Коллекция Гурлитта (также известная как «Клад Гурлитта», «Клад Гурлитта», «Мюнхенский художественный клад», «Schwabing Art Trove» и т. Д.) Представляла собой собрание из около 1500 произведений искусства, соболь покойным немецким торговцем произведением искусства Хильдебрандом Гурлиттом (1895–1956), сначала было передано его жене, Элен, и о ее смерти их сына, Корнелиуса Гурлитта, который умер в 2014 г. году.
Коллекция привлекла международный интерес в 2013 году, когда средства массовой информации объявили ее с "обнаружением нацистской добычи" в 2012 году в результате действий административных лиц Аусгбурга в квартире Корнелиуса Гурлитта в Швабинг, Мюнхен, расследование Гурлитта по подозрению (позже физиненному как необоснованное) возможного е уклонение от уплаты налогов. Немецкие власти изъяли всю коллекцию, хотя Гурлитт не был задержан. То он не совершал преступления, но в конце концов согласился с тем, что коллекция может остаться в прокуратуре для оценки на случай, если будут какие-либо разграбленные произведения нацистской эпохи. В 2014 году было достигнуто новое соглашение о том, что коллекция будет возвращена Гурлитту вскоре после он умер, оставив все свое имущество, включая две мюнхенские квартиры плюс работы, хранившиеся в его резиденции в Зальцбурге, Австрия - Музею изящных искусств Берна в Швейцарии, который согласился принять коллекцию (за вычетом любых работ, подозреваемых в разграблении) в ноябре 2014 года. Хильдебранд Гурлитт, который собрал коллекцию, подозревался в инкорпорации ряд украденных предметов и, возможно, произведения, приобретенные при сомнительных обстоятельствах во время Второй мировой войны и предшествующий период в нацистской Германии, в дополнение к произведениям, приобретенным законным путем и / или переданным через его семью; происхождение части предметов все еще исследуется.
В коллекции картин, рисунков и гравюры старых мастеров, а также импрессионистов, кубистов и экспрессионистов художники, в том числе Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс, Эжен Делакруа, Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотрек, Франц Марк, Марк Шагал, Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Огюст Роден, Отто Дикс, Эдвард Мунк, Гюстав Курбе, Макс Либерман, Василий Кандинский и Пауль Клее и другие члены семьи, которые сами были художниками. Значительная часть коллекции представлена гравюрами и другими «дилерскими запасами» в дополнение к меньшему, но все же заслуживающему количеству уникальных и более ценных работ; Первоначальные сенсационные утверждения о том, что стоимость коллекции «соответствует 1 миллиард долларов», исходя только из ее размера, оказались необоснованными, хотя коллекция, безусловно, стоит десятки миллионов долларов. Юридически Корнелиус был владельцем всех произведений после их открытия, поскольку в Германии судебные иски на похищенные работы истекают через 30 лет; однако с 2012 года он согласился добровольно вернуть любые работы, которые были обнаружены как разграбленные, наследникам семей, и это положение было выполнено новыми хранителями коллекции. На сегодняшний день возвращено шесть произведений Анри Матисса, Макса Либермана, Карла Шпицвега, Камиля Писсарро, Адольфа фон Менцеля и Поля Синьяка, при этом было заключено соглашение о распределении прибыли. достиг с наследником другой семьи за работу Макса Бекманна до ее продажи в 2011 году.
Хильдебранд Гурлитт был искусствоведом, директором музея и арт-дилером в Германии в 1930-е годы. Он особенно интересовался искусством того времени, подружился с рядом художников и купил их работы для музеев, находившихся под его контролем; Став дилером, он часто выставлял их работы на продажу, а иногда покупал вещи, которые ему особенно нравились, для своей собственной коллекции. С середины 1930-х годов он также покупал, в некоторых случаях продавал произведения искусства, покупаемые по низким ценам, у частных лиц, в том числе еврейских владельцев, которые были принуждением платить грабительские налоги или ликвидированными активами, спастись. страна. Он утвержден, что помогает оператора в их затруднительном положении, поскольку было немного дилеров, которые используются в процессе одной стороны. послевоенные истцы, стремящиеся вернуть или получить компенсацию за такие произведения, проданные под принуждением.
В 1937 году правительство Германии при Гитлере решило, что по указанию Гитлера большая часть современного немецкого искусства была классифицирована как «дегенеративный » (не подходящий для того, чтобы называться искусством по мнению Гитлера) и был конфискован из музеев по всей Германии. Была организована передвижная Выставка дегенеративного искусства, где некоторые из этих произведений были представлены публике, чтобы показать их так называемую «дегенеративную» природу. Затем правительство решило создать систему для продажи как можно большего количества конфискованных предметов за границу, чтобы собрать твердую валюту в государственную казну. Затем четырем дилерам, включая Гурлитта, было разрешено торговать такими предметами, ища зарубежных продавцов в обмен на другие комиссионные (Карл Бухгольц, Фердинанд Мёллер и Бернхард Бёмер). Когда такие предметы не продавались, как это бывало, законно или незаконно, добавить их в свои личные коллекции или купить по низкой цене. Имя Гурлит включает в себя подробную информацию о судьбе объекта, в том числе о том, были представлены подробные сведения о судьбе объекта, составленном в настоящее время пропаганды и в хранящемся Музеем Виктории и Альберта. ли его обменяли, продали или уничтожили.
«Два всадника на пляже» Макса Либермана в коллекции Гурлитта и теперь переданы первоначального еврейского владельцаПосле падения Франции Герман Геринг назначил ряд уполномоченных рейхслейтеров Розенберга дилеров, в том числе Гурлитта, для приобретения французских произведений искусства, в основном состоящих из произведений, похищенных из музеев и ранее богатых коллекционеров того времени, для запланированного Гитлером Führermuseum, который он хотел построить в Линце ; некоторые работы пополнили личную коллекцию произведений искусства Геринга. Гурлитт, который уже совершил закупочные поездки в Париж от имени немецких музеев, приобрел около 200 работ в Париже и Нидерландах в период с 1943 по 1944 год, не считая произведений, приобретенных для его собственной коллекции, из которых 168 предназначались для Führermuseum. Гурлит, несомненно, использовал свой таким образом «официально утвержденные» поездки за покупками в Париж, который в то время был наводнен произведениями искусства, в том числе произведений старых мастеров сомнительного происхождения в различных предметами, теперь признанными разграбленными, еще больше обогатить свои собственные владения, а также стал очень популярным. богатый за счет комиссионных на огромные суммы денег, выплачиваемые режимом Гитлера за произведения искусства в то время.
Гурлитт также покупал картины от своего имени у художников, преследуемых нацистами, в том числе Макс. Бекманн, который в 1944 году жил в Нидерландах, перед отъездом в Штатах в 1947 году. Гурлитт и его соратник Эрхард Гёпель, местный покупатель запланированного Гитлера Führermuseum, приобрели у Бекманна пять работ в сентябре 1944 года, включая Бар., Браун, который Гурлит оставил для себя. После смерти Гурлитта картина была выставлена на продажу как его вдовой (безуспешно), так и провести его сыном Корнелиусом, когда на аукционе Кеттерера в Штутгарте в 1972 году картина была продана Корнелиусу 90000 немецких марок после гонорараиста (то же самое). Позднее картина была перепродана на аукционе Сотбис в Лондоне за 1,2 миллиона фунтов стерлингов). Семья Бекманна не оспаривала распределение выручки от продажи и считала, что первоначальная покупка Гурлиттом была законной, хотя и при ограниченных обстоятельствах художника.
Хильдебранд был схвачен с его женой и двадцать коробок с произведениями искусства в Ашбахе (Schlüsselfeld ) в июне 1945 года. На допросе после ареста Гурлитт и его жена сообщили властям армии США, что в бомбардировке из Дрездена февраля 1945 г. Большая часть его коллекции и его документация по сделкам с произведениями искусства были уничтожены в его доме на Кайтцер-штрассе. Сто пятнадцать предметов были отобраны у него американскими и немецкими властями, но он вернулся их американскими и немецкими властями. Гурт успешно представился своим асессорам нацистских преследований из своего еврейского происхождения и договорился об освобождении своего имущества. Независимо от того, были ли операции его коллекции и записи, уничтожены в Дрездене, как утверждал Гурлитт, дополнительные части, по-видимому, были успешно спрятаны во Франконии, Саксонии и Париже, откуда они были извлечены после войны.
Автор В 1947 году Гурлитт возобновил торговлю произведениями искусства, а также занял должность директора Художественной ассоциации Рейнской области и Вестфалии, расположенной в Дюссельдорфе. В 1949 году его мать умерла (его отец, Корнелиус старший, умер в 1938 году), и он, возможно, унаследовал дополнительные работы, принадлежавшие семье в то время, если не раньше; согласно его бумагам (позже оказались не совсем заслуживающими доверием), картина Моне с изображением моста Ватерлоо, одна из самых ценных ценных бумаг в коллекции, была куплена его в качестве подарка матери в какой-то момент с 1914 года и предоставлена уже Хильдебранду в 1923 году как в свадебного подарка. Он продолжал покупать работы для своей собственной коллекции, в том числе «Деревенскую девушку с козой», за которую он заплатил очень большую сумму в 480 000 французских, и одалживал работы из своей коллекции для нескольких передвижных выставок: одна из таких выставок «Немецкие акварели, рисунки »и эстампы: обзор середины века» включил 23 работы из коллекции Хильдебранда и совершил поездку по Соединенным Штатам до его преждевременной смерти в возрасте 61 года в автокатастрофе в 1956 году. После его смерти перешла к его жене Элен, и после ее смерти в 1964 году, главным образом их сыну Корнелиусу, некоторые вещи также перешли сестре Корнелиуса. Знания о коллекции, похоже, сохранились в умах его современников в немецком мире торговли искусством, а в некоторых случаях и у их преемников в бизнесе, но в конечном итоге - особенно по прошествии четырех десятилетий - исчезли из поля зрения общественности.
Основная часть коллекции Хильдебранда сохранилась с его сыном Корнелиусом, который жил тихой, практически уединенной жизнью с произведениями искусства, унаследованными от его отца более сорока лет, причем части коллекции хранились по его двум адресам в Мюнхене. Германия и Зальцбург, Австрия; дополнительные предметы, по-видимому, хранились у сестры Корнелиуса Бениты, которая позже вышла замуж и переехала в Штутгарт со своим мужем. Вырученные средства были переведены на счет в течение четырех недель, включая денежных средств, унаследованных после его смерти. интервалы для снятия денег на его расходы на проживание. Другая картина, «Укротитель львов» Макса Бекмана, была продана на аукционе в 2011 году, скорее всего, для оплаты медицинских счетов; Корнелиус уже согласился разделить выручку в размере около 800 000 евро поровну с наследником еврейской семьи, которая изначально владела картиной.
22 сентября 2010 г. сотрудники немецкой таможни в пределах установленного закона лимита для денежных переводов через границу, налоговые органы Германии уведомили, что у него есть 9000 евро наличными, в пределах установленного закона лимита для денежных переводов через границу. как о подозрительном; На допросе он объяснил, что это была выручка от продажи картины. В 2011 году ордер на обыск его квартиры в Швабинг был получен в 2011 году ордер на обыск его квартиры в Швабинг, Мюнхен, чтобы посмотреть, способ ли они найти какие-либо доказательства, подтверждающие свои подозрения. 28 февраля 2012 года сотрудники прокуратуры Аугсбабы вошли в его квартиру и представили не записи о прошлых продажах, как сообщается, 121 работа в его работе и 1258 работ без рамурга, основная часть коллекции, унаследованная от его рамочной отца, с заявленной стоимостью 1 евро. млрд (около 1,3 млрд долларов), в результате эта величина оказалась значительно завышенной. Коллекция была конфискована в таможенной процедуре, которая была оспорена в суде, поскольку Корнелиус не совершал преступления по законам Германии; Также утверждено, что масштаб иска был несоразмерен предполагаемым налоговым нарушением.
Первоначально власти запретили освещение рейда, о чем известно только в 2013 году. Первоначальная истерия в СМИ с сенсационными заголовками такими как «Произведения искусства стоимостью 1,6 миллиарда долларов, украденные нацистами, обнаруженные в немецкой квартире», оказались преувеличением; В своем письме в 2017 Немецкий фонд утерянного искусства пришел к выводу, что «если посмотреть на коллекцию произведений искусства в целом, это не столько совокупность ценных бумаг произведений искусства стоимостью в миллиарды, как предполагалось, смесь семейных реликвий и дилерские запасы». В нем действительно есть некоторые очень качественные, выдающиеся произведения, но большая его часть из работ на бумаге, включая большое количество серийных графических работ ».
