Инцидент в заливе Сидра (1981) | |||||
---|---|---|---|---|---|
. Воссоздание корабля Fast Eagle 107 AIM-9 Sidewinder собирается поразить ливийский Су-22 над заливом Сидра в Digital Combat Simulator. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
США | Ливия | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Рональд Рейган | Муаммар Каддафи | ||||
Сила | |||||
2 F-14A Tomcats. 1 E- 2C Hawkeye. 1 авианосец (Nimitz Class ) | 2 Су-22 | ||||
Потери и потери | |||||
нет | 2 самолета уничтожено |
В первом Инцидент в заливе Сидра, 19 августа 1981 года, два российских ливийских Су-22 установили обстреляли и впоследствии были сбиты двумя американцами F-14 Tomcats у побережья Ливии. Ливия утверждала, что весь Персидский залив является их территорией, на 32 ° 30 'северной широты, с исключительными 62 морскими милями (115 км; 71 ми) рыболовная зона, в которой Ли Лидер байана Муаммар Каддафи объявлен «Линией смерти» в 1973 году. Еще два инцидента произошли в районе в 1986 и в 1989 году.
В 1973 году Ливия объявила залив Сидра закрытым заливом и часть его территориальных вод. Это побудило Соединенные Штаты провести операции Freedom of Navigation (FON) в этом районе, поскольку претензия не соответствовала критериям, установленным международным правом. Ливия часто сталкивалась с американскими войсками в заливе и вблизи него, и дважды ее истребители открывали огонь по американским разведывательным полетам у побережья Ливии; один раз в начале 1973 года и снова в конце 1980 года. Операции FON активизировались, когда Рональд Рейган пришел к власти.
В августе 1981 года Рейган санкционировал большую военно-морские силы во главе с парой авианосцев, USS Форрестол и USS Nimitz, чтобы развернуть в спорном районе. Два авианосца взяли на борт четыре эскадрильи перехватчиков : VF-74 "Be-Devilers" и VMFA-115 "Silver Eagles", летающих F-4 Phantoms из Форрестола, и VF-41 "Black Aces" и VF-84 "Jolly Rogers", летающие на F-14 Tomcats из Нимица. В ответ ВВС Ливии развернули большое количество перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков. Рано утром 18 августа, когда начались учения США, по крайней мере три МиГ-25 «Лисички» приблизились к группам авианосцев США, но их уводили американские перехватчики. Ливийцы пытались установить точное местонахождение военно-морских сил США. Вылетели тридцать пять пар МиГ-23 «Флоггеры», МиГ-25, Су-20 «Слесарь-С», Су-22М «Фиттер-Джи» и Мираж F1. Вскоре их перехватили семь пар F-14 и F-4. Позже американская военно-морская разведка установила, что в тот день МиГ-25 мог запустить ракету с расстояния 18 миль по истребителю США.
Утром 19 августа, после отражения нескольких ливийских «имитационных» атак на боевую группу накануне, два F-14 из VF -41 "Black Aces", Fast Eagle 102 (CDR Henry 'Hank' Kleemann / LT David 'DJ' Venlet) (летающий BuNo 160403) и Fast Eagle 107 (LT Lawrence 'Music' Muczynski / LTJG James 'Luca' Anderson) ( в BuNo 160390), летали боевым воздушным патрулем (CAP), якобы для прикрытия самолетов, участвующих в ракетных учениях. Однако командующий ВМС США Томпсон С. Сандерс написал в Air Space / Smithsonian, что миссия его S-3A Viking была реальной предвестницей этого инцидента. Сандерсу было приказано летать на своем «Викинге» по орбите ипподрома внутри заявленной Каддафи зоны, но за пределами международно признанного 12-мильного территориального водного лимита, чтобы попытаться спровоцировать ливийцев на реакцию. E-2C Hawkeye предупредил Сандерса, что два истребителя Су-22 вылетели с авиабазы Гурдабия недалеко от города Сирт.
F-14 BuNo 162592, нарисованный, чтобы изобразить F-14 (BuNo 160403), которым управляли Клеманн и Венлет, выставленный в Президентской библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, КалифорнияЯстребиный глаз управлял F- 14 секунд для перехвата, в то время как Сандерс нырнул на высоту 500 футов и полетел на север, чтобы уклониться от ливийского самолета, опыт, который Сандерс нашел стрессовым, потому что S-3A не был оснащен приемником предупреждения об угрозе, а также какими-либо контрмерами, недостаток позже был исправлен на S-3B.
Два F-14 готовились к перехвату, поскольку контакты направлялись к ним на север. Всего за несколько секунд до пересечения, на расчетном расстоянии 300 м, один из ливийцев выстрелил из AA-2 «Атолл» по одному из F-14, который промахнулся.. Затем два Sukhois разошлись, когда они пролетели мимо американцев, лидер повернул на северо-запад, а ведомый повернул на юго-восток в направлении побережья Ливии. Tomcats уклонились от снаряда и получили разрешение на ответный огонь в соответствии с их правилами ведения боя, которые предусматривали самооборону при начале враждебных действий. «Томкэтс» свернули на левый борт и пошли за ливийскими самолетами. Американцы стреляли AIM-9L Sidewinders ; первое убийство приписывается Fast Eagle 102, второе - Fast Eagle 107. Оба ливийских пилота катапультировались.
Перед катапультированием американский самолет электронного наблюдения, наблюдавший за этим событием, зафиксировал отчет ведущего ливийского пилота своему наземному диспетчеру о том, что он выпустил ракету по одному из американских истребителей, и не дал никаких указаний на то, что выстрел был произведен. непреднамеренно. Официальный США В отчете ВМС говорится, что оба ливийских пилота катапультировались и были благополучно восстановлены, но в официальной аудиозаписи инцидента, взятой с USS Biddle, один из пилотов F-14 утверждает, что он видел ливийского пилота. катапультироваться, но его парашют не раскрылся.
Менее чем через час, когда ливийцы проводили поисково-спасательную операцию своих сбитых пилотов, два МиГ-25 вошли в воздушное пространство над заливом, взяв курс на в сторону авианосцев США на скорости 1,5 Маха и провел имитационную атаку в направлении USS Nimitz. Два VF-41 Tomcats направились к ливийцам, которые затем развернулись. Tomcats повернули домой, но им пришлось снова развернуться, когда ливийцы снова направились к американским авианосцам. После того, как их засекли радары F-14, МиГи наконец направились домой. Позже в тот же день еще одно ливийское соединение отважилось выйти в Персидский залив в сторону американских войск. Fast Eagle 102 (BuNo 160403) теперь выставлен в Мемориальном музее ВВС в Мидленде, штат Техас. Отреставрированный F-14 был представлен на церемонии 26 августа 2016 года. Вице-адмирал Дэйв Венлет разрезал первую кассету. Fast Eagle 107 (BuNo 160390) был уничтожен в результате аварии 25 октября 1994 года.