Гунгунум

редактировать
Гунгунум появляется на 5-й позиции в списке королей Ларсы, Лувр.

Гунгунум ( Аккадский : 𒀭𒄖𒌦𒄖𒉡𒌝, гу-ун-гу-ну-ум) был царем города-государства Ларса в южной Месопотамии, правил с 1932 по 1906 год. ДО Н.Э. Согласно традиционному списку царей Ларсы, он был пятым царем, правившим городом, и в своих собственных надписях он называет себя сыном Самиума и братом своего непосредственного предшественника Забая. Его имя Аморит, и происходит от слова гунгун, означающего «защита», «защита» или «убежище».

В то время, когда Гунгунум занимал трон, Ларса перестал быть город меньшего значения, чтобы стать мощным соперником Исину, доминирующей державе в южной Месопотамии после краха империи Ура III в 2002 г. до н.э. 27-летнее правление Гунгунума также гораздо лучше задокументировано, чем правление его предшественников, поскольку у нас есть полный хронологический список всех его имен года, а также четыре его королевских надписи. Это контрастирует с полным отсутствием названий лет из предшествующего периода, что делает его правление переломным моментом с точки зрения понимания истории Ларсы и окрестностей.

Гунгунум был современником цари Липит-Иштар и Ур-Нинурта Исина.

Содержание
  • 1 Правление
    • 1.1 Ранние годы и военные походы на Элам
    • 1.2 Ур
    • 1.3 Кисурра и тихие средние годы
    • 1.4 Мальгиум, Урук и Ниппур
    • 1.5 Консолидация, последние годы и смерть
  • 2 Список литературы
  • 3 Литература
  • 4 См. Также
  • 5 Внешние ссылки
Правление

Ранние годы и военные кампании против Элама

Карта южной Месопотамии и Элама

Когда Гунгунум сменил своего брата Забая в 1932 г. до н.э., Ларса, похоже, был второстепенной силой в Месопотамии. политическая сцена. Тем не менее, Гунгунум не заставил себя долго ждать, чтобы оставить свой след на политическом ландшафте региона, поскольку его годовые записи свидетельствуют о том, что он провел две военные кампании, направленные против Элама в начале своего правления. Первое из них произошло на третьем году его жизни, когда он напал и разрушил Башиме, эламский регион, который, скорее всего, располагался вдоль иранского побережья Персидского залива с юга <43.>Хузестан на севере до Бушера на юге.

Гунгунум продолжил эту победу, проведя еще одну кампанию на пятом году своего существования, на этот раз нападая и разрушая Аншан, один из крупнейших и важнейших городов Элама. Хотя эти экспедиции должны были принести Гунгунуму огромные богатства и большой политический престиж, в остальном неизвестно, что могло побудить его предпринять эти восточные экспедиции. Возможно, Аншан поддерживал союз с Исином, поскольку известно, что такой союз был заключен за 45 лет до этого, когда царь Исина Иддин-Даган отдал свою дочь замуж за правителя Аншана. Если это было так, то кампании Гунгунума можно рассматривать как успешную попытку освободить его восточный фланг перед прямым вызовом региональному превосходству Исина.

Период, последовавший за двумя кампаниями Гунгунума против Элама, кажется, был относительно спокойным, так как его последующие четырехлетние имена посвящены поддержанию городского бога Ларсы Уту, включая назначение нового верховная жрица и установка большой медной статуи в святилище Уту.

Ур

Первым крупным успехом Гунгунума в борьбе с Исином было завоевание Ура, старого имперская столица империи Ур III, которая была частью владений Исина вскоре после ее падения эламскими захватчиками в 2002 году до нашей эры. Хотя в письменных источниках нет прямой ссылки на завоевание Гунгунума, названия лет в документах, найденных в Уре, ясно показывают, что контроль над городом перешел от Исина к Ларсе, поскольку принадлежащие Липит-Иштару Исина внезапно уступили место тем, кто Гунгунум. Точный год захвата Ура Гунгунумом нельзя определить с уверенностью, но найденные до сих пор названия лет предполагают, что это произошло либо на его седьмом, либо на десятом году, то есть в 1926 или 1923 году до нашей эры. Также с десятого года Гунгунума содержание его названий лет начинает относиться непосредственно к Уру, причем каждое название года между его десятым и 14-м годами связано с религиозной деятельностью, происходящей в городе, включая введение двух стандартов в храме. божества-покровителя Ура Нанна и посвящение статуи, вероятно, самого Гунгунума тому же божеству. В результате не может быть никаких сомнений в том, что к тому времени Ур был полностью защищен царем Ларсы и что он был вовлечен в усилия по укреплению своей власти, развивая свои отношения с его главными божествами, их жрецами и высшими должностными лицами..

Карта Шумера.

Завоевание Ура, должно быть, сильно повлияло на баланс сил между Исином и Ларсой. Контроль над старой имперской столицей был идеологическим краеугольным камнем утверждения Исина о том, что он является законным преемником империи Ура III, в то время как южное расположение Ура превратило город в торговый и экономический центр, связанный с торговыми сетями, проходящими через Персидский залив. Хотя получение такой награды должно было стать большим триумфом для Гунгунума и его королевства, он, тем не менее, похоже, уважал целостность установленных институтов Ура, несмотря на то, что многие из них управлялись персоналом, назначенным королями Исина. Об этом свидетельствует название года его 13-го года, которое описывает назначение ранее назначенной Эннинсунци, дочери недавно умершего царя Исина Липит-Иштара, верховной жрицей в храме. Кроме того, мы знаем, что Энанатума, верховная жрица Нанны и дочь предшественника Липит-Иштара Ишме-Дагана, оставалась главным религиозным авторитетом Ура при Гунгунуме и даже посвятила несколько религиозные здания для него.

Есть и другие упоминания о военных столкновениях между Ларсой и Исином в период, когда Ур попал под сюзеренитет Ларсы. В их число входят два литературных письма, которые якобы были обменом между Липит-Иштаром из Исина и его генералом Нанна-киагом, в котором последний просит у царя подкрепление, чтобы остановить продвижение Гунгунума и его войск, которые «пошли по дороге». дом »и угрожают захватить несколько водных путей. При условии, что содержание этих писем относится к реальным событиям, они дополнительно демонстрируют высокий уровень конфликта между Гунгунумом и Липит-Иштаром в то время, когда оба этих царя правили своими соответствующими городами. Эти антагонистические отношения между двумя городами остались в силе после смерти Липит-Иштара в 1924 г. до н.э. и прихода к власти его преемника Ур-Нинурты, хотя, по-видимому, время от времени возникали моменты разрядки, например, в двух известных случаях, когда Гунгунум разрешал его недавно возведенный на престол коллега в Исине, чтобы послать свои подношения в храм Нингала в Уре.

Кисурра и тихие средние годы

Другая местность, которая, кажется, сменила владельца в то же время Кисурра, город скромных размеров, расположенный всего в 20 км к юго-востоку от Исина, который, вероятно, был частью владений Исина еще со времен конца империи Ура III. Однако никаких надписей или датированных документов, относящихся к долгому периоду правления Исина, найдено не было; вместо этого самый старый датированный документ, обнаруженный в Кисурре, носит название года десятого года Гунгунума, то есть 1923 г. до н.э. Это означает, что царь Ларсы, по всей вероятности, владел городом в этом году, хотя невозможно определить, был ли это год, когда он впервые захватил его, или это произошло в более ранний момент времени. В любом случае Кисурра не оставался под контролем Ларсы надолго, так как в следующем году имя, найденное в городе, принадлежит четвертому году Ур-Нинурты, то есть 1921 г. до н.э., что означает, что царь Исина должен был провести контрнаступление, которое привело к Кисурра вернулся в его руки.

После потери Кисурры правление Гунгунума, похоже, вошло в более спокойную фазу, по крайней мере, если судить по годам с 13 по 18 годы его правления, которые касаются только религиозных дел. и строительство оросительных каналов и храмов. Сюда входит строительство храма для Инанны в Ларсе на 16-м году его жизни и храма для божества в городе в непосредственной близости от Ларсы на 18-м году жизни.

Мальгиум, Урук и Ниппур

Подробная карта южной Месопотамии в 20 веке до н.э.

Согласно названию года 19-го года Гунгунума, т.е. 1914 г. до н.э., царь Ларсы уничтожил армию Мальгиума, «обезопасил придорожный дом» и «открыл исток горного канала» по повелению богов An, Энлиля и Нанны. Хотя трудно определить точное значение последних двух утверждений, победа над Мальгиумом дает четкое указание на северную кампанию вдоль Тигра со стороны Гунгунума, поскольку город Мальгиум был расположен где-то на берега этой великой реки между Машкан-Шапир и ее слиянием с рекой Дияла дальше на север. Этот регион расположен к северо-востоку от Исина, и вторжение Гунгунума в этот район показывает, что теперь у Ларсы был военный охват, простирающийся дальше на север, чем когда-либо прежде.

Название того же года является дополнительным свидетельством экспансии Ларсы под Гунгунум посредством ссылки на Ан, Энлиль и Нанна, которые являются титульными божествами Урука, Ниппура и Ур соответственно. Хотя к этому моменту власть Гунгунума в Уре была хорошо установлена, упоминание двух других божеств указывает на то, что он мог захватить власть и в Уруке, и в Ниппуре. В случае Урука, который находится всего в 25 км к северо-западу от Ларсы, известно, что город ранее принадлежал Исину до правления Липит-Иштара. Однако после смерти Липит-Иштара политический статус Урука становится крайне неопределенным, и существует явная вероятность того, что Гунгунум, возможно, сумел подчинить город своей власти. Такой сценарий, кроме того, подтверждается обнаружением кирпичей, на которых написано имя Гунгунум, в месте под названием Умм-эль-Вавия, которое находится в непосредственной близости от Урука и может быть отождествлено с древним городом Дурум. Эта близость короля Ларсы к самому порогу Урука еще больше увеличивает вероятность того, что он также контролировал сам город.

Между тем город Ниппур расположен в 30 км к северу от Исина и отличался своим статусом священного места Месопотамии, где Энлиль, верховное божество шумеров и Аккадский пантеон, имел свой храм. По этой причине господство Ниппура имело существенный политический престиж, выраженный в практике, с помощью которой царь, который правил городом и тем самым получил признание духовенства Энлиля, мог претендовать на титул «король Шумера и Аккада», что подразумевало символическое господство весь регион южной Месопотамии. Идеологическое значение Ниппура сделало бы его привлекательным призом для Гунгунума, и есть немало свидетельств, указывающих на его конечный успех в отрыве священного города от Исина и включении его в свои владения. Помимо упоминания Энлиля в названии года, есть королевская надпись, сделанная Гунгунумом всего через два года после его поражения при Мальгиуме, в которой он претендует на титул «царь Шумера и Аккада» (в то время как ранее он ограничивался титул «царь Ура»); в то же время названия двух лет одного и того же периода относятся к серии строительных работ в местах, которые все были ориентировочно размещены в окрестностях Ниппура. Наконец, археологи в Ниппуре обнаружили копии гимна, составленного Гунгунумом, в котором описывается, как знамя Нанны, божества-покровителя Ура, ведет процессию даров по обету в храм Энлиля. Присутствие рукописи этого гимна из Ларсы в святилище Энлиля предполагает, что местное духовенство приняло его в свой религиозный канон, что, скорее всего, произошло в период, когда в городе господствовал Гунгунум.

Хотя все эти свидетельства делают почти уверенным, что Гунгунум правил Ниппуром, по крайней мере, с 19-го года жизни, кажется столь же очевидным, что господство Ларсы над священным городом длилось недолго. Это очевидно из двухлетних имен, принадлежащих Ур-Нинурте из Исина, которые убедительно указывают на то, что этому царю удалось вернуть Ниппур после периода, когда город был потерян для него; в то время как иностранная держава, от которой он возвратил Ниппур, не названа, едва ли она могла быть кем-то другим, кроме Ларсы. Однако, поскольку в настоящее время не существует полного хронологического списка названий годов Ур-Нинурты, невозможно определить, произошло ли завоевание Исином Ниппура при жизни Гунгунума или после его смерти в 1906 г. до н.э.

Консолидация, последние годы и смерть

Названия года после победы над Мальгиумом предполагают период консолидации с упором на улучшение оборонительных укреплений на территории Ларсы. На своем 20-м году жизни Гунгунум построил новые большие городские ворота в Уре, а в следующем году он завершил строительство большой оборонительной стены, окружающей сам город Ларса, достижение, которое он ознаменовал вышеупомянутой королевской надписью, где он утверждает титул «царь Шумера и Аккада». Наконец, в названиях лет его 22-го и 23-го лет упоминаются строительные работы в городе-крепости Дуннум, рытье канала Ишартум и завершение «великой стены» Ка-Гештин-ана, которая, возможно, была расположена недалеко от Ниппур.

Кроме того, похоже, что Гунгунуму также удалось вернуть Кисурру примерно в это время, поскольку в городе был найден документ, датированный названием года его 23-го года. Неизвестно, как долго Кисурра оставался под властью Ларсы на этот раз, но в нескольких более поздних городских документах указаны неизвестные названия лет, которые относятся к смерти Гунгунума. Это указывает на то, что его личность оставалась ориентиром для местного правительства Кисурры до самого конца его правления, независимо от того, была ли местная администрация напрямую подчинена Ларсе или была захвачена местной королевской династией, которая утвердилась в какой-то момент около 1900 года. До н.э.

Названия пяти последних лет правления Гунгунума связаны с религиозной деятельностью и ирригационными работами. В это время старый король построил храм богини Нинисинна в Ларсе и изготовил серебряную статую для храма Нанны в Уре, в дополнение к рытью канала Ба-у-хе-гал около Гирсу. Таким образом, Гунгунум, похоже, завершил свое правление на мирной ноте, превратив Ларсу из относительно небольшого государства в региональную державу, раз и навсегда сломившую гегемонию Исина. После смерти Гунгунума на троне Ларсы его наследовал Аби-саре, чье точное родство с его предшественником неясно, поскольку доступные источники не указывают на семейную связь. Тем не менее, преемственность, тем не менее, кажется, была упорядоченной и без сбоев, о чем свидетельствует тот факт, что ряд королевских чиновников остались на своих старых должностях при новом короле и продолжали свою службу без перерыва.