Обращение к Der Spiegel В ноябре 2013 года Корнелиус настаивал на том, что его отец получил работу на законных основаниях, заявленных, что не будет добровольно возвращать какие-либо из них предыдущим владельцам, хотя он имел сказал, что в отношении последнего утверждения он был неправильно процитирован. Чувствуя интенсивное внимание средств массовой информации, зять Гурлитта передал на хранение полиции 22 его работы.
Портрет мсье Жана Журне работы Гюстава Курбе, 1850 г., одна из работ, найденных в Зальцбургской части. коллекции; местонахождение ранее неизвестно с 1914 года.Гурлитт представитель неоднократно просил вернуть свою коллекцию, но не получил юридического статуса до декабря 2013 года, когда суд Мюнхена официально объявил «хранителя» от его имени, Кристофа Эделя, возбудил иск против прокуратуры за возвращение коллекции Гурлитту. Гурлитт также рассказал Эдель о дополнительных произведений искусства, хранящихся по его адресу в Зальцбурге; Гурлитт дал Эдель разрешение вынести их для сохранности - задача, которая была выполнена в феврале 2014 года. Эта часть коллекции, насчитывающая 254 предмета, Содержала работы Моне, Ренуара, Гогена, Либермана, Тулуз-Лотрека, Курбе и других художников. Сезанна, Мунк и Мане, некоторые из которых были очень высокого качества, были перемещены в безопасное место. прокуратура Аугсбурга не имела к ним доступа. Доступ к работам Зальцбурга был предоставлен в «секретном месте» репортеру BBC Стивену Эвансу, который показал некоторые из них в коротком видеофрагменте, предоставленном BBC в марте 2014 года. Одна картина «Портрет месье Жана Журне» Гюстава Курбе, исчез в 1914 году и ранее считался потерянным во время Второй мировой войны.
В апреле 2014 года Эдель получил соглашение с прокурором Аугсбурга, согласно концепции коллекции, конфискованная в Мюнхене, должна быть возвращена к Гурлитту в обмен на его сотрудничество с управляемой правительством целевой группой, которой было поручено вернуть украденные предметы законным владельцам, которые Гурлитт подписал. Однако к тому времени Гурлитт был очень болен и умер 6 мая 2014 года. Его завещало все его имущество Музею изящных искусств Берна, Швейцария, после того, как были рассмотрены все законные претензии на право собственности против него.
Целевая группа Schwabinger Kunstfund (Schwabing Art Trove) была создана в ноябре 2013 года под руководством Ингеборга Берггрин-Меркель для исследования происхождения картин из кладовой Гурлитта. Однако после нескольких лет работы он был широко раскритикован за то, что мало результатов и мало заметен. Первоначально рабочая группа определила около 590 работ как «возможно разграбленные», но после двух лет исследований опубликовала отчеты о происхождении только пяти предметов из коллекции; под потоком критики рабочая группа была распущена в декабре 2015 года. «Мы разочарованы», - сказал Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса. Его деятельность и некоторые сотрудники были переданы новому «Центру утраченных ценностей» под названием «Исследование происхождения Гурлитта» под руководством доктора Андреа Барезель-Бранд.
К декабрю 2018 г. Проект Gurlitt Provenance Research сообщил, что он завершил свою деятельность, и результаты представлены на веб-сайте German Lost Art Foundation. Исследовано 1039 предметов; из них 315 были идентифицированы как конфискованные из немецких музеев в ходе кампании «дегенеративного искусства» и, следовательно, не подпадающие под подозрение в грабежах, поэтому их ответственность могла быть передана непосредственно Художественному музею Берна. Остальные 724 были оценены по системе «светофор»: зеленый - для произведений, «доказанных или весьма вероятно не разграбленных нацистами » (28 позиций); желтый цвет означает «происхождение в период с 1933 по 1945 год не совсем ясно; в происхождении есть пробелы », т.е. требующие дальнейшего изучения (650 красный - для произведений, «доказанных или весьма вероятно разграбленных нацистами» (4 шт.). Еще 42 работы не были рассмотрены, но также считаются, что они не относятся к похищенные произведения искусства, либо потому что они могут быть отнесены к дополнительным работам, которые, как известно, являются прошлыми из немецких музеев (22 предмета), являются коммерческими товарами массового производства (2 предмета), или имеют разумное объяснение их присутствия в семейных владениях, например, создателей семей Эти "светофоры" классифицируются до полных списков предметов, опубликованных на веб-сайте Художественного музея Берна.
Корнелиус Гурлитт умер 6 мая 2014 года. незадолго до своей смерти, Корнелиус назвал Музей изящных искусств Берна (Художественный музей Берна) в Швейцарии как его единственный наследник, Близкие к Гурлитту люди рассказали америк анской газете, что он решил передать коллекцию иностранному учреждению, потому что Германия плохо обошлась с ним и его отцом. Наследство входили картины, которые были признаны властью Австрии, находящейся в Австрии. Его решение вызвало дальнейшие споры о целесообразности принятия музеем этого наследства. В завещании оговаривается, что музей будет обязан исследовать происхождение картин и при необходимости реституцию. Первоначально музей решил принимать только те произведения, которые можно было установить первоначальное юридическое право Гурлиттов, включая предметы, приобретенные из коллекции «дегенеративного искусства» и те, которые были переданы другим членам, и заключил совместное соглашение с Германией и Германией. Швейцарские силы о дальнейшем исследовании предметов этого завещания.
Семья Корнелиуса (двоюродные братья) также вступила в дискуссию, подняв вопросы о законности завещания, исходя из его душевного состояния в то время. Его двоюродная сестра Ута Вернер подала иск о наследстве на произведение искусства. Адвокат Вернера Вольфганг Сейбольд утверждал, что родственники Гурлитта были законными наследниками; однако это требование было отклонено разрешено. Около 590 произведений остаются в Германии в ожидании дальнейшего расследования, чтобы определить, были ли они конфискованы в нацистском режиме, а еще 380 были окончательно идентифицированы как изъятые из музеев нацистами как «дегенеративное искусство», поэтому будут переданы в Берн без дальнейших препятствий..
Арт-объекты продолжали появляться после смерти Корнелиуса. В июле 2014 года в его квартире в Мюнхене было сделано новое открытие: мрамор Родена и скульптура Дега, а также некоторые римские, греческие, египетские и азиатские предметы, которые были пропущены. во время обыска в квартире в 2012 году. В сентябре ранний пастельный пейзаж Клода Моне был обнаружен в чемодане, который Гурлит оставил в последней больнице, где он останавливался.
Начальное сообщение СМИ о том, что коллекция стоила более 1 миллиарда, исходя, по-видимому, только из-за ее размера плюс описания одной или двух показателейся работ, оказались завышенной оценкой, учитывая, что значительная часть коллекции содержит печатную графику. работает на бумаге, индивидуальная стоимость которой может составлять не более 1000 евро за единицу или, возможно, даже меньше. Тем не менее, коллекция действительно содержит ряд значительных и долларовых ценных бумаг, включая, среди прочего, картину Клода Моне, «оцененную в 12 миллионов долларов», картину Матисса («20 миллионов долларов»), крупную картину Сезанна 1897 года «Гора Сент- Виктуар »»., а также «Два всадника на пляже» Либермана, которые почти были проданы на 1,9 миллиона фунтов стерлингов (см.), включая оригинальные работы Мане, Дега, Ренуара и других; В 2019 году также сообщалось, что картина Мане «Морской пехотинец, Temps d'Orage» («Корабли в море в штормовую погоду») была продана за 4 миллиона долларов США в Национальный музей западного искусства в Токио. В 2020 году сообщалось, что картина Поля Синьяка 1887 года на набережной Клиши. Temps Gris, возвращенная наследникам первоначального владельца, была выставлена на аукционе, по оценкам, была продана за 800 000 фунтов стерлингов (1 миллион).
Общая стоимость коллекции, находящейся во владении Таким образом, можно консервативно сказать, что Корнелиус Гурлитт в 2012 году оценил его как минимум в несколько десятков миллионов долларов, хотя официальная оценка публично не публиковалась.
Немецкие газеты подвергли сомнению право прокурора на арест коллекции. Права собственности на произведения, приобретенные в период нацизма, очень сложны. После войны нацистский закон, разрешающий владение украденными произведениями «дегенеративного искусства », был сознательно поддержан Контрольным советом союзников, чтобы торговля произведениями искусства могла продолжаться.
В отличие от Австрии, где Kunstrückgabegesetz 1998 ([de ]) регулируется возвращение разграбленного нацистами искусства Германии, требующего возврата разграбленного нацистами искусства, пока может быть проверено, что рассматриваемые предметы были приобретены в любом момент законным путем. Как стороны, подписавшие , Вашингтонское соглашение 1998 года, Германия, Германия, Германия, Германия, Германия, Германия, Германия, получила, что все ее источники будут проверять свои запасы на предмет украденных нацистами товаров и возвращать их в случае обнаружение. Однако это делается на строго добровольной основе, и 15 лет спустя очень немногие музеи и библиотеки сделали это. Физические лица не обязаны возвращать украденные нацистами произведения искусства. Неспособность правительства Германии вернуть законное имущество Корнелиуса Гурлитта могло быть нарушением его прав собственности, гарантированной конституцией Германии.
4 декабря 2013 года известный немецкий историк искусства, который был одним из первых экспертов, осмотревших произведений искусства 2012 года, дал интервью газете Augsburger Allgemeine, потребовавшего возврата всей коллекции Гурлитту. Она очень кратко рассмотрела работу и исследовала их происхождение, потому что, как она заявила в интервью, «Корнелиус Гурлитт не поручал ни мне, ни кому-либо другому» проводить такое исследование. Главный прокурор Райнхард Немецкие категорически отклонил ее апелляцию, но, по всей видимости, не привел личных юридических оснований для ареста.
20 ноября 2014 года немецкий юрист Ютта Лимбах, глава Лимбаха Комиссия по разграбленному нацистами искусству подтвердила мнение немецкой газеты Süddeutsche Zeitung о том, что баварский «государственный обвинитель» использовал неправильное применение закона о налоговой ответственности за изъятия «произведений Корнелиуса Гурлитта».
24 ноября 2014 г. Музей изящных искусств Берна согласился принять поместье Гурлиттов. Сотрудники музея заявили, что ни одно искусство, разграбленное нацистами, не будет допущено к вхождению в коллекцию музея. Около 500 работ должны остаться в Германии до тех пор, пока не будут установлены их законные владельцы.
Три произведения были выделены для немедленного возврата: Femme Assise Анри Матисса потомкам еврейского торговца произведениями искусства Поля Розенберга; «Два всадника на пляже» Макса Либермана внучатому племяннику промышленника и коллекционера произведений искусства; и "Игра на фортепиано" Карла Шпицвега наследникам музыкального издателя Анри Хинрихсена, убитого в Освенциме. Впечатление, в июне 2015 года, «Два миллиона фунтов стерлингов» были проданы на Sotheby's в Лондоне по неожиданно высокой цене - почти 1,9 миллиона фунтов стерлингов. В 2017 году было объявлено, что картина Камиля Писсарро La Seine vue du Pont-Neuf, au fond le Louvre, найденная в доме Гурлитта в Зальцбурге, была возвращена наследникам Макса Хайльбронна, парижского бизнесмена, у которого она была конфискована в 1942 году. и что рисунок Адольфа фон Менцеля «Интерьер готической церкви» был возвращен потомкам Эльзы Хелен Коэн. В октябре 2017 года было объявлено, что картина Томаса Кутюра «Портрет сидящей женщины» была возвращена украденной и будет возвращена потомкам первоначального владельца французского политики-еврея Жоржа Манделя. (фактическое возвращение состоится в январе 2019 г.), в сентябре 2018 г. - четыре рисунка художников Шарль-Доминик-Жозеф Эйзен, Огюстен де Сен-Обен и Энн Валер-Костер, которые были предметами ранее проданных Бенитой Гурлитт, были идентифицированы как бывшие украденные и также были возвращены их новым владельцем. В марте 2019 года было объявлено, что картина Quai de Clichy работы Поля Синьяка, приобретенная Хильдебрандом Гурлиттом в Париже в 1940-х годах, также была идентифицирована как искусство, конфискованное нацистами, и была конфискована в 1940 году немцами. солдат из квартиры французского маклера Гастона Проспера Леви и что «зарегистрирован иск о возврате картины». В конце концов работа была возвращена в июле 2019 года.
Несколько иной случай представленной Поля Сезанна 1897 года «Гора возможно Сент-Виктуар», самой престижной из всей коллекции, которая, как известно, находилась в семье Сезанна в 1940 году и появилась в фондах Гурлитта где- то между тем и 1947 годом, когда Гурлитт регистрирует картину в письме; однако его статус как украденного не может быть однозначно установлен. В 2018 году правнук Сезанна признал право собственности Бернского музея на произведение в обмен на возможность выставить его в родном городе художника, что было названо «историческим соглашением»; Таким образом, права на выставку картины будут разделены между Художественным музеем Берна и Музеем Гране в Экс-ан -ансе.
Первая публичная выставка произведений из Коллекции Гурлитта проходила на выставке, курируемой Бернским музеем изящных искусств, с ноября 2017 года по март 2018 года, за которое было представлено 160 произведений из завещания Корнелиуса Гурлитта, ранее входившего в состав оригинальной выставки 1937 года «дегенеративное искусство». Одновременно в Бонне, Германия, представлена выставка около 250 работ, статус которых был неопределенным, под названием «Гурлитт: отчет о состоянии дел - торговец произведениями искусства в нацистской Германии», включая работы от Дюрера до Моне и от Кранаха до Кирхнера и Родена; обе выставки запланированы на поездку в выставочный зал Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. В сентябре 2019 года 110 предметов из Коллекции были выставлены в Иерусалиме в Музее Израиля под заголовком «Судьбоносный выбор: искусство из сокровищницы Гурлитта».
. Содержание коллекции, ранее находившейся во владении Корнелиуса Гурлитта, постепенно документировалось в течение нескольких лет с ее повторного открытия, особенно с ноября 2014 года, когда Музей изящных искусств в Берне официально принял поместье Гурлиттов. Два списка, которые считаются полными, доступны в Интернете: один для предметов, изначально хранившихся в мюнхенской квартире (примерно 1350 записей), и один для предметов из Зальцбурга (254 записей). Списки описаны как «незавершенные работы» и могут обновляться или исправляться по мере поступления новой информации. Мюнхенский список насчитывает 196 страниц, а список Зальцбурга - 95 страниц.
Помимо работ, принадлежащих Корнелиусу, его сестра Бенита унаследовала некоторые работы из коллекции; как сообщается, в 2013 году 22 из них были добровольно переданы полиции для «сохранности» мужем Бениты, покойного к тому времени, Николаусом Фрэссле, ранее содержавшимся в их доме в Штутгарте. Подробности этих работ не разглашаются, за исключением того, что они включали четыре средневековые картины, принадлежавшие Корнелию, которые затем были добавлены в его поместье. Ранее Бенита также выставила на продажу некоторые предметы, в том числе четыре рисунка, первоначально принадлежавшие еврейской семье Дойч де ла Мёрт в Париже, которые были добровольно возвращены представителям семьи в 2018 году неназванным нынешним владельцем (см. Выше раздел «Работы, предназначенные для возврата первоначальным владельцам»). Муж Бениты Николаус также отправил пастельный рисунок Макса Либермана «Ткачи корзин» на продажу через берлинский аукционный дом в 2000 году, где он был продан частному израильскому коллекционеру за 130 000 немецких марок (около 70 000 долларов США), что более чем вдвое превышает предпродажную оценку. После судебного иска в 2016 году против аукционного дома с целью раскрытия личности покупателя, это лицо (переживший Холокост) было обнаружено и согласилось продать картину Дэвиду Торену, наследнику первоначального владельца, у которого она была украдена нацистами. по первоначальной цене, уплаченной на аукционе, и впоследствии работа была выставлена в Нью-Йоркском Центре еврейской истории.
Другие картины, которые ранее были в коллекции, но проданы до его повторного открытия в 2012 году, включали Паула Клее пейзажную картину, проданную Хильдебрандом в 1950 году, картина Пикассо Портрет женщины с двумя носами и две вещи Рудольфа Шлихтера и Георга Шримпфа, проданные Элен в 1960 году, как указано выше, Бар Бекмана, Браун и Укротитель львов Корнелиуса, и Женщина Макке с попугаем, проданная в 2007 году за € 2,4 миллиона и (согласно Хикли), скорее всего, отправила Бенита. Среди одиннадцати работ, проданных Корнелиусом в 1988 году, были пастель Дега и работы Отто Дикса, Эриха Хекеля, Кристиана Рольфса, Макса Пехштейна и Отто Мюллера; По словам галериста Эберхарда Корнфельда, Корнелиус также продал четыре других работы на бумаге через него в 1990 году, использование из холдинга «дегенеративное искусство» 1937 года. «Болотная легенда» Пауля Клее, купленная Хильдебрандом из холдингов «дегенеративного искусства», все еще находилась в его собственности на момент его смерти и продана некоторое время между 1956 и 1962 годами (когда она появилась на аукционе), вероятно, его вдовой; после нескольких смен этой владельца работа оказалась в мюнхенском музее Ленбаххаус, где в 2015 году она находилась в длительном судебном процессе со стороны наследников первоначального владельца Софи Лисицки-Кюпперс с требованием ее реституции. В 2017 году наконец было достигнуто соглашение о том, что музей оставит картину у себя, но за компенсацию (оценивается в 2–4 миллиона евро, или 2,33–4,65 миллиона долларов) наследникам первоначального владельца.
Предположительно подписанная, но ранее неизвестная работа Маркаала «Аллегорическая сцена с обнимающимися влюбленными», принадлежащая Хильдебранду Гурлитту по крайней мере с 1945 года, была рассмотрена Комитетом Шагала, авторитетным авторитетом в области творчества художника. в 2015 году и была признана подделкой («поддельная работа»); он включен в список ниже с автором «Неизвестно». Исследовательский проект Gurlitt Provenance не смог документально подтвердить право собственности на картину до ее Хильдебрандом в годы войны; однако, согласно газетному сообщению 2013 года, газетная картина используется изъята гестапо у еврейской семьи Блюмштейнов в Риге.
. Другие работы в коллекции принадлежат членам семьи Гурлитта, в том числе 90, автор Прадед Корнелиуса, пейзажист Луи Гурлитт, и 130 Корнелия Гурлитт, тётя Корнелиуса, талантливая, но относительно неизвестная художница, погибшая при трагических обстоятельствах в 1919 году. Страница предполагаемых рисунков Генри Мура, также в коллекции, был исследован в эпизоде телепрограммы BBC Фальшивка или удача? признан не только подлинным, но и законно приобретенным с лондонской выставки в 1931 году доктором Макс Зауэрландт, руководитель Museum für Kunst und Gewerbe в Гамбурге; оттуда рисунок попал на конфискованную выставку «дегенеративного искусства» и был куплен Хильдебрандом Гурлиттом в 1940 году, оставаясь недокументированным для хранителей наследия Мура до тех пор, пока не появился в фондах Корнелиуса Гурлитта в 2012 году.
По порядку. чтобы покрыть часть текущих расходов, связанных с управлением коллекцией, в 2019 году сообщалось, что Бернский музей изобразительных искусствился продать картину Мане «Морской пехотинец Temps d'Orage» («Корабли в море в штормовую погоду») Национальный музей западного искусства в Токио, за 4 миллиона долларов США.
Частичный список произведений из коллекции Гурлитта (за исключением работников семьи и т. Д..), Со ссылками на изображения и описания, можно создать с помощью Немецкой базы данных утерянного искусства. Подмножество этих работ (вместе с другими не включенными в базу данных), дающее указание на некоторые из наиболее значимых предметов и / или художников, представленных в коллекции, представлено в таблице ниже.
Художник | Название работы | Тип работы | Ссылка | изображение |
---|---|---|---|---|
Ареллано, Хуан де (?) | Натюрморт с цветами в вазе | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478467 | изображение |
Бакхуйзен, Людольф (?) | Корабли в море | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478473 | изображение |
Бекманн, Макс | Zandvoort Strandcafé (Zandvoort Seaside Café) | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/478550 | image |
Буден, Эжен | Раде де Бордо (Гавань Бордо) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532949 | изображение |
Брейгель, Ян (ум. Дж.) | Речной пейзаж | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532940 | изображение |
Буш, Вильгельм | Пейзаж | Живопись | http: / /www.lostart.de / EN / Fund / 532965 | image |
Калс, Адольф-Феликс | Бато-сюр-ла-Грев, Онфлер / Лодка на берегу в Онфлере | Живопись | http: //www.lo start.de/EN/Fund/5 22269 | image |
Каналетто, Антонио | Санта-Джустина в Пра-делла-Валле, Падуя / Прато-делла-Валле и Санта-Джустина в Падуе | Печать | http: //www.lostart. de / EN / Fund / 477904 | image |
Казанова, Франческо | Пастухи со скотом и овцами | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/533076 | изображение |
Сезанн, Поль | Les baigneurs (grande planche) / Купальщицы, большая тарелка | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478551 | изображение |
Сезанн, Поль | Гора Сент-Виктуар (Пейзаж с Мон-Сент-Виктуар) | Живопись | изображение | |
Сезанн, Поль ( ?) | Feuilles dans un pot vert (Листья в зеленом горшке) | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/532993 | image |
Шагал, Марк | L'homme barbu assis, avec un violon sous le bras / Бородатый мужчина, сидящий, со скрипкой под мышкой | Печать | http: //www.lostart. de / EN / Fund / 478484 | изображение |
Paar / Couple | Watercolou r | http://www.lostart.de/EN/Fund/477891 | изображение | |
Коро, Жан-Батист-Камиль | Пейзаж с деревом (Ville d'Avray?) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478417 | изображение |
Коро, Жан-Батист-Камиль | Сувенир де Пьерфон / Память Пьерфонда | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/532939 | изображение |
Коро, Жан-Батист-Камиль | Сцена сбора урожая | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532971 | image |
Курбе, Гюстав | Морской пейзаж с водой на берегу моря / Прибрежный пейзаж во время отлива с лодками | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/478428 | image |
Курбе, Гюстав | Муэты / Морской пейзаж с чайками | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478438 | изображение |
Курбе, Гюстав | Натюрморт с персиками | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532945 | image |
Курбе, Гюстав | Vue du Parc des Crêtes sous la Neige (Вид на Парк-де-Крет под снегом) | Живопись | http://www.lostart.de/ EN / Fund / 532961 | изображение |
Курбе, Гюстав | Жан Журне партнер по завоеванию вселенской гармонии (Жан Журне направлен на завоевание универсальной гармонии) | Живопись | http: / /www.lostart.de/EN/Fund/532968 | image |
Курбе, Гюстав | Женский портрет (Портрет сестры художника Джульетты?) | Живопись | http: / /www.lostart.de/EN/Fund/ 532973 | изображение |
Курбе, Гюстав | Крестьянин с ребенком | Живопись | http://www.lostart.de / EN / Fund / 573683 | image |
Couture, Thomas | Portrait de jeune femme assise / Портрет молодой женщины, сидящей | Живопись | http://www.lostart.de/ EN / Fund / 478471 | image |
Домье, Оноре | Дон Кихот и Санчо Панса / Дон Кихот и Санчо Панса | Живопись | http://www.lostart.de/EN / Fund / 477890 | image |
Давид, Жа к-Луи | Этюд женского головы (лицевая сторона) Этюд трупа мужчины, лежащего на резной кровати (оборотная сторона) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533093 | image |
de Heem, Дэвид Корнелис | Натюрморт с цветами, апельсинами и бабочкой | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478427 | image |
Дега, Эдгар | Deux demi-figure nues / Две обнаженные женщины, поясное. Предварительное исследование для "Желтые пляски" | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478424 | image |
Дега, Эдгар (?) | Baigneuse nue dans sa baignoire / Обнаженная женщина в ванной | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/ 478426 | изображение |
Дега, Эдгар (?) | Baigneuse (Купающаяся обнаженная женщина), восковая модель | Скульптура | http://www.lostart.de/EN / Fund / 521800 | image |
Дега, Эдгар | Trois danseuses à mis-corps (Три танцора в полуфигуре) | Рисунок | http: // www. lostart.de/EN/Fund/532959 | image |
Делакруа, Эжен | Восточный кавалер с тюрбаном / Oriental Ho rseman в тюрбане | Акварель | http: //www.lostart. de / EN / Fund / 478050 | image |
Диас де ла Пенья, Вирджилио Нарциссо | Arbres et sous-bois (Деревья и хворост) | Акварель | http: // www. lostart.de/EN/Fund/533029 | image |
Дикс, Отто | Домптез / Дрессировщик животных (женщина) | Акварель | http://www.lostart.de/EN / Fund / 477893 | image |
Дикс, Отто | Dame in der Loge (Дама в театре коробка) | Акварель | http://www.lostart.de/ EN / Fund / 477895 | изображение |
Дикс, Отто | Selbstporträt, rauchend / Автопортрет художника, Курение | Живопись | http://www.lostart.de/EN / Fund / 478538 | изображение |
Дюпре, Жюль (?) | Voilier par mer agitée / Открытое море с парусниками | Рисунок | http: // www.lostart.de / EN / Fund / 478454 | изображение |
Дюпре, Виктор | Paysage avec un деревня / Пейзаж с деревней | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478402 | image |
Дюрер, Альбрехт | Геракл на распутье; Эффекты ревности | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478043 | |
Дюрер, Альбрехт | Der Reuter (Ritter, Tod und Teufel / Рыцарь, Смерть и Дьявол) | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478046 | image |
Эрнст, Макс | Женщина, Солдат, Дом | Графика | http://www.lostart.de/EN/Fund/532977 | изображение |
Фантен-Латур, Анри | Рычаг (Подъем) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532976 | изображение |
Феликсмюллер, Конрад | Паар в Ландшафте / Пара перед пейзажем | Акварель | http: // www.lostart.de/EN/Fund/477896 | image |
Форэн, Жан-Луи | Portrait de femme / Портрет женщины в шляпе, в профиль | Живопись | http: / /www.lostart.de/EN/Fund/478437 | изображение |
Mutter und Kind / Мать и дитя | Акварель | http://www.lostart.de / EN / Fund / 477897 | image | |
Фрагонар, Жан-Оноре | Итальянский парк (Parc avec Fontaine encadrée d'escaliers) / Итальянский парк с фонтан, обрамленный лестницей | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478226 | image |
Фрагонар, Жан-Оноре | Наядес et anges / Наяды и ангелы | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478450 | image |
Гоген, Поль | Портрет таитянской женщины | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478182 | image |
Гоген, Поль | Femmes, Animaux et Feuillages / Женщины, Животные и листья | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478490 | image |
Гоген, Поль | Те По (La grande Nuit), (Те По [Вечная ночь]) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532951 | изображение |
Жерико, Жан Луи Андре Теодор | Львица | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533085 | image |
Трое фермеров возле мертвого дерева | Картина | http: // www. lostart.de/EN/Fund/533002 | image | |
Гойен, Ян Йозефс ван | Zeegezicht встретил vissers en boten / Морская сцена с рыбаками и лодки | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/533003 | image |
Графф, Антон | Портрет Йоханны Доротеи Рихтер, матери Людвига Рихтера | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/478479 | image |
Грибель, Отто | Die Verschleierte / Женщина с вуалью | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/477898 | image |
Чаша, украшенная | Ремесла и другие народные промыслы | http://www.lostart.de / EN / Fund / 521810 | изображение | |
Гуарди, Франческо де | Архитектурное каприччио с кампьелло и кизой | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/ 533004 | изображение |
Гуарди, Франческо де | Capriccio con sottoportico e sfondo di chiesa (Каприччио с портиком и церковью на заднем плане) | Живопись | http: // www. lostart.de / EN / Fund / 533005 | изображение |
Хильдебрандт, Эдуард | […] в Рио-де-Жанейро, им Vordergrund ein Floß / Прибрежный пейзаж; Вход в порт в Рио-де-Жанейро, с плотом на переднем плане | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/478429 | image |
Гольбейн, Ганс (дер. Jüngere) | Der Kaiser (Die Bilder des Todes, Blatt 7) / Император (Образы смерти, № 7) | Печать | http://www.lostart.de/EN / Fund / 478500 | image |
Халсдонк, Джейкоб ван | Натюрморт с корзиной фруктов, виноградом и жуком | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund / 478470 | image |
Гюйсум, Юстус ван (1) | Натюрморт с персиками и виноградом под деревом | Живопись | http://www.lostart.de/EN/ Fund / 478465 | image |
Энгр, Жан-Огюст-Доминик | Visage de femme, les yeux fermés / Голова женщины с закрытыми глазами | Рисунок | http: // www.lostart.de / EN / Fund / 478165 | image |
Кандинский, Василий Васильевич | Radierung für die «Deutsche Kunstgemeinschaft» (Офорт для «Deutsche Kunstgemeinschaft») | Печать | http: //www.lostart.de / EN / Fund / 533052 | image |
Кессель, Ян ван [Старейший] | Насекомые и бабочки | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/ 521803 | изображение |
Кирхнер, Эрнст Людвиг | Две обнаженные женщины под зонтиком | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533088 | image |
Клее, Пауль | без названия Гуашь | Рисунок | pdf (стр. 168) | image |
Либерманн, Макс | Райтер-ам-Странд / Наездники на пляже | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/477892 | изображение |
Либерман, Макс | Selbstportrait des Künstlers mit Skizzenbuch (Автопортрет художника с альбомом для эскизов) | Рисунок | http://www.lostart.de/ EN / Fund / 477935 | image |
Либерман, Макс | Трауэрфейер / Похоронная процессия | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/478230 | изображение |
Мане, Эдуард | Морской пехотинец, Temps d'orage (Корабли в море в штормовую погоду) | Живопись | изображение | |
Мане, Эдуард (приписывается; ранее Курбе, Гюстав (?)) | Натюрморт с фруктами | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532978 | изображение |
Матисс, Анри | Femme assise dans un fauteuil / Женщина, сидящая в кресле (также известная как «Женщина с веером») | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund / 477894 | изображение |
Менце ль, Адольф | Inneres einer gotischen Kirche / In териор готической церкви | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478264 | изображение |
Мишель, Жорж | Paysage avec un village et un moulin à vent / Пейзаж с деревней и ветряной мельницей | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478393 | изображение |
Милле, Жан Франсуа | La récolte des pommes de terre / Крестьяне собирают картофель | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478206 | изображение |
Моне, Клод Оскар | Vue de Sainte-Address / Вид из Сент-Адресс | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/521784 | изображение |
Моне, Клод Оскар | Ватерлоо Мост, temps gris (Мост Ватерлоо, Серая погода) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532967 | image |
Мур, Генри | Эскизы для скульптуры | Рисунок | pdf (стр. 81) | изображение |
Моризо, Берта | Три молодые девушки (возможно, три этюда Джинни Гобиллард) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/ 533047 | изображение |
Мунк, Эдвард | Сьялуси I (Ревность I) | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/533081 | изображение |
Пикассо, Пабло | Эркюль tue le Centaure Nessus / Геркулесивает кентавра Несса | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478195 | изображение |
Пикассо, Пабло | Tête de femme, de Profil (Женский портрет, в профиль) | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/533083 | изображение |
Писсарро, Камиль Якоб | Rue le soir / Улица ночью | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478144 | |
Писсарро, Камилла Иаков | Набережная Руана (Большой Пон), (Пирс в Руане [Главный мост]) | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/533026 | image |
Прюдон, Пьер-Поль [Прюд'он] | Адам и Эве chassés du paradis terres tre / Адам и Ева изгнаны из Paradise | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/478461 | image |
Ренуар, Огюст | Лизьер де деревня / Деревья и дома на окраине деревни | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/478462 | изображение |
Ренуар, Огюст | Портрет де jeune fille / Портрет молодой девушки | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478553 | image |
Ренуар, Огюст | Обнаженная женщина пополам. длина | Картина | http://www.lostart.de/EN/Fund/532947 | image |
Ренуар, Огюст | Мужчина с трубкой (Портрет Виктора-Анри Friedel) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532952 | image |
Ренуар, Огюст | Baigneuse debout s'essuyant (Постоянный обнаженная женщина, вытирается) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/532957 | image |
Ренуар, Огюст | Тройные персонажи (Три женские фигуры) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533087 | image |
Рейн, Рембрандт Харменс. фургон | Пейзаж с хозяйственной постройкой и "Дом с башней" | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478042 | image |
Rijn, Рембрандт Харменс. van | Der blinde Tobias / The Blinde of Tobit | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478493 | image |
Nu fémininagenouillé / Обнаженная женщина на коленях, вид сзади | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478167 | image | |
Роден, Огюст | Nu féminin avec un manteau ouvert / Обнаженная женщина с открытым пальто | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478418 | image |
Роден, Огюст | Этюд стоящей женщины в приоткрытой мантии | Акварель | http://www.lostart.de/EN/Fund/478546 | image |
Роден, Огюст | Кариатид avec la Sphère ( Кариатида с урной) | Скульптура | http://www.lostart.de/EN/Fund/532972 | image |
Роден, Огюст | Ла Данаида | Скульптура | http://www.lostart.de/EN/Fund/532991 | image |
Роден, Огюст | Этюд для бюста Виктора Гюго (Эскиз бюста Виктора Гюго) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533013 | изображение |
Руо, Жорж Анри | Deux nues allongées (Две лежащие обнаженные натуры) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/532944 | изображение |
Руссо, Теодор | Окрестности Фонтенбло / Окрестности Фонтенбло | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532970 | image |
Рейсдал, Джейкоб Саломонс. van | Gezicht op Haarlem (Вид на Гарлем) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/532960 | image |
Seurat, Georges | Femme tricotant (Couseuse - La Brodeuse) Женское вязание; в качестве альтернативы: Женщина-шитье | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/478044 | image |
Сёра, Жорж | Променёз / Променад-леди | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/532941 | image |
Синьяк, Поль | Набережная Клиши. Temps gris (Opus 156) (Док Клиши. Серая погода [Opus 156]) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532975 | изображение |
Синьяк, Пол | Систерон / Пейзаж с Виадуком и рекой (Систерон) | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478055 | изображение |
Шпицвег, Карл | Das Klavierspiel / Игра на фортепиано | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/477912 | image |
Тьеполо, Джованни Баттиста | Testa machile visto dall'alto / Голова бородатого мужчины, вид сверху | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478192 | |
Тьеполо, Джованни Доменико | Putti / Ангел | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478214 | image |
Тулуз-Лотрек, Анри де | Etude de femme / Этюд женщины | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/477997 | image |
Тулуз-Лотрек, Анри де | Un Monsieur et al. une Dame, программа для "l'Argent" | http://www.lostart.de/EN/Fund/478004 | image | |
Tou Louse-Lautrec, Анри де | La Calèche (Карета) | Живопись | http://www.lostart.de/EN/Fund/532963 | изображение |
Тулуз-Лотрек, Анри де | Этюд для Elles: Femme en Corset - Conquete de Passage | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/533072 | изображение |
Неизвестно (ранее авторство Марка Шагала (подделка)) | Scène allégorique avec un couple s'embrassant / Аллегорическая сцена с обнимающимися влюбленными | Картина | http: // www.lostart.de / EN / Fund / 477889 | image |
Вальдмюллер, Фердинанд Георг | Портрет двух женщин | Живопись | http://www.lostart.de/EN/ Fund / 569111 | image |
Ватто, Антуан (?) / Жилло, Клод (?) | Groupe d'enfant parodiant un défilé militaire / Группа детей, имитирующий парад | Рисунок | http://www.lostart.de/EN/Fund/478162 | image |
Уистлер, Джеймс Эбботт Мак Нил | Драпированная фигура, сидит | Печать | http://www.lostart.de/EN/Fund/47850 7 | image |
Зием, Феликс | Vue de la Baie des Anges du Cap d'Antibes / Вид на залив Ангелов с Кап д'Антиб | Живопись | http: / /www.lostart.de/EN / Fund / 478396 | image |
СМИ, связанные с обнаружением произведений искусства в Мюнхене в 2012 г. на Wikimedia Commons