Жан Жозеф Николя Гийом Леке (20 января 1870 - 21 января 1894) был бельгийским композитором классической музыки. музыка.
Лекеу родился в Хеуси, деревне недалеко от Вервье, Бельгия. Первоначально он изучал фортепиано и теорию музыки под руководством Альфонса Фосса, директора духового оркестра местной консерватории. В 1879 году его родители переехали в Пуатье, Франция. В школе он продолжал заниматься музыкой самостоятельно, сочинив свое первое произведение в возрасте 15 лет. С 1885 года он регулярно сочинял новую музыку, особенно камерную, а с 1887 года изучал гармонию и скрипку под руководством Октава Грисара.
В июне 1888 года его семья переехала в Париж, где он начал изучать философию. Он познакомился с работами Теодора де Вайзевы и продолжил обучение у Гастона Валлина. В августе 1889 года он отправился в Байройт, чтобы посмотреть оперы Рихарда Вагнера. По возвращении он изучал контрапункт и фугу в частном порядке с Сезаром Франком. Франк поощрял его продолжать сочинять; после смерти Франка осенью 1890 года Вайзева познакомил его с Винсентом д'Инди, который научил его оркестровке и призвал его побороться за бельгийскую Prix de Rome, награжденный в Брюсселе. В 1891 году он выиграл вторую премию в конкурсе на кантату Андромеда.
В 1892 году д'Инди представил Леке Октаву Маусу, тогдашнему секретарю брюссельского Le Cercle des XX. Эжен Исай заказал ему произведение - Сонату для скрипки соль мажор, премьера которой состоялась в марте 1893 года, и это его самая известная и наиболее часто записываемая работа.
Лекеу тиф заболел от одного человека. зараженный сорбет в октябре 1893 года. Он умер в доме своих родителей в Анже 21 января 1894 года, на следующий день после своего 24-го дня рождения. 26 января 1894 года он был похоронен на небольшом кладбище в Хеуси.
Личный стиль Лекеу присутствовал в его ранних произведениях. В 1887 году он сказал: «Bien plus, ce sera bizarre, détraqué, horrible, tout ce qu'on voudra; mais, du moins, ce sera original» («Более того, это будет странно, безумно, ужасно, все, что угодно., но по крайней мере будет оригинально »).
Струнные квартеты Леке были вдохновлены Бетховеном, и знакомство с операми Вагнера в Байройте повлияло на его подход к мелодии. Он описал это как «des mélodies de telle longueur qu'un seul Exposé Suffisait à parfaire... un morceau de musique» («мелодии такой длины, что одного выступления было достаточно, чтобы завершить... музыкальное произведение»).
Его главным влиянием был Франк. Многие его работы характеризуются определенной меланхолией: по его собственным словам, «la joie [est] mille fois plus difficile à peindre que la souffrance» («радость в тысячу раз сложнее нарисовать, чем страдание»).
Его более крупные композиции имеют циклическую структуру; то есть темы в его произведениях будут часто повторяться от движения к движению, что, несомненно, унаследовано от давней традиции европейских композиторов девятнадцатого века, а также от многих произведений Франка и д'Инди. Повторяющиеся темы в сонате для скрипки заставили некоторых ученых предположить, что она была источником вдохновения для сонаты Винтея, воображаемого произведения, описанного Марселем Прустом в В поисках утраченного Время. Однако структура, представленная Прустом, также похожа на скрипичную сонату Франка.
Его стиль, пророческий для авангардных французских композиторов начала двадцатого века, таких как Сати и Мильо., находился под влиянием Франка, Вагнера и (особенно в Трио) Бетховена, хотя эти влияния не проявлялись как простое подражание. В целом Лекеу считают талантливым композитором, смерть которого оборвала многообещающую музыкальную карьеру.
Лекеу написал около 50 произведений, и на момент своей смерти оставил ряд незаконченных сочинений. Две из них, Соната для виолончели и его Фортепианный квартет, были выполнены Д'Инди. Все они были записаны по крайней мере один раз, а некоторые из них - более одного раза, в частности, Соната для скрипки соль мажор и Фортепианное трио до минор. Впервые фортепианная соната соль минор была полностью исполнена вживую пианистом Павлом Альбинским в Кракове, Польше 20 августа 2014 года.
Значимые произведения: