Гвидо Рени | |
---|---|
Автопортрет, ок. 1602 | |
Родился | 4 ноября 1575. Болонья, Папская область |
Умер | 18 августа 1642 (1642-08-18) (66 лет). Болонья |
Национальность | Итальянец |
Известен | Живописью |
Движением | Барокко |
Гвидо Рени (итальянское произношение: ; 4 ноября 1575 - 18 августа 1642) был итальянским художником периода барокко, хотя его работы были выполнены в классической манере, подобной на Симон Вуэ, Николас Пуссен и Филипп де Шампень. Он писал преимущественно религиозные произведения, а также мифологические и аллегорические сюжеты. Работая в Риме, Неаполе и в своей родной Болонье, он стал доминирующей фигурой в Болонской школе, возникшей под влиянием Карраччи.
Родившийся в Болонье в семье музыкантов, Гвидо Рени был единственным ребенок Даниэле Рени и Джиневра Поцци. В возрасте девяти лет он поступил учеником в болонскую студию Дениса Кальверта. Вскоре к нему присоединились в этой студии Альбани и Доменикино. Возможно, он также обучался у художника по имени Феррантини. Когда Рени было около двадцати лет, трое учеников Кальверта мигрировали в растущую конкурирующую студию, названную Accademia degli Incamminati (Академия «новичков», или прогрессистов), во главе с Людовико Карраччи. Они составили ядро плодовитой и успешной школы болонских художников, которые последовали за кузеном Лодовико Аннибале Карраччи в Рим.
Рени выполнил заказы на свои первые алтари во время учебы в академии Карраччи. Он покинул академию в 1598 году после спора с Людовико Карраччи из-за неоплачиваемой работы. Примерно в это же время он сделал свои первые гравюры, серию, посвященную визиту Папы Климента VIII в Болонью в 1598 году.
К концу 1601 года Рени и Альбани переехал в Рим, чтобы работать с командами под руководством Аннибале Карраччи над фресками дворца Фарнезе. В 1601–1604 годах его главным покровителем был кардинал Паоло Эмилио Сфондрати. К 1604–1605 он получил независимый заказ на запрестольный образ Распятия Святого Петра. Вернувшись ненадолго в Болонью, он вернулся в Рим, чтобы стать одним из главных художников во время папства Павла V (Боргезе ); между 1607–1614 годами он был одним из художников, которым больше всего покровительствовала семья Боргезе.
Вакх и Ариадна, около 1619–1620 гг., Художественный музей округа Лос-АнджелесПотолок Рени, расписанный фресками, в большом центральном зале казино dell'Aurora, расположенном на территории Палаццо Паллавичини -Роспильози, часто считается его шедевром фресок. Первоначально здание было павильоном, построенным по заказу кардинала Сципионе Боргезе ; задняя часть выходит на Пьяцца Монтекавалло и Палаццо дель Квиринале. Массивная фреска обрамлена квадри-рипортати и изображает Аполлона в его колеснице, которому предшествует рассвет (Аврора), несущий свет в мир. Работа выдержана в классицизме, копирует позы из римских саркофагов и демонстрирует гораздо большую простоту и сдержанность, чем буйный Триумф Карраччи Вакха и Ариадны в Фарнезе. В этой картине Рени больше объединяется с более суровым Кавальером д'Арпино, Ланфранко и Альбани «школой» мифо-исторической живописи, и меньше - с более многолюдные фрески, характерные для Пьетро да Кортона. Здесь мало уступок перспективе, а яркий стиль противоположен тенебризму последователей Караваджо. Документы показывают, что Рени получил 247 скуди и 54 байоччи по завершении его работы 24 сентября 1616 года.
В 1630 году семья Барберини Папы Урбана VIII получила заказ из Рени картина с изображением архангела Михаила для церкви Санта-Мария-делла-Консезионе-деи-Капуччини. Картина, завершенная в 1636 году, породила старую легенду о том, что Рени представлял Сатану, раздавленного ногой Святого Михаила, с чертами лица кардинала Джованни Баттисты Памфили в отместку за пренебрежение.
Св. Михаил Архангел, 1636. Архангел Михаил, топчущий сатану, носит позднеримский военный плащ и кирасу. Проводится в Санта-Мария-делла-Консесионе-деи-Капуччини, Рим.Рени также расписал фресками капеллу Паолин Санта-Мария-Маджоре в Риме, а также крылья Альдобрандини Ватикана. По слухам, папская часовня Монтекавалло (Часовня Благовещения) была поручена Рени расписать. Однако из-за того, что ему недоплачивали папские министры, художник снова уехал из Рима в Болонью, оставив Доменикино роль выдающегося художника Рима.
Вернувшись в Болонью более или менее навсегда после 1614 года, Рени основал успешная и плодовитая студия. Ему было поручено украсить купол часовни Святого Доминика в Болонской базилике Сан-Доменико между 1613 и 1615 годами, в результате чего была создана сияющая фреска «Святой Доминик во славе», шедевр, достойный сравнения с изысканным Арка ди Сан Доменико под ним. Он также участвовал в украшении Часовни Розария в той же церкви с Воскресением; а в 1611 году он уже написал для Сан-Доменико великолепную Резню младенцев, теперь в Пинакотеке Национале ди Болонья, которая стала важным ориентиром для французской неоклассики, а также образец деталей в картине Пикассо Герника.
. В 1614–1615 годах он написал «Израильтяне собирают манну» для часовни в соборе Равенны.
. Кратковременно покидая Болонью в 1618 г., Рени отправился в Неаполь, чтобы выполнить заказ по росписи потолка в часовне собора Сан-Дженнаро. Однако в Неаполе другие известные местные художники, в том числе Коренцио, Караччоло и Рибера, были яростно сопротивлялись конкурентам и, по слухам, сговорились отравить или иначе навредить Рени (как это могло случиться с Доменикино в Неаполе после него). Рени, который очень боялся быть отравленным (и колдовством), решил не пренебрегать его приемом.
Покинув Рим, Рени поочередно рисовал в разных стилях, но проявлял менее эклектичный вкус, чем многие ученики Карраччи. Например, его запрестольный образ «Самсон-победитель» формулирует стилизованные позы, подобные тем, которые характерны для маньеризма. Напротив, его «Распятие» и его «Атланта» и «Гипомен» изображают драматические диагональные движения в сочетании с эффектами света и тени, которые отражают более барочное влияние Караваджо. Его бурная, но реалистичная «Резня младенцев» (Пинакотека, Болонья) написана в манере, напоминающей поздний Рафаэль. В 1625 году князь Владислав Сигизмунд Ваза из Польши посетил мастерскую художника в Болонье во время своего визита в Западную Европу. Тесная связь между художником и польским князем привела к приобретению рисунков и картин. В 1630 году Рени написал «Паллион дель Вото» с изображениями Святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксавьера, написанных во время чумы 1630, поразившей Болонью.
К 1630-м годам стиль живописи Рени стал более свободным, менее навязанным, и в нем преобладали более светлые тона. Заядлый игрок, Рени часто испытывал финансовые затруднения, несмотря на стабильный спрос на его картины. Согласно его биографу Карло Чезаре Мальвазия, потребность Рени в возмещении проигрышей в азартных играх привела к поспешной казни и множеству копий его работ, произведенных в его мастерской. Среди картин последних лет много неоконченных работ.
Сюжеты Рени в основном библейские и мифологические. Он написал несколько портретов; наиболее примечательными являются портреты Сикста V и кардинала Бернардино Спада, наряду с одной из его матери (в Национальной пинакотеке Болоньи) и несколькими автопортретами с обоих его юность и старость. (Так называемая «Беатриче Ченчи», ранее приписываемая Рени и воспеваемая поколениями поклонников, теперь считается сомнительной атрибуцией. Беатрис Ченчи была казнена в Риме до того, как Рени когда-либо жил там, и поэтому не могла сидели для портрета.) Многие офорты приписываются Гвидо Рени, некоторые - по его собственным картинам, а некоторые - по другим мастерам. Они энергичные, в легком стиле с тонкими линиями и точками. Техника Рени использовалась болонской школой и была стандартом для итальянских граверов своего времени.
Рени умер в Болонье в 1642 году. Он был похоронен там в Часовне Розария базилики Сан-Доменико ; Художница Элизабетта Сирани, чей отец был учеником Рени и которого некоторые считали художественным реинкарнацией Рени, позже была похоронена в той же гробнице.
Рени был самым известным итальянским художником своего поколения. Через своих многочисленных учеников он оказал широкое влияние на более позднее барокко. В центре Болоньи он основал две студии, в которых обучается почти 200 учеников. Его наиболее выдающимся учеником был Симоне Кантарини по имени Иль Пезарезе, который написал портрет своего учителя, который сейчас находится в Болонской галерее. Среди других болонских учеников Рени были Антонио Ранда (в начале своей карьеры считался лучшим учеником Рени, пока он не пытался убить своего учителя), Винченцо Готти, Эмилио Савонанци, Себастьяно Брунетти, Томмазо Кампана, Доменико Мария Канути, Бартоломео Марескотти, Джованни Мария Тамбурино, и Пьетро Галлинари (Пьерино дель Синьор Гвидо).
Другие художники, обучавшиеся у Рени, включают (Иль Торричелло), Антонио Джарола (Кавалер Коппа), Джованни Баттиста Мичелини, Гвидо Каньяччи, Джованни Буланже из Труа Паоло Бьянкуччи из Лукки, Пьетро Риччи или Риги из Лукки Джакомо Семенца, Джозеффо и Джованни Стефано Данеди из Милана, Луиджи Скарамучча, Бернардо Черва, Франческо Костанцо Каттанео Феррарский, Франческо Гесси и Марко Бандинелли.
За пределами Италии влияние Рени было важным в стиль многих испанских художников барокко, таких как Хусепе де Рибера и Мурильо. Но его работы особенно ценились во Франции - Стендаль считал, что у Рени, должно быть, была «французская душа», - и оказали влияние на поколения французских художников, таких как Le Sueur, Le Brun, Виен и Грёз ; а также более поздних французских неоклассических живописцев. В XIX веке репутация Рени упала в результате изменения вкусов, о чем свидетельствует суровое суждение Джона Раскина о том, что работа художника сентиментальна и фальшива. Возрождение интереса к Рени произошло с 1954 года, когда в Болонье открылась важная ретроспективная выставка его работ.
Лувр содержит двадцать его картин, Музей Прадо в Мадрид восемнадцать, Национальная галерея из Лондон семь, и другие, когда-то бывшие там, теперь перемещены в другие публичные коллекции. Среди семи - небольшая Коронация Богородицы, написанная на меди. Вероятно, он был написан до отъезда мастера из Болоньи в Рим.
Святая Цецилия, 1606 г.
Святой Себастьян, ок. 1615
Святой Филипп Нери в экстазе, 1614, Ораторское искусство церковь Chiesa Nuova, Рим
Слава Святого Доминика, венчающая Арку Сан-Доменико, 1613 г. –1615
Гиппомен и Аталанта, 1618–1619, Музей Прадо
Давид и Абигейл, ок. 1615
Иисус Христос с крестом, 1621
Крещение Христа, ок. 1622–1623
Христос дает ключи святому Петру, 1626, Лувр
Похищение Европы, 1630-е годы, Национальная галерея, Лондон. Сделано для короля Польши Владислава IV.
Иосифа и жены Потифара, 1631
Голова святого Франциска, до ок. 1632, Национальная галерея искусств
Матфей и ангел, ок. 1635–1640
Кающаяся Магдалина, ок. 1635
Святой Иаков Великий, ок. 1636–1638
Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1636–1637
Лукреция, 1640–1642
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гвидо Рени. |
Викиисточник содержит текст статьи Католической энциклопедии 1913 года Гвидо Рени. |