Справка Список
  1. ^Согласно так называемой средней хронологии Древнего Ближнего Востока, которая недавно была подтверждена как более или менее правильная. См. Manning SW, Griggs CB, Lorentzen B, Barjamovic G, Ramsey CB, Kromer B, et al. (2016) Интегрированные временные рамки высокого разрешения с древовидными кольцами и радиоуглеродом для определения хронологии Месопотамии, предшествующей второму тысячелетию до нашей эры. PLoS ONE 11 (7): e0157144. DOI: 10.1371 / journal.pone.0157144
  2. ^Фитцджеральд 2002, стр. 37-38
  3. ^Фитцджеральд 2002, стр. 38
  4. ^Фитцджеральд 2002, стр. 159–160
  5. ^Фитцджеральд 2002, с. 38-39
  6. ^Стейнкеллер 1982, с. 240–243
  7. ^Фитцджеральд 2002, с. 39
  8. ^Фитцджеральд 2002, с. 39
  9. ^Документ с названием года седьмого года Гунгунума был найден в Уре, но поскольку название этого года совпадает с названием года, обозначающего 11-го года правления Ларсы Ависаре (т.е. 1895 г. до н.э.), возможно, что он скорее принадлежит этому королю. С другой стороны, название года десятого года Гунгунума определенно засвидетельствовано в Уре. См. Charpin 2004, стр. 71, сноска 223
  10. ^Фитцджеральд 2002, стр. 40-41
  11. ^МакИнтош 2005, стр. 84
  12. ^Шарпен 2004, стр. 72
  13. ^Фитцджеральд 2002, стр. 41-42
  14. ^Фитцджеральд 2002, стр. 42-44
  15. ^Шарпен 2004, с. 72
  16. ^Шарпен 2004, стр. 74
  17. ^Тыборовский 2012, стр. 252
  18. ^Фитцджеральд 2002, стр. 42
  19. ^Фитцджеральд 2002, стр. 42
  20. ^Брайс 2009, стр. 441
  21. ^Фитцджеральд 2002, стр. 42
  22. ^Фрейн 1990, с. 439
  23. ^Шарпен 2004, стр. 72
  24. ^Михаловский 1977, с. 88. Но см. Verkinderen (2006) относительно альтернативного местоположения Durum
  25. ^Bryce 2009, p. 512
  26. ^Ван Де Миероп 2015, стр. 96
  27. ^Рассматриваемые строительные работы включают строительные работы в укрепленном городе Дуннум и рытье так называемого канала Ишартум в 22-й год Гунгунума, а также завершение «великой стены» Ка-Гештин-ана в его 23-й год. См. Frayne 1992, стр. 29ff и стр. 41
  28. ^Фрейн 1998, стр. 27-28
  29. ^Фрейн 1998, стр. 28
  30. ^Фитцджеральд 2002, стр. 44. См. Также сноску No. 27
  31. ^Тыборовский 2012, стр. 252–254
  32. ^Фитцджеральд 2002, стр. 45-46
Литература
  • Брайс, Тревор. Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи. Taylor Francis, 2009. ISBN 0-415-39485-6.
  • Шарпен, Доминик. Histoire politique du Proche-Orient amorrite (2002–1595) в Orbus Biblicus et Orientalis 160/4: Mesopotamien. Die altbabylonische Zeit. Academic Press, Fribourg and Vandenhoek Ruprecht, Göttingen, 2004.
  • Crawford, Harriet. Ур: Город Лунного Бога. Bloomsbury Publishing, 2015. ISBN 1-4725-3169-8.
  • Фицджеральд, Мадлен Андре. Правители Ларсы. Диссертация Йельского университета, 2002.
  • Фрейн, Дуглас. Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.). Том 4, Королевские надписи Месопотамии: ранние периоды. University of Toronto Press, 1990. ISBN 0-8020-5873-6.
  • Фрейн, Дуглас. Раннединастический список географических названий. Американская восточная серия, Vol. 74. American Oriental Society, 1992.
  • Фрейн, Дуглас. Новый свет правления Ишме-Дагана. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie, Vol. 88, выпуск 1 (январь 1998 г.).
  • Михаловски, Петр. Дурум и Урук в период Ура III. Месопотамия, Vol. 12 (1977).
  • Steinkeller, Piotr. Вопрос о Мархаши: вклад в историческую географию Ирана в третьем тысячелетии до нашей эры. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie, Vol. 72, выпуск 1 (январь 1982 г.).
  • Тыборовски, Витольд. Новые таблички из Кисурры и хронология Центральной Вавилонии в ранний древневавилонский период. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie, Vol. 102, выпуск 2 (декабрь 2012 г.).
  • Van De Mieroop, Marc. История древнего Ближнего Востока. John Wiley Sons, 2015. ISBN 978-1-118-71816-2.
  • Веркиндерен, Питер. Les toponymes bàdki et bàd.anki. Akkadica, Vol. 127, № 2 (2006).
См. Также
  • значок Азиатский портал
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:30:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте