, что Прити Чанд покинул Амритсар, стал сахиб-гуру после мученической смерти Гуру Арджана и тем, кто оспаривал преемственность Гуру Харгобинда в качестве следующего Гуру. Последователи Прити Чанда называли себя истинными последователями Гуру Нанака или Нанакпантхи, бросая вызов авторитету Гуру Арджана и его потомков. Помимо Прити Чанда, сын Гуру Амар Даса по имени Баба Мохан также бросил вызов авторитету Гуру Арджана. Эти вызывающие претензии утверждения были подтверждены ранними сикхскими сектами отчасти в рукописях сикхских гимнов, которыми они владели. Баба Мохан владел Гоиндвал поти, содержащим гимны Нанака и других ранних гуру, в то время как Прити Чанд владел Гуру Харсахаи поти, который, как тогда считалось, был самым старым писанием со времен Гуру Нанака. Это, по мнению государственных ученых, могло побудить Гуру Арджана создать значительно расширенную официальную версию Ади Гранта.

. Основная сикхская традиция признала Гуру Арджана пятым Гуру, а Харгобинда - шестым Гуру. Арджан, в возрасте 18 лет, стал пятым Гуру в 1581 году, унаследовав титул от своего отца. После его казни мусульманскими властями Империи Великих Моголов, его сын Харгобинд стал шестым Гуру в 1606 г. н.э.

Мученичество

Гурдвара Дера Сахиб в Лахор, Пакистан, отмечает место, где традиционно считается, что умер Гуру Арджан Дев.

Мученичество Гуру Арджана в заключении Моголов было одним из определяющих, хотя и спорных вопросов в сикхах

Большинство историков Великих Моголов рассматривали казнь Гуру Арджана как политическое событие, заявляя, что сикхи стали грозной социальной группой, а сикхские гуру стали активно участвовать в пенджабских политических конфликтах. Похожая теория, выдвинутая в начале 20 века, утверждает, что это была всего лишь единственная казнь по политическим мотивам. Согласно этой теории, между Джахангиром и его сыном Хусровым, подозреваемым в восстании со стороны Джахангира, продолжался спор династии Великих Моголов, в котором Гуру Арджан благословил Хусрау и, таким образом, проигравшую сторону. Джахангир был ревнивым и возмущенным, и поэтому он приказал казнить Гуру. Но, согласно автобиографии Джахангира, скорее всего, он не понимал важности сикхских гуру. Он называл Гуру Арджана индуистом, который «захватил многих простодушных индусов и даже невежественных и глупых последователей ислама своими путями и манерами... в течение трех или четырех поколений (духовных людей)». преемники) они сохранили этот магазин в тепле ". Казнь Гуру Арджана Дева резко контрастирует с терпимым отношением Джахангира к другим религиям, таким как индуизм и христианство.

Сикхская традиция имеет противоположные взгляды. В нем говорится, что казнь Гуру была частью продолжающегося преследования сикхов со стороны исламских властей в Империи Великих Моголов, и что правители Великих Моголов в Пенджабе были встревожены ростом пантхов. Согласно автобиографии Джахангира Тузк-э-Джахангири (Джахангирнама), в которой говорилось о поддержке Гуру Арджаном его мятежного сына Хусрау Мирзы, слишком многие люди были убеждены учениями Гуру Арджана и Гуру Арджан не стал мусульманином, сикхский Пантх нужно было уничтожить.

В 1606 году н.э. Гуру был заключен в тюрьму Лахорского форта, где, по некоторым сведениям, его пытали и казнили. и по другим сведениям, способ его смерти остается нерешенным. Традиционный сикхский рассказ утверждает, что император Великих Моголов Джахангир потребовал штраф в размере 200 000 рупий и потребовал, чтобы Гуру Арджан стер некоторые гимны в тексте, который он нашел оскорбительным. Гуру отказался убрать строчки и уплатить штраф, который, согласно счетам сикхов, привел к его казни. В некоторых традиционных мусульманских рассказах, таких как Латиф в 19 веке, говорится, что Гуру Арджан был диктатором, человеком, который жил в великолепии в «дорогих одеждах», оставив в стороне четки и одежду святого (факира). Шейх Ахмад Сирхинди приветствовал наказание и казнь Гуру Арджуна, назвав сикхского Гуру неверным. В отличие от этого, Миан Мир - суфийский друг Гуру Арджана, лоббировал, когда Джехангир приказал казнить и конфисковать собственность Гуру Арджана, а затем, по словам Риши Сингха, отложил исполнение приказа о конфискации

<148.>Некоторые ученые заявляют, что доказательства неясны, была ли его смерть следствием казни, пыток или насильственного утопления в реке Рави. J.S. Гревал отмечает, что сикхские источники семнадцатого и восемнадцатого веков содержат противоречивые сообщения о смерти Гуру Арджана. J. F. Ричард утверждает, что Джахангир был постоянно враждебен всенародно почитаемых немусульманских религиозных деятелей, а не только сикхизм. Bhai Гурдас был современником Гуру Арджан и известный 17-го века сикхов летописец. Его свидетельство очевидца записало жизнь Гуру Арджана и приказ императора Джахангира замучить Гуру до смерти.

Современный иезуитский рассказ, написанный испанским миссионером-иезуитом Джеромом Ксавьером (1549–1617)., который в то время находился в Лахоре, сообщает, что сикхи пытались заставить Джахангира заменить пытки и смертный приговор большим штрафом, но эта попытка провалилась. Дабистан-и Мазахиб Мобад заявляет, что Джахангир пытал Гуру Арджана в надежде получить деньги и публичное отрицание его духовных убеждений, но Гуру отказался и был казнен. Джером Ксавьер, высоко оценив мужество Гуру Арджуна, написал в Лиссабон, что Гуру Арджан страдал и мучился.

Согласно сикхской традиции, перед казнью Гуру Арджан проинструктировал его сын и преемник Харгобинд взяться за оружие и противостоять тирании. Его казнь привела к тому, что сикх Пантх вооружился и стал сопротивляться преследованиям при исламском правлении. Майкл Барнс заявляет, что решимость и смерть Гуру Арджуна укрепили убеждение сикхов в том, что «личное благочестие должно иметь основу моральной силы. Добродетельная душа должна быть храброй душой. Готовность подвергнуться испытанию за свои убеждения была религиозным императивом»..

Исторический ревизионизм, реконструкция и споры

Существует несколько историй и версий о том, как, где и почему умер Гуру Арджан. Недавние исследования поставили под сомнение многие из них, назвав их вымышленной интерпретацией, отражающей повестку дня или «преувеличивающими фрагментарные следы документальных свидетельств в историческом анализе». Альтернативные версии включают истории о роли Гуру Арджана в конфликте между Императором Великих Моголов Джахангиром и его сыном, которого Джахангир подозревал в попытке организовать отцеубийственный переворот. Альтернативная версия подчеркивает роль индуистского министра Джахангира по имени Чанду Шах. Он, по одной из версий, мстит Гуру Арджану за то, что он не женил своего сына Харгобинда на дочери Чанду Шаха. В другой версии Лахора Чанду Шах фактически предотвращает Гуру Арджана от пыток и смерти со стороны мусульман, заплатив 200 000 рупий (100 000 крестадо) Джахангиру, но затем держит его и эмоционально мучит до смерти в своем доме. Все эти версии и мета-нарративы стали популярными в британской колониальной литературе 19-го века, например в литературе Макса Артура Маколиффа. Несколько альтернативных версий истории пытаются освободить Джахангира и империю Великих Моголов от какой-либо ответственности, но не имеют никаких следов или подтверждений в документальных свидетельствах начала 17 века, таких как записи священника-иезуита Джерома Ксавьера и мемуары Джахангира.

Влияние
Гуру Арджан объявляется пятым Гуру.

Амритсар

Отец Гуру Арджана Гуру Рам Дас основал город, названный в его честь «Рамдаспур», вокруг большого искусственного водоема называется «Рамдас Саровар». Гуру Арджан продолжил усилия своего отца по созданию инфраструктуры. Город расширился во времена Гуру Арджана, на пожертвования и построенный добровольцами. Бассейн превратился в храмовый комплекс с гурдвара Хармандир Сахиб возле бассейна. Гуру Арджан установил священное писание сикхизма в новом храме в 1604 году. Возникший город теперь известен как Амритсар и является самым священным местом паломничества в сикхизме.

Продолжение усилий Гуру. Рам Дас, Гуру Арджан сделал Амритсар одним из основных мест паломничества сикхов. Он написал обширное количество сикхских писаний, включая популярный Сухмани Сахиб. Гуру Арджану приписывают завершение многих других инфраструктурных проектов, таких как создание водохранилищ под названием Сантохсар (озеро мира) и Гонгсар (озеро Гонгага), основание городов Тарн Таран, Картарпур и Харгобиндпур.

Ади Грант

Одним из споров сикхской общины после Гуру Рам Даса было появление новых гимнов, утверждающих, что они были составлены Нанаком. Согласно фракции, возглавляемой Гуру Арджаном, эти гимны были искаженными и фальшивыми, а некоторые обвиняли Прити Чанда и его сикхскую фракцию в том, что они составили и распространили их. Обеспокоенность и возможность неправильной пропаганды, аморальных учений и недостоверного Гурбани побудили Гуру Арджана предпринять серьезные усилия по сбору, изучению, утверждению и составлению письменного официального священного писания, которое он назвал Ади Грантх, первым изданием сикхского священного писания. 1604.

Состав как Прити Чанда, так и его последователей был сохранен в текстах Мина сикхизма, в то время как основная и более широкая сикхская традиция приняла священный текст Гуру Грант Сахиб, который в конечном итоге возник по инициативе Гуру Арджана.

Согласно сикхской традиции, Гуру Арджан составил Ади Грант, собирая гимны прошлых Гуру из многих мест, а затем отвергая те, которые он считал фальшивыми или расходящимися с учениями Гуру. В его утвержденный сборник вошли гимны первых четырех гуру сикхизма, сочиненные им, а также 17 индуистских бардов и 2 мусульманских барда. Сборник был завершен 30 августа 1604 года в соответствии с сикхской традицией и установлен в храме Хармандир Сахиб 1 сентября 1604 года.

Гуру Арджан был плодовитым поэтом и сочинил 2218 гимнов. Более половины тома Гуру Грант Сахиб и самый большой сборник гимнов были составлены Гуру Арджаном. По словам Кристофера Шекла и Арвинда-Пал Сингха Мандаира, в композициях Гуру Арджана духовное послание сочетается с «энциклопедической лингвистической сложностью» с «формами Брадж Бхаша и изучением санскритской лексики».

После того, как Гуру Арджан завершил и установил Ади Грант в «Харимандир Сахиб» император Акбар был проинформирован о развитии событий с утверждением, что оно содержит учения, враждебные исламу. Он приказал принести ему копию. Гуру Арджан отправил ему копию на тхали (тарелке) со следующим сообщением, которое позже было добавлено к расширенному тексту:

В этом тхали (блюде) вы найдете три вещи - истину, мир и созерцание:. в этом тоже нектар Имя, который является опорой всего человечества.

— AG 1429 г., Перевод Уильяма Оуэна Коула и Пиары Сингх Самбхи

В Акбарнаме Абу'л-Фазл Аллами упоминается, что Гуру Арджан встретился с императором Великих Моголов Акбар и его кортеж в 1598 году. Согласно Луи Фенеку, эта встреча, вероятно, повлияла на развитие сикхской рукописи и более поздних боевых традиций.

Орфография

Некоторые ученые пишут имя Гуру Арджана как Гуру Арджун.

См. также
  • флаг Индийский портал
  • Биографический портал
  • изображение Пенджабский портал
Примечания
Ссылки

Библиография

  1. Джахангир, император Индостана (1909). Беверидж, Генри (ред.). Тузук-и-Джанхангири или Мемуары Джахангира. Перевод Роджерс, Александр. Лондон: Королевское азиатское общество.
  2. История Пенджаба, Сяд Мухаммад Латиф, Издатель: Kalyani Publishers, Ludhiana, Пенджаб, Индия. ISBN 978-81-7096-245-8
  3. Философия «Чархди Кала» и высшего состояния разума в Шри Гуру Грант Сахиб, д-р Харджиндер Сингх Маджаил, 2010 г., Издатель: Deepak Publishers, Джаландхар, Пенджаб, Индия. ISBN 81-88852-96-1
  4. ИСТОРИЯ СИКХОВ В 10 ТОМАХ, д-р Харджиндер Сингх Дилджер, Издатель: Издательство Сикхского университета, Брюссель, Бельгия. ISBN 2-930247-41-X
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Гуру Арджан
Предшествующий. Гуру Рам Дас Сикхский Гуру. 1 сентября 1581 г. - 25 мая 1606 г.Преемник. Гуру Хар Гобинд
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:51:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте